Никакая часть данной книги не может воспроизводиться или передаваться в любой форме
или любыми средствами без письменного разрешения издателя.
Все права сохранены.
Номер каталога Библиотеки Конгресса: 90-082707
ISBN: 0-9627157-0-0
Издано в Соединенных Штатах Америки
Первое издание 1990 Второе издание 1994 Третье издание 1995 Четвертое издание 1996 Пятое издание 1999
ПОСВЯЩЕНИЕ
Всем вам, кто доверял мне и позволил пребывать
И возрастать вместе с вами.
Джон Е. Апледжер
(Доктор остеопатии, член Общества Остеопатов)
ТЕЛЕСНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Телесно-эмоциональное освобождение и за его пределами» — ключевая книга нашего времени. Автор представляет передовой край исследования отношений тела и сознания, используя язык прикосновений. Он описывает свое исследование ранее неизученных областей человеческого тела. Эта работа позволила автору разработать альтернативную методологию исследования здоровья и болезней.
Доктор Апледжер излагает свое понимание личности в целом, которое открывает новые перспективы для пациента/клиента, врача и медицинского сообщества. Автор уводит нас за пределы своей научной и медицинской практики, где его личный опыт указывает путь дальнейших исследований.
Изучая взаимоотношения тела и сознания через прикосновение, он использует воображение и навыки общения для описания полученных результатов. Читателю предлагаются новые концепции, новая терминология и широкий взгляд на тело и сознание человека. Введенные доктором Апледжером понятия «разматывания», «энергетической кисты» и «Телесно-эмоционального освобождения» — новые для большинства читателей, позволяют воспринимать информацию и применять ее на практике. Каждая новая концепция становится краеугольным камнем для последующего совместного открытия автора и читателей.
«Телесно-эмоциональное освобождение» трудно переоценить, так же как и глубокое проникновение автора в суть проблемы. Оно помогает оценить многие необычные явления и опыт, с которым нередко сталкиваются те, кто врачует тело: невозможность отделить сознание от тела, реальность присутствия в теле «энергии», взаимосвязь наших мыслей и чувств с переживаниями клиента.
Западный подход к науке и технологии учит искать знания и их подтверждение вне себя. Нам прямо и косвенно предлагается не доверять личным переживаниям. Научные исследования, проводимые согласно постулатам Коха о необходимости подтверждения полученной информации лабораторным путем, все еще удерживают ключевые позиции в медицинской среде.
Однако, в свете недавних научных открытий и наблюдений, особенно в области современной физики, мы приходим к пониманию, что так называемые «объективные» методы наблюдения не так надежны, как принято считать. Стало известно, что едва различимые мысли и намерения исследователей влияют на результат эксперимента. Невозможно отделить наблюдателя от объекта наблюдения. Так, в медицине, мысли и намерения могут существенно воздействовать на внутреннее состояние человека, например, на его иммунную систему. В конечном счете, становится очевидным, что нельзя объективно рассматривать людей и динамику, влияющую на их здоровье.
Методология доктора Апледжера отличается от постулатов Коха. Апледжер предлагает более полный подход к личности в целом. Его собственный опыт служит исследовательским зондом, а отклик пациентов/клиентов, включая субъективные ощущения и реакцию тела — цепями обратной связи. Автор делится с читателями своими поисками, открытиями, сомнениями и ходом своих размышлений. Он ведет нас за собой, проникая все глубже в неизведанное.
Оценка данной книги во многом зависит от личного опыта читателя. Подчас автор рискует вызвать недоверие, действуя открыто и стремительно. Он побуждает наше воображение сойти с привычных путей исследования. И тем не менее, учитывая его диплом об образовании, квалификацию и стаж, трудно не считаться с его наблюдениями, даже если они находятся вне нашего опыта.
В настоящее время очевидно, что проблема здоровья простирается за границы возможностей аллопатической медицинской профессии. Назрела необходимость появления новаторов, предлагающих альтернативные подходы к решению этой проблемы. Прочитав книгу доктора Апледжера, я понял, что он один из таких людей. Данная книга углубляет наше представление о человеке и открывает новые пути улучшения здоровья.
