Верхняя цифра в каждой ячейке показывает частоту, т.е. число респондентов определенной категории, давших такой ответ. Так, в ячейке, расположенной на пересечении строки 1 (возраст до 30 лет) и столбца 1 (ответ «да» на вопрос об участии в выборах), стоит цифра 133, означающая, что из общего числа опрошенных в возрасте до 30 лет 133 человека дали утвердительный ответ. Нижняя цифра в этой ячейке (50,4) говорит о том, что эти 133 человека составляют 50,4% от общего числа респондентов этого возраста, т.е. за 100% принято 264 (см. крайний правый столбец).
Однако нас в большей степени интересует процедура редактирования этой таблицы, т.е. последовательность действий для приобретения этой таблицей свойств обозримости и «читаемости». Мы видим, что при импортировании файла SPSS в текстовый редактор Word разделительные линии (изображенные в формате MS-DOS средствами так называемой псевдографики) превратились в ряды и столбцы букв кириллицы. Один из способов редактирования мог бы состоять в следующем. Вначале создать пустую таблицу в формате Word с таким же числом строк и столбцов, а затем последовательно, одну за другой, перенести в соответствующие ячейки цифры частот и процентов. Мы предлагаем здесь другой способ, как нам кажется, более рациональный и быстрый.
Вначале уберем строки, составленные из букв кириллицы, а также лишние белые поля, после чего исходная таблица приобретет такой вид:
Ф
0,00
Ф
1,00
Ф
2,00
Ф
3,00
Ф
Total
0,00
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
36,4
Ф
36,4
Ф
18,2
Ф
9,1
Ф
1,3
1,00
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
50,4
Ф
47,0
Ф
2,7
Ф
32,1
2,00
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
0,6
Ф
60,4
34,9
Ф
4,1
Ф
20,5
3,00
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
1,0
Ф
60,5
Ф
37,4
Ф
1,0
Ф
23,7
4,00
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
81,0
Ф
15,5
Ф
3,6
Ф
10,2
5,00
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
Ф
1,0
Ф
72,0
Ф
27,0
Ф
Ф
12,2
Column
Total
1,0
60,4
36,2
2,4
100,0
Теперь произведем замену каждой буквы Ф на точку с запятой с помощью команды Правка-> Заменить,а также добавим точки с запятыми в двух нижних строках:
; 0,00
; 1,оо
; 2,00
; з.оо
; Tota
0,00
; 4
; 4
; 2
; 1
; 11
36,4
36,4
; 18,2
; 9,1
; 1,3
1,00
; 7
; 264
50,4
47,0
2,7
32,1
2,00
0,6
60,4
34,9
4,1
20,5
3,00
1,0
60,5
37,4
1,0
23,7
4,00
81,0
15,5
3,6
10,2
5,00
1 ;
1,0 ;
72,0
27,0
12,2
Column
Total
1,0
60,4
36,2
2,4
100,0
Теперь, выделив фрагмент целиком, преобразуем его в таблицу (рис. 5.2), как было описано выше.
Последний этап заключается в том, чтобы обозначить в таблице заголовок, подлежащее и сказуемое, подставив вместо номеров варианты значения соответствующих переменных, а также изменить размеры и типы шрифта. Это и придаст нашему кросстабу окончательный вид (табл. 5.5).
0,00
1,00
2,00
3,00
Total
0,00
36,4
36,4
18,2
9,1
1,3
1,00
50,4
47,0
2,7
32,1
2,00
0,6
60,4
34,9
4,1
20,5
3,00
1,0
60,5
37,4
1,0
23,7
4,00
81,0
15,5
3,6
10,2
5,00
1,0
72,0
27,0
12,2
Column
Total
1,0
60,4
36,2
2,4
100,0
Рис. 5.2
Зависимость участия в выборах от возраста
Таблица 5.5
Возраст
Участие в выборах
Всего
Нетответа
Да
Нет
Не помнят
Нетответа
Процент
36,4
36,4
18,2
9,1
1.3
До 30лет
Процент
50,4
47,0
2,7
32,1
30—39 лет
Процент
0,6
60,4
34,9
4,1
20,5
40—49 лет
Процент
1.0
60,5
37,4
1.0
23,7
50—59 лет
Процент
81,0
15,5
3,6
10,2
60 лет и старше
Процент
1,0
72,0
27,0
12,2
Всего
Процент
1,0
60,4
36,2
2,4
100,0
Аналогично составляются и редактируются таблицы в тех случаях, когда мы производим расчет не в процентах, а в средних значениях баллов тех или иных оценок.
Иногда в аналитических целях возникает необходимость ранжировать полученные частоты и проценты с тем, чтобы сразу расставить приоритеты. Так, в том же исследовании мы задавали респондентам вопрос относительно их оценок изменения различных направлений деятельности администрации за истекшие 100 дней 236
правления нового нижегородского губернатора Г.Ходырева. Этот вопрос выглядел в анкете следующим образом (сами направления были расставлены просто в алфавитном порядке, чтобы подчеркнуть ценностный нейтралитет авторов анкеты, кодировка же — с 38 по 53 просто определяет их порядок): «Как Вы оценили бы изменения в решении проблем, происшедшие после смены областного руководства (табл. 5.5а)?»
