Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СТАДИИ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ

Глава 9. Эволюция сознания.

Это стадии развития нашего внутреннего «Я», которое движется к высшей идентичности. От подсознательного к самосознанию и сверхсознанию – внутреннее раскрытие Духа, необыкновенный путь сознания, полёт одинокого к Единому.

…Но позвольте … обратить ваше внимание на то, что теперь мы обсуждаем только верхний левый сектор, внутренние стадии развития сознания с.205. Представлено на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Основные ступени сознания (снизу вверх).

 

Патология – уродство или «болезнь» – в любом секторе будет отражаться на всех остальных секторах, потому что у каждого холона есть все четыре стороны его сущности. …Повредите один из секторов, и патологические процессы начнутся во всех четырёх. Но сейчас мы временно … сосредоточим всё своё внимание только на левом верхнем секторе с.206.

Более высокие стадии развития.

В каждом обществе есть … определённый средний уровень, вокруг которого организованы этика культуры, нормы, правила и основные институты, и этот средний уровень обеспечивает основу для единства культуры, а также социальную интеграцию в рамках этого общества с.207. …Если вы ниже среднего уровня, то он подтягивает вас вверх. Если вы попробуете выйти на уровень выше, он будет сдерживать вас. Культурный средний уровень действует как сдерживающий и стабилизирующий фактор развития, который доводит сознание до среднего … уровня развития с.208.

Поэтому первое, что я попробовал сделать, когда начал изучать эти эпохи прошлого, это определить средний уровень понимания архаичного, магического, мифического, рационального, экзистенциального человека, а второе – тщательно изучать редких, элитных, одарённых людей, которые поднялись в развитии выше этого среднего уровня, часто ценой очень больших усилий, и открыли высшие или более глубокие, уровни понимания (шаманы, йоги, святые, мудрецы). Эти высшие, или более глубокие уровни понимания, на самом деле, то же самое, что на рисунке 3 мы называем экстрасенсорным, тонким, причинным и недуальным уровнями развития сверхсознания с.209.

Лестница, человек, представление.

Лучше всего представлять себе схему, изображённую на рисунке 3, как ряд концентрических кругов или вложенных друг в друга сфер, каждая из которых превосходит и включает в себя предшествующую. Это один из примеров холархии актуализации, каждый уровень которой сначала раскрывается, а затем охватывает предшествующий ему уровень, а рисунок 3 это просто один из срезов этого концентрического пирога…

Но что гораздо более важно, эти девять уровней, или концентрических кругов, имеют дело только с одной третьей частью действительного развития сознания. И даже если мы назовём схему на рисунке 3 «лестницей», есть ведь ещё человек, который по ней поднимается, а также есть различные представления, свои для каждой ступени, и ни один из этих процессов не является просто линейным и постепенным с.210!

Основные структуры: лестница.

Они изображены на рисунке 3. Эти девять уровней или кругов – основные структуры сознания…: чувства и восприятие (сенсорно-физический), импульсы и образы (образно-эмоциональный), символы и понятия (представляющий разум), жёсткие правила (разум правила/роли, или «коноп» … «конкретно-операционный), формально-рефлексивный, или формально-оперативный («формоп»), и визуально-логический (интегральный). Затем идут более высокие или трансперсональные стадии: экстрасенсорная, тонкая, причинная и недуальная. (Бумага, на которой нарисована диаграмма, – это «самая высокая» стадия, которая, на самом деле, не является стадией вообще, а представляет собой недуальное (недвойственное) и пустое Основание всего этого развития) с.211. То есть фактически пройден виток – «круг» от чистого Основания через точку – факта существования до всего листа Основания. Основание осталось тем же, только мы его исчертили графиком из окружностей. Просится очень интересный вопрос, что дальше? Что за самой высокой стадией? Должен быть виток на новом уровне или повторение построения? Где этот «новый уровень» в физическом мире, не связан ли с миром привидений и шаманских духов? Понятно только, что этот мир вне времени и пространства в нашем понимании.

Как я уже говорил, это холархия вложенных уровней. …Например, в развитии образы появляются раньше, чем символы, а те предшествуют понятиям, которые должны появиться раньше правил, и так далее…. Этот порядок неизменен. …Эта холархия встречается повсеместно во всех культурах, и из неё нет никаких исключений. …Именно в этом причина того, почему порядок не может быть изменён; более высокие ступени опираются на нижние, и в иллюстрации этого метафора лестницы оказывается очень полезной с.212.

Человек, который поднимается вверх.

Итак, это основные ступени на лестнице понимания, или уровни в холархии понимания. …Но подлинные действия происходят не там. И даже если мы грубо представим это развитие основных структур как «лестницу», нам необходим человек, который будет подниматься по этой лестнице. Это и есть наше «Я» с.212.

«Я», самость, человек имеет определённые особенности и способности, которые нельзя найти на самой лестнице. …На каждой ступени развития личности у него есть …четыре основные возможности выбора пути, которым пойдёт его развитие. Слишком большая или слишком маленькая доля любой из этих четырёх движущих сил – и процесс развития личности приобретёт черты патологии, и тип патологии зависит от того, на какой из девяти основных ступеней происходит поломка с.213.

Пока же суть в том, что хотя эти основные структуры растут и развиваются, наше «я» должно самостоятельно подниматься на ступени расширяющегося понимания, и на любой ступени оно может сделать неправильный шаг и получить очень серьёзные повреждения с.214.

Точка опоры.

Точка опоры – это просто важный этап на дороге вашего развития. То, как личность человека справится с этими этапами, в каждом случае, определяет его последующую судьбу с.214.

Так что каждая точка опоры имеет структуру. Один, «я» развивается или подходит к новому уровню понимания, и оно отождествляется с этим уровнем. Два, личность начинает выходить за пределы этой стадии, отличаться от неё, деидентифицироваться с ней или превосходить её. Три, она отождествляется с новыми и более высокими уровнями и центрами в себе. …И если с этими процессами что-нибудь не так, как надо, на любой ступени, тогда вы получите

сломанную ногу или что-то подобное. …И вообще, чем ниже ступень, тем более серьёзной будет патология с.215.

 

Уровни лестницы Человек, точки опоры Личные потребности (Маслоу) Самочувствие (Левингер) Моральные стадии (Колберг) Моральные стадии (Колберг)
Чувственно- физический ТО-1 (физио-логические) Аутизм Симбиоз (до-моральные)  
Образно- эмоциональный ТО-2   Начальный импульсивный   0.магическое желание
Представляющий разум ТО-3 Безопасность Импульсивный Самозащита 1. до – кон- венциональные 1.наказание подчинение 2.наивный гедонизм 3.одобрение других 4.закон и порядок
Разум Правила/роли ТО-4 Принадлежность Конформизм 2. конвенциональ-ные
Формально- рефлексивный ТО-5 Самооценка Сознание Индивидуализм 3. пост – конвен- циональные 5.личные права 6.личные принципы сознания
Визуально- логический ТО-6 Самореализация Автономия Интеграция  
Экстра-сенсорный ТО-7 Самопреодоление      
Тонкий ТО-8
Причинный ТО-9

Таблица 1. Некоторые примеры лестницы, человека и представлений.

 

Появление новых миров: изменение представления.