Фриц Смит, Доктор Медицины, Ватсонвилл, Калифорния.
Прочитав новую книгу Джона Апледжера «Телесно-эмоциональное освобождение и за его пределами», я обратился к работам А. Т. Стила о фасции. В «Философии остеопатии», вышедшей в 1899 году, доктор Стил утверждает: "Я не знаю другой части тела, равной фасции в качестве области исследования. Верю, изучение фасции принесет больше открытий, нежели изучение других частей тела".
Многим остеопатам известно это высказывание основателя остеопатии в США, но немногие пытались подтвердить интуитивные догадки о фасции активным исследованием. Немногие применяли результаты своего исследования для разработки клинических обучающих моделей для студентов. Еще меньше врачей потратили время и силы для написания трех книг по данному вопросу, как это сделал Джон Апледжер, работая в области краниосакральной терапии.
Настоящая, третья работа свидетельствует о возрастающем интересе Джона к фасции как к неотъемлемой части для создания и поддержания здоровья. В данной книге он показывает важную роль фасции в хранении тканевой памяти любого рода. Автор доказывает, что связанная с фасцией тканевая память может служить источником информации для клиента и целителя, позволяя глубже проникнуть и осмыслить процесс самоисцеления.
ТЕЛЕСНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ
Оказывается, клетки нашего тела обладают голографическими сведениями, которые могут передаваться из нетронутых внутренних источников (неосознанного состояния) в сознание. Практическое взаимодействие клиента и врача в сеансе телесно-эмоционального освобождения предоставляет одну из наиболее полных возможностей тела-мышления-духа для реализации этой передачи. Модель Энергетической Кисты стала основанием для данной концептуализированной идеи.
Вы получите удовольствие от чтения данной книги, поскольку в ней гармонично сочетаются практические инструкции по работе рук, подтвержденные фактами (а именно дополнительная техника манипуляций на твердом небе, языке и поднижнечелюстных тканях) с общими сведениями и многочисленными разборами конкретных случаев в области Энергетической Кисты, Телесно- эмоционального освобождения и Векторизации.
Автор суммирует свое знание китайской диагностики по пульсу, акупунктурных меридианов и соответствующих органов, а также фотографий Кирлиана, что открывает новые источники знаний, которые способствуют процессу практического исцеления.
Отображению и диалогу Джон научился у доктора медицины Мартина Л. Россмана в его книге «Исцели себя». Большое количество примеров по отображению и диалогу в данной книге Д. Апледжера помогают раздвинуть стены и добиться большей свободы во взаимодействии клиента и врача. Это позволит тем, с кем вы работаете, действовать в визуализации по своему усмотрению — упрощенно или более сложно.
Детектор Значимости стимулирует укрепление отношений между клиентом и целителем, поскольку вырабатывает чувство уверенности у целителя и как следствие, его взаимодействие с клиентом. Затронутый в книге вопрос о роли целителя в продвижении клиента к выздоровлению необходим всем, занимающимся телесно-эмоциональным освобождением. Целью физического, сознательного, эмоционального и духовного взаимодействия, как продемонстрировано в данной книге, является общее понимание проблем здоровья для всех. Доктор Стил утверждает: «Вся красота жизни является перед нами в могучей силе, которой наделена фасция. Кажется, что душа человека со всеми потоками чистой живой воды обитает в фасции его тела».
Новая занимательная работа Джона Апледжера — поиск истины. Я полагаю, вы убедитесь, что книга поможет вашему дальнейшему личностному и профессиональному росту.
Ричард К МакДональд, доктор остеопатии, Палм Бич Горденс, Флорида
ВВЕДЕНИЕ
Желание написать книгу о Телесно-Эмоциональном Освобождении возникло и начало укрепляться во мне с 1985 года. Наконец в декабре 1988 года я не мог больше сопротивляться, и процесс начался во время нашего пребывания на Гаваях. Если вам нужно описать процесс, развивающийся с головокружительной быстротой, нужно оттолкнуться от какого-то момента. Так поступил и я, и вы поймете почему, когда закончите чтение этой книги.
