Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура XVII-XVIII вв

 

 

Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности

- Культурология

 

Программу составил д.п.н., проф. Ермолин Е.А.

 

Программа утверждена на заседании кафедры истории культуры

Протокол № от

Зав. кафедрой Е.А. Ермолин

 

Москва 2006

 

 

1. Пояснительная записка

 

Курс читается для студентов, обучающихся на специальности «Культурология», и входит в цикл историко-культурных дисциплин. Задача курса – дать студентам представление об основных особенностях культурной эпохи XVII-XVIII вв.

Студенты должны освоить содержание курса, иметь представление об основных явлениях в культуре изучаемого периода, уметь истолковать категории культуры, раскрыть социальный и личностный опыт человека в контексте культуры.

 

2. Содержание разделов дисциплин

                    Модерн как культурная эпоха. Культурные итоги Реформации и социокультурная ситуация первой половины-середины XVII века. Барокко как стиль эпохи. Классицизм как стиль эпохи. Французский абсолютизм как феномен культуры. Социокультурная дифференциация. Судьба аристократии в культуре Модерна. Буржуа в культуре Модерна. Идеал благовоспитанного гражданина во Франции и джентльмена в Англии. Интеллигенция раннего Модерна. Гнозис Модерна. Рационализм в культуре раннего Модерна. Фрэнсис Бэкон и идеал знания в культуре раннего Модерна. Эксперимент в культуре раннего Модерна. Феномен техники. Мир и человек как механизм. Утопизм в культуре раннего Модерна. Магические идеи и практики раннего Модерна. Мистика в культуре XVII-XVIII вв. Культура Рококо во Франции эпохи Регентства. Итальянское Рококо. Феномен Просвещения. Английское Просвещение XVII-XVIII вв., его культурные идеалы. Французское Просвещение XVIII в. Энциклопедия - основной проект французского Просвещения. Моральные ценности в культуре Просвещения. Человек эпохи Просвещения. Сентиментализм. Салон в культуре XVIII века. Масонство как культурный идеал. Критика социума в культуре Просвещения. Просвещенная монархия как культурный идеал (проект) и культурная практика. Революция как культурный идеал (проект). Культурное содержание и значение Великой Французской революции. Контрпросвещение в культуре XVIII века. Революция в Англии XVII века, ее культурные значение и итоги. Революция в Америке и ее культурные итоги. Гёте и идеалы культуры Просвещения.

 

3. Содержание дисциплины и виды учебных занятий

Модерн как культурная эпоха. Его основное содержание. Антропоцентризм культуры Модерна. Самоутверждение личности в культуре Модерна. Динамический и творческий характер культуры Запада. Культурные итоги Реформации. Человек и Бог, мир и социум. Лютер, Кальвин. Анабаптисты. Контрреформация. Ее значение для культуры. Инквизиция. Монашеские ордена. Иезуиты. Жизнь Иньиго Лойолы до преображения и после преображения; Создание Общества Иисуса; "Духовные упражнения"; иезуитская педагогика и реформа образования; отбор кандидатов в члены ордена; методы воздействия на общественное сознание; достижения ордена иезуитов и влияние его деятельности на европейскую историю. Иезуиты и янсенисты в культуре раннего Модерна. Квиетизм. Христина Шведская. Цивилизация XVII века, социокультурная ситуация первой половины-середины XVII века. Распад европейского единства. Культурное значение, повседневность и социально-психологические последствия Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. Гриммельсгаузен и «Симплициссимус»; тотальность войны; ландскнехты; мародёрство; роль религии; изменение положения мирного населения; характеристика «военного» поколения. Кризис империй. Прагматизм как стиль эпохи; логика здравого смысла. Авантюристы, циники и стоики эпохи. Фаворит Марии Медичи Кончино Кончини - маршал Д`Анкр. Распад Европы как духовной целостности. Идея всеобщего священства и утверждение свободы совести. Фанатизм и веротерпимость. Генрих IV Наваррский: «Париж стоит обедни»; Нантский эдикт 1598 г. впервые в Европе узаконил веротерпимость; фанатик Франсуа Равальяк. Законодательные акты. Общинный строй жизни пуритан. Пресвитериане и индепенденты. Религиозные корни республиканской идеи. Гуго Гроций о государстве. Протестантская теология и религиозная борьба в Голландии: Якоб Арминий и Франциск Гомар. Барокко как стиль культурной эпохи. Мир и человек в культуре Барокко. Гамлет и неразрешимость барочных противоречий. Проблема утверждения идеала. Литература Барокко (Сервантес). Театр в культуре Барокко. Шекспир. Кальдерон. Живопись в культуре Барокко. Рембрандт. Вермеер. Хальс. Эль Греко. Веласкес. Рибейра. Сурбаран. Мурильо. Караваджо. Рубенс. Ван Дейк. Музыка Барокко. Бах. Архитектура храмов, дворцов и парков, придворный церемониал эпохи Барокко. Бернини. Классицизм как стиль культурной эпохи. Принципы классицизма. Мир и человек в культуре классицизма. Пуссен – эталонный художник классицизма. Французский абсолютизм как феномен культуры. Генрих IV – основоположник абсолютной монархии. Французская монархия в начале XVII века. Королева Марго и Мария Медичи. Людовик XIII. Кардинал Ришелье: утверждение абсолютизма. Этапы жизненного пути Ришелье; подавление гугенотской оппозиции; осада Ла Рошели; борьба с Фрондой; Гастон Орлеанский; герцог Монморанси. Секретная служба Ришелье: отец Жозеф дю Трембле. Кардинал Мазарини. Создание Французской Академии. Время Людовика XIV. Вершины классицизма. Версаль. Театр классицизма и проблематизм классицистических идеалов (Корнель, Расин, Мольер).   Культура сословий. Судьба аристократии в культуре Модерна. Буржуа в культуре Модерна. Происхождение буржуа в Европе (по М.Веберу). Буржуазные добродетели раннего капитализма. Б.Франклин и моральные ценности буржуа. Буржуа как рыцарь и монах Модерна. Робинзон Крузо как образцовая личность буржуа раннего Модерна. Нидерландская революция. Амстердам и Лондон – столицы мира. Cтановление мирового рынка и его влияние на экономику разных стран Европы; культурная и социально-психологическая специфика голландской буржуазии. Великий пенсионарий Ян ван Олденбарневелт и Мориц Нассауский. Колониальная экспансия Голландии; флойте (флайт, флейт); Ява, Тасман; Новая Голландия; Нью-Амстердам. Идеал благовоспитанного гражданина во Франции и джентльмена в Англии. Интеллигенция раннего Модерна. Университетские республики Европы. Ученый как тип интеллигента (интеллектуала) в культуре раннего Модерна. Литературно-философские салоны XVII в. Зарождение журналистики в XVII в. как выражение общественных динамики и плюрализма. «Relatio», Страсбург, 1609 (Иоганн Каролюс). Теофраст Ренодо и «La Gazette» (1631). Характер ранней журналистики. Джон Мильтон - борец за свободу прессы; «Ареопагитика». Джон Хоутон и его «A Collection for Improvement of Husbandry and Trade» («Собрание изве­стий ради развития предпринимательства и торговли»), 1692.   Гнозис Модерна. Цель познания, его критерии и содержание. Антропогнозис в культуре Модерна. Пафос движения и поиска в культуре раннего Модерна. Рационализм в культуре раннего Модерна, его особенности. Декарт. Спиноза. Деизм. Эволюционизм. Рационалистическая унификация и генерализация мира. Аналитическое разъятие мировой целостности. Детерминизм. 1687 г. - труд И.Ньютона «Математические начала натуральной философии» («Начала»), содержащие основные понятия и аксиоматику механики, в частности три основные ее закона (законы Ньютона) и закон всемирного тяготения (впервые изложена законченная система механики, законы которой управляют большим количеством процессов в природе). Открытия и изобретения XVII века. 1690 г. - «Трактат о свете» Х.Гюйгенса (завершен в 1678 г.): волновая теория света (световые возбуждения являются упругими импульсами в эфире), принцип построения огибающей волны (принцип Гюйгенса), явление поляризации света. 1690 г. - Д.Папен дал описание замкнутого термодинамического цикла паровой машины. Фрэнсис Бэкон и идеал знания в культуре раннего Модерна. «Знание - сила». Концепт опытного знания, знания-инструмента. Бэкон-розенкрейцер. Эксперимент в культуре раннего Модерна. Шекспир и Бэкон: две логики эксперимента. Феномен техники в культуре раннего Модерна. Мир и человек как механизм. Итоги отделения науки от теологии, магии и ремесла в XIV-XVII вв. по следующим аспектам: господство над природой (Ф.Бэкон); законы природы; метод идеализированных логических абстракций (Платон, Г.Галилей); разделение потустороннего и посюстороннего миров и идея материального единства мира (Н.Кузанский, Г.Галилей); относительность пространства и движения (Н.Кузанский, Дж.Бруно, Г.Галилей); физическая сила как обезличенная и самодостаточная причинность (Ж.Буридан, Ян ван Гельмонт, И.Кеплер, И.Ньютон); Высший авторитет библейского знания; вездесущая воля Бога (роль натурфилософии, идея «двух книг», Р.Декарт, И.Ретик, И.Ньютон); Механическая причинность (Г.Галилей, Р.Декарт, Гендрик де Руа (Ле Руа)); сохранение материи и энергии; профессиональная институализация науки (П.Ферма, Английское королевское научное общество); эксперимент (роль арабов, Роджер Бэкон), неоплатонизм и герметическая традиция (Т. Парацельс, Р. Флудд, Р. Бойль, Дж. Бруно, Т. Кампанелла), открытость знания и сообщества учёных («Великое восстановление наук»); разделение труда в науке, взаимопроникновение дисциплин, секретность изобретений (Л. да Винчи, М. Мерсенн, Галилей, телескоп и микроскоп), стандартизация математического языка (Ф. Виет). Утопизм в культуре раннего Модерна. Розенкрейцерская утопия. Иезуитская утопия. Жизнь индейцев под властью иезуитов, гуарани; редукции; кацики; принципы управления и достижения в новом государстве; причины и следствия роспуска ордена. Протестантская утопия. Квакеры. Пуританский культурный проект в Америке. «Иной свет» Бержерака. Магические идеи и практики раннего Модерна. Магия розенкрейцеров. Авантюристы XVII-XVIII вв. Мистика в культуре XVII в. Пиетизм, его зарождение и развитие. Николай фон Цинцендорф и гернгутеры.   Культура XVIII века Культура Рококо во Франции эпохи Регентства. Идеалы и практика. Итальянское Рококо: культура Венеции. Феномен Просвещения. Место разума в культуре. Открытие идей Истории и Природы. Наука XVIII века. Открытия и изобретения. Тепловая машина Т.Ньюкома (1705), теормометрическая шкала Г.Фаренгейта (1714), открытие собственного движения звезд Э.Галлеем (1718), теория теплорода (1721), открытие теплопровдности С.Греем (1729), открытие двух видов электричества, установление притяжения разноименных зарядов и отталкивания одноименных (Ш.Дюфе, 1733), шкала А.Цельсия (1742), сформулированы общие правила составления дифференциальных уравнений движения любых материальных систем и дан принцип, сводящий задачи динамики к задачам статики (принцип Ж.Даламбера, 1743); М.В.Ломоносов ввел представление о молекулах и атомах и создал молекулярно-кинетическуютеорию строения вещества (1744) изобретение электрического конденсатора – лейденской банки (Э.Клейст, П.Мушенбрук, 1745), закон сохранения момента количества движения (Л.Эйлер, Д.Бернулли, 1746), исследование Б.Франклином атмосферного электричества, доказательство электрической природы молнии (1747), 1750 - Б.Франклин сформулировал теорию электричества и закон сохранения электрического заряда, 1756 – открытие М.В.Ломоносовым закона сохранения массы вещества в химических реакциях (тот же закон в 1774 г. установил А.Лавуазье), 1763 - И.И.Ползунов разработал проект паровой машины (в 1765 г. машина была построена, в 1766 г. начала эксплуатироваться), открытие водорода (Г.Кавендиш, 1766), открытие фотосинтеза (1771, Дж. Пристли), открытие кислорода (1774, Дж. Пристли), 1775 - А.Лавуазье разработал основные положения кислородной теории, доказал сложный характер воздуха, объяснил горение, показал, что при дыхании поглощается кислород и образуется углекислый газ; 1784 - универсальный паровой двигатель Дж. Уатта, 1785 - А.Лавуазье и Ж.Менье синтезировали воду из кислорода и водорода, 1788 - сжигая водород в кислороде при помощи искры, Г.Кавендиш получил воду; 1798 - Г.Кавендиш измерил притяжение двух тел, подтвердив закон всемирного тяготения И.Ньютона, вычислил плотность Земли, 1800 – открытие явления электролиза (У.Никольсон, А.Карлейль), инфракрасных лучей (В.Гершель). Английское Просвещение XVII-XVIII вв., его культурные идеалы. Пуритане и деисты. И.Ньютон, Д.Локк и Д.Свифт в культуре английского Просвещения. Французское Просвещение XVIII в. Ведущая роль Франции в культуре XVIII века. Париж – столица мира. Просвещение и идеал естественного человека. Суд разума. Энциклопедия - основной проект французского Просвещения. Моральные ценности в культуре английского и французского Просвещения. Человек эпохи Просвещения: Вольтер, Бомарше и его герой Фигаро. Человек эпохи Просвещения: Дидро. Человек эпохи Просвещения: Руссо. Сентиментализм Руссо. Сентиментализм в Англии. Ричардсон. Стерн. Макферсон. Английский ландшафтный сад. Салон в культуре XVIII века. Масонство как культурный идеал. Масонские ложи XVIII в. Критика социума в культуре Просвещения. Борьба за равенство прав и социальные свободы. Идеи Д.Локка и рождение правового сознания. Идеи Гоббса и Монтескьё. Аболиционизм. Просвещенная монархия как культурный идеал (проект) и культурная практика. Революция как культурный идеал (проект). Культурное содержание и значение Великой Французской революции. Рационалистические и иррациональные основания Великой Французской революции. Культурные итоги Великой Французской революции. Наполеон Бонапарт. Контрпросвещение в культуре XVIII века. Аморализм маркиза де Сада. Контрреволюция и Эдмунд Бёрк. Мистика Э. Сведенберга, У.Блейка. Революция в Англии XVII века, ее культурные значение и итоги. Революция в Америке и ее культурные итоги. И.В.Гёте и идеалы культуры Просвещения.

 

 

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ

1. Козлова Н. Социально-историческая антропология. М., 1999. Темы 4-7.

2. Конспект лекций А.Л. Доброхотова о культуре Модерна (рукопись).

3. Культурология. / Под ред. Г.В.Драча. Ростов н/Д, любое издание. Параграф 2.5.

4. Новая история стран Европы и Америки. Первый период. Под ред. А.В.Адо. М., 1986.

5. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. М., 2001. Лекция XVII.

6. Сборник документов по истории нового времени Буржуазные революции XVII-XVIII вв. Под ред. В.Г. Сироткина М., 1999.

7. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848. Ростов н/Д, 1999.

8. Шоню П. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург, 2005.

9. Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. СПб., 2004.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963.

Арган Д.К. История итальянского искусства. М., 2000.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1990.

Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987.

Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции XVII – XVIII веков. М., 1990.

Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990. Гл. VII-VIII.

Бирюкова Н.В. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII вв.Л., 1972.

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.

Бронфин Е.Ф. Клаудио Монтеверди: краткий очерк жизни и творчества. Л., 1970.

Век Просвещения. М., Париж, 1970.

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 2004.

Вермат Р. Петер Пауль Рубенс. М., 1977.

Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962.

Виппер Б.Р. Проблемы реализма в итальянской живописи ХVII-ХVIII веков. М., 1966.

Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи ХVII-ХVIII веков. М., 1957.

Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в. М., 1967.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII - XVIII в.) М., 1987.

Галантный век. М. 1994. Буржуазный век. М.: 1995.

Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. ХVII - I половины ХХ вв. 1984.

Дебидур А. Дипломатическая история Европы В 2-х тт. Ростов-на-Дону, 1995.

Дмитриев И.С. Религиозные искания Исаака Ньютона // Вопросы философии. 1991. №6.

Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975.

Золотов Ю.К. Французский портрет XVIII века. М., 1968.

Из испанской поэзии XVII в. / Сост.А. Косс Л., 1983.

Исторический лексикон. XVIII век. Энциклопедический справочник. / Ред. В.Н.Кудрявцев. М., 1996.

История Европы. Тт. 3-4. Под ред. А.О.Чубарьяна. М., 1993-1994.

История искусства Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Италия. Испания. Фландрия. М., 1988.

История США. Т 1. (1607-1877). Под ред. Г.Н. Севостьянова. М., 1983.

История французской литературы. Т.1. М., Л. 1946.

Кантор А.М. и др. Искусство ХVIII века. М., 1977.

Каптерева Т.П., Быков В.Е. Искусство Франции ХVII века. М., 1969.

Кареев Н.И. Общий ход всемирной истории. Заокский, 1993. Очерки 6-8.

Кеведо Ф. Избраное. Л., 1980.

Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб., 2004.

Кленов А.С. Секрет Страдивари. М., 1989.

Кожина Е. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.

Койре А. Мистики, спиритуалисты и алхимики Германии XVI века. Долгопрудный, 1995.

Кристеллер П. История европейской гравюры ХV-ХVIII веков М., 1939.

Кузнецов Ю.И. Рисунки Рубенса. М., 1974.

Лазарев В.Н. Портрет в европейском искусстве XVII века. М., Л., 1937.

Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. М., 1974.

Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. М., 1974.

Левина И. Искусство Испании ХVI-ХVII вв. М., 1965.

Лившиц Н., Зернов Б., Воронихина Л. Искусство XVIII века. Исторические очерки. М., 1966.

Лисенков Е.Г. Английское искусство ХVIII века. Л., 1964.

Литературная история Соединенных Штатов Америки. Том 1. М., 1977.

Манфред А.З. Великая французская буржуазная революция. М., 1956.

Маркиз де Сад и ХХ век. М., 1992.

Надъярных М. Изобретение традиции, или Метаморфозы барокко и классицизма // Вопросы литературы. 1999. №4.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм.очерки. М., 1968.

Ортега-и-Гассет Х. Введение в Веласкеса // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Плавскин З.И. Испанская литература XVII - середины XIX века. М., 1978.

Прус И.Е. Западноевропейское искусство 17 века. М., 1974.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков. М., 1966.

Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII в. М., 1971.

Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М., 1989.

Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство ХVII века. М., 1971.

Свидерская М. Караваджо. Первый современный художник. М., 2001.

Свобода. Равенство. Братство. Великая французская революция. Л., 1989.

Силюнас В. Стили жизни и стили искусства. СПб., 2000.

Символ. №26.

Скарлатти. Будапешт, 1986.

Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVII веков. Реальность и символика. М., 1994.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

Спор о древних и новых / Сост. В.Я.Бахмутский М., 1985.

Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII в. М., 1983.

Теория литературных стилей: Типология стилевого развития Нового времени. М., 1976.

Тэн И. Философия искусства. М., 1996. Гл. «Философия искусства в Нидерландах».

Узин В.С. Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Веги. М., 1963.

Утопический роман XVI - XVII вв. / Волгина В.П., Шуваева Ф.Б. М., 1956.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

Фромантен Э. Старые мастера. М., 1966 (и др. изд.).

Фроссар А. Соль земли. О монашеских орденах. М., 1992.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса. М.: 1993.

Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала ХХ века. М., 1997. Глава VIII.

Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983.

Якимович А.К. Художник и дворец. Диего Веласкес. М., 1989.

Якимович А.К. Шарден и французское Просвещение. М., 1980.

 

4.2 Средства обеспечения дисциплины (материально-техническое обеспечение дисциплины – лаборатории, классы и др.)

4.3 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, организация контроля самостоятельной работы

Темы письменных работ

1. Личность эпохи Барокко.

2. Личность эпохи Классицизма.

3. Личность эпохи Просвещения.

4. Категории Модерна (Разум, Природа и др.)

Письменные работы анализируются и оцениваются. Итоги работы доводятся до студентов и комментируются. Основной критерий оценки письменных работ определен качеством усвоения учебного курса и общей ориентацией в профессии.

 

4.4 Примерная тематика рефератов, список основной и дополнительной литературы по каждой теме, критерии оценки рефератов

Рефераты по курсу не запланированы.

Практических занятий курс не предполагает. Факультативно могут проводиться занятия по следующей программе.

Тема 1. Научная революция XVII в.

1. Научные открытия, явившиеся основой для утверждения нового мировоззрения. «Новый Органон» Ф. Бэкона как научная революция в области метода. Обоснование мироздания в работах И. Ньютона («Математические начала натуральной философии»).

2. Изменение понимания роли и места человека в начале XVII в. Т. Гоббс. Воззрения на государство и общество. Д. Локк. Учение о государстве.

3. Социальные и идеологические условия возникновения барокко.

4. Философские и эстетико-художественные принципы классицизма.

Понятия: теология, индукция, телеология, эмпиризм, дедукция, механицизм, пантеизм, деизм

Литература:

Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1990

Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987

Борев Ю.А. Эстетика. М., 1990

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII - XVIII в.) М., 1987

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV - XVII вв. М., 1969.

Тема 2. Формирование стиля барокко в музыкальной культуре XVII в.

1. Предпосылки появления оперы в музыкальной культуре Италии. Миф об Орфее Кл.Монтеверди.

2. Появление новых музыкальных жанров. Творчество Д. Фрескобальди. Связь органной музыки XVII в. с духовными исканиями эпохи. Д. Скарлатти его роль в формировании жанра сонаты.

3. Выдвижение на первое место скрипичного искусства. Скрипичные мастера Н. Амати, А. Страдивари, Д. Гварнери. Творчество А. Вивальди. Творчество А. Корелли и Д. Тартини. Понятия: опера, оратория, кантата, соната, симфония, концерт.

Литература:

Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. ХVII - I половины ХХ вв. 1984.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса. М.: 1993. Галантный век. М. 1994. Буржуазный век. М.: 1995.

Бронфин Е.Ф. Клаудио Монтеверди: краткий очерк жизни и творчества. Л., 1970

Кленов А.С. Секрет Страдивари. М., 1989.

Скарлатти. Будапешт, 1986.

Тема 3. Испанская литература XVII в.

1. Связь произведений Л. де Веги с идеями Возрождения и художественной культурой XVII в. Теоретические работы, разработка теории сценической интриги. Образ простолюдина в произведениях Л. де Веги.

2. Две группы пьес – героические драмы и комедии, их внутрижанровое деление. Пьеса «Звезда Севильи». Комедия «Собака на сене». Драма «Фуэнте Овехуна».

Понятия: трагедия, комедия

Литература:

Узин В.С. Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Веги, М., 1963.

Плавскин З.И. испанская литература XVII - середины XIX века. М., 1978.

Штейн А.Л. литература испанского барокко М., 1983.

Из испанской поэзии XVII в./Сост.А. Косс Л., 1983.

Кеведо Ф. Избранное. Л., 1980.

Тема 4. Голландская и фламандская живопись XVII в.

1. Связь темы страдания и мученической смерти с событиями Нидерландской Революции. Религиозные композиции Рубенса. Библейские и евангельские сюжеты в творчестве Рембрандта.

2. Человек как высшая ценность в портретных работах Рембрандта, Рубенса, Ф.Хальса. Отражение облика и духовного мира Хендрикье Стоффельс в женских образах Рембрандта. Женский образ в работах Рубенса.

Понятия: светотень, натюрморт, бодегон.

Литература:

Авермат Р. Петер Пауль Рубенс. М., 1977.

Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975.

Кузнецов Ю.И. Рисунки Рубенса. М., 1974

Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII в. М., 1971.

Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII в. М., 1983.

История искусства Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Италия. Испания. Фландрия. М., 1988.

Тема 5.Культура Франции XVII в.

1. Классицизм во французской литературе. Деление на высокие и низкие жанры. Темы римской истории в творчестве Корнеля. Трагедия «Гораций». Античные легенды в трагедиях Расина («Андромаха», «Ифигения в Авлиде», «Федра»).

2. Реформы сценического искусства, особенности французской драматургии. «Тартюф» Мольера. Задачи комедии по произведению. «Дон Жуан или Каменный Гость» Мольера. Новая концепция образа главного героя.

Понятия: эпическая поэма, трагедия, комедия, басня, проза, комедия положений, высокий жанр, низовой жанр.

Литература:

История французской литературы. Т.1. М., Л. 1946.

Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в.М., 1967.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968.

Утопический роман XVI - XVII вв. / Волгина В.П., Шуваева Ф.Б. М., 1956.

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Спор о древних и новых / Сост. В.Я.Бахмутский М., 1985.

Тема 6. Культура Франции XVII в.

1. Новые художественные принципы архитектуры – создание архитектурного ансамбля. Дворцово-парковый комплекс Версаль. «Зеркальная галерея» и ее роль в развитии дворцового зодчества Европы.

2. Развитие декоративно-прикладного искусства во Франции. Шпалерное искусство. Делфтский фаянс. Мебель Ш. Буля и стиль «буль»

3. Сложение французской национальной художественной школы. Творчество Н. Пуссена. разработка новой классицистической композиции. Творчество К. Лоррена.

Понятия: Герма, архитектоника, пейзажный парк, регулярный парк, интарсия, инкрустация, шпалера.

Литература:

Бирюкова Н.В. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII вв.Л., 1972.

Тема 7. Музыкальное искусство эпохи Просвещения

Немецкое Просвещение и творчество И. С. Баха. Очеловечивание религиозной тематики в творчестве Баха.

Творчество В.А. Моцарта. Реформы в оперной драматургии «Свадьба Фигаро». Идея бессмертия в Реквиеме В.А. Моцарта

Творчество Л. Бетховена. Музыка революции в симфониях Бетховена.

Литература:

Вудфорт П. Моцарт. Челябинск, 1999.

Кац Б.А. Времена – люди – музыка, Л., 1983.

Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Вып.5. М., 1990

Бах. Моцарт. Бетховен, Мейерберг, Шопен, Шуман,

 

 

Программа коллоквиумов

1. Биография, творчество и судьба Ф.Бэкона

1. Основные этапы жизни Ф.Бэкона, сравнение его судьбы с судьбой Т.Мора.

2. Политическая деятельность.

3. Творчество и научная деятельность Ф.Бэкона (произведения и их основные идеи)

4. Взаимовлияние научного творчества и политических убеждений в мировоззрении и деятельности Ф.Бэкона.

5. Анализ книги Ф.Бэкона «Новая Атлантида»:

1. Сюжетная линия «Новой Атлантиды». Краткая история происхождения народа острова Бенсалем.

2. Христианство на острове Бенсалем (сравнить с «Утопией» и «Городом Солнца»)

3. Роль семьи и семейного воспитания на острове (сравнить с «Утопией» и «Городом Солнца»)

4. Частная собственность на острове Бенсалем (сравнить с «Утопией» и «Городом Солнца»)

5. Как можно охарактеризовать «Дом Соломона» в современных понятиях.

6. Цель деятельности Дом Соломона

7. Отношения корпорации учёных с государством

8. Взаимодействие науки и религии

9. Технологические предвидения Бэкона

10. Организация научного творчества в Доме Соломона

11. Отношения с внешним миром (сравнить с «Утопией» «Городом Солнца»)

Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку:

12. Отличие и схожесть Дома Соломона с существующими в Европе во времена Бэкона религиозными и эзотерическими орденами. Значение идей Бэкона для развития Европейской культуры (по статье Д.Л.Сапрыкина «"Научный орден" Фрэнсиса Бэкона: зарождение научного общества нового типа» // Науковедение. №3. 2000. Электронный вариант статьи размещён в Интернете)

Источники информации:

Бэкон Френсис. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М., 1954. Бэкон Френсис. Сочинения. Т. 1. М., 1972.

Бэкон Френсис. Сочинения. Т. 2. М., 1972.

Бэкон Френсис. Новый органон. Л., 1935.

Михаленко Ю. П. Ф. Бэкон и его учение. М., 1975.

Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.

Шашкевич П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. M., 1976.

Биографические повествования. Дж.Бруно. Бэкон. Локк. Лейбниц. Монтескье. Биографические повествования [Сост., общ. ред. Н.Ф.Болдырева; Послесл. Ю.Горбунова]. Челябинск, 1996.

Электронный вариант книги Ф.Бэкона «Новая Атлантида» размещён в Интернете.

 

2. Анализ книги «Молот ведьм»

1. Отношение лютеран, кальвинистов и англикан к ведовским процессам.

2. История создания и распространения книги «Молот ведьм», структура книги, влияние книги на европейскую историю.

3. Как авторы «Молота ведьма» отвечают на первый поставленный ими вопрос в Первой части книги: Вопрос 1. Существует ли колдовство? Является ли утверждение о существовании ведьм настолько католически правоверным, что упорное отрицание его должно считаться определенно еретичным?

4. В каких сферах жизни человека и общества действуют ведьмы, согласно авторам «Молота ведьм», какие виды вреда они наносят? Чем вы можете объяснить что колдовство чаще всего связывается именно с этими сферами жизни?

5. В каких случаях всемогущество зла ограничено, чего не могут ведьмы согласно, авторам книги? Почему именно в этих случаях их силе поставлен предел (объяснение авторов и Ваше объяснение, с точки зрения логики инквизиторов)?

6. Какими основными видами аргументов пользуются авторы при доказательствах своих положений (показать это на конкретных отрывках из текста)?

7. Сравните женское и мужское колдовство.

8. Какими типами магических средств и специальных действий пользуются ведьмы и колдуны? Рассмотрите конкретные примеры таких действий, описанных в книге, с точки зрения отличий гомеопатической и контагиозной магии.

9. Виды ведьм и виды договоров с дьяволом.

10. Как авторы отвечают на вопрос в первой части книги: Необходимо ли божье попущение при колдовстве?

11. Какие средства нужно использовать для избавления от вредоносного колдовства и против демонов.

12. Какими уловками пользуются инквизиторы при толковании поведения арестованных женщин, чтобы сделать их осуждение неизбежным.

13. Роль свидетелей в процессе суда. Стремились ли инквизиторы (исходя из текста III главы «Молота ведьм») избежать заведомого лжесвидетельства? Обоснуйте своё мнение.

14. Кратко охарактеризуйте и сравните виды подозрений и приговоров. Насколько досконально и систематизировано разработан процессуальный кодекс Инквизиции?

Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку:

15. Гипотеза о связи охоты на ведьм с эпидемиями проказы. Есть ли в «Молоте Ведьм» упоминания о «дьявольских метках» на теле? Смотрите статью Д.Знакова "Средневековые ведовские процессы раскрыта ли тайна охоты на ведьм?" в журнале "Наука и жизнь" №2, 2004.

Источники информации:

Шпренгер Яков, Инститорис Генрих. Молот ведьм. СПб. 2001.

Горфункель А.Х. "Молот ведьм" - средневековье или Возрождение? // Культура Возрождения и общество. М., 1986.

Григулевич И. Р. Инквизиция. М., 1976, 1985.

 

3. Анализ «Политического завещания» Ришелье и книги Н.Макиавелли «Государь»

Ответ на каждый вопрос сопровождать примерами из политической деятельности Ришелье, отражающих воплощение в действительность провозглашаемых им принципов

Часть I

1. Как Ришелье описывает положение дел в государстве и при дворе в начале своего вступления во власть.

2. Положение и предназначение дворян в государстве

3. Положение и предназначение науки и образования в государстве

4. Положение и предназначение простого народа в государстве

Часть II

5. Какие принципы должен соблюдать Государь, и каких ошибок должен избегать, заботясь о благе общества:

· О предвидении

· О соответствии чиновников своей должности

· О временщиках

· О военных силах

· О казне

· О королевском суде

Дополнительное задание, обязательное только для тех, кто претендует на отличную итоговую оценку:

6. Познакомьтесь с биографией Никколо Макиавелли. В чём отличия и схожесть судеб Макиавелли и Ришелье?

7. Прочитайте книгу Н.Макиавелли «Князь» («Государь»). По каким признакам можно провести сравнительный анализ «Князя» Макиавелли и «Политического завещания» Ришелье? В чём отличия двух наставлений государям?