Таблица 5.5а
Направления деятельности
Стало лучше
Стало хуже
Осталосьбез
38. Борьба с коррупцией
39. Борьба с преступностью
40. Обеспечение заказами оборонных предприятий
41. Прекращение спада производства
42. Привлечение инвестиций
43. Развитие материальной базы образования
44. Развитие социальной сферы
45. Разработка эффективного механизма местного налогообложения
46. Своевременная выплата пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы
47. Создание новых рабочих мест
48. Социальная помощь пенсионерам,инвалидам,сиротам
49. Строительство муниципального жилья
50. Удержание цен на продукты первой необходимости
51. Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию
52. Укрепление материальной базы здравоохранения
53. Улучшение работы общественного транспорта
Мы не будем описывать здесь всю процедуру редактирования соответствующей таблицы — это описание оказалось бы слишком громоздким19 и не прибавило бы ничего нового к методическим указаниям, приведенным выше. Отметим лишь, что в данном случае как раз и необходимо заготовить шаблон пустой таблицы и последовательно, раз за разом перенести в ее ячейки все полученные значения. Давайте отразим полученную в результате расчетов таблицу, в которой вместо заданной кодировки различных значений каждой из переменных просто расставим процент ответов, полученный каждым из этих значений в ходе опроса; при этом мы
пока сохраняем тот порядок следования, который был принят в анкете (табл. 5.6).
Таблица 5.6
Оценка изменений в решении различных проблем (в процентах ответов по каждому варианту от общего числа опрошенных)
Направления деятельности
Стало лучше
Стало хуже
Осталось без изменений
38.Борьба с коррупцией
18,0
13,2
65,4
39. Борьба с преступностью
16,8
16,2
64,0
40. Обеспечение заказами оборонных предприятий
22,2
13,2
59,3
41. Прекращение спада производства
23,0
14,3
57,6
42. Привлечение инвестиций
24,4
15,2
55,0
43. Развитие материальной базы образования
22,6
18,8
54,2
44. Развитие социальной сферы
22,1
18,0
54,9
45. Разработка эффективного механизма местного налогообложения
59,4
19,6
15,4
46. Своевременная выплата пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы
39,2
13,0
44,7
47.Создание новых рабочих мест
17,9
20,3
57,4
48. Социальная помощь пенсионерам, инвалидам, сиротам
31,3
14,0
50,3
49. Строительство муниципального жилья
11,4
29,6
54,3
50. Удержание цен на продукты первой необходимости
16,4
44,8
35,0
51. Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию
8,6
62,6
24,3
52. Укрепление материальной базы здравоохранения
14,6
35,1
46,5
53. Улучшение работы общественного транспорта
12,4
42,3
40,8
В этой таблице мы выделили полужирным шрифтом модальные значения переменной в каждом столбце — так они сразу бросаются в глаза. Для удобства последующего анализа можно применить и другой прием — проранжировать данные в таблице, т.е. разместить их в порядке убывания от самого частого — того значения переменной, который получил наибольшее число ответов по варианту «стало лучше», до наименее частого — того, который по той же позиции получил наименьшее число голосов. В результате мы получим несколько иную табл. 5.7, из рассмотрения которой мы сразу сможем сделать вывод о том, как оценивают опрошенные нижегородцы приоритеты деятельности новой администрации на протяжении первых 100 дней ее деятельности. Здесь уже нет необходимости выделять 238
модальные или, наоборот, самые низкие значения переменных — они окажутся на самом верху или в самом низу.
Таблица 5.7го
Оценка изменений в решении различных проблем
(в процентах к общему числу опрошенных; ранжировано по убыванию оценки
«стало лучше»)
Проблема, подлежащая решению
Стало лучше
Стало хуже
Осталось без изменений
Разработка эффективного механизма местного налогообложения
59,4
19,6
15,4
Своевременная выплата пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы
39,2
13,0
44,7
Социальная помощь пенсионерам,инвалидам,сиротам
31,3
14,0
50,3
Привлечение инвестиций
24,4
15,2
55,0
Прекращение спада производства
23,0
14,3
57,6
Развитие материальной базы образования
22,6
18,8
54,2
Обеспечение заказами оборонных предприятий
22,2
13,2
59,3
Развитие социальной сферы
22,1
18,0
54,9
Борьба с коррупцией
18,0
13,2
65,4
Создание новых рабочих мест
17,9
20,3
57,4
Борьба с преступностью
16,8
16,2
64,0
Удержание цен на продукты первой необходимости
16,4
44,8
35,0
Укрепление материальной базы здравоохранения
14,6
35,1
46,5
Улучшение работы общественного транспорта
12,4
42,3
40,8
Строительство муниципального жилья
11,4
29,6
54,3
Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию
8,6
62,6
24,3
Из данных табл. 5.7 уже совсем не представляет труда рассмотреть, как оценивают нижегородцы наиболее успешные и наименее успешные из первых шагов новой областной администрации. Отсюда видно, что иногда составление и редактирование таблиц нельзя назвать чисто механической операцией. Такая процедура может значительно облегчить анализ полученных данных. Приведем еще примеры сортировки полученных данных. Мы могли бы провести ранжирование оценок деятельности администрации по тем направлениям, где ситуация, по мнению нижегородцев, стала хуже. Можно произвести сортировку по признаку «осталось без изменений». Для этого следует предпринять следующие шаги. Вначале мы удалим два средних столбца («стало лучше» и «стало хуже»), выделив их и произведя команду Таблица-> Удалить->• Столбцы.
Затем мы выделим всю таблицу и с помощью команды Таблица-> Сортировка -» Сортироватьвыберем в рабочем окне «Столбец» вариант «Столбец 2», затем опцию «по убыванию» и нажмем клавишу <ОК>. Получим табл. 5.8, из данных которой видны оценки нижегородцев о том, в каких из сфер деятельности администрации произошли какие-то сдвиги, а в каких все стоит на месте.
