Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лабораторная работа №2. Дроссельное регулирование скорости выходного звена гидропривода с помощью регулятора потока

КПД гидропривода дроссельного регулирования при последовательном и параллельном

Включении дросселя.

При дроссельном регулировании и любой схеме включения дросселя полный КПД гидропривода определяется как потерями энергии в насосе и гидродвигателе, так и потерями, обусловленными процессом управления. Ввиду этого вводят понятие КПД процесса управления hу, который представляет собой отношение мощности потока , затраченной в гидродвигателе, к мощности потока подаваемого насосом , т. е.

(5)

Величина hу оценивает потери мощности на регулирование скорости выходного звена гидропривода (им же можно учитывать и потери давления в соединительных трубопроводах).

Полный КПД гидропривода h равен произведению КПД насоса на КПД процесса управления и на КПД гидродвигателя. Например, при использовании в качестве исполнительного двигателя гидроцилиндра:

(6)

Допустим, что потери в насосе, гидродвигателе и трубопроводах отсутствуют (hн=hг=1). Тогда полный КПД гидропривода h=hу. Для анализа КПД hу привода с гидроцилиндром применим следующие безразмерные величины (т.е. величины, отнесенные к максимально возможным их значениям):

1) относительную нагрузку, равную относительному перепаду давления на гидроцилиндре,

(7)

2) относительную скорость поршня, равную относительному расходу, подводимому к гидроцилиндру:

(8)

3) относительную площадь проходного отверстия дросселя (степень открытия дросселя)

(9)

Величиной определяется доля давления рн насоса, используемая в гидродвигателе, а величиной - доля подачи насоса, направляемой в гидродвигатель.

Из формулы (6) следует, что

(10)

Для последовательного включения дросселя (схема на рис. 1) скорость vп max найдем из формулы (1), положив в ней F=0 и Sдр=Sдр max:

Полагая, что коэффициент расхода m дросселя не зависит от степени его открытия, определим относительную скорость поршня:

Отсюда

Теперь на основании выражения (10) можно получить значения hу в двух вариантах:

(11)

(12)

Из формул (11) и (12) ясно, что максимальный КПД hу получается при , т. е. при полном открытии дросселя. Оптимальные значения и находят исследованием на максимум. Для этого продифференцируем выражение (12) при по и приравняем производную нулю:

Отсюда оптимальная скорость поршня гидроцилиндра , а максимальный КПД:

.

Относительная нагрузка при этом .

Те же результаты можно было бы получить дифференцированием формулы (11) по .

Таким образом, даже при КПД насоса и гидродвигателя, равных единице, КПД регулируемого гидропривода с последовательным включением дросселя не может быть больше 0,385.

Столь низкое значение КПД hу объясняется тем, что даже на оптимальном режиме работы гидропривода только 58% подачи насоса направляется в гидродвигатель (остальное идет через клапан) и лишь 2/3 давления насоса используется в гидродвигателе (остальное теряется в дросселе), т.е. потери мощности происходят одновременно и в дросселе и в клапане.

Зависимости КПД процесса управления hу от относительной скорости и относительной нагрузки, построенные по формулам (11) и (12) для ряда постоянных значений степени открытия дросселя, показаны на рис. 10. Следует иметь в виду, что в действительности общий КПД гидропривода будет еще ниже за счет потерь мощности в насосе и гидродвигателе.

0 0,2 0,4 0,6 0,8 0 0,2 0,4 0,6 0,8

Рис. 10. Зависимость КПД процесса управления : а - от относительной скорости поршня; б - от относительной нагрузки

КПД гидропривода при параллельном включении дросселя (схема на рис. 5) определяется также, как и при последовательном включении формулой (5). Для параллельно включенного дросселя:

.

Следовательно, , где относительная скорость поршня:

(13)

Согласно (13) в данном случае КПД процесса управления однозначно определяется относительным расходом жидкости через дроссель или степенью открытия дросселя.

 

Описание лабораторной установки и входящих в нее гидроаппаратов.

Стенд для изучения гидроприводов с дроссельным регулированием позволяет собирать схемы с различными способами установки дросселя и регулятора потока и снимать механические характеристики этих схем. Стенд содержит:

1) насос НШ-10;

2) приводной электродвигатель (асинхронный, мощностью 1,1 кВт);

3) предохранительно-переливной клапан;

4) регулятор расхода МПГ 55-22

5) гидроцилиндр;

6) гидрораспределитель Р102-АЛ64-А36-50;

7) манометр;

8) фильтр;

9) бак объемом 120л;

10) трубопроводы и соединительную аппаратуру;

11) набор грузов (массы грузов 18 и 24кг).

