Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды интеллектуальной собственности

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ

Всякая новая идея, провозглашение и осуществле­ние которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творила.

Французский патентный закон от 7 января 1791 г.

 

Виды интеллектуальной собственности

В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, принятой в 1883 г., объектами охраны интеллектуаль­ной собственности являются:

• новые решения технических задач (изобретения);

• полезные модели, дизайн изделий.

 

По Парижской конвенции научные открытия не относятся к интел­лектуальной собственности, поскольку международное право не фикси­рует права собственности применительно к научным открытиям. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» также предусматривает, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, систе­мы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (ст. 6, п. 3).

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуаль­ной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г., предусматривает следующие объекты интеллектуальной собственно­сти:

• литературные, художественные произведения и научные труды;

• исполнительскую деятельность артистов, фонограммы и радио­передачи;

• изобретения во всех областях человеческой деятельности;

• научные открытия;

• промышленные образцы;

• товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие наименова­ния и обозначения;

• пресечение недобросовестной конкуренции (способ защиты ин­теллектуальной собственности).

 

Интеллектуальная собственность — исключительное право физи­ческого или юридического лица на результаты интеллектуальной дея­тельности и приравненные к ним средства индивидуализации юриди­ческого лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (ст. 138, Гражданский кодекс РФ).

Интеллектуальная собственность научно-технической и производ­ственной сфер включает объекты промышленной собственности, объек­ты авторского права, права на секреты.

Объекты промышленной собственности: Патент на изобретение. Свидетельство на полезную модель. Патент на промышленный образец. Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания). Свидетельство на право пользования фир­менным наименованием (свидетельства о регистрации юридического лица). Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения. Право на пресечение недобросовестной конкуренции.

Объекты авторского права: Права на программы ЭВМ. Права на базы данных. Права на топологию интегральных микросхем. Права на научные публикации.

Коммерческая тайна (ноу-хау): Права на коммерческие секреты. Права на производственные секреты. Права на организационно-управленческие секреты.

 

Права на объекты промышленной собственности — это исключи­тельные права, охраняющие содержание созданных технических ре­шений и художественно-конструкторских решений, а также исклю­чительные права на средства индивидуализации хозяйствующих на рынке производителей товаров и услуг.

Объектами промышленной собственности являются изобретения, по­лезные модели, промышленные образцы, научные открытия; товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования; право на пресе­чение недобросовестной конкуренции.

 

Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями тех­ническое решение задачи, дающее положительный эффект. Объектами изобретения являются: устройство; способ; вещество; применение ранее известных устройств, способа, вещества по новому назначению.

Под устройством понимается система расположенных в простран­стве элементов, определенным образом взаимодействующих друг с дру­гом: машины, приборы, механизмы, инструменты, транспортные сред­ства, оборудование, сооружения и т. д.

К способам как объектам изобретения относятся процессы выпол­нения действий над материальным объектом с помощью материаль­ных объектов. Способ — это совокупность приемов, выполняемых в определенной последовательности или с соблюдением определен­ных правил. Они подразделяются на две группы:

1. Способы, направленные на изготовление продуктов (изделий, ве­ществ и т. д.); на изменение состояния предметов материального мира без получения конкретных продуктов (транспортировка, обработка, регулирование и т. д.).

2. Способы, в результате которых определяется состояние предме­тов материального мира (контроль, измерение, диагностика и т. д.),

 

Изобретение на применение не характеризуется ни конструктивными, ни технологическими, ни качественными средствами. Его суть заключа­ется в установлении новых свойств уже известных объектов и определе­нии новых областей их использования.

 

Полезная модель — конструктивное выполнение средств производ­ства и предметов потребления, а также их составных частей — отлича­ется от изобретения более низким требуемым уровнем технологиче­ского процесса и более коротким сроком охраны. Полезная модель, как и изобретение, является техническим решением задачи. Их основ­ные различия заключаются в двух моментах. Во-первых, в качестве полезных моделей охраняются не любые технические решения, а лишь устройства. Во-вторых, к полезным моделям не предъявляется требо­ваний изобретательского уровня.