Мир выглядит по-разному – и является разным! – на каждой ступени развития. …И здесь я особенно хочу подчеркнуть тот факт, что на каждой ступени мы получаем и новый тип самоидентификации, новые потребности нашего «я» и новую моральную позицию (см. табл. 1). Всё это – различные с.216 аспекты различных миров, которые раскрываются на каждой новой ступени понимания с.217.

Но в отношении этих холархий есть важное дополнение. Даже в наиболее сильных версиях … «я» человека на любом случайно взятом периоде его развития будет приблизительно на 50 процентов находиться на одном уровне, на 15 процентов – на уровне выше данного и на 25 процентов – на один уровень ниже. Личность человека никогда не находится «на одной стадии». И более того, существуют всевозможные регрессы, спирали, временные продвижения вперёд, пиковый опыт, и так далее. …Другими словами, человек, который поднимается по лестнице, больше похож на каплю, чем на дискретное единство – он как бы «размазан» по основным сферам расширяющегося сознания с.219.

Патология.

В качестве примера мы можем взять уровни морали. Как вы можете видеть по таблице 1, низшие и более ранние стадии морального развития являются эгоцентрическими, самовлюблёнными, «ориентированными только на себя». «Я» крайне склонно к импульсивности и гедонизму. Это доконвенционные стадии Колберга. Средние стадии называются конвенционными, потому что … они обладают высоким уровнем конформизма – являются продуктом соглашения. Более высокие стадии называются постконвенциоггыми, потому что они начинают выходить за рамки обычной, или конформистской, морали, и вместо этого стремятся к универсальному плюрализму и защиты индивидуальных прав. Еще выше них находятся «пост-постконвенционные» или духовные стадии, до которых мы уже скоро доберёмся.

Таким образом, если по какой-то причине на более ранних стадиях есть какая-то постоянная и серьёзная травма, скажем, на доконвенционной стадии, полученная в течении первых трёх или четырёх лет жизни, тогда будет происходить следующее.

Так как центр тяжести «Я» находится на этой доконвенциональной, импульсной стадии, то некоторые аспекты, этого импульсивного «я» могут отторгаться или остаться на этих стадиях. Если этот разрыв будет очень серьёзным, саморазвитие со скрежетом остановится. Но чаще всего «я» будет, хромая, идти дальше, сохраняя в себе этот разрыв. …У него может быть уже много ран, но оно всё равно будет продолжать подниматься вверх с.221.

Внутренний конфликт между главной частью, которая уже может быть на моральной стадии 2, 3, 4, и той маленькой частью, которая осталась на первой стадии, может быть поистине разрушительным. Это не внешний конфликт, это гражданская война. Или, говоря другими словами, патология. И, как вы увидите, одна из наших целей заключается в том, чтобы остановить эту гражданскую войну с.222.

Стадии духовного развития.

Люди могут получить духовный опыт, или так называемый пиковый опыт, почти на любой стадии своего роста. Основные структуры сознания, от самых низких до самых высоких – это те возможности, которые заложены в каждом человеке. …Скажем, человек находится на стадии морального развития номер три Колберга. И предположим, что у него был интенсивный духовный опыт, созерцание определённых явлений тонкого уровня, сильный внутренний свет. …Так что человек на третьей моральной стадии, имеющий глубокий духовный опыт, может иметь мотивы для перехода на следующую стадию, в данном случае, на стадию 4. Он ни при каких обстоятельствах не может сразу перейти от уровня 3 до уровня 7 с.223. …И хотя человек может иметь временный опыт более высоких измерений, сам он всё ещё должен расти, эволюционировать и развиваться, чтобы постоянно приспосабливаться к этим высшим или более глубоким измерениям…

Одна из важных проблем в области трансперсональной психологии заключалась в том, что в самом начале она сосредоточивала своё внимание только на пиковом опыте. …Часто считалось, что это не принадлежащее к области эго сознание является Богом с.224.

Таким образом, многие из теорий, рекомендующих вам стремиться к не-эго, в действительности рекомендуют вам регресс, а не развитие. Это обычная ошибка с «до» и «после»; состояние до эго перепутано с состоянием пост-эго, потому что оба они являются не-эго.

Это наивное представление о полном преобразовании за один шаг сегодня объединилось с мировоззрением поверхности, поэтому «космическое сознание», прихода которого мы всё ожидаем, для его последователей означает просто движение от надоевшего всем ньютоновского эго по направлению к сети всего живого…

Итак, люди могут иметь духовный опыт высших стадий и достигать максимума своего развития, но они всё же должны закрепить этот опыт в своей собственной структуре. Они должны расти и развиваться до такого состояния, когда они действительно смогут постичь ту глубину, которую открывает перед ними пиковый опыт с.225.

Религия поверхности.

Лестница может вести выше, чем человек готов на неё подняться. Технически это означает, что познавательное развитие необходимо, но не достаточно для морального развития. …Одно дело наслаждаться видом более высоких уровней, и совсем другое дело действительно жить там!

И то же самое может случиться с духовными опытами. Люди могут временно получить доступ к некоторым очень высоким ступеням лестницы или кругам понимания, но они отказываются полностью жить на этих уровнях, они, на самом деле, могут даже не захотеть туда подниматься. Их средний уровень будет оставаться ещё очень низким, и в результате этого опыта может даже понизиться.

Но если они хотят жить в соответствии со своим духовным опытом, они должны будут расти и развиваться. Они должны будут начать развивать свои способности, расширяться по уровням холархии, действительно жить на более высоких уровнях сознания с.226.

Духовный опыт не может позволить вам пропустить какие-то стадии роста и развития, от которых зависит устойчивая духовная реализация с.227.

Так что мы предпочитаем «духовность», которая принимает человека любого уровня, независимо от того, насколько мы посредственны, и даёт нам процесс «с одним шагом», который доставляет нас прямо к Богу, немедленно, как в микроволновой печи. Эго по-прежнему остаётся плохим, а «Бог» или «Богиня» становится просто новым концептуальным представлением или парадигмой, которую мы можем запомнить и повторять как мантру (молитву). Картограф изучает новую карту, и это считается духовным преобразованием. В мире поверхности вам необходим Бог поверхности. (При мне в магазин вошла женщина и начала вслух читать что-то из Нового Завета. Я не единожды просил её сказать без книги суть прочитанного – тщетно. Окончилось событие тем, что дама сказала, что мне должно быть стыдно, смеяться над Писанием. Я ответил, что стыдно святотатствовать, бубня непонятный самой текст.) …Вы только повторяете, что вы едины с этой великой сетью, и будете настойчиво отрицать, что есть какие-то более высокие стадии!

…В религии поверхности, как и во всех эзотерических религиях, есть Бог и Дьявол. И если вы определяете Бога как нечто плоское и лишённое иерархии, тогда холархия должна стать новым Дьяволом. И, как в большинстве фундаментальных религий, в ней есть свои Инквизиторы, и это довольно неприятная компания.

Фрейд и Будда.

Итак, соглашаясь, что эта холархия уровней сознания существует, мы продолжаем говорить о том, что более высокие стадии могут искажаться за счёт с.228подавлений на более низких стадиях, то есть о внутренних гражданских войнах.