В качестве рабочей жидкости использовано масло ИС-20: плотность r= 890 кг/м3, вязкость при 50˚С ν=20*10-6м2/с, при 0˚С ν=300*10-6м2/с, температура застывания -15˚С, температура вспышки 200˚С.

Давление в гидросистеме с помощью предохранительного клапана можно устанавливать величиной от 4МПа до 6МПа.

Рис. 11. Шестеренный насос типа НШ: 1 – крышка, 2 - уплотнение, 3 и 7 – втулки, 4 и 6 – шестерни, 5 – корпус, 8 – вход насоса, 9 – выход насоса.

Насос НШ-10. Типовая конструкция насоса НШ-10 показана на рис. 11. Шестеренные насосы маркируются буквами НШ, за которыми идет число, указывающее округленно рабочий объем камеры в см3.

Рабочий объем V0=10см3.

Частота вращения nmin=2400мин-1; nmax=3600мин-1.

Номинальная подача Qном=22,6 л/мин.

Давление р=16МПа.

КПД: объемный - 0,94; механический – 0,9; общий - 0,83.

Номинальная мощность Рном=7,1.

Масса насоса m=2,7кг.

Предохранительно-переливной клапан. Предохранительно-переливные клапаны предназначены для поддержания заданного давления в напорной линии путем непрерывного слива рабочей жидкости во время работы. Они отличаются от предохранительных характеристикой пружин. Для обеспечения слива рабочей жидкости в большом диапазоне изменения расхода необходимо обеспечить как можно меньшее изменение давления в напорной линии. Для этого используют пружины с возможно меньшей жесткостью. Переливные клапаны в гидроприводах с дроссельным управлением подключают к напорным линиям параллельно.

Прямой предохранительно-переливной клапан с так называемым обратным конусом (рис. 12) состоит из корпуса 1, седла с обратным конусом 2 пружины 3, затвора 5, нажимной втулки 7, крышки 8, регулировочного винта 9, уплотнений 4, 6 и прокладки 10. Эта конструкция разработана на кафедре «Путевые, строительные машины и робототехнические комплексы» МИИТа и отличается более пологой статической характеристикой, чем клапаны с прямым конусом или шариком.

Клапан работает следующим образом. Как только давление в полости А превысит усилие пружины 3, затвор клапана 5 приподнимется над седлом 2 и жидкость начнет перетекать в полость Б и далее через отверстие Т на слив. Чем больше расход рабочей жидкости, поступающей из напорной линии, тем больше степень открытия клапана. При этом изменение давления в напорной линии пропорционально перемещению запорно-регулирующего элемента и жесткости пружины.

Рис. 12. Конструкция предохранительно-переливного клапана.

Регулятор расхода МПГ55-22М.Регуляторы расхода представляют собой комбинацию дросселя с регулятором, поддерживающим постоянный перепад давлений на дросселирующей щели, благодаря чему практически исключается зависимость расхода от нагрузки. Аппарат (рис. 13) состоит из корпуса 1, втулки 2, втулки-дросселя 3, винта 4, Указателя оборотов 5, валика 6, контргайки 7, лимба 8, , штифта 9, пружины 10, пробок 11 и 12, пружины 13, втулки 18, золотника регулятора 20.

Масло из напорной линии поступает в отверстие «Подвод» и далее через отверстия 19 во втулке 18, частично перекрытые рабочей кромкой золотника 20, и отверстия 16 в этой же втулке - к дросселирующей щели втулки 2, а затем к отверстию «Отвод». Золотник 20 находится в равновесии под действием силы сжатия пружины 13 и сил от давления масла в его торцовых полостях 15 и 21, соединенных с полостью 17 входа в дросселирующую щель, а также от давления в полости 14, соединенной с помощью канала в корпусе с выходом из дросселирующей щели.

Рис. 13. Конструкция регулятора расхода.