По выработавшейся привычке я начал с истории развития понятий и методики Телесно- Эмоционального Освобождения, как мне это представляется. Далее я попытался описать концепции Энергетических Кист и Телесно-Эмоционального Освобождения в современном виде. Разумеется, сегодняшний день уже стал вчерашним, а завтра станет сегодняшним днем в самом ближайшем будущем. Пытаясь описать бесконечный динамический процесс, вы неизбежно сталкиваетесь с тем, что что бы вы ни написали сегодня, станет вчерашней новостью к моменту выхода книги из печати. Поэтому тщетным будет стремление получить новейшие сведения о явлениях, которым посвящена эта книга.
Я считал необходимым дать детальное описание Векторной/Осевой системы и привел его в своей книге. Прочитав эту главу, некоторые люди говорили мне, что теперь им понятно, что такое векторизация. Объяснения, приводимые на симпозиумах, были трудны для их восприятия. В главу были включен ряд примеров, чтобы поддержать левополушарных представителей.
Глава, посвященная Терапевтическому Воображению и Диалогу, довольно объемная, но в ней множество полезных идей и предложений для тех, кто работает с телом, и открыл для себя, что тело и сознание неотделимы друг от друга и фактически являются разными гранями одного, цельного существа. Если проникнуть в тело чуть глубже, чем позволяет крайне поверхностное симптоматическое лечение, вы обнаружите сознание. Я попытался описать, что можно сделать, когда вы встречаетесь с сознанием пациента/клиента, чтобы содействовать терапевтическому процессу и не вызвать осложнений. Существуют, и будут существовать разногласия относительно границ, в которых может действовать врач, в зависимости от его квалификации. Мне кажется, этот спор неразрешим до тех пор, пока мы не признаем тот факт, что если сознание и тело не являются единым целым, то они по меньшей мере связаны и переплетены настолько, что никакие законодательные акты и положения не могут привести их к независимому существованию, что позволило бы «специалистам по сознанию» заниматься одной частью, а «специалистам по телу» — другой. Пока бюрократия настаивает на этом искусственном разделении, пациенты/клиенты страдают. Доверьтесь этому процессу, помогите людям, подчините свое самолюбие и не оставайтесь в темнице.
ТЕЛЕСНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ
И наконец, я почувствовал, что должен рассказать о некоторых событиях в моей жизни, вследствие которых я пришел к своим выводам. Так возникла глава «Личное возрастание». В ней описываются происшествия, опыты и наблюдения, которые помогли мне раскрыть свое сознание. Я не стремлюсь обращать или благовествовать. Но смею надеяться, что мой опыт возможно даст вам пищу для размышления. Начало моей остеопатической деятельности было довольно узким, ограниченным, и можно сказать близоруким. Задачи, стоящие передо мной, требовали набраться немного терпения, чтобы наблюдать без вмешательства и истерической рационализации. Все, что я должен был понять, это то, что я не знал и не смогу узнать, пока не придет свой час.
И вот мы подошли к тому, что находится «за пределами» Телесно-Эмоционального Освобождения. Глава, которая называется «Некоторые называют это образованием канала», с предельной точностью воспроизводит отдельные случаи с моими пациентами. Выводы остаются за читателем. Но описанное действительно имело место, и вам предлагается самостоятельно дать этому объяснение.
Я искренне надеюсь, что вам понравится эта книга. Предлагаю сперва прочитать ее целиком, а затем вернуться к изучению отдельных частей. В путь!
Следующая книга уже вырисовывается у меня в голове.
С наилучшими пожеланиями ко всем вам,
Джон Апледжер, Доктор остеопатии, член Общества Остеопатов.
