Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимоотношение потребностей

Потребность

Хотя понятие «потребность» в психологии использовалось и исполь­зуется очень широко, ни один теоретик не подверг его столь тщательному анализу и не дал столь полной классификации потребностей, как Меррей. Особенности проведенного Мерреем анализа отражены в определении:

«Потребность — это конструкт (конвенциональная фикция или гипотети­ческое представление), который обозначает силу, действующую в мозге, силу, которая организует перцепцию, апперцепцию, интеллектуальную деятельность, произвольные действия таким образом, чтобы наличная неудовлетворительная ситуация трансформировалась в определенном направлении. Иногда потреб­ность побуждается напрямую определенными внутренними процессами <...>, но чаще (в состоянии готовности) — появлением одного или нескольких обыч­но эффективных давлений (сил среды) <...>. Таким образом, она проявляется в том, что направляет организм в плане поиска или избегания встречи или, в случае встречи, в плане обращения внимания и реагирования на определенное давление <...>. Каждая потребность характерным образом сопровождается определенным чувством или эмоцией и склонна к определенным формам изменения. Она может быть слабой или интенсивной, кратковременной или продолжительной. Но обычно она сохраняется и придает определенное направ­ление внешнему поведению (или фантазиям), что изменяет исходные обстоя­тельства так, чтобы приблизить конечную ситуацию, которая должна успоко­ить (умиротворить или удовлетворить) организм»2.

Из этого определения видно, что понятию «потребность», как и поня­тию «личность», придается гипотетический статус, но тем не менее оно свя­зывается с основополагающими физиологическими процессами мозга. По-

1 Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: «КСП+», 1997. С. 202—213. (Здесь и
далее заголовки в квадратных скобках даны редакторами-составителями.)

2 Murray НА. (and collaborators). Explorations in personality. N.Y.: Oxford, 1938.
P. 123—124.


Холл К,, Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 33

нятно и то, что потребности могут побуждаться «изнутри» или актуализи­роваться под влиянием внешней стимуляции. В любом случае потребность вызывает активность организма и поддерживает ее до тех пор, пока ситуа­ция взаимодействия «организм—среда» не изменяется так, что потребность редуцируется. Некоторые потребности сопровождаются эмоциями и чув­ствами и часто ассоциируются с конкретными инструментальными актами, эффективными в плане создания желательного конечного состояния.

Меррей утверждает, что о существовании потребности можно заклю­чить на основе: 1) эффекта или результата поведения; 2) конкретного пат­терна или способа осуществления поведения; 3) избирательного внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов; 4) выраже­ния конкретной эмоции или аффекта; 5) выражения удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворения, если эффект не достигнут1. Дополнительные показатели представляют субъективные отче­ты о переживаниях, целях, намерениях. Дав общее определение, выявив перечисленные показатели, Меррей на основе интенсивного изучения не­большого числа субъектов составил ориентировочный список из двадцати потребностей. Хотя этот перечень подвергался в дальнейшей работе серь­езной модификации, изначальные двадцать потребностей остаются высоко репрезентативными. Эти переменные были представлены в [цитировавшей­ся выше] работе (1938) с обозначением фактов, связанных с каждой из по­требностей, и вопросов, с помощью которых можно осуществить оценку по­требности; были указаны сопутствующие потребности эмоции и даны ил­люстративные примеры. Двадцать потребностей приведены в таблице 1.

Таблица 1

Иллюстративный перечень потребностей по Меррею2

 

Потребность Краткое определение
Унижение Пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинения, критику, наказание. Готовность сдаться. Подчиниться судьбе. Допустить собственную «второсортность», признать свои заблуждения, ошибки, поражения. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять себя, принижать, выставлять в худшем виде. Искать боли, наказания, болезни, несчастья и радоваться им.
Достижение Выполнять нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать — в отношении физических объектов, людей или идей. Делать это по возможности быстро и самостоятельно. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Самосовершенствоваться. Соперничать и опережать других. Реализовывать таланты и тем повышать самоуважение.
Аффиляция Тесно контактировать и взаимодействовать с близкими (или теми, кто похож на самого субъекта или любит его). Доставлять удовольствие катектируемому объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе.
Агрессия Силой преодолевать противостояние. Сражаться. Мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать. Противостоять насилием или наказывать.