При осевых перемещениях золотника изменяется гидравлическое сопротивление отверстий 19, благодаря чему давление р1 на входе в дросселирующую щель понижается по сравнению с давлением в напорной линии. Уравнение сил, действующих на золотник в статике, имеет вид р11 + А2)=р2А + Fпр, где р2 - давление на выходе из дросселирующей щели; А, А1 и А2 - площади торцовых поверхностей золотника в полостях соответственно 14, 15 и 21; Fпр - усилие пружины 13. Учитывая, что А1 + А2 = А и р1 - р2 = Δр (Δр - перепад давлений на дросселирующей щели), получаем Δр= Fпр/А ~ const, так как ход золотника 20 мал и изменение Fпр незначительное. При увеличении Δр золотник смещается вправо, при уменьшении - влево, автоматически стабилизируя Δр = 0,2...0,25МПа и поддерживая постоянство установленного расхода в широком диапазоне изменения давлений в подводном и отводном отверстиях при условии, что разность между этими давлениями не падает ниже 0,5 МПа.

Расход регулируется путем осевого перемещения втулки-дросселя с помощью винта 4 в одну сторону и пружины 10 – в противоположную. Винт поворачивается от лимба 8 через валик 6 (при вращении по часовой стрелке расход увеличивается). Между винтом и валиком установлена втулка с зубчатым зацеплением, позволяющим так устанавливать лимб относительно валика, что при полностью закрытом дросселе утечка через него не превышает 30см3/мин. Полному осевому перемещению втулки-дросселя соответствуют четыре оборота лимба, что позволяет плавно регулировать расход масла. После каждого оборота лимб с помощью штифта 9 поворачивает на ¼ оборота указатель 5, на торце которого имеются цифры 1…4, самопроизвольный поворот указателя предотвращает шариковый пружинный фиксатор. Установив заглушку 22, можно отключить от линии отвода полость 14 и соединить ее с гидросистемой через отверстие для дистанционного управления 23.

Диаметр условного прохода Dy=10 мм.

Коэффициент расхода m=0,6…0,7.

Расход масла – номинальный 25л/мин, минимальный - 0,04л/мин, максимальный – 32л/мин.

Рабочее давление номинальное – 20МПа.

Перепад давления на дросселе Dр – не менее 0,2МПа.

Гидроцилиндр. Гидроцилиндр состоит из гильзы 3, штока 4 с поршнем 5, крышек 2 и 6, направляющей втулки 1, крепежных и уплотнительных деталей.

Рис. 14. Конструкция гидроцилиндра.

Диаметр штока Dш=20 мм.

Диаметр поршня Dп=36 мм.

Рабочий ход S=160мм.

Гидрораспределитель Р102-АЛ64-А36-50. Гидрораспределитель (рис. 15) состоит из корпуса 1 с каналами Р, Т, А и В (крайние каналы Т объединены в корпусе), золотника 2 диаметром 16мм, толкателей 3, возвратных пружин 4 и рукоятки 5.

Расход масла номинальный – 20…32л/мин, максимальный – 25…80л/мин.

Давление номинальное – 32 МПа.

Максимальная сила управления на рукоятке 160Н.

Диаметр условного прохода Dy=10 мм.

Масса – 3,5кг.

 

 

Манометр. Манометр в качестве чувствительного элемента имеет трубку Бурдона (рис. 16 а). Под действием давления тонкостенная трубка 1 распрямляется, поворачивая через тягу 6 и зубчатый сектор 5 зубчатое колесо 2, жестко связанное со стрелкой 4. Последняя перемещается относительно шкалы 3 с рисками, соответствующими давлению в контролируемой линии гидросистемы. Масло в трубку 1 подводится через штуцер 7.

а) б)

Рис.16. Конструкция и способ подключения манометра.

В соответствии с ГОСТ 2405-88 манометры имеют классы точности 0,4; 0,6; 1; 1,5; 2,5 или 4. Класс точности К=(Δ/П)×100, где Δ - допустимая ошибка измерения; П - верхний предел измерений давления манометра. Таким образом, для манометра, имеющего, например, К=4 и П=16МПа, наибольшая допустимая ошибка измерения давления 16 МПа: Δ =4×16/100=0,64 МПа.

Манометры различаются также по верхнему пределу измерений давления и по диаметру корпуса.

При эксплуатации манометров рабочее давление не должно превышать 3/4 верхнего предела измерений. Категорически запрещается нагружать манометр давлением, превышающим верхний предел измерений, а также резко увеличивать или сбрасывать давление.