 

Промышленный образец — это художественно-конструкторское ре­шение изделия, определяющее его внешний вид. Если изделие воспро­изведено промышленными средствами, то оно охраняется законом о промышленной собственности. Если изделие существует в единичном экземпляре, то охраняется законом об авторском праве («копирайта).

 

Научное открытие — признание явлений, свойств или законов ма­териального мира, которые до сих пор не были познаны и не допуска­ли проверки. Согласно Женевскому договору о международной реги­страции научных открытий (1978 г.), объектом открытия признается неизвестное ранее свойство или закономерность материального мира.

 

Рационализаторское предложение - техническое решение, являюще­еся новым и полезным и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства или изменение состава материала. К рационализаторским предложениям относятся: проекты (чертежи или технические проекты); конструкции; технологические процессы.

 

Товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров — обозначения или назва­ния, служащие для отличия товаров или услуг одного производителя от товаров или услуг другого производителя.

 

Товарный знак (слово, рисунок) лишь проставляется на изделии в отличие от промышленного образца, который является составной частью самого промышленного изделия (форма, цвет, рисунок изделия),

Знак обслуживания — это товарный знак, связанный с предоставле­нием услуг. Используется знак обслуживания отелями, ресторанами, туристическими бюро, прачечными, химчистками, авиакомпаниями, агентствами по прокату и др.

 

Фирменные наименования характеризуют репутацию и положение предприятия в целом. Служат для его распознавания и выделения из числа других, а также полезным источником информации для потре­бителей. Охрана фирменных наименований предусмотрена законода­тельством большинства стран. Но правовые режимы в отношении их резко отличаются, так как определяются положениями гражданского и торгового права. Во многих странах введены различные системы ре­гистрации фирменных наименований.

 

Наименование места происхождения товара - это географическое на­звание страны, населенного пункта, местности, где произведен продукт. По наименованию места происхождения можно судить о специфических свойствах и качестве товара, которые определяются географическими условиями района, где этот продукт произвели. Использовать место про­исхождения правомочны только предприятия, расположенные в данной географической зоне, и только применительно к конкретным продуктам, произведенным в этих зонах («Боржоми»).

Указания на источник происхождения товара — наименование, вы­ражение или знак, которые покалывают, откуда поступил данный продукт («Сделано в России»).

 

Право на пресечение недобросовестной конкуренции включено в про­мышленную собственность в связи с тем, что акты недобросовестной конкуренции часто являются нарушением права на объекты промыш­ленной собственности.

Авторское право (копирайт) распространяется на произведения на­уки, литературы, искусства, которые являются результатом творче­ской деятельности, независимо от назначения, достоинства и способа выражения произведения. Авторское право - исключительные права, охраняющие не содержание произведения, а его форму. Охрана литера­турных и художественных произведений регулируется Бернской Кон­венцией (1886 г.), открытой для всех государств. Авторское право обозначает право на данное произведение, на изго­товление и распространение его копий либо самим автором, либо с разрешения последнего, а также право автора пресекать любые искажения своего произведения и получать в течение всей жизни и 50 лет после смерти доход, который приносит его произведение. Объектами авторского права в научно-технической и промышленной сферах яв­ляются программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, научные публикации.

 

Программа для ЭВМ— объективная форма предоставления совокуп­ности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного ре­зультата.

База данных — объективная форма представления и организации со­вокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Топология интегральных микросхем — зафиксированное на матери­альном носителе пространственно-геометрическое расположение сово­купности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. Она предназначена для выполнения функций электронной микро­схемы.

Коммерческая тайна (ноу-хау) — информация технического, органи­зационного, служебного или коммерческого характера, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу не­известности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее кон­фиденциальности (ст. 139, Гражданский кодекс). К объектам коммерче­ской тайны относятся коммерческие, производственные и организаци­онно-управленческие секреты.