ГЛАВА I
ТЕЛЕСНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ:
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Телесно-Эмоциональным Освобождением (ТЭО) называется выход эмоции, которая по ряду причин, считавшихся целесообразными некоторой частью неосознаваемого' пациента или клиента, была удержана, подавлена и изолирована в теле. Можно рассуждать о теле как о «телесной душе». Наблюдение процесса ТЭО предполагает, что удержание энергии или памяти физической или эмоциональной травмы нередко происходит в определенных областях, отделах и внутренностях тела человека.
Процесс ТЭО инициируется контактом рук лечащего и пациента/клиента. Он является следствием осмысленного и целенаправленного прикосновения. Значение и цель прикосновения могут быть как осознанными так и неосознаваемыми.
Психиатры и психотерапевты, присутствовавшие или принимавшие участие в сеансах ТЭО, часто сравнивали их с телесной психотерапией. Следуя данной аналогии, движения тела пациента/клиента уподобляются вербальному аспекту психотерапии. Клинические наблюдения показывают, что наиболее удерживаемая в теле травма или эмоция первоначально возникла на фоне подавляющей психологически разрушающей эмоции, такой как гнев, страх или чувство вины. Такой разрушительный эмоциональный фон мог быть резким или хроническим.
Личное наблюдение и участие в сотнях сеансов ТЭО навело меня на мысль, что органы, ткани и возможно отдельные клетки обладают памятью, эмоциональной способностью и интеллектом. Освобождение сдерживаемой в тканях эмоции и боли обычно происходит через сознание пациента/клиента либо во время сеанса ТЭО, либо в течение 24 или 48 часов. Осознанное восстановление эпизодов из прошлого, связанных с «изолированными» воспоминаниями тканей, чаще всего происходит как внезапное прозрение в течение нескольких часов, если не во время ТЭО. Бывает, что пациенты/клиенты сознательно испытывают во время ТЭО эмоцию, а связанное с ней происшествие вспоминают позже.
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ТЭО
Телесно-Эмоциональное Освобождение не является отвлеченной концепцией. Эта идея сформировалась в результате многочисленных экспериментов в различных местах, когда все они указывали на один и тот же главный аспект. В конце 1970-х я был ответственным исследователем в окружном центре аутизма. Цель нашей работы заключалась в определении эффективности использования краниосакральной терапии в лечении аутизма. В то время я работал вместе с Цви Карни, биофизиком и биоинженером, прибывшим в Мичиганский государственный университет из Института Технион в Израиле. Доктор Карни и
Слово «неосознаваемое», используемое в книге, означает любой телесный, сознательный или духовный процесс или ситуацию, протекающую вне сознания пациента в описанный момент времени. Данный термин был выбран, чтобы избежать множества коннотаций, верных и неверных, связанных со словами «бессознательное» и «подсознательное».
ТЕЛЕСНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ
я занимались изучением и измерением влияния терапевтически-нацеленных прикосновений и процессов манипуляции на исходный электрический потенциал человеческого тела. Одновременно я занимался частной практикой.
ИССЛЕДОВАНИЕ АУТИЗМА
В первый год работы с детьми, страдающими аутизмом, мы наблюдали за особенностями их поведения и личности, а также проводили физические исследования, краниосакральные и структурные оценки, брали анализ крови, мочи и волос. В проекте участвовало 26 детей. Мы изучали детскую реакцию на наши попытки проникнуть в их внутренний мир, который кажется очень изолированным и индивидуальным.
Как показала практика, нежное, неназойливое, доброжелательное прикосновение было наиболее приемлемым. Кроме того, было обнаружено, что наведение «Точки Покоя»2 с помощью такого нежного прикосновения способствовало установлению положительных взаимоотношений между нами и ребенком- аутистом. В исследовательскую группу кроме меня входила Диана Л. Апледжер, Джон Д. Вредевугд и постоянно обновляющийся поток студентов и аспирантов, интересующихся данной проблемой. Одни студенты учились в Остеопатическом колледже Мичиганского Государственного Университета, другие прибыли из аналогичных медицинских колледжей. Все сотрудники применяли возложение рук и пришли к пониманию потенциала, заключенного в доброжелательном прикосновении.