Для повышения надежности рекомендуется подключать манометры к гидросистеме через специальные переходники с дросселем, вентили или переключатели манометра. В переходнике (рис. 16 б) масло поступает в манометр через винтовую канавку винта 1, запрессованного в гладкое отверстие штуцера 2. Шкала манометра должна устанавливаться вертикально (для некоторых типов приборов допускаемое отклонение <10°). Предпочтительно применение переключателей, соединяющих манометр с контролируемой гидролинией только во время измерения давления (например, при нажатии кнопки), а в остальное время соединяющих манометр с дренажной линией.

 

Лабораторная работа №1. Дроссельное регулирование скорости выходного звена гидропривода с помощью дросселя.

Цель работы: Изучение принципа действия, функциональных схем гидравлических приводов с дроссельным регулированием скорости. Ознакомление с конструкцией и принципом действия гидроаппаратов, входящих в состав гидропривода с дроссельным регулированием. Построение механических характеристик приводов дроссельного регулирования при различных способах установки дросселя.

Порядок выполнения работы.

1. Изучить конструкцию гидроаппаратов, входящих в состав стенда.

2. Нарисовать гидросхему для снятия механической характеристики гидропривода дроссельного регулирования.

3. Собрать схему на стенде и проверить ее работу.

4. Полностью открыть дроссель и провести измерение скорости штока гидроцилиндра при различных значениях нагрузки Fн. Результаты измерений занести в таблицу 1.

Таблица 1.

№п/п Sдр, м2 Fн, Н v, м/с
       

5. Уменьшить площадь проходного сечения дросселя. Повторить измерения п.4, результаты занести в таблицу, аналогичную таблице 1.

6. По результатам измерений п.п. 4 и 5 построить экспериментальные механические характеристики привода при разных значениях проходного сечения дросселя.

7. Рассчитать площадь проходного сечения полностью открытого дросселя Sдр.max=pDу2/4, рабочую площадь поршня гидроцилиндра Sп==pDп2/4. Принять коэффициент расхода дросселя m=0,6…0,7. Рассчитать по приведенным в теоретической части методических указаний формулам механические характеристики гидропривода с дросселем на входе и построить их на одном графике с экспериментальными.

8. Нарисовать и собрать схему с дросселем, установленным на выходе их гидроцилиндра. Произвести измерения (см п.п. 4, 5) и расчеты (см п.7) и построить экспериментальные и теоретические механические характеристики.

9. Нарисовать и собрать схему с параллельным включением дросселя. Произвести измерения (см. п. 4, 5) и расчеты (см п. 7) и построить экспериментальные и теоретические механические характеристики привода.

10. Сделать выводы по полученным результатам.

 

Лабораторная работа №2. Дроссельное регулирование скорости выходного звена гидропривода с помощью регулятора потока.

Цель работы: Ознакомление с конструкцией и принципом действия регулятора потока. Построение механических характеристик приводов дроссельного регулирования при различных способах установки регулятора потока.

Порядок выполнения работы.

1. Изучить конструкцию гидроаппаратов, входящих в состав стенда.

2. Нарисовать гидросхему для снятия механической характеристики гидропривода с регулятором потока, установленным на входе в цилиндр.

3. Собрать схему на стенде и проверить ее работу.

4. Полностью открыть дроссель регулятора потока и провести измерение скорости штока гидроцилиндра при различных значениях Fн. Результаты измерений занести в таблицу, аналогичную таблице 1 (см. работу №1).

5. Уменьшить площадь проходного сечения дросселя регулятора потока. Повторить измерения п. 4, результаты также занести в таблицу, аналогичную таблице 1.

6. По результатам измерений п.п. 4 и 5 построить экспериментальные механические характеристики привода.

7. Нарисовать и собрать схему с дросселем на выходе. Произвести измерения (см. п. п. 4, 5).

8. Нарисовать и собрать схему с параллельным включением дросселя. Произвести измерения (см. п. п. 4, 5).

9. Сделать выводы по полученным результатам.

 

Литература.

1. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: Учебник для машиностроительных вузов. Т.М.Башта и др. – 2-е изд., перераб. – М.: Машиностроение, 1982. – 423с.

2. Свешников В.К. Станочные гидроприводы: Справочник. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: Машиностроение, 2005. – 534с.

3. Робототехнические системы и комплексы: Ученое пособие для вузов/ И.И.Мачульский, В.П.Запятой, Ю.П.Майоров и др.; Под ред. И.И.Мачульского. М.: Транспорт, 1999. – 446с.

4. Никитин О.Ф., Холин К.М. Объемные гидравлические и пневматические приводы. Уч. пособие для техникумов. – М.: Машиностроение, 1981. – 269 с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.