Дело в том, что, к тому времени, когда «я» достигает взрослого возраста, оно … потеряло несколько процентов своего потенциала в результате … расколов и обрело большое количество маленьких, спрятанных глубоко внутри личностей. И эти небольшие фрагменты личности остаются на том уровне развития, которое они имели, когда были подавлены.

Поэтому внутри вас живёт очень много маленьких варваров, … и, так как ваше сознание даже не знает, что с.229они там есть, вы интерпретируете это внутреннее волнение как депрессию, навязчивые идеи, беспокойство, иные признаки невроза, что совершенно не правильно.

…Дело в том, что эти необходимые элементы «я», эти небольшие, спрятанные в глубине личности, которые цепляются за мировоззрения более низких уровней, потребляют определённое количество вашей энергии. …И довольно скоро вы можете исчерпать всю энергию…

Именно поэтому мы хотим объединить Фрейда и Будду, мы хотим объединить «глубинную психологию» с высоким сознанием с.230.

«Глубинная психология», в действительности, это «мелкая» психология, так как она имеет дело с самыми низкими уровнями холархии, но именно по этой причине эти узкие и нарциссические мировоззрения могут наносить такой большой вред.

Смысл в том, что при помощи «глубинной психологии» мы можем повторно войти в контакт с этими холонами низких уровней и открыть их сознанию, после чего будет высвобожден их энергетический потенциал, они будут освобождены, интегрированы в постоянно продолжающийся процесс развития сознания…

И если это случится, и трансперсональный рост будет проходить с большой интенсивностью, то в некоторый момент вы обнаружите, что не только поднимаетесь по лестнице, но и спускаетесь с неё. …Когда Вы спускаетесь с лестницы, вы движетесь в свободном падении в Пустоте. Вы больше не «здесь», наблюдая мир, который «там». Вы не смотрите на Космос, вы и есть Космос. Перед вами Единая Вселенная, яркая и очевидная, сияющая и ясная, в которой нет ни внутреннего, ни внешнего с.231, бесконечный свет великого совершенства, спонтанного опыта. Само Божественное искрится в каждом взгляде и звуке, и вы просто являетесь им. Солнце сияет не над вами, а внутри вас, галактики рождаются и умирают, и всё это внутри вашего сердца с.232.

Глава 10.

На пути к глобальному часть 1.

Единая карта глобального пространства – это одно, а картограф, способный начертить такую карту, – совсем другое. Глобальная перспектива не является врождённой; младенец не рождается с ней; у человекообразных её также не было. …Потому именно через понимание развития и появление глобального сознания мы можем в действительности начать мыслить в соответствии с «новой парадигмой», если именно это является целью с.233.

Вспомните вторую часть книги 1, рассуждения о постановке цели.

…Поэтому, когда теоретики «новой парадигмы» выдвигают свою глобальную системную карту, она может только показать, как человек должен развиваться до такого состояния, в котором он уже сможет обладать глобальным сознанием. Подлинные духовные или трансперсональные состояния появляются как раз внутри этой глобальной перспективы, когда Дух начинает познавать своё собственное глобальное измерение. Поскольку глубина и ширина у каждого холона индивидуальны, траектории духовного развития личности на карте «этой глобальной перспективы» неповторимы как папиллярные узоры.

Первичная матрица.

Давайте на некоторое время считать рождение началом. …Но младенец не обладает языком, логикой или способностью рассказывать; он ещё не понимает историческое время и не может ориентироваться во внутреннем психологическом пространстве. …Фактически, личность в значительной степени отождествляется с сенсорно-двигательным миром, с.233настолько, что она ещё не может провести различия между внутренним и внешним. Физическое «я» и физический мир сплавлены воедино, они ещё не дифференцированы.

Это раннее состояние часто называют «первичной матрицей», потому что это изначальная матрица, которая будет подвергаться осмыслению в ходе последующего развития. О ней также говорят как о … океанической, протоплазменной стадии, отсутствии дуализма, неразделённости, и так далее.

Мы видели, что каждая точка опоры … из трёх стадий: «я» сначала отождествляется с этой ступенью, затем оно дистанцируется от неё и превосходит этот уровень, потом включает его в свой внутренний мир. И эта первичная матрица … даже ниже … дуальности субъекта и объекта.

…В этом состоянии ещё нет ничего духовного. Личность с.235… не может провести различие между физическим внутренним и физическим внешним миром, Это состояние довольно «широкое», но крайне не глубокое. …И, наконец, это первичное состояние не может принимать на себя другие роли.

Тут следует уточнить (см. книгу 1, часть 2, главу 3), что у новорожденного остаются какие-то навыки предшествующей инкарнации. Младенчество является переходом от врождённых навыков – остатков предыдущих существований к осознанности в новом существовании.

Таким образом, у «я» нет познавательных способностей, позволяющих ему увидеть мир глазами других и занять на время их позицию – оно воспринимает только непосредственные впечатления из сенсорно-двигательного измерения, глубоко нарциссического (проще – «я» осваивает тело). Поэтому, «я» на этой стадии не способно на подлинную любовь, оно не может действительно любить кого-то, пока оно не способно понять точку зрения другого человека (ему нечем соизмерить – своя точка зрения ещё не нажита)

И всё же некоторые учёные всё ещё полностью захвачены этим состоянием тотальной самовлюблённости, нехватки любви и сострадания и считают его своим идеалом. Я полагаю, что они видят … нечто, что совпадает с их собственными желаниями… с.236.

Ложное «я».

Когда «я» подходит к новой ступени развития сознания, на каждой ступени оно встречается с процессом, состоящим из трёх фаз. И что-то может пойти не так, как надо, на любой из этих подфаз: на этапе отождествления, дифференцирования или интеграции…

Если этот несчастный случай произошёл, если мы имеем «дефект подфазы» на любом уровне, тогда патология создаёт повреждение в сознании, которое будет затем искажать всё последующее развитие человека. Как крупица песка, которая попадает в формирующуюся жемчужину, этот дефект нарушает порядок всех последующих слоёв, деформирует и искажает их с.238.

Система ложного «я» начинает доминировать над «я» реальным, которое существует в сознании в любой момент времени, но теперь оно отрицается, искажается или подавляется. Подавление в основном заключается в сокрытии того, что на самом деле находится в сознании.

В любом случае у человека формируется личное бессознательное. И это бессознательное часто является местом, в котором сосредоточена ложь. …Это тяжесть прошлого, которое должно было быть прожито сознательно. Но вместо этого оно оказывается упрятанным в подсознание, защищенным ложью, и оно начинает терроризировать сознание.

…И психотерапия обращает внимание на эту ложь.

…Потому, когда мы проходим через эти стадии расширяющегося понимания, мы должны изучать эти переходы к новым точкам опоры и обращать внимание на то, что в них может быть неправильно, потому что именно такие проблемы препятствуют появлению глобального понимания с.239.

«Я» - реальное в любой момент времени существует, но подавляется в ситуациях, которые требуют участия повреждённого холона сознания. Поэтому, даже оставаясь психически полноценным человеком, личность может совершать неадекватные поступки в ситуациях компетенции повреждённого холона, причём такие ситуации могут возникать на разных уровнях реакции сознания. Систем ложного «я» может быть несколько.

Точка опоры 1 (ТО 1): штриховка физического тела.