Таблица 5.8
Оценка отсутствия изменений в решении различных проблем
(в процентах к общему числу опрошенных; ранжировано по убыванию оценки
«осталось без изменений»)
Проблема, подлежащая решению
Осталось без изменений
Борьба с коррупцией
65,4
Борьба с преступностью
64,0
Обеспечение заказами оборонных предприятий
59,3
Прекращение спада производства
57,6
Создание новых рабочих мест
57,4
Привлечение инвестиций
55,0
Развитие социальной сферы
54,9
Строительство муниципального жилья
54,3
Развитие материальной базы образования
54,2
Социальная помощь пенсионерам, инвалидам, сиротам
50,3
Укрепление материальной базы здравоохранения
46,5
Своевременная выплата пенсий и зарплаты
44,7
Улучшение работы общественного транспорта
40,8
Удержание цен на продукты первой необходимости
35,0
Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию
24,3
Разработка эффективного механизма местного налогообложения
15,4
Нетрудно убедиться, что ранжировка здесь несколько иная, нежели в том случае, когда мы ранжировали значимость оценок по признаку «стало лучше». И эта таблица — в зависимости от целей исследования — также может оказаться достаточно убедительным наглядным материалом, помогающим подтвердить (или, наоборот, опровергнуть) исходные предположения исследователя21.
Завершая данную тему, нельзя не остановиться на особенностях составления и редактирования таблиц, отражающих расчет средних значений некоторых переменных. В исследовании эффективности рекламы, проведенном студентами НКИ, присутствовал 240
вопрос относительно степени влияния различных факторов на выбор покупки, главной целью которого было выявление того места, которое занимает среди этих факторов реклама22:
Укажите, в какой мере оказывают влияние на выбор Вами того или иного товара следующие факторы(оценку производите по пятибалльной шкале, где 5 означает «наиболее важно»... 1 — «никакого значения»):
14. Внешний вид
15. Место покупки
16. Новизна
17. Привычка
18. Реклама
19. Советпродавца
20. Упаковка
21. Цена
Произведя соответствующие расчеты, мы получили итог:
Variable
Mean Std Dev Minimum Maximum N Label
VAR00019
2,64
1,18
1,00
5,00
VAR00018
2,80
1,22
1,00
5,00
VAR00015
3,08
1,26
1,00
5,00
VAR00020
3,19
1,31
1,00
5,00
VAR00017
3,26
1,44
1,00
5,00
VAR00016
3,31
1,30
1,00
5,00
VAR00014
4,06
1,13
1,00
5,00
VAR00021
4,07
1,15
1,00
5,00
Обратите внимание, что программа SPSS в ходе расчетов сама ранжирует полученные результаты, правда, в ином порядке — от низшего к высшему. Перед тем как приводить полученные данные в табличный вид, следует решить, какие из полученных расчетных значений мы будем включать в итоговую таблицу. Для этого нужно оценить, насколько важны для окончательного анализа те или иные столбцы, учитывая, что мы намереваемся выявить связь между выбором и факторами, оказывающими влияние на него. Понятно, что первые два столбца (Variable — переменная и Mean — среднее) обязательно войдут в таблицу. Третий столбец (Std Dev23) содержит значения средне-
квадратических отклонений (СКО) по каждой из переменных. Напомним, что величина СКО показывает меру разброса значений переменной вокруг средней величины: чем больше СКО, тем сильнее этот разброс, и наоборот — чем оно меньше, тем единодушнее респонденты в своих ответах. Мы видим, что значения СКО довольно близки (наименьшее для переменной 14, т.е. «внешний вид», наибольшее — для переменной 17, т.е. «привычка»). Это значит, что связь здесь выражена довольно слабо, поэтому не имеет смысла включать СКО в таблицу. Два следующих столбца (Minimum и Maximum) отражают минимальное и максимальное из полученных значений; в них также не видно никакой связи, поскольку они одинаковы для всех переменных. И наконец, в последнем столбце (N) показано число респондентов, отметивших какое-то значение этой переменной (т.е. давших какую-то оценку). Дело в том, что перед началом расчетов среднего значения мы исключили нули (т.е. дали команду не принимать в расчет тех, кто не дал никакого ответа). Общее число респондентов в этом опросе было 241, и, хотя значения N не так уж разнятся для всех переменных, нам было бы небезынтересно знать, для какой доли опрошенных значим тот или иной фактор24. Теперь, определив состав таблицы, мы можем проделать уже описанные выше операции (включая изменение порядка ранжировки на противоположный) и получить такой окончательный вариант (табл. 5.9).
Таблица 5.9
Факторы выбора покупки (по 5-балльной шкале)
Фактор выбора
Средний балл
Число ответивших
Цена
4,07
Внешний вид
4,06
Новизна
3,31
Привычка
3,26
Упаковка
3,19
Место покупки
3,08
Реклама
2,80
Советпродавца
2,64
Мы видим теперь, что при покупке наиболее важную роль играет цена товара. Что же касается интересующей нас рекламы, то она относится к числу наименее важных факторов.
5.3. Графическое представление данных
Графическое представление данных — это наиболее наглядное изображение полученного распределения результатов исследования. Оно дает возможность с одного взгляда определить структуру исостав изучаемой совокупности, структурные сдвиги, тенденции изменений при переходе от одних значений переменных к другим и т.д. При анализе социологической информации наиболее часто используют такие виды графического представления данных, как гистограмма, полигон и кумулята распределения, а также различные виды диаграмм (столбиковые, ленточные, секторные).
Гистограмма — это графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкапе25. Гистограмма представляет собою ряд смежных прямоугольников, построенных на одной прямой: площадь каждого из них пропорциональна частоте нахождения данной величины в интервале, на котором построен данный прямоугольник. При равных интервалах плотности распределения пропорциональны частотам, которые и откладываются по оси ординат. Пример гистограммы, отражающей распределение опрошенных респондентов по возрасту, приведен на рис. 5.3.
