1. Жанры русского фольклор в ранней русской летописи.
2. Использование жанровых особенностей фольклорных произведений в поэтике «Слова о полку Игореве».
3. Фольклор и русская демократическая сатира XVII в.: сходство и отличие.
4. Сказочный сюжет о «мудрой деве» и «Повесть о Петре и Февронье».
5. Русская лубочная повесть XVII в. и фольклорная традиция.
6. Русская народная баллада как источник сюжетов лиро-эпических произведений русских писателей XIX в.
7. Фольклорный сюжет о влюбленных, умерших в один день, в мировой литературной традиции.
8. Сказочный сюжет «о разбойниках» в произведениях А.С.Пушкина.
9. Отражение в малороссийских повестях Н.В.Гоголя представлений о низшей демонологии.
10. Фольклорный образ черта в литературной традиции XIX в.
11. Черты русской традиционной песни в поэзии Н.А.Некрасова.
12. Мифологические мотивы, сюжеты и образы в Петербургских повестях Н.В.Гоголя.
13. «Песня о купце Калашникове» М.Ю.Лермонтова как переосмысление русской исторической песни.
14. Использование жанра былички в сюжете рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».
15. «Песни западных славян» А.С.Пушкина как фольклорная стилизация.
16. А.А.Блок о фольклоре.
17. Фольклорные мотивы в поэтическом творчестве М.И.Цветаевой.
18. Народная утопия в раннем поэтическом творчестве С.А.Есенина.
19. Мифологические образы в творчестве старших и младших символистов.
20. Элементы народного театра в советской комедии 1920-х годов.
21. Фольклорный образ мира в произведениях А.Платонова.
22. Элементы мифологического сознания в творчестве писателей «деревенщиков» 1960-70-х годов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТОК ПРОПУЩЕННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
I модуль
1. Что такое синкретизм? Объяснить и привести примеры из фольклора.
2. Что такое вариативность фольклорных произведений? Объяснить и привести примеры.
3. Как вы понимаете проблему автора в фольклоре? Объяснить и привести примеры.
4. Чем, как вы думаете, произведение устного словесного творчества отличается от произведения литературного? Объяснить и привести примеры.
5. Перечислить основные особенности фольклора как особого вида искусства и кратко их охарактеризовать.
6. Чем, по вашему мнению, фольклор отличается от литературы?
7. Объясните, как возникают и развиваются фольклорные жанры и отдельные произведения, приведите примеры; как они связаны с течением исторического времени и социальными изменениями.
II модуль
1. Перечислите представителей одной из названных здесь школ русской и зарубежной фольклористики, расположите их в хронологическом порядке: а) мифологическая школа, б) школа заимствования, в) историческая школа.
2. Назвать не менее трех школ европейской (и русской фольклористики) и объяснить, каким образом та или иная школа отмечает природу сходства мифологий разных народов мира.
3. Какие вопросы решала историческая школа в процессе исследования русского героического эпоса? Привести 1-2 примера.
4. Назовите школы и исследователей, занимавшихся изучением былин, обозначьте методологические подходы.
5. Проанализировать сюжет любой былины с точки зрения одной из школ русской фольклористики.
III модуль
1. Какие свойства мифологического мышления вы знаете?
2. Чем определяется специфика мифологических представлений о времени и пространстве, объяснить, привести примеры?
3. Объяснить особенности мифологических представлений о времени с примерами.
4. Объяснить особенности мифологических представлений о пространства с примерами.
5. Назвать предпосылки возникновения мифологического сознания.
6. Назвать не менее 3-х признаков различий между архаическими и более поздними мифологическими системами.
7. Определить стадиальные различия и типологическое сходство в группе мифологических героев: первопредки – демиурги – культурные герои.
8. Привести не менее трех примеров сходных сюжетов, мотивов или героев из мифов разных народов мира; объяснить причину этого сходства.
9. Назвать не менее трех различий между такими мифологическими функциями, как культурный герой и трикстер.
10. Дать краткое (в одном предложении) определение: что такое хтонизм, анимизм, фетишизм, героизм.