Личность на этом этапе центрирована вокруг физического, она сплавлена с материальным измерением, с физиосферой. Но в возрасте приблизительно четырёх месяцев младенец начнёт проводить различие между физическими ощущениями в своём теле и в окружающей среде. Младенец кусает простыню, и это не больно; кусает свой большой палец, и это больно. Он понимает, что между одеялом и большим пальцем есть различие. Поэтому он начинает вступать в фазу дистанцирования от точки опоры номер один, которая обычно заканчивается где-нибудь на первом году, обычно в возрасте приблизительно 5 – 9 месяцев, согласно исследованиям … Маргарет Малер.

Она называет эту фазу «штриховкой»– физическое «я» выделяется из этой первичной матрицы (… фаза 2 точки опоры 1).

…Если «я» терпит неудачу на этой стадии – если оно продолжает отождествляться с первичной матрицей, тогда оно не может сказать, где заканчивается тело и начинается стул. У нас появляется так называемый адуализм, который является одной из главных характеристик психоза с.240.

Итак, мы начинаем видеть, что определённый тип патологии связан с некоторым уровнем, на котором происходит нарушение. …При психозе можно наблюдать серьёзное искажение действительности,… сознание не в состоянии поместиться в физическом теле; собственное «я» и «я» других часто путаются между собой.

Точка опоры 2 (ТО 2): рождение эмоционального «я».

Поскольку младенец закончил с точкой опоры 1, он установил реалистичные границы своего физического «я», но он всё ещё не провёл границы своего эмоционального «я»…, и это означает, что его эмоциональное «я» отождествляется с теми, кто находится вокруг…, особенно с матерью с.241.

Как сказала Малер, … «я» младенца относится к миру, как к продолжению себя – что с технической точки зрения есть склонность к нарциссизму».

Этот тип животного нарциссизма … является нормой, а не патологией …, он вообще не способен к размышлениям о себе. … «Я» на этой стадии – просто естественно-импульсивное «я». Оно находится в единстве со всем жизненно-эмоциональным измерением бытия, как внутренним, так и внешним. …Его личность на данной стадии является биоцентрической или экоцентрической, она сплавлена с биосферой снаружи и внутри с.243. Биоцентричность приводит к крайней эгоцентричности, и мы постоянно будем с этим сталкиваться…

Но в возрасте приблизительно 15 – 24 месяцев эмоциональное «я» уже начинает отделять себя от эмоциональной окружающей среды. …Младенец начинает осознавать тот факт, что он является отдельным существом,живущем в отдельном от него мире. Это удар по чувству единения матери и ребёнка с.244.

Большинство … исследователей просто путают отделение с разобщением. Отделение – необходимая и неизбежная часть эволюционного развития, важный шаг на пути к достижению более высокой интеграции…

Только то, что «я» не знает о страдании, ещё не означает, что оно обладает внутренним духовным счастьем. Нехватка понимания не означает присутствие рая! …Сплавленность – это заключение; вы полностью во власти всего, что вы не успели преодолеть

Это похоже на обморожение. Сначала нет никаких ощущений вообще; всё кажется прекрасным, вы находитесь в раю безо всякой боли. Вы больны, но только не знаете об этом. Затем происходит потепление, появляются чувства и эмоции, и становится больно, как в аду. Это теоретики путают «адскую боль» с «причиной болезни» с.245.

Когда мы пробуждаемся как отдельное эмоциональное «я», со всеми радостями и всеми ужасами, которые сопутствуют этому процессу, мы, на самом деле, продолжаем предыдущее состояние единства. …Мы приобретаем большую глубину и большее сознание, и у этого процесса есть своя собственная внутренняя ценность, внутренняя полезность с.246.

Позвольте мне сказать…, что если нечто идёт не так, как должно быть на этой точке опоры, …тогда «я» либо останется в состоянии сплавленности на этой эмоционально нарциссической стадии …, либо начинает, но не заканчивает процесс отделения, и в результате возникает своего рода разобщение (так называемые пограничные расстройства). …В любом случае у такой личности не существует никаких реалистичных эмоциональных границ. Поэтому при нарциссических и пограничных расстройствах человек испытывает недостаток в ощущении связанности своего «я», и это, возможно, главная определяющая характеристика этих патологий. …Растущее «я» переживает болезненный раскол при переходе к следующим ступеням развития с.247.

Точка опоры 3: рождение концептуального «я».

Если всё идёт относительно хорошо, то «я» больше не отождествляет себя исключительно с эмоциональным с.247уровнем. Оно начинает преодолевать этот уровень и отождествляться с сознательным или концептуальным «я», которое является началом точки опоры три и представляющего сознание. …Это сознание заполнено изображениями, символами и понятиями

Образы начинают появляться приблизительно в возрасте 7 месяцев. Образ более или менее похож на тот объект, который он представляет. Если вы закроете глаза и представите себе собаку, то изображение в значительной степени будет походить на реальную собаку. Это образ. Символ, с другой стороны, представляет объект, но совершенно не похож на него внешне, и это гораздо более сложная познавательная задача. …Символы доминируют в сознании в возрасте примерно от 2 до 4 лет.

После этого периода начинают появляться понятия. Если простой символ представляет единственный предмет, понятие представляет целый класс объектов. ...Понятия доминируют в сознании в период с 4 до 7 лет.

Конечно, всё это – основные структуры, и как только они появляются в сознании, они остаются в нём как основные способности, всегда доступные сознанию. Но только после появления понятий начинает появляться особенное сознательное, или концептуальное, «я» с.248. Оно в ходит в лингвистический мир, ноосферу, и это … всё меняет.

Каждый невроз – экологический кризис.

Это твоё «я» существует в ноосфере, а ноосфера может подавлять биосферу. На индивидуальном уровне это проявляется как невроз; на коллективном – как экологический кризис.

Другими словами, лингвистический мир – действительно новый мир, новое жизненное пространство. Здесь «я» … может начать представлять себе в сознании некоторые вещи, которые не ощущаются органами чувств. Так как оно может представлять будущее, оно может страдать от беспокойства, а так как оно может думать о прошлом, оно может чувствовать раскаяние, вину и сожаление. Всё это части его нового жизненного пространства, лингвистического мира, ноосферы…

Разум может подавлять природу, как внешнюю (экологический кризис), так и внутренний мир (либидо) с.249. Психоневроз, или просто невроз, означает, что возникло довольно устойчивое, связное когнитивное «я», и это сознательно-концептуальное «я» (эго) может подавлять или отделять некоторые свои физические силы или импульсы. …Другими словами, каждый невротический симптом – миниатюрный экологический кризис…

Поэтому терапии, направленные на излечение пограничных состояний (точка опоры 2), известны как создающие структуру практики – они помогают хрупкому «я» дифференцировать и стабилизировать свой внутренний мир и создать структуру. Терапии невротического уровня (точка опоры 3), напротив, являются практиками раскрытия невроза, они стремятся ослабить барьер подавления и повторно войти в контакт с импульсами и эмоциями, которые были подавлены более сильным невротическим «я» с.250.

Устойчивое подавление либидо и агрессии – типичный защитный механизм точки опоры 3, и все эти защитные механизмы уступают «самой здоровой» защите из всех, сублимации, что на языке психоанализа просто означает преодоление…

Защитные механизмы могут стать аутоиммунным расстройством – «я» начинает нападать на себя и самоуничтожаться. …Это снижает его собственные возможности, закрывает его глаза. Человек начинает лгать. …Вместо подлинного «я» начинает развиваться ложное «я» с.251.