На этой гистограмме, построенной в Microsoft Excel в соответствии с данными табл. 5.10, удельный вес каждой возрастной категории в общем объеме выборочной совокупности выражается площадью прямоугольника, а общая площадь равна 1 (100%). Если бы мы строили гистограмму на основе абсолютных значений частот, то общая форма ее не изменилась бы, но в этом случае площадь каждого прямоугольника означала бы число лиц данной категории, а общая площадь была бы равна численности опрашиваемой совокупности (в данном случае — 812, поскольку мы не привели на гистограмме данные о тех, кто не указал в анкете своего возраста). Мы видим, например, что поскольку численность возрастной группы респондентов до 30 лет почти втрое больше численности респондентов в возрастном интервале 50—59 лет, то это выражается и в соответствующем соотношении высот столбцов.
Таблица 5.10 Распределение респондентов по возрастным группам
Возрастная группа
Частота
Процент
до 30 лет
32,1
30—39 лет
20,5
40—49 лет
23,7
50—59 лет
10,2
60 лет и старше
12,2
Не указали
1,3
Всего
100,0
Обратим внимание на одну важную особенность гистограммы: протяженность по оси абсцисс должна соответствовать размеру отображаемого интервала. Этим гистограмма отличается, к примеру, от столбчатой (или столбиковой) диаграммы, где ширина столбца значения не имеет и просто фиксирует определенную позицию.
Перевод обычной таблицы в гистограмму сокращает мыслительный процесс, позволяет быстро и точно оценить ситуацию в целом. Гораздо реже встречаются ситуации, где гистограмма выполняет основную, а не вспомогательную роль. Если, к примеру, сравнивают удельный вес позитивных и негативных качеств у человека или социальной группы, располагая положительные выше горизонтальной оси, а негативные ниже, то можно получить прекрасную, почти живописную картину духовного мира человека. Подобно тому, как деревья отражаются в воде, так и негативные черты симметрично отражаются по ту сторону береговой линии, представленной осью ОХ. Похожую картину получили В.Ф.Пет-244
ренко и О.В.Митина, исследовавшие стереотипы поведения россиянок и американок методом психосемантического анализа26. Основной формой обработки исходных матриц данных у них было сопоставление ролевых позиций путем вычисления коэффициентов корреляций для пар ролевых позиций, т.е. вертикальных столбцов в матрице ранговых данных отдельно для российской выборки, отдельно для американской. В отношении брачных предпочтений у них получился график, представленный на рис. 5.4.
Примечание к рис. 5.4. Суждения, отражающие брачные предпочтения
женщин, возможные в обеих странах:
1. Выйти замуж за человека более высокого социального статуса27.
2. Выйти замуж за простого человека, хорошего хозяина, живущего «земными» проблемами.
3. Выйти замуж за человека другой национальности.
4. Выйти замуж за любимого человека с очень низкими доходами без перспективы их увеличить.
5. Выйти замуж за бизнесмена.
6. Выйти замуж за человека, посвятившего свою жизнь науке.
7. Выйти замуж за человека искусства (музыканта, поэта, артиста).
8. Выйти замуж за иностранца и уехать жить за границу.
9. Выйти замуж за военнослужащего.
10. Выйти замуж за политического деятеля.
11. Выйти замуж за рабочего.
12. Находиться на «содержании» у состоятельного мужчины.
13. Выйти замуж за «звезду» (спорта, эстрады, кино).
14. Выйти замуж без любви, по расчету.
15. Выйти замуж за фермера.
16. Выйти замуж за человека другой расы.
17. Не выходить замуж, полагая, что лучше прожить жизнь одной.
18. Выйти замуж за глубоко религиозного человека.
19. Выйти замуж за представителя криминальных структур.
Полигон распределения используется преимущественно для графического отображения распределений дискретных рядов (табл. 5.11). Эти графики строятся также в прямоугольной системе координат, в которой на горизонтальной осихуказываются значения (или ранг) переменной, а на вертикальной оси у отмечается общая численность или доля респондентов (в процентах), обладающая тем или иным значением.
Полигоны могут использоваться и для изображения интервальных рядов. В этом случае ординаты, пропорциональные частоте каждого интервала, восстанавливаются перпендикулярно оси абсцисс из точек, соответствующих середине каждого интервала. Концы каждой из таких ординат соединяются прямыми линиями с концами соседних ординат (рис. 5.5).
Кумулята28. Это еще один из способов графического изображения вариационных рядов. При построении кумуляты на оси абсцисс откладываются значения дискретных признаков (либо границы интервалов), а на оси ординат — накопленные частоты, соответствующие верхним границам частотных интервалов. Таким образом, отличие кумуляты от гистограммы состоит в том, что на графике кумуляты ординаты, пропорциональные частотам, последовательно накладываются одна на другую, так что высота последней ординаты соответствует сумме высот всех столбцов гистограммы. Ординаты соединяются прямыми линиями.
Таблица 5.11
Социально-профессиональный статус
Категория
Частота
Процент
Руководитель
3,0
Предприниматель, фермер
4,6
Государственный служащий
6,1
Дипломированный специалист промышленности
2,8
Дипломированный специалист сельского хозяйства
1,1
Рабочий государственного предприятия
10,3
Рабочий частного предприятия
15,9
Колхозник
1,0
Непроизводственная интеллигенция (учитель, врач)
5,8
Военнослужащий, работник правоохранительных органов
2,7
Рабочий промышленного предприятия
6,2
Неработающий пенсионер
11,5
Студент, учащийся
17,6
Домохозяйка
4,7
Безработный
3,3
Другие
1,8 '■'
Не указали
1,5 ;
Всего
100,0
Весьма наглядной выглядит кумулята, изображенная на рис. 5.6 — на основе распределения ответов на вопрос о среднедушевых доходах, задававшийся в том же исследовании.
