Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Работа с суждением историка. Образование Русского централизованного государства(XIV — начало XVI в.)

Образование Русского централизованного государства(XIV — начало XVI в.)

Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.

№ п/п Событие Дата
1. Битва на реке Боже  
2. Битва на реке Шелони  
3. Восстание в Твери  
4. Грюнвальдская битва  
5. Княжение Дмитрия Донского  
6. Княжение Ивана III Великого  
7. Княжение Ивана Калиты в Москве  
8. Кревская уния Польши и Литвы  
9. Куликовская битва  
10. Набег Тохтамыша на Москву  
11. Признание Тверью «старейшинства» Москвы  
12. Присоединение к Москве Коломны  
13. Присоединение к Москве Пскова, Смоленска и Рязанского княжества  
14. Присоединение Новгорода к Москве  
15. Присоединение Твери к Москве  
16. Свержение ордынского ига  
17. Судебник Ивана III  
18. Феодальная война в Московском княжестве  
       

Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло?
Андрей Рублев   1.
Аристотель Фиораванти   1.
Афанасий Никитин   1. 2.
Ахмат   1.
Василий I Дмитриевич   1.
Василий II Василье­вич Темный   1. 2.
Василий III   1. 2.
Витовт   1. 2.
Владимир Серпуховской   1.
Гедимин   1.
Даниил Александрович   1. 2.
Дмитрий Боброк-Волынский   1.
Дмитрий Донской   1. 2. 3. 4.
Иван I Данилович Калита   1. 2. 3. 4. 5. 6.
Иван II Красный   1.
Иван III Великий   1. 2. 3. 4. 5. 6.
Иосиф Волоцкий   1.
Мамай   1. 2.
Миндовг   1.
Митрополит Алексий   1.
Митрополит Петр   1.
Михаил Ярославич Тверской   1. 2.
Нил Сорский   1.
Ольгерд   1. 2.
Пересвет и Ослябя   1. 2.
Сергий Радонежский   1. 2.
Симеон Гордый   1.
Тохтамыш   1.
Узбек   1. 2.
Юрий Данилович   1. 2.
Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка   1.
Ягайло   1. 2. 3.

Работа со схемами.

1.

Заполните родословную таблицу литовских князей (указаны важнейшие представители).

2.

Заполните родословную таблицу московских князей (указаны важнейшие предста­вители).

 

 


3.

Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в начале XVI в.

Работа с картой

Найдите на карте:

1) территорию первоначального расселения литовских племен и границы Великого княжества Литовского в момент наибольшего расширения;

2) границы Московского княжества к 1300 г. и направления территориального роста, границы Великого княжества Московского к 1462 г., границы Русского государства к 1533 г.;

3) Куликовскую битву, битву на реке Шелонь, стояние на реке Угре.

Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Боярская дума -__________________________________________________________________

2. Дворяне - _______________________________________________________________________

3. Еретики - _______________________________________________________________________

4. Иосифляне - _____________________________________________________________________

5. Кормление - _____________________________________________________________________

6. Местничество - ___________________________________________________________________

7. Наместник - ______________________________________________________________________

8. Нестяжатели - ________________________________________________________________________

9. «Пожилое» - _________________________________________________________________________

10. Поместье - __________________________________________________________________________

11. Судебник - _________________________________________________________________________

12. Уния - _____________________________________________________________________________

13. «Юрьев день» - ______________________________________________________________________


Работа с источниками

Вставьте пропущенные имена, определите датировку событий.

А. «В те времена умер король Казимир Краковский, а сыновей у него не было, была только дочь Ядвига. И стали поляки посылать из Кракова к 1 ___________, чтобы он при­нял крещение из Рима и стал бы у них королем в Кракове и во всей Польше. И

1______________начал советоваться со своей матерью, княгиней Ульяной, и с братьями, со

всеми князьями и боярами Литовской земли, поехал в Краков в Польскую землю, там сам крестился и брат его, и многие бояре Литовской земли крестились». Дата: _*__ _•

Б. «Пришел ордынский князь 2 с единомышленниками своими и со все­ми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да еще, кроме того, отряды нанял басурман [мусульман], армян, фрягов [итальянцев из генуэзских коло­ний в Крыму], черкесов, ясов [осетин]... Также с 2_____________в единомыслии и в единой

думе был и литовский 1_____________ со всею силою литовскою и польскою. С ними же в

союзе был князь 3_____________ и со всеми этими сообщниками пошел на великого князя

4_____________и на брата его 5_____________». Дата:______________.

 

В. «Услышав, что 6_______ -____ стоит на берегу со всеми силами,

7________________пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь

8________________ или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда

6________________послал на Угру сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они

стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам 6 поехал из Коломны в Москву ко всемилостивому Спасу, пречистой госпоже богородице и святым чудотворцам про­сить помощи и заступничества православному христианству, а также на совет и думу к сво­ему отцу митрополиту Геронтию». Дата:____________ .

Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Назовите князей, к ко торым может быть применена данная характеристика.

«Готовясь предстать пред престолом всевышнего судии [Бога] и диктуя... духовную гра­моту, как эти князья внимательны ко всем подробностям своего хозяйства, как хорошо пом­нят всякую мелочь в нем! Не забудут ни шубки... ни пояса золотого, ни коробки сердоликовой, все запишут, всему найдут место и наследника. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое... новое сельцо прикупить - вот на что, по-видимому, были обраще­ны их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.