Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос: Белокаменное зодчество



Лекция 4

Культура Владимиро-Суздальской Руси

Начало татаро-монгольского нашествия.

Вопросы: 1. Историческая справка.

Белокаменное зодчество.

Литературные памятники Владимирского периода.

Культурные последствия татаро-монгольского нашествия.

Литература монгольского периода.

Вопрос: Историческая справка.

Киевская Русь начала делиться на независимые княжества с 12 века:

· в 12 веке их было 15,

· в 13 веке – 50,

· а в 14 веке уже 250.

Военно-политический союз князей как форма ранней цивилизации больше не отвечал интересам усиливающихся местных феодалов, т.к. вследствие увеличения численности жителей, развития ремёсел, возрастания торговли княжества приобретали экономическую самостоятельность. Начинается период политической раздробленности или феодальной. Половцы и печенеги всё чаще начинают нападать и опустошать южные районы страны.

Постепенно одно из княжеств - Владимиро-Суздальское при князе Юрии Долгоруком из глухой Киевской провинции превращается в сильнейшее государственное образование с огромными территориями и большими богатствами.

Историк В.О. Ключевский писал: «Русь Днепровская сменяется Русью Верхне-Волжской! Главная масса русского народа окрепла в лесах центральной России, спасая древнерусскую народность; спаслась как нация, благодаря замечательной сметливости, выносливости, целеустремлённому усилию и мужеству».

При сыновьях Юрия Долгорукова - Андрее Боголюбском и Всеволоде-«Большое гнездо» в кон.12 –нач.13 века произошёл политический и культурный расцвет Северо-Восточной Руси. Об Андрее Боголюбском древняя летопись говорит: «Он белую Русь (снежную) городами и сёлами застроил и много людного сделал». Боголюбский был удачливым и храбрым полководцем, целеустремлённым и жестоким государственным деятелем, властолюбивым человеком. Это был ярко выраженный тип динамичного феодального правителя. В 1174 году он был убит в результате боярского заговора, правление перешло к его брату – Всеволоду «Большое гнездо» (у него было 12 детей).

При нём Владимирское княжество достигло вершины своего политического, военного и культурного могущества. В народе говорили: «Он мог Волгу веслом расплескать, а Дон шеломами повычерпать». Всеволод продолжил политику своего старшего брата, воевал с Волжской Болгарией, подчинил Рязань, его рука чувствовалась вплодь до Киева, но победить тенденции начавшейся раздробленности он не мог. После его смерти Владимирское княжество распалось на 7 княжеств.

Северо-Восточная Русь на новом месте и с новыми правителями попыталась повторить то, что делали последние князья старого Киева – предотвратить процесс раздробленности.

Заслуга Владимирских князей состоит в том, что они мечём и хитростью пытались приостановить распад Руси, поняли значение Владимиро-Суздальской земли как нового центра объединения русских земель.

Итак, с конца 12 века на Руси начинается период феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность – не исключительно русское явление, это закономерный процесс исторического развития, который свидетельствует о том, что

1) старые институты власти не могут больше обеспечить внутреннюю и внешнюю стабильность в стране;

2) развитие производительных сил достаточно высокое, так как позволяет существовать самостоятельно.

Раздробленность является закономерным этапом в жизни феодального государства. За это время уровень экономического, социального и политического развития областей выравнивается, самостоятельные области получают новый импульс для своего дальнейшего развития. Последующее объединение земель происходит уже на более высокой ступени.

В 12 веке произошёл не распад Древней Руси, а превращение её в своеобразную федерацию княжеств и земель.

вопрос: Белокаменное зодчество.

 

Андрей Боголюбский рано понял политические возможности церкви. Уехав от набегов кочевников из Киева в дикие северные леса, он перенёс экономический, политический и духовный центр государства во Владимиро-Суздальскую землю, где и создавалась в последствии основа будущей русской государственности.

При Андрее Боголюбском во Владимиро-Суздальской земле началось белокаменное храмовое зодчество. Он и сам обладал хорошим художественным вкусом. Решив сделать Владимир новым центром Руси, он выкрал из церкви девичьего монастыря под Киевом икону, привезённую из Византии, наиболее почитаемую, названную впоследствии иконой «Богоматери Владимирской» и сделал её главной иконой своего княжества.

У места впадения реки Нерли в Клязьму, был построен княжеский дворец Боголюбово – любимая резиденция князя, который сторожил водный путь к Владимиру со стороны Оки и Волги. Здесь же Андрей поставил и первый свой храм – храм Рождества Богородицы. Он не сохранился. По воспоминаниям современников, вокруг храма были уложены полированные белокаменные плиты, купола покрыты горящей на солнце медью, медью же покрыты были порталы и пол храма. Золотое литьё интерьера, множество драгоценной утвари украшали этот храм. Недаром, когда у Андрея Боголюбского были гости из язычников, мусульман или католиков, он говорил: «Ведите всех в церковь на хоры, пусть увидят истинное христианство».

При въезде в город были построены Золотые Ворота, которые сохранились до сих пор.

Главный собор Владимира – Успенский собор. Именно сюда была помещена икона «Богоматери Владимирской». Собор сохранился до наших днй, он стоит на самом высоком месте в городе, он выше Софии Киевской, украшен многочисленными скульптурными рельефами и резными белокаменными деталями. Андрей украсил собор драгоценными камнями и жемчугом, освятил золотыми и серебряными паникадилами. При освящении собора, как гласит летопись, Андрей сказал: «Да будет сей град великое княжение и глава всем»!

Недаром Владимирский Успенский собор рассматривался в качестве образца при постройке Московского Успенского собора – главного собора нашей страны.

Церковь Покрова на Нерли. 1165 г. Её называют лирической поэмой в камне. Она самая маленькая во Владимирской земле, но самая совершенная по пропорциям. Она стоит в одном километре от Боголюбова на высокой искусственной платформе, окружённая заливами и лугами. Это целый архитектурно-ландшафтный ансамбль. Церковь была построена Андреем Боголюбским в память о любимом сыне, погибшем в победоносном походе на булгар.

Димитровский собор. Он считается вершиной белокаменного зодчества, это жемчужина европейской средневековой архитектуры. Собор празднично украшен огромным количеством белокаменных скульптурных рельефов, они ковром заполняют верхнюю половину стен. Это гимн богатой, цветущей земле и её мудрым правителям.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.