Кумулята позволяет быстро определить удельный вес той доли совокупности, которая находится выше или ниже некоторой заданной величины значения переменной. Так, по данным рис. 5.6, доля семейств, в которых месячный доход на одного члена семьи не превышает 2 тыс. руб., составляет 72,1 %.
Диаграмма30— это обобщенное название самых разнообразных графических изображений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин. Диаграммы по одним и тем же распределе-248
ниям и вариационным рядам могут принимать множество различных видов и форм31. Если вы откроете окно Мастер диаграммв программе Microsoft Excel, вы убедитесь, что там предлагается достаточно большой их набор: гистограммы, линейчатые, графики, круговые, точечные, кольцевые, пузырьковые и т.п. Выбор того или иного варианта — дело вкуса и чувства меры, поскольку; в конечном счете каждая из них лишь по-разному — более или | менее убедительно и, главное, наглядно — отображает выражен-; ные в числовой форме ряды этих вариантов.
Глава 6. ГДЕ, КЕМ И КАК РАБОТАЮТ СОЦИОЛОГИ1
Прикладная социология отличается от фундаментальной, которая развивается в академических учреждениях, не только содержанием и характером научной деятельности. Главное здесь — ориентация на практическую пользу, а не на прирост научных знаний либо вклад в фундаментальные открытия.
Академический социолог — творец фундаментальной науки, свободный в выборе темы исследователь и преподаватель. Прикладной социолог — создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность, зависящий в тематике от вкусов и интересов заказчика наемный работник. Первый волен распоряжаться результатами своего исследования как хочет, второй не имеет права так поступать, ибо результаты его работы — собственность компании. У первого выше авторитет и престиж, но ниже зарплата, у второго ниже престиж, но выше зарплата. У первого гарантированная работа, у второго никаких гарантий занятости нет.
6.1. Характер и содержание труда прикладника
Прикладная социология имеет нечто, что ее существенно отличает от академической. В университете социолог-исследователь и социолог-администратор, выступающий заказчиком и оценщиком его продукции, говорят на одном языке. Но на предприятии социолог и администратор придерживаются различных точек зрения на проблему. В прикладную социологию как важнейшая ее часть входит процесс взаимного обучения. Администратор обязан немножко знать социологию, причем не только на уровне терминологии — он должен не только знать слова «роль», «референтная
группа», «первичные социальные отношения» или «стратификация», но и отчасти видеть мир в этих терминах.
Академический ученый, в идеале, — специалист в одной узкой области. Без глубокой специализации, нередко длящейся всю жизнь, трудно достичь высоких результатов. И хотя они «прихватывают» тематику смежных областей, их интересы редко выходят за пределы одной дисциплины. Специалист по прикладной социологии — многопрофильный исследователь, он должен обладать широким кругозором. Его клиенты меняются, стало быть, меняется и тематика. Ему трудно всю жизнь специализироваться в одной проблеме, так как приходится браться за решение самых разных вопросов. В сфере бизнеса это рыночное поведение, средства пропаганды и рекламы, поведение потребителей, конъюнктура спроса и предложения, трудовая мораль, тестирование личных и деловых качеств, стили руководства. Кроме того, прикладник должен хорошо знать несколько наук: статистику, экономику, социологию, психологию, право и т.п. Особенно хорошо он обязан владеть статистическим анализом, поскольку ему придется конкурировать за место под солнцем с представителями других социальных наук, в том числе с экономистами и психологами.
Рынок труда для социологов-прикладников — и так происходит во всех странах мира — находится вне университетских аудиторий. Их нанимают и выплачивают гонорары частные опросные фирмы, специализирующиеся на изучении общественного мнения, проведении маркетинговых и политических опросов.
В 1970-е гг. в США возникли сотни частных исследовательских фирм, получающих мощную финансовую подпитку с самых разных сторон. Среди них выделяется довольно малочисленная группа особенно крупных фирм, в штате которых числится больше специалистов со степенью доктора философии, чем в университетских департаментах социальных наук.
Известно, что европейская социология сильна своими теоретическими традициями, а новые подходы в области коммерческих прикладных разработок чаще всего появляются в Америке. Ныне в Новом Свете насчитываются сотни, если не тысячи организаций (крупных и мелких, государственных и частных), занимающихся исследованиями, результаты которых оформляются в социоинже- нерные проекты, системы управленческих решений и практические рекомендации. Эта сфера деятельности постоянно расширяется. Наряду со старыми и хорошо зарекомендовавшими себя фирмами, не зависящими от университетов, которые привлекают высококвалифицированных специалистов, возникают новые opra- низации. Они также требуют солидных инвестиций и серьезной
поддержки. Некоторые крупные учреждения содержат в своем штате больше докторов наук, чем любой из бостонских университетов.
Нередко прикладные исследования становятся формой подпольного бизнеса. В стране множество «подставных» фирм, которые заключают официальный контракт на исследование, разрабатывают научную программу, применяют стандартные процедуры и т.д. Законодатели, финансисты и нечистые на руку политические деятели добиваются выделения значительных денежных ссуд якобы для решения важных социальных проблем. Однако ничего кроме надувательства и обмана из этого не получается. Нередко в подобных фирмах находят приют неквалифицированные работники и люди, называющие себя «социальными учеными». По мнению П. Росси, это — оборотная сторона быстрого роста прикладных исследований в США, которая отнюдь не способствует повышению их престижа в научном сообществе2.
