Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коррекционно-воспитательная работа на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию

 

Материал занятий, связанных с продуктивной деятельностью, используется для одновременного развития навыков и умений по изобразительной деятельности и конструированию и развитию речи у детей с ОНР (III уровень). Эту работу может проводить воспитатель, применяя дифференцированные приемы коррекционного воздействия при постепенном усложнении форм речевой и неречевой деятельности.

Процесс овладения навыками и умениями по изобразительной деятельности и конструированию детьми пятилетнего возраста с ОНР III уровня отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Они связаны с неточностью зрительного восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а так же трудностями самостоятельного обследования, планирования последовательности действий и осуществления контроля.

Поэтому занятия по изобразительной деятельности конструированию в указанной группе детей разрабатываются и проводятся по специальному плану, отличающемуся от программы воспитания и обучения детей с нормальной развитой речью.

Методика специального коррекционного обучения разрабатывалась в русле теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и понятий.

В процессе обучения выделены 4 этапа:

I-формирование ориентировочной основы продуктивной деятельности;

II- формирование всех основных звеньев продуктивной деятельности в условиях их максимальной экстериоризованности;

III- развитие продуктивной деятельности при постепенном сокращении ее ориентировочной основы и числа наглядных опор;

IV- этап самостоятельного планирования, регулирования и контроля ребенком собственных действий в процессе изобразительной и конструктивной деятельности.

На первом этапе воспитатель разъясняет детям цель того или иного задания, характеризует объект деятельности, представляет в обобщенном виде систему ориентиров в основных звеньях продуктивной деятельности.

На первом этапе обучения придается особое значение развитию устойчивости внимания детей в процессе выполнения ими заданий, а так же воспитывается умение переключать внимание от одной операции к другой в ходе организованной педагогом продуктивной деятельности. Педагог сам предлагает план действий по выполнению задания и контролирует деятельность детей. Применяя различные наглядные опоры (образцы, схемы), педагог сосредотачивает внимание детей на последовательности основных действий выполнения изделия или постройки. С помощью вопросов педагога внимание детей направляется на то, в какой последовательности надо выполнять задание. К концу данного этапа дети четко представляют ход работы на занятии: сначала нужно внимательно послушать задание педагога, повторить его; затем необходимо осмотреть материал, который лежит перед ними, и вместе с педагогом вспомнить (выяснить) приемы вырезания (конструирования) тех или иных форм; после этого можно начинать выполнять задания, а та же оценить результаты работы (сравнивание с образцом).

Особое внимание воспитатель обращает на процесс формирования ориентировочной основы продуктивной деятельности у детей, которые не владеют или слабо владеют анализом системы условий, на которую им нужно опираться в ходе занятий, или же этап первоначальной ориентировки в задании для выработки программы действий у них слабо выражен.

Для этих дошкольников оказывается необходимым применение наглядных схем обследования предмета. Кроме того, педагогом предусматривается специальное формирование у этих детей эффективных способов манипулятивно-исследовательских действий, сенсорных эталонов в контексте игровой и конструктивной деятельности вне основных занятий.

Воспитание внимания, восприятия, памяти, воображения на данном этапе обучения организуется педагогом таким образом, что оно способствует созданию у детей представления о системе условий, на которую следует опираться при выполнении того или иного задания по изобразительной деятельности и конструированию.

На следующем, втором этапе обучения ставится задача развития всех основных звеньев деятельности в материальной или материализованной форме, т.е. в условиях развертывания всех операций, входящих в ориентировочное, исполнительное и контрольное звено деятельности.

В начале данного этапа дети создают аппликации и постройки преимущественно по образцу, сделанному педагогом. Постепенно в практику проведения занятий вводятся задания, выполнение которых связано с применением рисунков различной степени схематизации. Действия детей сопровождаются речью.

В процессе деятельности детей по аппликации в качестве наглядных опор, иллюстрирующих необходимые действия и операции, на основных этапах занятия применяются стилизованные рисунки, с которыми дети познакомились в ходе I этапа обучения. На занятиях по рисованию, лепке, конструированию применяются аналогичные рисунки. Это помогает детям в определении последовательности выполнения необходимых действий и операций.

Обучая детей правильному выполнению отдельных действий или операций в процессе создания аппликации (постройки), педагог использует различные приемы, как показ с замедлением темпа, расчленением действия на отдельные операции, повторная демонстрация операции и т.д.

Проводимые воспитателем занятия приучают детей быть активными в наблюдении, выполнении работы. Используя различные педагогические приемы в контексте содержания данного этапа обучения, педагог воспитывает у детей умение преодолевать трудности, а также целеустремленность в работе, умение доводить ее до конца.

На втором этапе продолжается развитие устойчивости и переключения внимания детей и начинается работа по формированию у них умения распределять внимание. Педагог направляет внимание детей на поиск деталей объекта, необходимых для выполнения предложенного задания, упражняет детей в сосредоточении внимания на выборе из словесной инструкции значимой информации и т.д.