Ложное «я» на любом уровне может управлять всей жизнью человека, если он всё время идёт хромоё походкой по пути внутренней неискренности. Однако чаще всего ложное «я» в некоторый момент времени разрушается – это так называемый «срыв»…

В безопасной окружающей среде, окружённый сочувствием, участием и непониманием, человек может начать говорить правду о своём внутреннем мире, не опасаясь за возможные последствия. Возможно, это будет происходить под гипнозом. Ложь – сопротивление правде – подвергается интерпретации, с её помощью раскрывается скрытая боль, ужас и мучения, и ложное «я» медленно сгорает в огне правдивого понимания с.252.

На любом уровне развития мы можем существовать как действительное «я» в искренности или как ложное «я» в обмане. И различные уровни лжи порождают различные типы патологии.

Ранние мировоззрения: архаичное, магическое, мифическое.

Мировоззрение, … это образ Космоса, полученный при взгляде на него с какой-то ступени развития сознания. (Образ Космоса – Бога Отца порождает мировоззрение – образ Бога Сына). Когда вы обладаете доступом только к восприятиям и импульсам, как для вас выглядит Космос? Мы называем это мировоззрение архаичным. Когда к нашим способностям добавляются изображения и символы, Космос уже выглядит иначе. Магия. Когда добавляются правила и роли, как начинает выглядеть Космос? Он представляет собой мифический мир. Когда же появляется формально-операционное сознание, что вы начинаете видеть вокруг себя? Рациональный мир. И так далее с.253.

Архаичным называется общее мировоззрение ТО 1. В основе своей это сенсорно-двигательное мировоззрение…

Когда начинают появляться образы и символы, приблизительно в период точки опоры (ТО)2, они ещё не очень чётко различаются от представляемых ими понятий. …Подобным же образом, так как «я» и другое ещё не полностью разделены, ребёнок населяет мир объектами, которые имеют ментальные характеристики – магическое мировоззрение анимистично. …Дождь идёт, потому что небо хочет вас умыть. …И внутреннее, и внешнее одинаково нарциссичны и эгоцентричны…

Когда развитие переходит к точке опоры 3, ребёнок начинает понимать, что он не может упорядочить мир вокруг себя средствами магии. … «Я» не может магически управлять миром…, возможно, кто-то другой может это делать с.254

И в это время ребёнок развивает достаточно сложное мифологическое мировоззрение, в котором присутствует множество различных стихийных сил, управляющих миром, и каждая из них обращает внимание на эго ребёнка. …С этими силами ведётся постоянная «торговля»: если я съем весь мой обед, то хорошая сила излечит мою зубную боль.

Это мифическое мировоззрение начинается на уровне представляющего разума и продолжается на … стадии «правила/роли». Затем на стадии рационального мировоззрения оно пропадает. «Я» уже понимает… никто не собирается спасать вас при помощи магии или мифов…

Мировоззрения перечислены в нижнем левом секторе, потому что они коллективно управляют индивидуальным восприятием в пределах своих рамок (рис. 1) с.255.

Точка опоры 4: рождение ролевого «я».

«Конкретно-операционное сознание» звучит очень сухо, но у него очень богатые, мощные возможности. Оно обладает способностью формировать умственные правила и сознательно принимать иные роли. И это очень важно – ребёнок, наконец, учится принимать на себя роль другого.

…Если вы возьмёте шар, выкрашенный красным с одной стороны и зелёным с другой, поместите его между собой и ребёнком, а затем зададите ребёнку два вопроса: «Какой цвет ты видишь?» и «Какой цвет вижу я?», дети на предыдущей стадии ответят на оба вопроса одинаково…

Он не знает, что вы видите другую, красную сторону. Он не может встать на ваше место или попытаться увидеть мир вашими глазами…

Но на конкретно-операциональной стадии ребёнок совершенно правильно скажет: «Я вижу зелёный цвет, а вы видите красный». …И это огромный шаг на пути к глобальному, на пути к тому, чтобы быть способным понять точку зрения целого мира с.256.

Поэтому вся моральная позиция целиком меняется с эгоцентричной или доконвенциональной на конвенциональную и часто довольно конформистскую – «хорошо то, что одобряет мама или друзья».

Парадигмальный сдвиг.

Изменение во взглядах. …Это полное изменение мировоззрения, изменение парадигмы, … оно предполагает глубокое изменение идентичности человека… (см. таблицу 1).

Следовательно, типичный взрослый человек в нашей культуре уже пережил приблизительно пять или шесть основных изменений парадигмы, изменений мировоззрения: от архаичного, магического, мифического до рационального и экзистенциального с.257.

Если вы соберёте детей, например, участников эксперимента с двухцветным шаром, и если несколько лет спустя, после того, как у них уже появилось конкретно-операциональное сознание, покажете им видеозапись эксперимента, то они, скорее всего, будут отрицать, что это были они! Они решат, что вы изменили эту запись…

Итак, их парадигма полностью изменилась, и ничего подобного уже не осталось в их понимании. «Я» теперь будет по-иному толковать каждый отдельный случай своей жизненной истории с точки зрения нового мировоззрения. Оно полностью перепишет свою историю с позиции новой и более высокой парадигмы с.258.

Когда мы думаем о себе в возрасте 4 и 5 лет, думаем о наших родителях …, мы представляем себе, что они думали о нас, … что приходило на ум. Но на самом деле, мы не могли делать ничего подобного в то время! Мы в том возрасте не могли принять на себя роль другого. Поэтому мы автоматически (и бессознательно) «перечитываем» всю нашу жизнь с перспективы недавно появившегося мировоззренияи представляем себе, что всё это существовало с самого начала с.259!

Сатанинское насилие и НЛО.

Впечатления различных событий детства, конечно, присутствуют в сознании как своего рода с.259последствия травмы души. И эти впечатления сохраняют мировоззрение того уровня, которым обладал человек, когда они были получены, обычно архаичное или магическое.

Но когда эти впечатления вспоминаются взрослыми людьми, они интерпретируются полностью в терминах более высокого уровня мировоззрения, которым они теперь обладают. …В определённых интенсивных состояниях регрессии – при использовании психотерапии, некоторых практиках медитации, под воздействием гипноза или определённых наркотиков, при каких-то интенсивных усилиях – можно получить доступ к этим изначальным впечатлениям (при этом более высокая парадигма временно отходит в сторону). Но даже в этом случае через несколько минут более высокий уровень мировоззрения вновь начинает господствовать, и тогда люди начинают «перечитывать» эти впечатления. И мы должны быть очень осторожны относительно этого…

Эти люди искренне полагают, что такое случилось с ними. Они не чувствуют, что они сами это выдумывают. Эти впечатления могут быть очень яркими, очень похожими на реальность. Эти люди легко пройдут испытание на детекторе лжи, потому что это переделывание воспоминаний произошло бессознательно с.260.