Прикладная социология в США превратилась в быстро растущий сектор экономики. Напротив, академическая социология переживала периодические кризисы в 1970-, 1980- и в 1990-е гг. Дотации, отпускаемые на нужды прикладной науки правительством и частными компаниями, окупаются довольно быстро и превышают ассигнования на фундаментальные разработки. Тем не менее формы организации труда прикладников, распределение и обучение специалистов для этой отрасли в университетах и колледжах не соответствуют сегодняшним требованиям. Серьезные противоречия наблюдаются между научным идеалом исследования и той социальной ролью, которую приходится выполнять социологу, между авторитетом прикладной социологии и несовершенными организационными формами ее нынешнего развития.
В книгу, представляющую собой официальный отчет Американской социологической ассоциации, подготовленный 34 авторами (18 профессоров Калифорнийского, Гарвардского, Вашингтонского, Техасского, Миссурийского, Массачусетского и др. университетов, социологических факультетов, 7 директоров исследовательских фирм и институтов, остальные — менеджеры, консультанты и др., один автор — сотрудник исследовательской лаборатории «Дженерал моторе»), включена интересная статья Р. Соренсена3, который пишет о том, что корпорации, несмотря на объективную потребность в такого рода услугах, редко имеют в
штатном расписании должность «прикладной социолог». Не существует даже четкого описания круга его обязанностей. Прикладные социологи называют себя по имени той должности, на которую им удается устроиться в корпорации. Агентам по вербовке, которых посылает высший менеджмент, никто не разъясняет обязанности, возможности и роль прикладного социолога. Не понимая возможностей социолога, менеджмент отказывает им в трудоустройстве и служебном продвижении. Отсутствие должности «социолог» в списке профессий корпораций объясняется еще и тем устойчивым предрассудком, будто такой специалист способен только на изучение общества в целом, а не конкретных явлений и отношений, касающихся людей. Очень немногие компании выступают инициаторами проведения социологических исследований, научные отчеты администрация нередко сдает в архив или библиотеку. Часто бизнесмены принимают социолога за человека, в обязанности которого входит забота о благосостоянии персонала. Но для подобных целей они предпочитают специалистов с более узкой и целенаправленной подготовкой, например, пси-хологов или специалистов по обучению персонала.
Прикладной социолог не имеет столь широких творческих контак-тов с коллегами-социологами, как университетский преподаватель, который постоянно встречается с ними на семинарах, конференци- ях, «круглых столах» и т.д. Прикладник, каждый день проводящий время в автомобильной корпорации или банке, которые наняли его на полную ставку, не только лишен контактов и поддержки со сторо-ны профессионального сообщества, но также возможности самореа-лизации на страницах академических изданий. Публикациям мешает и боязнь со стороны прикладников, что о них узнает руководство ком-пании, негативно относящееся к социологии в целом.
Низкое качество — характеристика большинства исследований в социологии независимо от того, являются они прикладными или базисными. «Например, более 3Д всей статей, направляемых в АSR пишет П. Росси, — возвращаются. Весьма проблематично, что при-кладные исследования ниже по качеству, чем базисные»4. Тем не менее, статьи по прикладной социологии ниже качеством, чем ста-тьи, опубликованные в ведущих профессиональных журналах5. Та-кие критерии к статьям в ASR и AJS, как хорошая выборка, инстру-ментарий, программа и методы анализа, для прикладников необя-зательны. Конечно, редакторы журналов обращают на это внимание,
но хороших идей и эмпирических данных в социологии слишком мало6. Хотя статья в академическом журнале интересует небольшой круг профессионалов, влияет только на карьеру автора, не вызывая практических последствий, — однако деятельность прикладника отражается на формировании социальной политики, общественного мнения, положении организаций и фондов. Известен факт, что в последние десятилетия прикладные исследования были представлены в лучшем случае социальными учеными-непрофессионалами, большинство которых было неспособно провести надежную проверку полученных эмпирических данных7. Результаты прикладного исследования, проведенного в Японии и направленного на изучение покупательского спроса на новую продукцию, так никогда и не были опубликованы в академическом журнале. Научный отчет содержал главным образом простенькие таблицы, несколько вопросов в приложении и четыре ссылки на литературу. Эксперты даже засомневались в правомерности отнесения его к прикладной социологии8.
По мнению Д. Спайна, в отличие от академического социолога прикладнику чаще всего приходится общаться с таким контингентом людей, которые не владеют социологическим мышлением и потому не разделяют его взгляды на мир. Не имеющих специальной подготовки в данной области их приходится все время убеждать в полезности и необходимости социологического подхода к решению практических вопросов. Прикладникам приходится делать то, что не требуется от академического социолога — постоянно доказывать свое право на существование. Но, обучая бизнесменов, промышленников или госслужащих, выступающих в роли заказчиков исследования, азам социологической науки, прикладник вынужден заниматься тем же, что всю жизнь делает университетский социолог — просвещать людей9.
Когда в университете объявляют конкурс на замещение вакантной должности по кафедре социологии, то ищут специалиста. Однако когда компания приглашает кого-то решить социальные проблемы, то на проходной не обязательно должно появиться объявление «Требуется социолог». Многие социологи зачисляются на должности статистиков. Для того чтобы устроиться на хорошую ра-
боту, социологу надо объявить себя специалистом по статистическому анализу и лишь позже проявить свои социологические способности10. В современной России сложилась точно такая же ситуация.
Трудности с устройством на работу прикладных социологов Д. Чандлер1' объясняет особенностями университетского образования. Социология традиционно преподавалась как фундаментальная наука, в то время как в экономике и психологии большой акцент всегда делался на решение практических проблем. АСА никак не систематизировала виды занятий прикладных социологов, не составляла соответствующих документов и реестров, не вносила их в официальные списки профессий. Не было проведено исчерпывающих эмпирических исследований, касающихся трудоустройства, характера и содержания труда неакадемических социологов.
