В своей работе я рассмотрю одну из главных фундаментальных работ Иммануила Канта «Критику чистого разума».
«На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, т.к. они превосходят возможность человеческого разума. В такое затруднение разум попадает не по своей вине. Оно начинается с основоположений, применения которых в опыте неизбежно и в то же время в достаточной мере подтверждается опытом»…- Так писал Кант в предисловии к «Критики чистого разума». Далее он отмечает, что «наш век, который не намерен больше ограничиваться минимальным знанием и требует от разума, чтобы он вновь взялся за самой трудное из своих занятий – за самопознание и учредил бы суд, который бы подтвердил справедливые требования разума, а с другой стороны были бы в состоянии устранить все необоснованные притязания – не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума. Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума». [3, C. 7-9]
Кант выдвигает идею о том, что мир сообразный со всеми нравственными законами – это моральный мир. И когда практический разум достигает высокого пункта, а именно понятия единой первосущности как внешнего блага, то он не должен воображать, будто поднялся на всеми эмпирическими условиями своего применения и вознесся до непосредственного знания новых предметов настолько, чтобы исходить из этого понятия и выводить из него даже моральные законы. Действительно, внутренняя практическая необходимость именно этих законов привела как к допущению самостоятельной причины или мудрого правителя мира, чтобы придать моральным законам действительность.
До тех пор пока практический разум имеет право направлять нас, мы будем считать поступки обязательными не только потому, что они суть заповеди Бога, а будем считать их Божественными заповедями потому, что мы внутренне обязаны совершать их. Мы будем изучать свободу при целесообразном единстве согласно принципам разума и лишь постольку будем считать себя сообразующими с Божественной волей, поскольку признает священным нравственный закон, которому нас учил разум на основании природы самих поступков, и полагаем, что мы служим этому закону лишь тем, что содействуем высшему в мире добру в себе и в других.
Таким образом, Кант понимает этот идеал высшего благо, который является конечной целью чистого разума.
«Критика чистого разума» Иммануила Канта была прочитана мною частями и не без труда. Книга не весьма большая, но не легкая к восприятию. Во время прочтения со мной рядом лежало два философских словаря. Но тем не менее я почерпнула для себя новое и решила позже вернуться к книге и почерпнуть для себя еще больше.
Кант пишет о том, что «философия не может обойтись без науки» это не подлежит сомнению как и тот факт, что наука тоже не может обойтись без философии т.к. она есть всему основа; «все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы; только немногие из основоположений, предполагаемых геометрами, суть действительно аналитические суждения и основываются на законе противоречия». Кант считает, что «разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания» которыми пользуется чистый разум в процессе познания. На мой взгляд, для философов это вообще является главной функцией разума. Науку о всех априорных принципах чувственности Кант называет «трансцендентальной эстетикой». «Пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний». «Пространство есть не что иное, как только форма всех явлений внешних чувств, т.е. субъективное условие чувственности, при котором единственно и возможны для нас внешние созерцания». Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний. Также Кант пишет о трансцендентальной логике.
Заключение
Иммануил Кант своими работами по философии, в частности «Критикой чистого разума» осуществил своего рода переворот в философии. Назвав свою философию трансцендентальной, он подчеркивает необходимость в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности.
Список литературы:
1. Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита // Электронный ресурс http://ilibrary.ru/text/459/p.1/index.html
2. Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 2.
3. Кант И.Критика чистого разума. / М.: Мысль, 1994.
4. Иммануил Кант // Электронный ресурс. Википедия.