Вопросы: 1. Образование древнерусского государства.
Правление Владимира Святославовича.
Принятие христианства 980-1015.
Правленипе Ярослава Мудрого (1019-1054).
Русь – самое сильное государство Европы. 4. Правление Владимира Мономаха 1113 - 1125.
5. Ранняя русская литература.
Вопрос: Образование древнерусского государства.
Ранняя история восточных скрыта столь густым туманом, что ставит больше вопросов, чем даёт ответов.
Исторические источники говорят о правлении в середине 9 века в Новгородских землях Рюрика, одного из варяжских князей. Фигура Рюрика – действительно историческая. Его появление в Новгороде можно объяснить двояко:
- Новгород был центром многоплеменным, решения принимались на общем собрании жителей, которое называлось Вече, своего войска Новгород не имел, а нанимал князей с их дружинами для обороны города; Рюрик мог быть приглашён новгородцами в качестве наёмной вооружённой силы;
- Новгород так же мог быть захвачен Рюриком, а в последствие, этот факт мог получить интерпретацию как «добровольное призвание».
Родственник Рюрика - князь Олег в 882 году выманил хитростью дружинников из Киева и объединил Русскую землю от Новгорода до Киева, сделав Киев своей столицей.
882 годявляется отправной точкой в истории нашего государства. Между русскими князьями и дружиной были не подданические отношения, а вассальные: князь должен был советоваться со своей дружиной, в противном случае, он лишился бы их поддержки. Наиболее старшие и влиятельные дружинники составляли совет – «Думу». Появление дружины означало начало процесса феодализации и начало складывания государства.
вопрос: Правление Владимира Святославовича.
Принятие христианства 980-1015.
Князь Владимир Святославович был выдающимся государственным деятелем: при нём вдвое увеличилась территория, вокруг Киева объединились все славянские земли, враги опасались нападать на Русь.
1. При Ярославе происходит процесс образования древнерусского раннефеодального государства. Формирование древнерусской государственности началось в 2-ух центрах: в Киеве и Новгороде. Киевская Русь как государство образовалось на основе военно-политического союза восточно-славянских племён. Одним из главных факторов государственного образования являлась необходимость охраны международного торгового пути с севера на юг или «из варяг - в греки».
2. При Ярославе принимается христианство в византийском варианте. Владимир рано осознал ненадёжность опоры во внешней и внутренней политики на одну лишь военную силу, для объединения нужна была единая идеология. В средневековье такой идеологией была религия. Языческое многобожие закрепляло общинно-племенные отношения, и не способствовало установлению единовластия. Из 4-ёх религий: ислам, католицизм, иудаизм, христианство, выбор пал на Византийское христианство. Византийская религиозно-идеологическая система отражала переплетение иерархий небесных сил с силами, возглавляющими феодальное общество. Это выражалось в лозунге «Подчинение Богу и государю», что отражало преемственность земного самодержавия и небесного. Развязав войну с Византией, Владимир завоёвывает Крым, принуждает византийского императора отдать ему в жёны дочь Анну. Церемонию бракосочетания и крещения Владимир проводит в завоёванном им византийском городе Корсуне (Херсоне, нынешний Крым). Народ христианскую веру не принял. Фактически только в 14-15 веках началась более глубокая христианизация Руси, чему в немалой степени способствовала пропаганда, что татаро-монгольское нашествие есть наказание за безбожие.
Значение принятия христианства:
1. Крещение Руси коренным образом изменило внутриполитическую и внешнеполитическую ситуацию: Русь присоединилась к Европейскому сообществу в начале расцвета своего могущества, что сказалось положительно на экономическом развитии страны.
2. Крещение стало мощным фактором объединения раннефеодального общества.
3. Христианство оказало влияние на изменение нравов: преступления наказывались не частным, а гражданским судом, «Русская правда» - первый свод законов.
4. Встреча византийского христианства с восточно-славянским язычеством породила древнерусскую культуру, самобытную и духовно-художественную.
Итак, Переход от многобожия к христианству – это качественный скачок от культуры фольклорной, народной к культуре христианского мира, от до городского периода к цивилизации.
3. При нём начинает формироваться единая культура, которая впитала в себя традиции славянского языческого многобожия и достижения государственно-церковной византийской культуры. В.Н. Лазарев: «Усвоить принципы византийской культуры стремились буквально во всех странах, но далеко не всем это было под силу. Киевская Русь сумела блестяще решить эту задачу. Она сделала византийское наследите своим достоянием и дала ему глубокое творческое претворение, целиком подчинив тем новым задачам, которые стояли пред её художниками».
Красота, духовность, радостное ощущение жизни, близости человека к земле, что было присуще языческому мировоззрению, явилось основным содержанием и нового искусства. Культ природы определял мироощущения древних славян: «О, светло, светлая и красно-украшенная земля русская» - говорится в древнерусской летописи. Не случайно и культ Берегини – матери всего живущего, переплетается с образом Богоматери. На Руси поклонялись Богоматери, которая станет для русского человека центральным в его вере, отодвинув образ Христа.
Русская культура и русское искусство более демократическое, лирическое и эмоциональное. Процесс принятия христианства хоть и проходил не просто, но целостно. Исходя из экономической необходимости, Русь приняла наиболее целесообразную гармоничную форму религии, которая слилась, обогатилась и дополнилась исконно русским языческим мировоззрением, создав одну из самых развитых и чарующих мировых культур.