На втором этапе педагогом осуществляется подготовка к переходу на следующий этап. С этой целью материальная (или материализованная) форма сочетается с речевой и создаются такие ситуации, которые вызывают у детей стремление к выражению в речи того, что они собираются делать, делают или уже сделали в процессе решения поставленных педагогом задач. На логопедических занятиях дети овладевают различными типами конструкций, простых предложений, что учитывается в ходе обучения, проводимого воспитателем.

Однако стимулирование речевых высказываний детей индивидуализируется педагогом в зависимости от динамики развития фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков детей.

Таким образом, второй этап обучения предлагает сознательное усвоение детьми структуры продуктивной деятельности, причем все основные элементы деятельности приобретают речевую форму.

С целью подготовки детей к переходу на следующий этап педагог сочетает материальную и материализованную форму с речевой, учитывая при этом динамику развития речи детей с ОНР (III уровень) и задачи логопедической работы.

Задача третьего этапаобучения состоит в свертывании операций, входящих в структуру продуктивной деятельности, а так же преобразовании внеречевых высказываний детей в ходе выполнения заданий в «речь про себя».

Большую роль в этом процессе играет умелое руководство воспитателя указанным процессом, а так же создание им условий для постепенного сокращения ориентировочной основы деятельности и числа наглядных опор, используемых ребенком в ходе занятий.

В процессе работы на данном этапе, как правило, не возникает необходимости в использовании стилизованных рисунков в качестве моделей основных моментов продуктивной деятельности, схем обследования предмета, применявшихся ранее. К началу третьего этапа обучения дети овладевают содержанием и последовательностью операций продуктивной деятельности, научаются самостоятельно обследовать предмет.

Учитывая возросшие умения детей анализировать объект предстоящей изобразительной и конструктивной деятельности и планировать его создание, педагог предусматривает возможности для широкого использования таких видов аппликации и конструирования, как изготовление аппликации по представлению (занятия «любимая игрушка» и д.р.), сооружение конструкций по теме и условиям (занятия «Наша улица», «Мосты» и др.).

На занятиях данного этапа педагогом гораздо чаще, чем прежде, применяется словесная инструкция, которая постепенно усложняется. Дети при этом, используя речь, сопоставляют план выполнения задания ( в начале этапа- с помощью вопросов педагога, затем – самостоятельно).

По мере обучения в ходе третьего этапа обучения сглаживаются различия между характером деятельности детей, обнаруживших различную степень сформированности навыков продуктивной деятельности. Вместе с тем развивается индивидуальное своеобразие деятельности каждого ребенка.

В ходе третьего этапа дети упражняются в самостоятельном подборе материала для поделок. У них воспитывается умение самостоятельно завершать контурные изображения предметов, которые затем используются в качестве схем при составлении аппликации. Например, в ходе предварительной работы по теме «Сказочные птицы» дети завершают изображения птиц. Созданные детьми варианты изображений служат затем опорой для передачи образа сказочной птицы в технике аппликации.

К концу данного этапа дети овладевают умение представлять несколько вариантов работ по аппликации и конструированию на основе изображенной педагогом комбинации из двух-трех фигур (а, в последствии, лишь одной – центральной фигуры) с учетом условий, поставленных педагогом, а так же имеющегося в них распоряжении материала ( занятия по созданию поделок из природного материала: аппликации «Птицы на ветках», «Лесные друзья» и др.). Постепенно дети осваивают прием «прорисовки» контура изображения будущего объекта, а продуктивной деятельности на листе бумаги с помощью «волшебной палочки». Они так же обучаются умению представлять себе будущее основание постройки и намечать его контуры на поверхности стола движения руки.

Расширение в условиях продуктивной деятельности возможностей дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, а так же строить из материала накопленных ребенком представлений новые образы используется педагогом для развития изображения.

Четвертый этап включает задачу дальнейшего развития и совершенствования системы осознанного планирования, регулирования и контролирования ребенком собственных действий на занятиях, связанных с продуктивной деятельностью.

На данном этапе педагогом создаются условия, при которых дети совершенствуют получение ими умение при выполнении любых заданий педагога на занятиях. Вопросы педагога в ходе занятий побуждают детей к анализу объекта деятельности, выбору способов решения поставленной задачи, применению различной формы речевых высказываний.

Организуя обсуждение с детьми условий в ходе выполнения задания, так же привлекая их к анализу выполненных работ (или коллективной работы), педагог активизирует внимание детей с помощью приема «случайных ошибок» вопросов и др.

На занятиях четвертого этапа педагог с помощью вопросов, загадок, стихов побуждает детей к воспроизведению и анализу по памяти накопленных ими образов для решения задач занятия (создание аппликации по теме «Майский праздник», изготовление сувениров из природного материала и др.)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.