1 См. там же. Р. 124.

2 См. там же. Р. 152-226.

3 Зак. 1662



Тема 12. Психология мотивации


 
 


Потребность Краткое определение
Автономия Освобождаться от уз и ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать или прекращать деятельность, предписанную деспотичными авторитарными фигурами. Быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем-либо связанным, ни за что не отвечать. Пренебрегать условностями.
Противодействие В борьбе овладевать ситуацией или компенсировать неудачи. Повторными действи­ями избавляться от унижения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать позор действием. Искать препятствия и трудности. Уважать себя и гордиться собой.
Защита Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки, неудачи, унижения. Отстаивать эго.
Уважение Восхищаться вышестоящим и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться влиянию ближних. Иметь пример для подражания. Подчиняться обычаю.
[Почитание] Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других — внушением, соблазном, убеждением, указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать.
Демонстрация Производить впечатление. Быть увиденным и услышанным. Возбуждать, удивлять, очаровывать, развлекать, шокировать, заинтриговывать, забавлять, соблазнять.
Избегание вреда Избегать боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать предупредительные меры.
Избегание неудач Избегать унижений. Уходить от затруднений или избегать ситуаций, в которых возможно унижение, презрение, насмешка, безразличие других. Воздерживаться от действий с целью избежать неудачи.
Опека Проявлять сочувствие и помогать беззащитным в удовлетворении их потребностей — ребенку или кому-то, кто слаб, обессилен, устал, неопытен, немощен, потерпел поражение, унижен, одинок, удручен, болен, в затруднении. Помогать при опасности. Кормить, поддерживать, утешать, защищать, опекать, лечить.
Порядок Приводить все в порядок. Добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности, точности.
Игра Действовать «забавы ради» — без иных целей. Смеяться, шутить. Искать расслабления после стресса в удовольствиях. Участвовать в играх, спортивных мероприятиях, танцах, вечеринках, азартных играх.
Неприятие Избавиться от негативно катектируемого объекта. Избавляться, отказываться, изгонять или игнорировать нижестоящего. Пренебрегать объектом или обманывать его.
Чувственные впечатления Искать чувственные впечатления и радоваться им.
Секс Создавать и развивать эротические взаимоотношения. Иметь сексуальные отношения.
Помощь Удовлетворять потребности благодаря сочувственной помощи близкого. Быть тем, кого опекают, поддерживают, окружают заботой, защищают, любят, кому дают советы, кем руководят, кого прощают, утешают. Держаться ближе к преданному опекуну. Всегда иметь рядом того, кто окажет поддержку.
Понимание Ставить вопросы или отвечать на них. Интересоваться теорией. Размышлять, формулировать, анализировать, обобщать.

Холл К„ Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 35

Типы потребностей

Таким образом, мы видели, как Меррей определяет потребность, рас­смотрели предложенные им показатели или критерии для идентифика­ции потребности и типичный перечень потребностей.

Помимо этого, важно рассмотреть основания для различения типов потребностей. Прежде всего, различаются первичные и вторичные пот­ребности. Первичные, или висцерогенные, потребности связаны с харак­терными органическими явлениями и физическим удовлетворением. Примеры — потребность в воздухе, воде, пище, сексе, лактации, урини-ровании и дефекации. Вторичные, или психогенные, потребности пред­положительно выводятся из первичных и характеризуются отсутствием очевидной связи с каким бы то ни было специфическим органическим процессом или физическим удовлетворением. Примерами служат пот­ребность в приобретении, конструировании, достижении, признании, экс-гибиции, доминировании, автономии, уважении.