В подготовке прикладников еще много недостатков: в учебных курсах не хватает практикумов, лабораторной и полевой практики. Обучение тому, как во всех деталях организовать выборочное обследование, как делать грамотные полевые заметки в исследовании — это пока скорее исключение, нежели правило в учебных программах12. Правда, общих курсов, дающих общее представление об исследовательских процедурах, более чем хватает.
В России учебные планы социологических факультетов имеют явный перекос в сторону истории и теории социологии, анализа социальных институтов и процессов. Совершенно недостаточно времени уделяется обучению методам прикладных исследований.
Парадокс социологического образования как за рубежом, так и в России заключается в следующем:
♦ Прикладных социологов обучают их антагонисты, академи-ческие социологи, обучают на свой лад и своему взгляду на мири. Хотя более эффективным способом надо признать обучение прикладников специалистами, имеющими опыт работы в прикладной области. К сожалению они редко идут преподавать в вузы.
♦ После окончания социологического факультета большинство выпускников устраивается в прикладной сфере, хотя к ней они, в силу перекосов в образовании, почти совершенно не готовы.
♦ Большинство выпускников-социологов идет в прикладную сферу, где их окружают специалисты чуждых им (негуманитарных)
профессий, с которыми они долго не могут найти общий язык и которым они стесняются признаваться в том, что они социологи.
♦ На рынке труда социологи-прикладники в большинстве своем проигрывают своим коллегам экономистам и психологам, обучение которых больше ориентировано на практику.
Студенты нуждаются не только в специальных прикладных курсах, например, компьютерном анализе или работе со статистическими данными, но также в методологических основах и знаниях из других наук, в частности, по экономике. Социолог должен также уметь составлять несколько вариантов решения проблемы и выбирать лучшее из них в условиях ограничения времени и средств13.
Курс обучения социолога-прикладника в США в конце 1990-х гт. включал овладение такими методами, как выборочное обследование, кейс-стади, глубинное интервью, фокус-группа, этнографические методы, контент-анализ, наблюдение, вторичный анализ, эксперимент, мониторинг, контроль качества данных, оценочные исследования14.
Как подбирать кандидатов в прикладники? По мнению Г. Фри-мана и П. Росси15, нужен «личностный профиль прикладника». Профессия прикладника требует уникального набора индивидуальных качеств. Авторы выделяют три главных:
1) Умение работать в соответствии с объективной обстановкой. На прикладника накладываются жесткие временные рамки. К примеру, менеджер по маркетингу, выступающий в роли заказчика, может потребовать результаты исследования в сроки, оговоренные контрактом, он не станет ждать, когда вас осенит идея или созреет концепция. Требуемое от студента качество — компульсивность, т.е. умение вписываться в жесткие требования и условия.
2) Высокий уровень уверенности в себе. Прикладник должен быть уверен в правильности того, что делает, ведь научный отчет, в отличие от статьи в академическом журнале, не возвращается с отметкой «доработать». Ответная реакция следует незамедлительно, иногда принимая нежелательную административную форму. Прогноз о рынке сбыта промышленных товаров всегда можно практически проверить и притом в короткое время. Цена ошибки выражается для компании в кругленькую сумму, а для прикладника — в разрыве контракта.
3) Готовность идти на риск. У прикладника нет возможности J делать глубокий и всесторонний анализ ситуации. Делать выводы приходится на ограниченном круге данных, благодаря чему резко возрастает вероятность ошибки. Тем не менее заказчик идет на это, предпочитая иметь ограниченную информацию, чем никакую. Прикладник должен уметь убедить заказчика в правильности своих выводов даже в таких условиях.
Многие социологи становятся специалистами по планированию, высокопоставленными администраторами, специалистами по ком-пыотерам и статистиками и никогда не сталкиваются с практикой эмпирических исследований. При случае они могут подготовить документ или годовой отчет, в котором используют знание социо-логии, но обычно их обязанности не пересекаются с этой наукой. Они консультируют клиентов, занимаются в учреждениях бюрок-ратической работой, присутствуют на бесчисленных заседаниях всевозможных комиссий, где обсуждаются финансовые вопросы, проблемы обучения персонала, общеуправленческие вопросы.
В государственном секторе социологов привлекают в программы борьбы с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, бедностью. Социологов нанимают некоторые отделения полиции, но большин-ство из них предпочитает проводить социологическую экспертизу самостоятельно, прибегая к услугам полицейских, прошедших до-полнительные курсы обучения. Промышленные корпорации привле-кают социологов к программам по сокращению воровства, предуп-реждению промышленного шпионажа и защиты компьютеров.
В медицине трудится от 100 до 150 исследователей со степепью доктора философии, из которых только Уз ~ социологи. Извест-ные американские ассоциации по здравоохранению, например American Medical Association, American Hospital Association, платят прикладным социологам больше, чем платят в университетах их академическим коллегам. Так, в 1981 г. только что приступивиший к работе доктор философии получал 32 тыс. долл. и 10% годовой премии, а на руководящем посту социолог зарабатывал более 60 тис. долл. В США от 200 до 300 госпиталей имели отделы по социальным наукам, руководители которых получали более 50 тыс. долл.
Как показывают обследования прикладников, они редко ис-пользуют свои социологические знания. По мнению Т. Лайсона и Дж. Сквайреса (неопубликованный отчет 1981 г.), большинство
прикладников находят скорее применение своим умениям в области техники и методики исследования, нежели фундаментальным знаниям18. И чем лучше математически вооружен социолог, тем больше он сближается по уровню подготовки с психологом и экономистом и тем больше шансов найти работу.
