В современных условиях политической обстановки при наличии во многих странах ракетно-ядерного оружия и средств его доставки к цели, Правительство РФ по новому ставит вопрос о роли экономики в войне, о всестороннем обеспечении вооруженных сил и живучести глубокого тыла. В случае возникновения войны с неограниченным применением всех имеющихся в распоряжении воюющих сторон сил и средств воздействию ими подвергнутся не только вооруженные силы и военные объекты, но и вся территория воюющих сторон, то есть важнейшие пункты государственного управления, административные, промышленные, энергетические и научно-технические центры, узлы коммуникаций, а следовательно и население. При этом большие территории государств окажутся зараженными радиоактивными осадками, возникнут значительные очаги поражения отравляющими веществами и бактериальными средствами. Остальные районы страны могут оказаться изолированными от центра и друг от друга.
Естественно, что в столь сложной обстановке одни только органы военного управления и вооруженные силы не смогут решить всех задач, связанных с защитой населения, объектов экономики и страны в целом. Эти задачи могут быть выполнены только усилиями всего народа, при использовании всех материальных ресурсов страны и в тесном контакте Вооруженных Сил с силами Гражданской обороны.
На территории СССР первой организацией, предназначенной для защиты населения при ведении военных действий была местная противовоздушная оборона (ПВО), созданная в 1932 г. С появлением в 1945 г. ядерного оружия, произошли коренные изменения в военном деле. Прежние способы защиты населения, ориентированные на обычные средства ведения войны, перестали соответствовать новым условиям, возникшим в случае применения ядерного оружия.
Решать вопросы защиты населения в новых условиях стало невозможным. Для этих целей в 1961 г. была создана ГО СССР, которая просуществовала до 1997 г.
12 февраля 1998 г. Государственной Думой принят, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ закон «О гражданской обороне».В законе конкретно определено, то что гражданская оборона является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время по подготовке и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, в зонах катастрофического затопления, при стихийных бедствиях и крупных авариях.
Гражданская оборона создается на всей территории страны по территориально-производственному принципу. Ее мероприятия проводятся органами государственной власти и государственного управления, предприятиями, учреждения, учебными заведениями, общественными организациями с участием всех граждан.
Общее руководство ГО РФ осуществляет начальник гражданской обороны РФ, им является председатель Правительства РФ, а непосредственно руководит ею министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющийся по должности первым заместителем начальника гражданской обороны РФ. В административно-территориальных районах начальниками ГО являются губернаторы, мэры, главы администраций, а на предприятиях, учреждениях и учебных заведениях - руководители этих объектов.
Введение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.
Для разработки планов и проведения мероприятий ГО создаются службы гражданской обороны: медицинская, противопожарная, охраны общественного порядка, связи, инженерная, автотранспортная, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды и т.д. Каждая служба решает специальные задачи, имеет определенную организацию и тактику использования своих сил и средств.