11. Как образ богочеловека в монотеизме нового времени связан с особенностями календарного мифа и природой мифологических представлений о времени?
12. Как архаический образ царя-жреца отразился в народных праздниках календарной обрядности?
13. Как связаны миф, обряд, сказка, эпос?
IV модуль
1. Назвать жанры обрядовой лирики и определить их отличия от необрядовой лирики.
2. Назвать жанры народной устной прозы и определить, чем отличаются друг от друга сказочная и несказочная проза.
3. Дать определение былинам, назвать, чем отличаются древнейшие сюжеты от более поздних?
4. Чем исторические песни отличаются от былин и какие черты сходства можно в них найти?
5. Чем баллады отличаются от исторических песен и что общего можно в них найти?
6. Попытайтесь определить эволюцию эпического мышления, выстройте последовательную цепочку и обоснуйте: роман, баллада, былина, героический миф, историческая песня, волшебная сказка.
7. Назвать мотивы, сюжеты или образы народной сказки, где отразились в том или ином виде ритуалы или мифологические представления, привести примеры.
8. Как происходит трансформация жанра суеверного мемората в сказку?
9. Нарисовать схему системы жанров русского фольклора с краткими объяснениями художественных и исторических особенностей (выбрать для схемы один род словесного искусства): а) жанры русской лирики, б) жанры русского эпоса, в) жанры русского народного театра.
10. В чем заключатся отличия киевского и новгородского циклов былин? Привести 1-2 примера.
11. Каковы особенности экспозиции былин? Привести 1-2 примера.
12. В чем отличие архаического эпоса от героического? Привести 1-2 примера.
13. Каковы художественные функции эпитетов в былине? Привести 1-2 примера.
14. Какова роль «общих мест» в поэтике былины? Привести 1-2 примера.
15. Какова специфика художественного времени в былинах?
16. Сопоставить трех русских богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), выявить сходства и различия, соотнести с принципами характеристики сказочных героев.
17. Какой (или какие) общий сюжет можно найти в «Одиссее» Гомера и в былинах о Добрыни Никитиче?
18. Какова художественная роль отрицательных сравнений в былинах? Привести пример подобного художественного приема из литературы нового времени.
19. Найдите не менее трех признаков, по которым можно отнести сюжет той или иной былины к древнейшим.
20. Какие черты былинной поэтики связывают этот жанр с волшебной сказкой, с исторической песней, с романом.
21. Как сюжеты былин и былинные герои связаны с историей? (На примере былины «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Калин-царь», «Данило Ловчанин» или др.).
22. Назвать разновидности зрелища, принадлежащего формам народного театра.
23. Каков генезис русского народного театра?
24. Назовите, какие приемы русского балагурства применяются в народном театре и объясните принципы их функционирования.
V модуль
1. Как особенности мифологического времени повлияли на формирование художественного времени в литературе нового времени?
2. Какой тип героя в художественной литературе нового времени может быть назван трикстером?
3. Как соотносится структура сказочного сюжета с эпической традицией в художественной литературе нового времени?
4. Чем отличаются народные праздники (связанные с народной праздничной смеховой культурой) и официальные, государственные праздники?
5. Привести примеры отражения мифологических комплексов в художественной литературе нового времени?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФОЛЬКЛОР»
1. Понятие фольклор. Общие особенности народного искусства.
2. Миф. Общие свойства мифологического мышления. Особенности мифологического времени и пространства. Категории мифа.
3. Связь мифа и обряда (по работам М.Е.Мелетинского, А.Ф.Лосева, В.Я.Проппа и дополнительной литературе).
4. Значение ритуального смеха в фольклоре и литературе (по работам: В.Я.Проппа, М.М.Бахтина и дополнительной литературе).
5. Общая характеристика календарной обрядовой поэзии, связь с календарными мифами и обрядами, обрядовые и мифологические комплексы, отразившиеся в календарной обрядовой поэзии. Взаимоотношение православия и языческой календарной обрядности.
6. Обряды и поэзия зимнего цикла: Святки, Масленица - магия первого дня, комплекс карнавального короля, культ поминовения предков и др. мифологические представления.