Во-вторых, различаются открытые и скрытые потребности, т.е. проявляющиеся и латентные. Речь здесь идет о тех потребностях, кото­рым позволительно проявляться более или менее непосредственно, и о тех, что в общем случае сдерживаются или вытесняются. Можно сказать, что открытые потребности обычно проявляются в моторном поведении, тогда как скрытые — в мире фантазий и сновидений. Существование скрытых потребностей — в значительной мере следствие образования ин-тернализованных структур (Суперэго), определяющих правильное или приемлемое поведение. Некоторые потребности не могут быть непосред­ственно выражены без нарушения условностей и стандартов, привне­сенных обществом через родителей, и эти потребности часто действуют на скрытом уровне.

В-третьих, существуют фокальные потребности и диффузные пот­ребности. Некоторые потребности тесно связаны с определенными объек­тами среды, тогда как другие являются настолько общими, что подходят по­чти к любой ситуации. Меррей отмечает, что, за исключением некоторых особых случаев фиксации, объект потребности может изменяться, как и способ удовлетворения. Т.е. сфера, с которой связана потребность, может расширяться или сужаться, а количество инструментальных актов, связан­ных с удовлетворением потребности, может увеличиваться или уменьшать­ся. Если потребность прочно связана с неадекватным объектом, это назы­вается фиксацией и обычно расценивается как патология. В то же время Меррей отмечает, что неспособность потребности к относительно стабильно­му «предпочтению» объекта и «перескакивание» с объекта на объект мо­жет быть столь же патологичным, как и фиксация.

В-четвертых, существуют потребности проактивные и реактивные. Проактивные потребности преимущественно детерминированы изнутри, когда человек становится «спонтанно действующим» в результате чего-то,


36 Тема 12, Психология мотивации

происходящего в личности, а не в среде. Реактивные же потребности акти­вируются вследствие некоторых событий в среде, как реакция на них. Раз­личие здесь во многом то же, что между реакцией, вызванной соответству­ющим стимулом, и реакцией, вызванной отсутствием важной стимульной переменной. Эти понятия Меррей использует также для описания взаимо­действия между двумя или более людьми, когда один индивид выступает как проактор (инициирует взаимодействие, задает вопросы, вообще проду­цирует стимулы, требующие чужой реакции), а другой — как реактор (ре­агирует на стимулы, продуцируемые проактором).

В-пятых, различаются процессуальная активность, модальные пот­ребности и эффектные потребности. Американские психологи, тради­ционно обращающие внимание на то, что функционально и полезно, по­стоянно выделяли эффектные потребности — потребности, направленные на определенное желательное состояние или результат. Меррей же на­стаивал на равной значимости процессуальной активности и модальных потребностей — тенденций к осуществлению определенных актов ради самого осуществления. Беспорядочное, некоординированное, нефункцио­нальное действие различных процессов (зрение, слух, мышление, речь и т.д.), возникающее с рождения, называется процессуальной активностью. Это — «чистое функциональное удовольствие», делание ради делания. Мо­дальные же потребности предполагают, что нечто осуществляется на оп­ределенном уровне качества и совершенства. Это все еще активность, к которой стремятся и которая приносит радость, но доставляет истинное удовлетворение лишь тогда, когда выполняется на определенном — вы­соком — уровне.

Взаимоотношение потребностей

Очевидно, что потребности не полностью изолированы друг от дру­га, и природа их взаимодействий или взаимовлияний имеет огромное теоретическое значение. Меррей принимает положение о том, что сущест­вует иерархия потребностей, при которой определенные тенденции зани­мают более высокое положение, чем другие. По отношению к потребно­стям, которые, «не будучи удовлетворенными, начинают главенствовать с наибольшей силой»1, используется понятие доминирования. Так, в ситуа­ции, когда две или более потребностей требуют несовместимых реакций, именно доминирующая потребность (связанная с болью, голодом, жаждой, например) станет действующей, так как ее удовлетворение не может быть отсрочено. Минимальное удовлетворение таких потребностей необходи­мо прежде, чем смогут вступить в силу другие. При исследовании лич­ности Меррей обычно рассматривал конфликт, в который включены по-

1 Murray HJl. Toward a classification of interaction // Т. Parsons, E.A. Shils (Eds.). Toward a general theory of action. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1951. P. 452.