…Я думаю, что изначальные впечатления могли бы относиться к точке опоры 2, точке опоры 1 или даже точке опоры 0. Но они очень сильно изменены бессознательным…

Многие люди искренне верят во всё это. Возможно, в эти впечатления был внесён даже какой-то более высокий духовный опыт. Но сами впечатления сохраняют черты очень эгоистического мировоззрения. Представьте себе: человечество входит в новую фазу с.261развития под руководством нового инопланетного интеллекта. И из всех людей во всём мире именно вы выбраны для передачи этого сообщения. Пришельцы собирают вашу сперму или яйцеклетки, потому что они планируют с помощью этого материала создать новую расу. …Для этого требуется приход нового Спасителя или новое непорочное зачатие с.262.

Врачи … могли действительно стать первыми наблюдателями этих новых форм истерических синдромов, появляющихся как признак нашего неспокойного времени с.263.

Глава 11. На пути к глобальному: часть 2.

Развитие против эгоцентризма.

Архиважной битвой во Вселенной всегда была борьба развития против эгоцентризма. …Молекула преодолевает эгоцентризм атома. Клетка преодолевает эгоцентризм молекулы. И никогда эта тенденция не была более очевидной, чем в человеческом развитии с.264.

Всё развитие человека можно рассмотреть как постоянное уменьшение доли эгоцентризма в сознании...

Поскольку разделение – самая первая способность сознания, самовлюблённость – его самое худшее качество! Этот эгоцентризм уменьшается, когда личность младенца переходит от физиоцентрической стадии к биоцентрической, то есть от точки опоры 1 к точке опоры 2. Ребёнок уже не рассматривает физический мир как продолжение себя, потому что физическое «я» и физический мир теперь разделены с.265. Но эмоциональное «я» и эмоциональный мир ещё не разделены, и поэтому весь его эмоциональный мир для него является продолжением «я»; эмоциональный нарциссизм переживает пик своего развития…

Личность всё ещё не может брать на себя роль другого, поэтому «я» по-прежнему в значительной степени нарциссично, доконвенционно и эгоцентрично. …И всё же эгоцентрическая перспектива подвергается ещё одному радикальному изменению с появлением способности принимать на себя роль другого. И в этой точке эгоцентрическая стадия сменяется социоцентрической с.266.

Точка опоры 4 (продолжение).

Социальные описания жизни.

На данном этапе для меня становится крайне важным не то, насколько я соответствую своей роли или ролям, …как я соответствую законам и нормам…

Я теперь могу брать на себя роль другого, и то, как я соответствую этой роли, является крайне важным. Я ещё раз подвергся децентрации, снова преодолел с.266очередной уровень и обладаю пониманием того, что моё эго – не единственное эго во Вселенной.

…Но обратите внимание: в точке опоры 4 забота и участие расширяются от масштабов «я» до группы – но не далее! Если вы принадлежите моей группе, … вы также «спасены». Но если вы принадлежите другой культуре, другой группе, другой мифологии, поклоняетесь другому богу, тогда вы прокляты. …Поэтому я называю эту конвенциональную или социоцентрическую позицию термином мифическая принадлежность. …Если вы участник моего мифа, вы – мой брат, моя сестра. В противном случае вы можете убираться к чёрту. …Моя группа – единственная группа во Вселенной.

Я ещё не могу перейти … к подлинно космополитичной, универсальной или глобальной точке зрения … плюралистической позиции. Но шаг за шагом я продвигаюсь в этом направлении с.267!

Личность осуществляет переход с эгоцентрического на социоцентрический уровень. …Оно входит в мир ролей и правил. «Я» получает доступ к всевозможным сценариям, или изученным ролям и правилам, которые оно должно играть на сцене жизни. …Но некоторые из этих сценариев искажены, ложны или неадекватны, и мы называем эти сценарии «патологии»…

Эти ложные сценарии – просто форма лжи на данном уровне, и ложное «я» живёт этой социальной ложью с.268. …Именно с этим и стремятся работать когнитивные терапевты. …Это не только возвращение назад в прошлое и попытка вскрытия каких-то похороненных эмоций и импульсов. Это скорее попытка прямого нападения на эти ложные и искажённые сценарии и правила игры. Эти сценарии просто не верны, …это ложь и мифы. Они связаны с мифическим мировоззрением, которое не будет открывать себя рациональному рассудку.

…Психоаналитик, сторонник «раскрывающих методов» может вернуть вас назад к этим более ранним травмам, чтобы узнать, почему человек создаёт эти мифы и ложные установки с.269.

Чем-то похожим, только в глобальном историческом масштабе занимаются А. Т. Фоменко и Г. В. Носовский, А. В. Богданов, А. А. Бычков и ряд других авторов. Они пытаются расчистить массив исторической лжи.

Самый типичный психотерапевт – ваш обычный интерпретирующий психоаналитик – будет использовать смесь методов точки опоры 3 и точки опоры 4. В значительной степени такая терапия – это просто разговор о ваших проблемах…

Ложное «я», основанное на мифах и обмане, берёт на себя ответственность за вашу жизнь. И врач помогает вам … эти ложные сценарии … заменять более правдивыми интерпретациями вашей глубины, чтобы ложное «я» могло уступить место действительному «я». …Мифы вызывают симптомы; покажите эти мифы вашему сознанию, и симптомы исчезнут. Идея в том, что если вы будете думать по-другому, то вы начнёте чувствовать по-другому с.270.

Точка опоры 5: космополитическое или зрелое эго.

Примерно в возрасте 11 – 15 лет у людей нашей культуры появляется способность к формально-операционному пониманию (на рис. 3 «формоп»). Если конкретно-операционное сознание может работать в конкретном мире, формально-оперативное сознание может производить операции над самими мыслями. Оно не только думает о мире, оно может думать о самом мышлении с.271.

Кроме того, размышление о своих мыслях означает возможность появления подлинного самоанализа. Внутренний мир впервые открывается перед мысленным взором; психологическое пространство становится новой и захватывающей территорией. Видения хороводом пляшут в голове, и впервые они исходят не от внешней природы, не от мифического бога, не от другого человека, но каким-то странным и удивительным способом они возникают из внутреннего голоса.

…Ваша моральная позиция меняется с конвенциональной на постконвенциональную (см. рис. 3). Вы можете критиковать своё собственное конвенциональное общество. Поскольку вы можете «размышлять о мышлении», вы можете также «определять нормы». …Вы просто больше не отождествляетесь с ними, и потому вы можете отойти от них на некоторое необходимое расстояние. До какой-то степени вы преодолеваете их с.273.

Проще говоря, вы перешли от социоцентрической к космополитической позиции. Ещё одно уменьшение доли нарциссизма. Новое децентрирование, новое преодоление.

…Я перешёл от эгоцентрической к этноцентрической позиции, включив своё эго в группу; включив своё эго в группу; теперь я перехожу от этноцентрической к космополитической позиции, включая свою группу в мир с.274.

В самый первый раз за всю историю развития сознания мы приходим к космополитическому и глобальному мировоззрению. …Все дальнейшие и более высокие уровни развития основываются на этой космополитической платформе. Это необратимое изменение. …Дух в первый раз за всю эволюцию посмотрел на мир нашими глазами и увидел глобальный мир, мир полностью децентрированный от меня и моего, и мир который требует заботы, участия и сострадания. Этот Дух, однако, проявляется только в голосах тех людей, кто имеет храбрость жить в этом космополитическом пространстве и защищать его от посягательства людей с мелочными целями и интересами с.275.

Разнообразие и мультикультуризм.

