Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие системы образования и просвещения

 

Создание министерства народного просвещения.

Министерство народного просвещения было создано по инициативе Александра I в августе 1802 г. , первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. “Предварительные правила народного просвещения” были дополнены, утверждены царем и опубликованы в 1804 г. в виде двух уставов — “Устава университетов Российской империи” и “Устава учебных заведений, подведомственных университетам”. Согласно уставам, были введены четыре ступени народного образования: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты. Петербург стал центром учебного округа. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.

Университет

Санкт-Петербургский университет был основан Петром I в задуманной им целостной системе науки и образования в России, в которой были объединены Академия Наук, университет и гимназия. В числе первых профессоров университета были крупные ученые: математики Л.Эйлер, Д.Бернулли, историк Г.З.Байер. Фактически все русские академики XVIII в. получили образование в стенах Петербургского университета, входившего в то время в состав Академии Наук. В конце XVIII века университет перестал функционировать. В 1819 году университет был восстановлен на базе Главного педагогического института. Первоначально в воссозданном университете было три факультета: историко-филологический, философско-юридический (позднее юридический) и физико-математический которые делились на разряды; в 1854 г. к ним добавился факультет восточных языков. В отличие от Московского университета здесь не было четвертого медицинского отделения, так как в Петербурге существовала Медико-хирургическая академия. Отделения возглавляли профессора Лодий, Герман и Чижов. Первым ректором Петербургского университета стал проф. М. А. Балугьянский, видный специалист в области политических и юридических наук. Для преподавания были привлечены выдающиеся ученые и педагоги. Среди них—А. П. Куницын, К. И. Арсеньев. Талантливым педагогом и ученым был и декан математического отделения, проф. Д. С. Чижов.

Лицей

Царскосельский (Александровский) лицей был основан в 1810 году как высшее привилегированное закрытое учебное заведение для детей дворян. В лицее готовили высших государственных чиновников для различных ведомств, главным образом для министерства внутренних дел. Учеба начиналась с 10-12 лет и продолжалась 2 трехгодичных курса. Учебный план состоял в основном из гуманитарных предметов с преимущественным изучением юридических наук. Славу Лицея составили первые выпускники - А.С.Пушкин, И.И.Пущин, В.К.Кюхельбекер, А.А.Дельвиг, А.М.Горчаков.

Правительственная реакция в сфере образования связана с изменениями во внешней и внутренней политике России после Отечественной войны 1812 года, со страхом перед нарождающимися антиправительственными настроениями в среде дворянства, крестьянскими волнениями, а также с растущими религиозно-мистическими настроениями Александра I. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Во главе его был поставлен президент Российского Библейского общества бывший обер-прокурор Синода кн. А. Н. Голицин.

В 1819 г. в связи с принятыми изменениями учебных планов во всех низших школах кроме уроков “закона божия” были введены “чтения из Священного Писания”. В низшей школе было запрещено преподавание естествознания. Сильнее всего пострадали учебные планы гимназии. Из гимназического курса исключались философские науки, начальные основания политэкономии, теории коммерции и технология. Особое опасение министерства вызывали университеты, которые признавались очагами революционной заразы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.