Холл К., Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 37

требности. В его работах каждый субъект обычно оценивается в плане интенсивности конфликта в определенных ключевых сферах, например — автономия против уступчивости, достижение против удовольствия.

В определенных обстоятельствах посредством единой линии пове­дения может быть удовлетворено множество потребностей. В тех случаях, когда различные потребности реализуются в одном и том же поведении, Меррей говорит о смешении потребностей. Другая важная разновидность взаимоотношений потребностей описывается понятием субсидиации. Суб­сидирующая потребность — та, что служит удовлетворению другой: на­пример, индивид может проявлять потребность в агрессии, но это служит лишь удовлетворению потребности в приобретении. Во всех случаях, ког­да действие одной потребности служит лишь инструментом удовлетворе­ния другой, мы называем ее субсидирующей другую. Отслеживание зве­ньев субсидиации может иметь большую ценность для выявления доми­нирующих основных мотивов индивида.

Мы исследовали то, как Меррей представляет мотивацию индиви­да. Однако эти личные мотивы тесно связаны с событиями, происходящи­ми вне индивида, и нам предстоит рассмотреть то, как эти важнейшие со­бытия среды представляет Меррей.

Прессы

Так же, как понятие «потребность» отражает важные внутренние де­терминанты человеческого поведения, понятие «пресс» отражает важные детерминанты поведения, исходящие из среды. Проще говоря, пресс — это характеристика или свойство объекта среды или человека, которое облег­чает или затрудняет достижение индивидом его цели. Прессы связаны с людьми или объектами, имеющими прямое влияние на усилия, предпри­нимаемые индивидом для удовлетворения своих потребностей. «Пресс объекта — это то, что он может сделать с субъектом или для субъекта,— сила, которая так или иначе влияет на благосостояние субъекта»1. Пред­ставляя среду в терминах прессов, исследователь надеется выделить и классифицировать важные части того мира, в котором живут индивиды. Разумеется, мы лучше представляем, что — скорее всего — сделает инди­вид, если располагаем картиной не только его мотивов или направляю­щих тенденций, но и картиной его интерпретации среды. Понятие пресса предназначено именно для этого.

Для различных целей Меррей разработал различные перечни прес­сов. Это отражено в классификации, представленной в таблице 2, отража­ющей важные события или воздействия, имеющие место в детстве. На

1 Murray НЛ. (and collaborators). Explorations in personality. N.Y.: Oxford, 1938. P. 121.


38 Тема 12. Психология мотивации

Таблица 2

Сокращенный перечень прессов1

1. Отсутствие семейной поддержки
Культурные противоречия
Семейные противоречия
Нетвердая дисциплина
Родительская сепарация
Отсутствие родителя — отца, матери
Болезнь родителя — отца, матери
Смерть родителя — отца, матери
Неполноценный родитель — отец, мать
Бедность