Коммерческие секреты — сведения о конъюнктуре рынка, банков­ских отношениях, кредитах, ссудах, долгах и объемах коммерческой деятельности; сведения о заключенных договорах; списки клиентов; деловая переписка; формы и виды расчетов и т. д.

Производственные секреты — это не защищенные патентами изобре­тения, опытные образцы, результаты НИОКР, конструкторская, техно­логическая, проектная документация и т. д.

Организационно-управленческие секреты — системы организации про­изводства, маркетинга, управления качеством, персоналом, финансами.

 

Защита результатов НИОКР — важнейшая задача любых предприя­тий, поскольку без правовой защиты они легко могут стать жертвами конкурентов. При публикации сведений о новых разработках или вы­пуске продукта на рынок без патентной защиты конкурент получает возможность сэкономить время и средства на НИОКР и за счет этого получить дополнительную прибыль. Более того, он может неожидан­но запатентовать нужную разработку, что поставит под угрозу выпуск продукции на предприятии, первоначально владевшем ею.

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности обес­печивается на основе патентного законодательства, законодательства по защите от недобросовестной конкуренции (права на коммерческую тайну), авторского права, законодательства о средствах индивидуали­зации.

 

Техническое новшество можно защитить от использования другими лицами путем оформления патента на изобретение, патента на про­мышленный образец, свидетельства на полезную модель или ноу-хау.

Патент (лат. открытый) — юридически закрепленное ис­ключительное право пользования, производства и продажи продук­ции на период, предусмотренный законодательством.

Страновая специализация в патентовании прослеживается доволь­но четко. Американское патентование связано преимущественно с медициной, японское — с системами переработки информации, вклю­чая фотографию, телевидение, производство современных музыкальных инструментов, немецкое — с механическими системами и органической химией.

Процедура оформления патентных прав включает следующие этапы:

• подача заявки, на изобретение (промышленный образец, полезная модель) в Патентное ведомство;

* проведение формальной экспертизы заявки;

• проведение экспертизы заявки по существу;

* государственная регистрация и выдача патента (свидетельства) или отказ в выдаче патента (свидетельства).

При выборе формы правовой охраны возможны варианты:

• техническое решение на устройство можно оформить как полез­ную модель или как изобретение;

• ноу-хау можно оформить только документально без необходи­мых для сохранения тайны мер организационного и техническо­го характера или с ними;

• передачу результатов исследований и разработок в уставный ка­питал можно оформить с помощью лицензии или патента.

 

Передача исключительных прав

На рынке интеллектуальной собственности товаром являются права на объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть прода­ны, сданы в аренду, подарены, переданы по наследству, отданы в залог. Права на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие разным лицам, могут быть объединены для защиты крупного инвести­ционного проекта.

Передача другим лицам права использования объектов интеллекту­альной собственности осуществляется на основе предоставления лицен­зионного договора или договора об уступке прав.

По договору об уступке патента происходит продажа всех исключи­тельных прав на запатентованный объект промышленной собственно­сти и приобретение этих прав другим лицом, которое становится новым патентообладателем по договору. Договор требует регистрации.

Перед выдачей лицензии возможно заключение предлицензионного договора. Договор о намерениях фиксирует намерение сторон, со­держит план дальнейших переговоров и не накладывает конкретных обязательств. Договор о конфиденциальности предполагает передачу определенной информации и включает обязательства сторон по со­хранению ее в тайне. Опционный договор предполагает обязательство заключения в будущем договора о передаче имущества на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Лицензия — это соглашение о приобретении прав на использова­ние объектов интеллектуальной собственности, заключенное меж­ду лицензиаром (владельцем исключительных прав) и лицензиатом (получателем прав в отношении объекта лицензионного соглаше­ния).

По лицензионному договору владелец научно-технических достиже­ний, изобретений, ноу-хау, промышленных образцов, товарных знаков передает и разрешает использовать их своему контрагенту в обуслов­ленных соглашением пределах и на определенный срок, а последний обязуется вносить обусловленные платежи и выполнять другие обяза­тельства, предусмотренные договором.

Лицензионный договор должен содержать следующие условия: пред­мет договора, объем передаваемых прав, срок действия договора, терри­тория действия договора, цена лицензии, а также гарантии и ответствен­ность сторон, обеспечение конфиденциальности, условия разрешения споров и расторжения договора.

Лицензирование может быть добровольным и принудительным. Принудительная лицензия выдается без согласия патентовладельца по решению государственного органа при наличии определенных за­коном обстоятельств (недостаточное использование патентооблада­телем изобретения'или промышленного образца в течение 4 лет, по­лезной модели — в течение 3 лет с даты выдачи патента).

По объему передаваемых прав лицензионные договоры можно разделить на следующие: простая лицензия; исключительная ли­цензия; полная лицензия; перекрестная лицензия; сублицензия.

Лицензия неисключительная (простая) — договор, предусматрива­ющий передачу лицензиату прав на использование объекта интеллек­туальной собственности с сохранением за лицензиаром права на ис­пользование и права выдачи лицензии другим лицам.

Лицензия исключительная — договор, предусматривающий переда­чу лицензиату прав на использование объекта интеллектуальной собственности с сохранением за лицензиаром права на использование, но без сохранения права выдачи лицензий другим лицам по способам, срокам и территориям использования, установленным в договоре.

Лицензия полная — договор, предусматривающий передачу лицензи­ату прав на использование объекта интеллектуальной собственности без сохранения за лицензиаром права на использование и права выдачи лицензий другим лицам по способам, срокам и территориям использо­вания, установленным в договоре.

Лицензия перекрестная — правовой документ по взаимному предо­ставлению патентных прав различными патентодателями.

Сублицензия — разновидность простых и исключительных лицензий, отличающаяся от последних тем, что заключает их контрагент-лицензи­ат, купивший первоначальную лицензию. По условиям и объему переда­ваемых прав сублицензия полностью зависит от первоначально4заклю­ченного лицензионного договора. Лицензиаты, получившие простую лицензию, передавать сублицензию не имеют права.

В России активно формируется лицензионный рынок. С момента принятия Патентного закона (1992 г.) продано более 10 тыс. лицензий на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, заключе­но свыше 11 тыс. соглашений по товарным знакам. Основную часть российского рынка лицензий составляют неисключительные лицен­зии (57,6%) и договоры об уступке патента (33,8%). Доля исключи­тельных лицензий незначительна (8,6%).

По предмету договоров различают патентную и беспатентную ли­цензии, франчайзинговый договор, авторский договор, оберточную лицензию.

Патентная лицензия предоставляет лицензиату право на использо­вание изобретения, изготовление на его основе продукта, продажу про­дукта.

Беспатентная лицензия — договор о передаче ноу-хау (коммерче­ской тайны). Обязательным условием такого договора является обо­юдное обеспечение конфиденциальности в отношении ноу-хау. Дан­ный вид договора не требует регистрации.

Лицензия о предоставлении права на использование товарного знака должна содержать срок, на который предоставляется лицензия, спосо­бы использования товарного знака, перечень товаров, которые будет индивидуализировать товарный знак.

 

Франчайзинговый договор (договор о коммерческой концессии) заклю­чается при передаче технологий. В отличие от патентной лицензии здесь передаются техпроцесс и оборудование, включая ноу-хау. Раз­новидностями франчайзинга являются прямой франчайзинг (простая лицензия) и мастер франшиза (исключительная лицензия).

Авторский договор — договор о передаче авторских прав. Наиболее распространенной формой передачи авторских прав является издатель­ский договор (договор о публикации) — лицензия, выдаваемая издателю владельцем авторского права. Лицензия может быть выдана как на одно издание, так и на переиздание произведения. Лицензиату могут быть пе­реданы дополнительные права: на предшествующую изданию публика­цию отрывков произведения, на хранение произведения в памяти компь­ютера, доступной широкой публике; на выдачу сублицензий.

Оберточная лицензия заключается при продаже массовым пользо­вателям программы для ЭВМ или базы данных. Условия лицензион­ного соглашения излагаются на передаваемых экземплярах. Вскрытие упаковки означает заключение договора.

 

Цена лицензии — выплаты лицензиата лицензиару, осуществляе­мые в виде разового фиксированного (паушального) платежа, перио­дического платежа (роялти) или комбинированным способом.

Паушальный платеж выплачивается вне зависимости от фактиче­ских размеров реализуемой лицензионной продукции единовременно в момент начала коммерческой реализации или в рассрочку (например, 50% суммы — после подписания соглашения, 40% — после завер­шения поставок, 10% — после начала коммерческой реализации). При фиксированном платеже лицензиар избавлен от рисков, связанных с неудачным использованием объекта лицензии, а лицензиат — от кон­троля за его коммерческой деятельностью.

Роялти — периодические отчисления по фиксированной ставке от объема реализуемой по лицензии продукции. В этом случае расчет пла­тежей идет по реальной прибыли, что выгодно и лицензиару, и лицен­зиату. Платежи могут быть в форме отчислений от объема продаж, на­логооблагаемого дохода, чистой прибыли и др.

Комбинированные платежи — часть (25% расчетной цены лицензии) в форме паушального платежа, остальное - по роялти. Избавляют ли­цензиата от необходимости нести большие расходы в случае неудачно­го освоения объекта лицензии.

 

Ущерб от нарушения исключительных прав

Нарушением исключительного права патентообладателя признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хра­нение с этой целью продукта, содержащего запатентованное изобрете­ние, полезную модель, промышленный образец, а также применение способа, охраняемого патентом на изобретение, или введение в хозяй­ственный оборот либо хранение с этой целью продукта, изготовленно­го непосредственно способом, охраняемым патентом на изобретение. Американская фирма КОДАК нарушила ряд патентов американской фирмы ПОЛАРОИД на бытовые фотоаппараты мгновенного действия. Судебный процесс по иску патентовладельца длился более десяти лет. В результате по решению Верховного Суда США фирма КОДАК упла­тила патентовладельцу $494 млн.

 

Секретность в условиях рынка защищает производителя от недобро­совестной конкуренции, к которой относятся различные противоправ­ные действия в виде скрытого использования торговой марки, поддел­ки продукции конкурентов, обманной рекламы, демпинга и т. п.

Не последнее место в способах недобросовестной конкуренции занимает промышленный шпионаж - незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование сек­ретной информации лицом или предприятием, неуполномоченным на то ее владельцем. Объектом промышленного шпионажа могут выступать документы, чертежи, образцы продукции, неоформленные патенты, технические проекты, маркетинговая информация и т. п. Промышленный шпионаж осуществляется путем шантажа или подкупа служащих, а также использования технических средств: лазер­ной системы подслушивания разговоров по вибрации стекол; теле­камеры, соединенной с оптическими волокнами в стене; системы считывания данных с экрана компьютера; микрофона узконаправ­ленного действия; «жучка», вмонтированного в окно, выключатель или телефонную сеть.

 

Один из главных каналов утечки информации — персонал. Суще­ствует практика подписания с сотрудником соглашения, по которому ему запрещается передавать посторонним лицам сведения, содержа­щие коммерческую тайну; заключать сделки, которые могут подорвать доверие клиентов к компаний; работать в течение определенного сро­ка после увольнения в конкурирующей фирме.