7. Обряды и поэзия весеннего цикла: Веснянки, Егорьев день, Троицко-семицкая обрядность – соединение брачной и календарной обрядности.
8. Обряда и поэзия летнего цикла: похороны Кастромы, день Ивана Купалы, жнивные обряды и песни – представления о древних духах растительности.
9. Общая характеристика, собирание, изучение и состав семейной обрядовой поэзии. Связь ее с мифологическими представлении о времени и пространстве. Элементы утерянной семейной обрядовой поэзии, рассеянные в других жанрах фольклора.
10. Свадебная обрядовая поэзия.
11. Похоронные причитания и их связь с похоронным обрядом. Рекрутские причитания.
12. Генезис и поэтика заговоров.
13. Генезис и поэтика пословиц и поговорок. История собирания, изучения и основные сборники.
14. Генезис, поэтика и основные художественные средства загадки, ее связь с обрядом. Основные сборники загадок.
15. Сказка, определение жанра, ее жанровые разновидности, происхождение. История собирания и изучения сказок. Основные сборники.
16. Животный эпос, происхождение вымысла, темы, идеи, образы.
17. Социально-бытовые сказки. Происхождение вымысла, жанровые разновидности, социальная и идейно-художественная природа образов.
18. Взаимосвязь мифа, обряда и сказки (по работам В.Я.Проппа).
19. Происхождение вымысла волшебной сказки, жизненная основа древних сюжетов (по работам В.Я.Проппа).
20. Жанровые особенности волшебной сказки: композиция, пространство и время, персонажи, стилевые формулы (по работам В.Я.Проппа).
23. Генезис и поэтика быличек, бывальщин, былей, их классификация и жанровая трансформация (по работе Э.В.Померанцевой).
24. Понятие «героический эпос», его связь с мифом, волшебной сказкой, архаическим эпосом (по работам М.Е.Мелетинского, В.Я.Проппа, А.Ф.Лосева).
25. Определение жанровых признаков былины. История собирания, изучения и основные издания былин.
26. Предпосылки формирования русского героического эпоса, периодизация, классификация сюжетов (по работе В.Я.Проппа «Русский героический эпос»).
27. Основные сюжеты былин древнейшего периода.
28. Тематика и поэтика былин Киевского цикла.
29. Тематика и поэтика былин Новгородского цикла.
30. Поэтика былин. (по работе А.П.Скафтымова «Поэтика и генезис былин»).
31. Время и пространство в былине (по работе Д.С.Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»).
32. Проблема историзма русских былин: позиции исторической и сравнительно-типологической школ в русской фольклористике (по работам В.Ф.Миллера, М.М.Плисецкого Б.Н.Путилова).
33. Жанровые признаки исторических песен, периодизация. Собирание и изучение исторических песен.
34. Исторические песни раннего периода. Стихотворная форма, общие места, повторы, система образов. Связь с былиной и балладой.
35. Исторические песни об Иване Грозном. Приемы создания образов.
36. Исторические песни о Степане Разине. Приемы создания образов.
37. Новая историческая действительность в исторических песнях 18 века. Песни о Емельяне Пугачеве, жанровая трансформация.
38. Исторические песни 19 века.
39. Народная баллада. Происхождение и признаки жанра.
40. Народная драма: жанровые разновидности, поэтика и генезис.
41. Характеристика жанра лирической песни, происхождение, тематика, классификация.
42. Поэтика жанра лирической песни, приемы песенной композиции, психологический параллелизм, песенная символика, средства выразительности.
43. Поэтика и генезис жанра частушки.
44. Поэтика и генезис детского фольклора.
45. Фольклористика как наука. Принципы и методы изучения фольклора.
46. Начало изучения русского фольклора, сборники 17-18 веков.
47. Деятельность русской мифологической школы.
48. Антропологическая школа и теория заимствования в фольклористике.
49. Русская историческая школа.
50. Сравнительно-историческое изучение фольклора.
51. Основные черты фольклора доклассового общества.
52. Фольклор в эпоху феодализма.
53. Фольклор в эпоху капитализма и в ХХ веке (состояние и изучение фольклора).
54. Особенности взаимоотношений фольклора и литературы.