Бытовая неустроенность

2. Опасность беды

Отсутствие физической поддержки, высота

Вода

Одиночество, темнота

Бурная погода, молния

Огонь

3. Недостаток или потеря
кормления
собственных вещей
общения
разнообразия

4. Сдерживания, отказы

5. Отвержение, равнодушие, презрение

6. Соперник, конкурирующий завистник

7. Рождение сиблинга

8. Агрессия

Дурное обращение старшего мужского пола

женского пола Дурное обращение со стороны сверстников

Заносчивые сверстники

9. Доминирование, принуждение, препятствование

Дисциплина Религиозное воспитание

10. Опека, балование

11. Поддержка, требование нежности

12. Уважение, признание

13. Аффиляция, дружба

14. Секс
Обнажение

Обольщение: гомосексуальное, гетеросексуальное Родительская половая связь

1 Murray НА. (and collaborators). Explorations in personality. N.Y.: Oxford, 1938. P.291-292.


Холл К., Линдсей Г. [Классификация потребностей Г. Меррея] 39

15. Ложь или предательство

16. Неполноценность
физическая
социальная
интеллектуальная

практике эти прессы не только определяются как действующие в данном индивидуальном опыте, но им приписывается и количественный рейтинг для обозначения силы или значимости в жизни индивида.

Важно различать значимость объектов среды в восприятии или ин­терпретации индивида (бета-прессы) и свойства этих объектов в реаль­ности или в том, как они открываются в объективном исследовании (аль­фа-прессы). Поведение индивида теснее связано с бета-прессами, однако важно выявить ситуации значительных расхождений между бета-прес­сом, на который реагирует индивид, и альфа-прессом, действующим в ре­альности.

Редукция напряжения

Как мы уже видели, с точки зрения Меррея индивид действует на основе сложной системы мотивов. Далее, он признает, что при актуализа­ции потребности индивид оказывается в состоянии напряжения, а удовлет­ворение потребности ведет к его редукции. Наконец, организм научится об­ращаться к тем объектам и осуществлять те акты, которые в прошлом ас­социировались со снижением напряжения.

Хотя Меррей одобряет такую формулировку, он утверждает, что она не полностью соответствует положению вещей. Индивид не только на­учается действовать так, чтобы редуцировалось напряжение и он таким образом был бы удовлетворен; помимо этого, он научается действовать так, чтобы увеличить напряжение, которое будет редуцировано в будущем — в связи с чем и удовольствие будет сильнее. Пример повышения напряже­ния с целью получения удовлетворения — игра, предваряющая завершение полового акта.

Следует заметить, что это положение применимо только к эффект­ным потребностям. Когда речь идет о процессуальной активности и модальных потребностях, удовлетворение приносит сам процесс активно­сти, и интенсивность удовлетворенности в начале и в середине может быть той же, что в конце.

Меррей принимает положение, согласно которому человек действу­ет как бы имея в виду возрастание удовлетворения и снижение напря­жения. Однако это лишь намерение или вера со стороны действующего, и не всегда оказывается так, что действие, которое, как он полагает, при-


40 Тема 12. Психология мотивации

ведет к снижению напряжения и удовлетворению, действительно к этому приведет. Более того, люди не мотивированы на удовлетворение вообще; в каждом случае речь идет о специфическом напряжении, релевантном конкретной потребности: именно это напряжение человек старается ре­дуцировать. Таким образом, удовлетворение — во многом следствие по-требностных состояний и их поведенческих следствий.

Тема

Тема — молярная и интерактивная единица поведения. Она вклю­чает побуждающую ситуацию (пресс) и потребность. Таким образом, она соотносится с взаимодействием между потребностями и прессами и обес­печивает возможность более глобального, менее «частичного» взгляда на поведение. Благодаря этому понятию теоретик может представить ситу­ации, активирующие определенные потребности, а также исход или ре­зультирующие действия этих потребностей.

Темы варьируют от простых формулировок относительно субьект-объектных взаимодействий до более общих и приблизительных относи­тельно длительных трансакций; возможны и формулировки, отражающие сочетания простых тем (сериальные темы). Тема как единица анализа — естественное следствие убежденности Меррея в том, что межличностные отношения следует описывать как диадические. Это означает, что теоре­тик должен представлять не только интересующего его субъекта, но и того, с кем он взаимодействует. Чтобы предсказать конкретные соци­альные взаимодействия между двумя людьми, теоретик должен равное внимание уделить и субъекту, и объекту.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.