Коммерциализация интеллектуальной собственности

Коммерциализация интеллектуальной собственности — использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности пред­приятия. Она позволяет получить ряд практических преимуществ:

• владельцы интеллектуальной собственности могут быть учреди­телями фирм без отвлечения реальных денежных средств путем внесения объектов интеллектуальной собственности в уставный капитал предприятия;

• можно получать дополнительные доходы за передачу права пользо­вания интеллектуальной собственностью;

• ее можно использовать в качестве залога при получении кре­дита;

• обеспечивает защиту от конкурентов на период выведения на ры­нок новой продукции, а также защиту от недобросовестной конку­ренции;

• способствует созданию рекламного имиджа у покупателя при информировании о правовой охране выпускаемой продукции или работе по лицензии известного производителя;

• позволяет снизить налог на прибыль путем уменьшения налого­облагаемой базы на величину амортизации нематериальных ак­тивов и величину затрат на создание объектов интеллектуаль­ной собственности, а также уменьшить налог на добавленную стоимость, если сделка оформляется как патентный, лицензи­онный или авторский договор,

 

Например, директор как на физическое лицо оформляет права на изобретение, получает патент на себя, передает его по лицензионно­му договору своему предприятию за вознаграждение, размер которо­го ежеквартально по акту уточняется и может включать в себя всю налогооблагаемую прибыль за этот период. Выплата вознаграждения входит в состав себестоимости, но без отчислений во внебюджетные фонды. Директор получает вознаграждение, не облагаемое подоход­ным налогом, в пределах до 1000 МРОТ.

Документальное оформление коммерческих операций с интеллекту­альной собственностью может быть в виде: договора о создании и пере­даче научно-технической продукции, договора о выполнении НИОКР, авторского, лицензионного, учредительного договора, франшизы и т. д.

 

Нематериальные активы — долгосрочные права, обеспечивающие его владельцам определенный доход или иную пользу, обладающие стоимостью и не имеющие материально-вещественной формы либо материально-вещественная форма которых не имеет существенного значения для их использования в хозяйственной деятельности.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериаль­ных активов» (ПБУ 14/2000), к нематериальным активам относятся:

• исключительное право патентообладателя на изобретение, про­мышленный образец, полезную модель;

• исключительное авторское право на программы для ЭВМ и базы данных;

• имущественное право автора или иного правообладателя на то­пологии интегральных микросхем;

• исключительное право владельца на товарный знак и знак обслу­живания, наименование места происхождения товаров;

• исключительное право патентообладателя на селекционные до­стижения;

• деловая репутация организации и организационные расходы, К нематериальным активам не относятся:

• не давшие положительного результата НИОКР;

• незаконченные и неоформленные НИОКР;

• интеллектуальные и деловые качества персонала.

 

Нематериальные активы, предоставленные правообладателем в поль­зование при сохранении им исключительных прав, не списываются и подлежат обособленному отражению в бухучете у организации-право­обладателя; там же — начисление амортизации.

Классификация нематериальных активов, предложенная Э. Брукинг, включает интеллектуальную собственность, рыночные, человеческие и инфраструктурные активы.

Интеллектуальные активы — активы, приобретенные как результат умственной деятельности и защищенные законодательно. К интеллек­туальной собственности относятся патенты, авторские права, товар­ные знаки, коммерческая тайна (ноу-хау).

 

Рыночные активы — такие активы, которыми компания располагает благодаря своей выгодной позиции на рынке и хорошим отношениям с покупателями: деловая репутация, клиентская база, портфель заказов, каналы распределения, различные контракты и соглашения, такие как лицензирование, франшиза и т. п. Рыночные активы обеспечивают компании конкурентное преиму­щество во внешней среде.

Человеческие активы — это совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков.

 

Инфраструктурные активы — это те технологии, методы и процес­сы, которые делают работу предприятия вообще возможной. Корпо­ративная инфраструктура включает следующие элементы:

• философию управления;

• корпоративную культуру;

• управленческие процессы;

• информационные технологии;

• сетевые системы связи;

• деловые связи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.