Термин «мультикультуризм» говорит о наличии культурного разнообразия. Но эта позиция точки опоры 5 – очень редкое, очень элитное и очень непростое достижение с.275.

Возможно, вы сами находитесь на переходном этапе от эгоцентрической и этноцентрической к космополитической перспективе, и потому вы легко поймёте, что все люди должны иметь равные условия и равные возможности при приёме на работу, не зависимо от расы, пола и веры. С этой позицией универсального плюрализма вы действительно являетесь мультикультурным и постконвенциональным человеком. Проблема в том, что большинство людей не разделяют ваш космополитизм. Они всё ещё находятся на эгоцентрической или этноцентрической стадии. Поэтому вы будете считать всех людей равными и свободными, но они абсолютно не будут отвечать на это той же самой любезностью. …Одно социологическое исследование показало, что только 4 процента населения Америки на самом деле достигают этой высокой стадии развития.

…Мультикультуризм действительно основан на очень благородной идее равного и справедливого отношения ко всем людям. Но достижение такой степени развития сознания является очень редким феноменом. Оставляется без внимания сам процесс развития, который позволяет человеку достичь позиции универсального плюрализма с.276. Поэтому мультикультуристы несколько смущённо утверждают, что мы должны рассматривать всех людей и все культурные движения как полностью равноправные, так как ни одна позиция не лучше другой. Но тогда как они смогут объяснить, почему нужно избегать быть похожими на нацистов или куклуксклановцев с.277? Или почему изолируются от социума уголовные элементы? Пусть маньяки разгуливают на свободе – все позиции равны, осуждение не разрешается!

И конечно они становятся совершенно нетерпимыми по отношению к тем, кто с ними не соглашается. Они знают, что занимают очень благородную позицию…. Все люди равны! Никакая моральная позиция не лучше другой с.277!

Это было бы забавно, но, на самом деле, это очень печально. …Они начинают с утверждения, что каждый должен оцениваться справедливо, без привязки к определённому этносу или культуре, и приходят к высказыванию, что вообще никто не должен оцениваться, что все моральные позиции эквивалентны. Конечно, кроме их собственной позиции, которая является высшей в мире, не допускающем превосходства одной позиции над другой…

Так формируется система ложного «я» этого уровня. И всё это называется личностным кризисом с.278.

Кен Уилбер настаивает на универсальности холархического построения иерархий. Применим этот метод, тем более, что мне он понравился.

Первое, холархий бесчисленное множество, приведённые в книги координаты (рис. 1) можно назвать главными холархиями Кена Уилбера или, как у него, четырьмя углами Космоса.

Второе, у многомерного Космоса «углов» множество, поэтому введём, хотя бы ещё пару холархий, в надежде вскрыть патологию на пятом уровне.

Холархия ответственности.

Это первое, что приходит на ум, раз маньяк имеет право на свою позицию, то и полицейский вправе его просто пристрелить при задержании. Но этого, как правило, не происходит. Преступников ловят, судят, наказывают. В чём разница поведения?

Разница поведения преступника и, например, судьи в уровне ответственности. Один ответственен только перед собой, второй перед системой, составившей должностной закон – устав.

Новорожденный не несёт ответственности, ни за какие действия, он и телом ещё не владеет. Со временем он осваивает тело и уже не причиняет себе боль.

Потом наступает ответственность перед собой и родителями – перестаёт пачкать белье, начинает ходить.

Далее ответственность перед семьёй – совершил проступок – наказали. Так же и в детском саду.

Затем наступает ответственность перед группой: коллективом, например в школе, и компанией, например во дворе.

Точка опоры 5 придаёт личности ответственность перед ноосферой планеты. Человек отвечает за свои мысли и намерения до факта реализации результата целенаправленных действий. Личность ищет приятное и понятное окружение, которое её и формирует. Человек ТО – 5 не причиняет «боли» обществу.

Холархий можно придумать множество, например, информационная холархия. Новорожденный уже знает, что свет и тьма разняться, далее: освоение тела, знания программ детского сада и школы. Ребёнок получает информацию своего тела, потом от родителей. Тут также несколько холархий: 1 – сенсорная информация, аудио-видео информация, учебники и неформальные источники, и, наконец, интернет (причём это холархия получения информации, а не владения доступом к ней в результате роста сознания); 2 – законы боли, правила детского послушания, этикет группы, устав госструктуры, нравственность общества, духовность личности и роль во Вселенной.

Холоны низкого уровня.

Не осмелюсь утверждать закономерность процесса, но на планете существуют культуры разного уровня сознания, от архаичного до космополитического. Если не исчезло общество каннибалов в Африке или Полинезии, значит, Космос его просто сохранил как функциональную ячейку. Вспомним, что разрушение холонов подсистемы уничтожает холон системы, а разрушение холонов надсистемы на холон системы не влияет. Здесь понятие холона системы подразумевает произвольность выбора целого при принятии системы рассмотрения.

Можно предположить (только предположить, не утверждая), что сохранение на планете обществ начальных точек опоры как-то позволяет обеспечивать существование более высоких уровней, возможно потому, что скачкообразное развитие невозможно.

Следовательно, независимо от предположения, мы имеем единовременно и локально набор индивидуумов разного уровня сознания, хорошо, если в соответствии возрасту. Мы уже знаем, что средний уровень стремится нивелировать сообщество: отсталых особей подтянуть, продвинувшихся притормозить.

Возьмем всем приемлемый, в силу обыденности, пример. Живут на улице (или в посёлке) в основном рыжие детишки, а рядом микрорайон с лопоухими в большинстве, но не рыжими подростками. Я сам житель Николаевки, снесённого пригорода Красноярска и знаю, как происходят разборки детей между компаниями, отличными по возрасту, внешности или месту обитания. Детский конфликт непременно вовлечёт более старших, возможно взрослых, всё зависит от интенсивности проявления антагонизма. Как реагирует социум в лице государства? Перекладывает проблему на участкового милиционера, и всё!

Как бы эту проблему хотелось (только хотелось, я не претендую на правоту) решить мне? Ответ элементарно прост – разделить по конфликтному признаку, в примере по форме ушей и цвету волос.

Да, я не стесняюсь отрекомендоваться сторонником апартеида. Вспомните историю ЮАР, расовое ущемление стимулировало развитие обиженных. Неужели вы серьёзно полагаете, что уровень развития ЮАР в мире, значительно превышающий «среднеафриканский», обеспечивается только белым меньшинством?

Очевидно, люди разных ТО должны быть без ущерба самооценки и оценке в социуме разделены в общении. Фактически это происходит стихийно, и потому возникают неуправляемые субкультуры, общественные движения узко-религиозного или националистического толка.

Вспомним коммунистов. Спекулируя на терминах типа «диктатура пролетариата» и «гегемония рабочего класса» они нагло и неприкрыто дурачили «гегемона». Однако капеэссэсовцы и их клевреты закрыли канал творческого роста и для интеллигенции, а прогресс не остановить. Не ЦРУ их свергло, а «съела» собственная паразитическая масса, лишённая директивно права мыслить творчески, живущая по указанию сверху – как говорили в народе «фюрер думает за нас».

Однако надо отдать должное, внутренний апартеид работал. Рабочие получали хорошую зарплату по труду, интеллигенция имела чувство мнимого превосходства – элитарности, получала поощрения за творческие достижения. Существовал стимул комфортно жить, как живётся.

