Присоединение к Москве Пскова, Смоленска и Рязанского княжества
14.
Присоединение Новгорода к Москве
15.
Присоединение Твери к Москве
16.
Свержение ордынского ига
17.
Судебник Ивана III
18.
Феодальная война в Московском княжестве
Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)
Исторический деятель
Кто такой(ие)?
Что сделал? Что с ним произошло?
Андрей Рублев
1.
Аристотель Фиораванти
1.
Афанасий Никитин
1.
2.
Ахмат
1.
Василий I Дмитриевич
1.
Василий II Васильевич Темный
1.
2.
Василий III
1.
2.
Витовт
1.
2.
Владимир Серпуховской
1.
Гедимин
1.
Даниил Александрович
1.
2.
Дмитрий Боброк-Волынский
1.
Дмитрий Донской
1.
2.
3.
4.
Иван I Данилович Калита
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Иван II Красный
1.
Иван III Великий
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Иосиф Волоцкий
1.
Мамай
1.
2.
Миндовг
1.
Митрополит Алексий
1.
Митрополит Петр
1.
Михаил Ярославич Тверской
1.
2.
Нил Сорский
1.
Ольгерд
1.
2.
Пересвет и Ослябя
1.
2.
Сергий Радонежский
1.
2.
Симеон Гордый
1.
Тохтамыш
1.
Узбек
1.
2.
Юрий Данилович
1.
2.
Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка
1.
Ягайло
1.
2.
3.
Работа со схемами.
1.
Заполните родословную таблицу литовских князей (указаны важнейшие представители).
2.
Заполните родословную таблицу московских князей (указаны важнейшие представители).
3.
Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в начале XVI в.
Работа с картой
Найдите на карте:
1) территорию первоначального расселения литовских племен и границы Великого княжества Литовского в момент наибольшего расширения;
2) границы Московского княжества к 1300 г. и направления территориального роста, границы Великого княжества Московского к 1462 г., границы Русского государства к 1533 г.;
3) Куликовскую битву, битву на реке Шелонь, стояние на реке Угре.
Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
1. Боярская дума -__________________________________________________________________
А. «В те времена умер король Казимир Краковский, а сыновей у него не было, была только дочь Ядвига. И стали поляки посылать из Кракова к 1 ___________, чтобы он принял крещение из Рима и стал бы у них королем в Кракове и во всей Польше. И
1______________начал советоваться со своей матерью, княгиней Ульяной, и с братьями, со
всеми князьями и боярами Литовской земли, поехал в Краков в Польскую землю, там сам крестился и брат его, и многие бояре Литовской земли крестились». Дата: _*__ _•
Б. «Пришел ордынский князь 2 с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да еще, кроме того, отряды нанял басурман [мусульман], армян, фрягов [итальянцев из генуэзских колоний в Крыму], черкесов, ясов [осетин]... Также с 2_____________в единомыслии и в единой
думе был и литовский 1_____________ со всею силою литовскою и польскою. С ними же в
союзе был князь 3_____________ и со всеми этими сообщниками пошел на великого князя
4_____________и на брата его 5_____________». Дата:______________.
В. «Услышав, что 6_______ -____ стоит на берегу со всеми силами,
7________________пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь
8________________ или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда
6________________послал на Угру сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они
стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам 6 поехал из Коломны в Москву ко всемилостивому Спасу, пречистой госпоже богородице и святым чудотворцам просить помощи и заступничества православному христианству, а также на совет и думу к своему отцу митрополиту Геронтию». Дата:____________ .
Работа с суждением историка
Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Назовите князей, к ко торым может быть применена данная характеристика.
«Готовясь предстать пред престолом всевышнего судии [Бога] и диктуя... духовную грамоту, как эти князья внимательны ко всем подробностям своего хозяйства, как хорошо помнят всякую мелочь в нем! Не забудут ни шубки... ни пояса золотого, ни коробки сердоликовой, все запишут, всему найдут место и наследника. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое... новое сельцо прикупить - вот на что, по-видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах».