Тема: Формирование произносительной, лексической стороны и грамматического строя речи у детей с ОНР.
Цель:Определение содержания работы по формированию произносительной, лексической стороны и грамматического строя речи у детей с ОНР.
План:
Обсуждение предложенных вопросов.
Просмотр видеозаписей и конспектов занятий для анализа.
Вопросы для обсуждения и практические задания:
Принципы развития произносительной стороны речи.
Разделы работы: звукопроизношение и фонематическое восприятие, слоговая структура слова, ритмоинтонационная сторона речи. Содержание работы (по разделам).
Методически-ориентированная характеристика предложенных фрагментов занятий по развитию произносительной стороны речи (задачи, приемы, последовательность предъявления материала, планирование и др.).
Особенности методики работы по развитию произносительной стороны речи дошкольников с ОНР.
Принципы развития лексической стороны речи.
Понятия «пассивный», «активный», «потенциальный» словарный запас; содержание работы над каждым видом.
Требования к отбору, систематизации и распределению лексического материала.
Содержание работы и методически-ориентированная характеристика предложенных фрагментов занятий по развитию лексической стороны речи (задачи, приемы, последовательность предъявления материала, планирование и др.).
Особенности методики работы по развитию лексической стороны речи дошкольников с ОНР.
Принципы развития грамматического строя. Морфологический, словообразовательный и синтаксический уровни грамматического строя.
Содержание работы, направленной на усвоение форм словоизменения, словообразования и различных конструкций, словосочетаний и предложений.
Требования к отбору и распределению грамматического материала. Приемы работы по формированию грамматического строя речи.
Методически-ориентированная характеристика предложенных фрагментов занятий по развитию грамматического строя речи (задачи, приемы, последовательность предъявления материала, планирование и др.).
Особенности методики работы по развитию грамматического строя речи дошкольников с ОНР.
Семинарское занятие № 2(4ч)
Тема: Развитие связной речи у детей с ОНР. Основные направления работы.
Цель:Планирование индивидуальной и фронтальной работы по развитию речи детей с учетом основных направлений работы. Моделирование индивидуальных и фронтальных занятий по развитию речи.
План:
Обсуждение вопросов уровня развития связной речи у детей с ОНР.
Просмотр видеозаписей занятий по развитию речи в д/с, анализ занятий.
Перспективное планирование работы по развитию речи.
Моделирование занятий студентами.
Вопросы для обсуждения и практические задания:
Перечислить принципы, задачи работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
Раскрыть основные направления работы по формированию диалогической и монологической речи.
Характеристика фрагментов занятий по развитию связной речи (задачи, приемы, последовательность предъявления материала, планирование и др.).
Раскрыть особенности методики работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР.
Охарактеризовать тематику, задачи, содержание и структура коррекционных индивидуальных занятий по развитию речи в логопедических группах детского сада.
Охарактеризовать тематику, задачи, содержание и структура коррекционных фронтальных занятий по развитию речи в логопедических группах детского сада.
Составить перспективный план индивидуальной работы по развитию речи.
Составить перспективный план фронтальной работы по развитию речи.
Составить план-конспект индивидуального занятия по развитию речи.
Составить план-конспект фронтального занятия по развитию речи.
Методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ
Лабораторная работа № 1 (6ч)
Тема:Формирование произносительной стороны речи у детей с ОНР.
Цель: Подготовка и систематизация приемов работы над звукопроизношением, фонематическим восприятием, слоговой структурой слова и ритмоинтонационной стороной речи.
Содержание:
Анализ предложенных конспектов занятий по работе над звукопроизношением, слоговой структурой слова и ритмоинтонационной стороной речи, развитию фонематического восприятия.
Моделирование фрагментов занятий.
Проведение студентами фрагментов занятий. Самоанализ.
Методические рекомендации:
Изучить литературу и проанализировать основные этапы, структуру занятий по работе над звукопроизношением, слоговой структурой слова и ритмоинтонационной стороной речи, развитию фонематического восприятия
Подобрать соответствующий дидактический материал.
Отчетность студентов:
Предоставить планы-конспекты занятия по работе над звукопроизношением, слоговой структурой слова и ритмоинтонационной стороной речи, развитию фонематического восприятия.