Источники информации:

Андреев А. Р. Гений Франции, или Жизнь кардинала Ришелье. Документальное историческое исследование. Политическое завещание Ришелье. М., 1999.

Макиавелли Никколо. Государь. Минск, 1999. [Электронный вариант книги Н.Макиавелли «Государь» размещён в Интернете].

 

Курсовые работы по курсу не запланированы.

 

4.5 Примерный перечень вопросов к зачету или экзамену, критерии оценки знаний студентов

 

XVII век

 

1. Модерн (Новое время) как культурная эпоха. Основное содержание

2. Антропоцентризм культуры Модерна (Нового времени). Самоутверждение личности в культуре Модерна

3. Судьба аристократии в культуре Модерна (Нового времени).

4. Культурные итоги Реформации и социокультурная ситуация первой половины-середины XVII века.

5. Культурный и духовный ландшафты протестантизма в XVII в.

6. Борьба за свободу совести и веротерпимость в ХVII веке.

7. Иезуиты и янсенисты в культуре раннего Модерна.

8. Барокко как культурный стиль.

9. Человек эпохи Барокко.

10. Классицизм как культурный стиль.

11. Человек эпохи классицизма.

12. Французский абсолютизм как феномен культуры. Время Людовика XIV.

13. Буржуа в культуре раннего Модерна. Происхождение буржуа в Европе (по М.Веберу). Буржуазные добродетели раннего капитализма.

14. Б.Франклин и моральные ценности буржуа. Буржуа как рыцарь и монах Модерна.

15. Робинзон Крузо как образцовая личность раннего Модерна.

16. Интеллигенция раннего Модерна. Университетские республики Европы. Ученый как тип интеллигента (интеллектуала) в культуре раннего Модерна.

17. Гнозис Модерна. Цель познания, его критерии и содержание. Антропогнозис в культуре Модерна. Пафос движения и поиска в культуре раннего Модерна. Открытия и изобретения.

18. Рационализм в культуре раннего Модерна, его особенности.

19. Фрэнсис Бэкон и идеал знания в культуре раннего Модерна. Концепт опытного знания, знания-инструмента. Бэкон-розенкрейцер.

20. Эксперимент в культуре раннего Модерна. Феномен техники в культуре раннего Модерна. Мир и человек как механизм.

21. Утопизм в культуре раннего Модерна. Протестантская, иезуитская и розенкрейцерская утопии.

22. Магические идеи и практики раннего Модерна. Магия розенкрейцеров.

23. Английское Просвещение, его культурные идеалы. Пуритане и деисты. Д.Локк и Д.Свифт в культуре английского Просвещения.

24. Революция в Англии XVII века, ее культурные значение и итоги.

 

XVIII век

 

25. Авантюристы и эзотерики XVII-XVIII вв.

26. Мистика в культуре XVII-XVIII вв. Пиетизм. Мистика в среде евреев Европы (Саббатай Цви, возникновение хасидизма). Персональная мистика (Э.Сведенборг, У.Блейк и др.).

27. Культура Рококо во Франции эпохи Регентства. Идеалы и практика.

28. Отношения мужчины и женщины в культуре Рококо.

29. Итальянское Рококо: культура Венеции.

30. Человек эпохи Рококо.

31. Идеал благовоспитанного гражданина во Франции и джентльмена в Англии.

32. Феномен Просвещения. Место разума в культуре. Открытие идей Истории и Природы.

33. Французское Просвещение XVIII в. Идеал естественного человека. Суд разума.

34. Энциклопедия - основной проект французского Просвещения.

35. Моральные ценности в культуре английского и французского Просвещения.

36. Человек эпохи Просвещения: Вольтер, Бомарше и его герой Фигаро.

37. Человек эпохи Просвещения: Дидро.

38. Человек эпохи Просвещения: Руссо. Сентиментализм Руссо.

39. Сентиментализм в Англии. Ричардсон. Стерн. Английский ландшафтный сад.

40. Салон в культуре XVIII века (эпохи Рококо и Просвещения). Кафе в культуре XVIII века.

41. Масонство как культурный идеал. Масонские ложи XVIII в.

42. Критика социума в культуре Просвещения. Борьба за равенство прав и социальные свободы. Идеи Д.Локка и рождение правового сознания. Идеи Гоббса и Монтескьё. Аболиционизм.

43. Просвещенная монархия как культурный идеал (проект) и культурная практика.

44. Революция как культурный идеал (проект). Культурное содержание и значение Великой Французской революции.

45. Рационалистические и иррациональные основания Великой Французской революции.

46. Пуританский культурный проект в Америке и его трансформация в XVIII веке.

47. Революция XVIII века в Америке и ее культурные итоги.

48. Контрреволюция в культуре XVIII века. Аморализм маркиза де Сада. Шатобриан. Эдмунд Бёрк.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.