Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 12. Характеристика различных чувств. - уверенность в другом и доверие к нему



- уверенность в другом и доверие к нему. Отношение к третьим лицам:

- защищать друга в его отсутствии;

- быть термимым к остальным его друзьям*;

- не критиковать друга публично**;

- сохранять доверенные тайны**;

- не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.** Координация:

- не быть назойливым, не поучать*;

- уважать внутренний мир и автономию друга.**

Самые важные те шесть правил, которые не отмечены звездочками, так как они отвечают всем четырем критериям. Правила, отмеченные одной звездочкой, отвечают трем критериям, но не позволяют отличить близких друзей от менее интимных. Они важны для обычных уровней дружбы, но при особенно тесных отношениях могут быть нарушены: близкие друзья не считаются одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую назойливость. Правила, отмеченные двумя звездочками, отвечают двум критериям. Они считаются важными и их нарушение может привести к прекращению дружбы, однако оценка глубины дружеских отношений от них не зависит. Они не являются специфичными только для дружбы, а присутствуют и в других личных отношениях.

Детская дружба.Канадские психологи Б. Байджелоу и Д. Ла Гайпа (цит. по: Кон, 1987), изучая детей от 6 до 14 лет, выявили, что дружба с точки зрения нормативных ожиданий проходит три стадии развития:

Таблица 12.1 Особенности ребенка, обеспечивающие привязанностьк нему ровесников

Возраст Качества ребенка Автор, год
3-7 Эмоционально-волевые Я. Л. Коломинский,1976
  качества, уравновешенность Н. И. Белкин, 1974
  Интеллектуальные каче- Я. Л. Коломинский, 1976
  ства В. Хартан, 1967
  Внешняя привлекательность Т. А. Репина, 1978
  Приветливость, учет интересов товарища, намерений партнеров Т. В. Антонова, 1975
  Умение организовать иг- В. Н.Лозоцева,1977
  ру, учиться, трудиться Т. А. Репина, 1978, и др.
3-15 Нравственные качества: Л. В. Артемова, 1970
  чуткость, отзывчивость, В. Н. Лозоцева, 1977
  справедливость и др. Т. А. Репина, 1975, и др.
  Дружелюбие В. Хартан, 1967
5-15 Внимание к сверстнику М. Колдуэлл, 1970 Ч. Уорт, В. Хартан, 1967

Дружба 307

1) ситуативные отношения в связи с общей деятельностью, территориальной близостью, взаимной оценкой;

2) договорный характер отношений - неукос-

нительное соблюдение правил дружбы и высокие требования к характеру друга;

3) «внутренне-психологическая» стадия - первостепенное значение приобретают личностные черты: верность, искренность, способность к интимности. Р. А. Смирнова (1981) составила сводку тех

особенностей, которые психологи указывают в качестве основы дружеских привязанностей между детьми разного возраста (табл. 12.1).

Из таблицы следует, что главными факторами являются личностные особенности детей, характеризующие стиль общения, и особенности поведения в совместной деятельности.

По данным С. П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в восьмых классах этот фактор выбора друзей проявился только у 20 % школьников. В настоящее время при дружбе ребят стал играть важную роль фактор национальной принадлежности. По данным Д. И. Фельдштейна (1993) 69% 6-7-летних детей, выбирая товарища, на первое место ставят этот фактор. У подростков этот процент еще выше - 84 %.

У маленьких детей дружба носит неустойчивый, ситуативный характер. Например, Л. Н. Галигузова (1980) установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли. Детская дружба может прекратиться из-за пустяка, так как они не умеют мириться с частными недостатками своих друзей.

Р. и А. Селман (Selman, Selman, 1979) показали возрастные различия в представлениях детей о друге. Для ребенка 3-7 лет друг - это наличный партнер по игре. В возрасте 4-9 лет друг - это тот, кто что-то делает для ребенка. В возрасте 6-12 лет дети понимают дружбу как взаимовыгодную кооперацию. В 9-15 лет на первое место выходит потребность в сопереживании, в том, чтобы можно было поделиться с другом сокровенным. Подростки старше 12 лет понимают дружбу как автономную взаимозависимость: друзьям позволено устанавливать независимые отношения с третьими лицами.

Первая влюбленность не только не ослабляет потребность в друге, но часто усиливает ее из-за потребности делиться с ним своими переживаниями. Но как только появляется взаимная любовь с ее психологической и физической интимностью, она перестает обсуждаться с друзьями до тех пор, пока в любовных отношениях не возникнут какие-то трудности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.