Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832)

Творчество Гете стоит в центре всех немецких эстетических учений начиная с 70-х годов XVIII века. Однако этот величайший поэт Германии, ученый, мыслитель был не только предметом эстетических споров своего времени, но и их активным участником. Уже его ранние статьи «На юбилей Шекспира» (1771) и «О немецком зодчестве» (1773) теоретически формулировали те идеи «Бури и натиска», которые нашли столь совершенное воплощение в «Геце фон Берлихингене» и других произведениях этой поры.

В дальнейшем, наряду с глубокими мыслями о природе искусства, рассыпанными в его произведениях (в особенности в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера»), мы находим и ряд теоретических выступлений по важнейшим проблемам эстетики в статьях: «Простое подражание природе, манера, стиль» (1789), «Коллекционер и его близкие» (1799), «О правде и правдоподобии в искусстве» (1798), «Шекспир и несть ему конца» (1813-1816) и др.

В этих статьях нашли свое выражение не только мысли Гете по различным частным моментам теории искусства, но и общий его взгляд на реализм как наиболее совершенный творческий метод.

Если Шиллер смотрел на мир прекрасного как на соединительное звено между миром должного и миром реальности, то есть если для него художественный образ был «реализацией идеи», то отправным пунктом эстетики Гете является не идея, а действительность, опыт. Искусство исходит из наличного опыта, из «простого подражания природе». Такое искусство «зиждется на спокойном утверждении сущего, на любовном его созерцании». Однако художник не может и не должен удовлетвориться простым подражанием, «ему досадно рабски копировать все буквы из великого букваря природы». Стремясь выразить свой неповторимый дух, свое индивидуальное отношение к природе, он вырабатывает особый язык, «манеру». Именно такой метод станет основным и господствующим в немецком романтизме. Сам же Гете рассматривает и романтическую «манеру» и натуралистическое «подражание природе» как преддверие истинного искусства, которое он называет «стиль». Это искусство стоит вровень «с величайшими стремлениями человека», оно покоится «на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознавать в зримых и осязаемых образах». «Стиль» предполагает точное знание наиболее существенного в предметах, их внутренней закономерности. Он связан с выявлением идейного начала в сыром материале впечатлений, данных писателю в опыте. Гете борется за соединение в художественном образе всеобщего и единичного, типичного и индивидуального, то есть за реализм в искусстве. Однако это еще не критический реализм, это реализм другого типа. Он уже постиг искусство воспроизведения действительности в ее общих чертах, но не раскрыл реальных движущих сил общества. Поэтому желаемое здесь выдается за сущее, развитие действия искусственно предопределяется в сторону распада существующих варварских условий жизни и утверждения гуманистических идеалов «общечеловеческой» нравственности.

Человек, по Гете, стремится к целостному познанию, к гармонии воли и разума, к совершенному развитию личности. Но действительность не содержит в себе целостности и совершенства. Значит, надо преобразовать несовершенную действительность в искусстве, надо те разорванные элементы возвышенного и прекрасного, которые нам предлагает жизнь наряду с ее прозой и несовершенством, гармонизировать с помощью искусства. Искусство не просто копирует действительность, оно очищает то, что кажется поэту существенным, от того, что он считает случайным; не имея опоры в реальных социальных процессах, художник произвольно гармонизирует данные опыта и наблюдения в духе собственных представлений и гуманных идеалов, в конечном счете «идеализирует» действительность. Таким образом, гетевское понимание реализма, исходным пунктом которого является реальность, приходит к идеализации этих реальных отношений. В этом пункте Гете совпадает с Шиллером, который приходит к аналогичным выводам, исходя из других посылок – из «реализации идеи». В области художественного творчества «идеализированная реальность» сближается с «реализованной идеей». В этом и заключается единая эстетическая основа двух, казалось бы, столь разных творческих методов, единство классического реализма Гете и Шиллера.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.