Погубил «коммунизм» не Горбачёв, загипнотизированный Рейганом, а усталость народа от руководства паразитирующей номенклатуры, от её безответственного всевластия. Не правозащитники и прочие лоббисты демократии подорвали диктатуру партократии, а простые массовые «несуны», разочарованные в получении заработка по труду и не заинтересованные в отчуждённой собственности «общества».

Точка опоры 6: тело и разум – интеграция кентавра.

Визуальная, или сетевая, логика – особый тип синтезирующего и объединяющего понимания. Формально-операционное сознание может синтезировать и объединять события многими способами, но оно всё ещё обладает своего рода дихотомической логикой с.279или-или, которая напоминает аристотелевскую двузначную логику.

Но интегральные возможности визуальной логики могут складывать части в целое и видеть всю сеть взаимодействий. Когда она используется в объективном пространстве или на правой стороне Космоса, она создаёт общую объективную теорию систем. Но когда она является основанием подлинного внутреннего преобразования …, тогда она создаёт подлинно целостную индивидуальность…

Можно назвать «я» на этой стадии кентавром, который представляет собой объединение разума и тела, ноосферы и биосферы в относительно автономном «я», что, однако не означает, будто это «я» изолировано или эгоцентрично. Скорее это «я» включено в сеть ответственности и взаимной заботы.

…Прежде всего «я» на данном уровне знает как о разуме, так и о теле из своего опыта. Таким образом, наблюдающее «я» начинает преодолевать и разум, и с.280тело и получает возможность знать о них как об объектах своего понимания, иметь некоторый опыт этих явлений. …Именно потому, что наблюдающее «я» начинает преодолевать разум и тело, оно одновременно начинает объединять разум и тело. Таким образом, получается «кентавр»…

В данном случае существует начальное отождествление с формально-рефлексивным (операционным) разумом (точки опоры 5). Затем наблюдающее «я» начинает осознавать своё отличие от разума и воспринимать его как объект. …Следовательно, на стадии кентавра, разум и тело являются опытом интегрированного «я».

Будущее отсутствие перспективы.

Да, на данном этапе человек действительно полностью самостоятелен, но крайней мере, на этом витке своего развития. У него больше нет слепой веры в конвенциональные роли и правила общества. Он больше не этноцентричен и не социоцентричен, он на пути к космополитическому пространству с.281.

На уровне кентавра, на экзистенциальном уровне, вы больше не эгоцентричны и не этноцентричны. Вы уже глубоко погрузились в космополитическое измерение, в котором, как показывают мультикультуристы, вы можете очень плохо воспользоваться этой новой свободой…. Визуальная логика объединяет все возможные перспективы, и поэтому автоматически она не даёт ни какой точке зрения возобладать над другими. Это и есть отсутствие перспективы с.282.

Мультикультуристы иногда достигают этого уровня визуальной логики, и обычно немедленно впадают в безумие отсутствия перспективы, невозможности принять определённое мировоззрение, определить смысл жизни. …Лишённое перспективы пространство визуальной логики просто означает, что Дух смотрит на мир с бесконечно необъяснимой точки зрения; это не говорит о том, что со временем он становится слепым с.283. Просто эта точка, оказывается, в каждой точке вещественного пространства, где перемещается тело индивидуума.

По моему мнению, проще не искать перспективу, проще найти себе путь, удовлетворяющий собственным амбициям и следовать ему. Кен Уилбер называет такой путь дхарма, как у буддистов, у индуистов дхарма – долг, а, я полагаю более точным переводом русское слово «стезя».

Какие вообще могут быть перспективы в постоянно изменяющемся мире? Надо наслаждаться бытием, каждое новое явление обогащает жизнь и расширяет горизонт понимания, а впереди бесконечный простор или «глубина».

На краю трансперсонального.

Одна из особенностей подлинного «я» на стадии кентавра состоит в том, что оно больше не с.283покупается на обычные и конвенциальные утешения…, «я» больше не может успокоиться тривиальным. …Ограниченное «я» должно умереть – магия его не спасёт, мифические боги тоже оказываются бессильны, рациональная наука не в состоянии сохранить его прежним, и столкновение с этим неприятным фактом является частью его подлинного становления. …Осознание своей смертности и ограниченности является одним из этапов поиска собственного подлинного «бытия-в-мире».

Экзистенциалисты прекрасно проанализировали это подлинное «я» …, они проанализировали общепринятую ложь и упрощённую веру, которые мешают проявлению этой подлинности. Мы лжем себе по поводу своей смертности и ограниченности, создавая символы бессмертия … на каких-то мифических небесах…, в великих художественных произведениях, через которые мы выражаем свою неспособность встретиться лицом к лицу со смертью. ...Мы лжём себе по поводу своей фундаментальной ответственности, скрываясь в стадном мировоззрении, теряясь в другом. Вместо подлинного или действительного «я» мы с.284живём в нашем ложном «я», создавая всё новые проекты обманов, чтобы скрыться от отвратительной правды существования…

Страх в экзистенциональном смысле – это не физический страх, это метафизический ужас, потрясение человеческого прозрения. …А если вы будете утверждать, что есть какие-то способы понимания, которые выходят за пределы экзистенциальной тоски, тогда, по мнению экзистенциалистов, вы начинаете впадать в безумное и неискреннее опровержение своей смертности…, впадаете в упрощённую веру. …Если вы начинаете улыбаться, то вы, вероятно с.285, неискренни, потому что вы нарушаете священный круг бесконечного отчаяния.

…Вся суть экзистенциального кризиса в том, что вы ещё не находитесь на трансперсональном уровне, но вы уже больше не связаны с личностным. …Что же есть хорошего для человека, ведь он всё равно обречён умереть? Зачем вообще жить на личном уровне?

Эта озабоченность значением, растущей нехваткой смысла жизни является главной особенностью патологии точки опоры 6, а также экзистенциальной терапии…

«Я» испытало всё, что может предложить личное пространство, и этого оказалось недостаточно. Мир с.286…стал плоским и бессмысленным как раз тогда, когда душа достигла своего самого большого триумфа. …Это душа, которая столкнулась с существованием и полностью им насытилась. …Другими словами, это душа, находящаяся на краю трансперсонального с.287.

Подростки в возрасте 12 – 15 лет наиболее часто кончают жизнь самоубийством, это, в большинстве своем, слишком рано достигшие экзистенциального уровня сознания. Неокрепший организм часто под действием «экзистенциальной тоски» не выдерживает обычных неприятностей формирования развивающейся психики, а у таких подростков впечатлительность повышенная, в силу этого и раннее развитие сознания.

Тормозить развитие личности – преступление против разумности, однако, по моему опыту, безопасность занятий духовными практиками обеспечивается формированием в сознании конкретной цели, которая ведёт по жизни практикующего. Чем младше и впечатлительней практикующий духовные практики, тем обязательней для него увлечённость целью применения этих практик. Бесцельное занятие или с принуждением просто опасно для психики человека не зависимо от возраста. Пример методики приведён в начале второй части первой книги (см. «Психотехника»).

 

Глава 12. Царство сверхсознания: часть 1.

Там, где кончается разум.

Поскольку развитие сознания продолжается, оно открывает в себе всё

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.