Различия в содержании деятельности в фундаментальной и прикладной социологии обобщены в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Особенности образования и практической деятельности в фундаментальной (академической) и прикладной сферах19
В фундаментальной сфере
В прикладной сфере
Осмысление проблемы строго в терминах академической науки
Осмысление проблемы диктуется целями организации и потребностями менеджмента в информации
Круг проблем неограничен, все определяется нормами академической свободы
Выбор проблемы для исследования ограничен и диктуется интересами организации
Круг проблем ограничивается соблюдением дисциплинарных границ социологии
Решаемые проблемы носят меж- и многодисциплинарный характер
После окончания вуза тесныеконтактыс коллегами
После окончания вуза изолированность от академического сообщества
Время на проведение исследования обычно не ограничивается
Жесткие временные сроки на проведение исследования
Основной акцент на получение новых знаний и глубинный анализ реальности
Основной акцент на применение готовых знаний и фрагментарный анализ реальности
Акцент на подготовку отчета и статьи в профессиональный журнал
Упор на устное или письменноесообщение для разнообразных аудиторий
Статус и должность повышаются за соблюдение норм профессионального сообщества
Статус и должность повышаются за соблюдение правил данной организации, компании
Возможно, считает Г. Маукш20, что в начале XX в. обучение прикладной социологии было лучше, чем в конце. Тогда академическая социология, благодаря неразвитости или неизощренности ее методолого-методического аппарата, не была строго отграничена от прикладной. То и другое именовалось социальными исследованиями. Но постепенно разрыв между двумя ветвями 258
социологии увеличивался. Отчуждение нарастало по мере того, как академическая сфера пользовалась все большим, а прикладная все меньшим престижем. Однако в 1970-е гг. наметился поворот, многие академические социологи активно занялись прикладными проектами и начали обучать прикладной социологии своих студентов. Если раньше на прикладную социологию смотрели как на временную карьеру, то теперь — как на постоянное и перепек- тивное занятие. Многие проблемы в обучении социологов объясняются тем, пишет Р. Берк, что мы имеем дело со студентами, у которых математические знания редко выходят за рамки школь-ной программы. Кроме того, не у многих департаментов есть до-статочное число квалифицированных преподавателей, способных дать фундаментальные знания по математике.
Правда, подготовка фундаментальных и прикладных социологов в вузах различается направленностью подготовки студентов. В при-кладной социологии не столь значительны требования к методичес-кой строгости исследования. Если информация, получаемая приклад-ником, не оказывает серьезного влияния на управленческие реше-ния, а носит предварительный характер, то бывает достаточно метода «на скорую руку» («quick and dirty»)22. В академической социологии внимание сосредоточено на внутренней валидности, в прикладной-на внешней, т.е. работа должна приносить пользу заказчику.
Распространение прикладной социологии в вузах продиктова-но также меркантильными соображениями руководства. Дело в том, что в последнее время сокращается число абитуриентов, по-ступающих на фундаментальные специализации и появляется все больше желающих обучаться прикладным дисциплинам. В резуль-тате все больше социологических департаментов включают при-кладные курсы в программу обучения.
Американские социологи убеждены, что предел их мечтаний-университетская карьера и лишь не устроившиеся здесь идут в прикладники. Д. Спайн считает подобное мнение глубоким заб-луждением. Вопреки распространенному мнению опрос показал, что далеко не все респонденты мечтают о профессорской долж-ности. Те, кто испытал на себе судьбу прикладника, предпочита-ют ее университетской жизни. Первая считается более интригую-щей, творческой, интересной. Многие стали преподавателями недобровольно, им просто было некуда деваться, а знакомств вне
стен университета у них нет. Стать академическим социологом иногда легче, поскольку в трудоустройстве бакалавру и магистру помогают коллеги-преподаватели и АСА.
Существует множество причин, объясняющих растущий интерес к прикладной социологии. Одна из них — необходимость расширения рынка труда для выпускников. «Этический кодекс» АСА (1982) обязывает департамент помогать выпускнику в трудоустройстве. В «Словаре наименовании профессий» США можно найти несколько сотен занятий, для которых вполне подходит социологическая подготовка на уровне бакалавра.
Интересы социологов-прикладников в США защищает Общество прикладной социологии (Societyfor Applied Sociology — SAS)23, образованное в 1978 г. как некоммерческая общественная организация. На 2002 г. в ней числилось 13 200 членов. Применяемые ими методы диагностики, тренинга, социологического вмешательства и нововведений призваны сблизить большую теорию и практику при решении конкретных социальных проблем.
Кроме того, с 1971 г. в рамках Международной социологической ассоциации успешно действует Исследовательский комитет по социотехнике-социальной практике (Committeeon Sociotechnics — Sociological Practice) под номером RC2&4. Его цель — обмен информацией и передовым опытом в области социально-практической работы в разных странах мира. Президентом является канадский ученый Джон Александер.
6.2. Что ожидает социолога-выпускника
Социология дает великолепную подготовку для тех профессий, где требуется хорошее знание человеческих отношений. К ним относятся — учитель и преподаватель, политический деятель, маркетинговый аналитик, бизнесмен, социальный работник, журналист, администратор и т.п. Конечно, социология в меньшей степени нужна, скажем, художнику или космонавту. А вот официанту или водителю она точно может понадобиться. Не говоря уже о менеджерах, которые постоянно имеют дело с людьми.
Но разве это значит, что все они — будущие социологи? Ничего подобного. Более того, как свидетельствуют опросы, две трети выпускников социологических факультетов не собираются в бу-Дущем связывать свою судьбу с социологией. Они становятся ад-
министраторами, банкирами, юристами, социальными работниками, служащими. Пригодились ли им социологические знания? Еще как. По отзывам их работодателей, они справляются со своей работой лучше и добиваются успехов больше, чем те, кого в вузе специально готовили только как администраторов, банкиров или юристов.
Социологическое видение мира — вот тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой обл