На втором году работы мы начали исследовать различные терапевтические приемы. Консультировали родителей и опекунов по вопросам питания. Изменяли параметры окружающей Среды - освещение, температуру и влажность. Для стимулирования более глубокого дыхания применялись ингаляции 10% углекислого газа и 90% кислорода. Различные виды мануальной терапии использовались для структурной мобилизации и коррекции. Немаловажную роль играла краниосакральная терапия, которая проводилась с каждым ребенком раз в неделю.
С годами я понял, что наблюдение может дать гораздо больше знаний, чем вмешательство. Но к этому я пришел не сразу. Первые десять лет моей частной общей практики и работы в кабинете экстренной помощи я активно «вмешивался». «Подтолкни!" - был мой девиз. К счастью, я в некоторой степени умерил свой пыл и, проводя краниосакральную терапию с детьми-аутистами, стал на 90% наблюдателем и только на 10% «интервентом». Работа с большинством детей-аутистов протекала следующим образом:
Прежде всего необходимо было установить доверительные взаимопонимания. Мы добивались этого спокойно и терпеливо, сперва прикасаясь к ребенку, а затем наводя Точки Покоя в тех местах. Как правило, нам удавалось навести Точки Покоя на коленях, плечах, ступнях и руках. В редких случаях на первых сеансах мы могли касаться головы. Первые несколько сеансов обычно проходили на полу под лечебным столом. Все зависело от того, где находился ребенок-аутист, и где он позволял прикасаться к себе. Порой такой ребенок разрешал дотрагиваться до себя только одному человеку, но в большинстве случаев трое или четверо сотрудников могли одновременно прикасаться к малышу.
Нередко дети, страдающие аутизмом, не подпускали к себе одного сотрудника, а к другим относились спокойно. Такая реакция помогла нам осознать влияние мыслей «прикасающегося» и об их осознанной или неосознанной передаче пациенту. Иногда я сам ощущал негативное отношение у аспиранта. Всегда в таких случаях я отстранял его от участия в сеансах, пока у него не вырабатывалось положительное отношение. Во время сеанса случалось удалять из комнаты ассистента с негативным отношением. Дети-аутисты четко продемонстрировали способность различать мысли и намерения врача. Уверен, они в какой-то степени понимали, какое влияние могло оказать на них такое отношение.
Физик-исследователь Нейл Могон полагает, что всех нас окружают многочисленные и количественно разнообразные силовые поля. Каждому человеку присущ собственный набор таких полей. Исследования Могона за последние 15 лет были связаны с устройствами определения силовых полей. Ученый считает, что у любого человека может насчитываться до 50 различных персональных силовых полей. Поскольку силы могут притягивать или отталкивать, по его мнению у наиболее успешных врачей силовые поля притягивают большее количество людей. Таким образом, отталкивающий потенциал силового поля такого врача наименьший. Животные с повышенной чувствительностью, такие как гончие, инстинктивно привлекаются или отталкиваются от некоторых людей. Возможно это связано с природой проецируемой энергии. Дети-
«Точка Покоя» в данном контексте означает терапевтическую приостановку краниосакрального ритма, что позволяет краниосакральной системе перестроить свою деятельность на более оптимальный режим. Точка Покоя может наводиться извне или возникать в ходе спонтанного гомеостатического процесса. Она может возникнуть совершенно неожиданно при точном приведении тела в значимую позицию или при переживании значимой эмоции. Таким образом, она может действовать как «Детектор Значимости»: Джон Е. Апледжер, «Краниосакральная терапия II, За границей твердой мозговой оболочки» [Палм Бич Гарденс: UI Паблишинг, 1987), глава IV : раздел 2d. Точка Покоя помогает сбалансировать симметрию краниосакральной системы и неспецифическим образом устраняет многие ограничения этой системы; уменьшает симпатический тонус, увеличивает обмен жидкостью между физиологическими отделами, уменьшает давление, снижает температуру и усиливает защитные механизмы тела против патогенных микроорганизмов. Это эффективное натуральное терапевтическое воздействие широкого спектра.
ТЕЛЕСНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ
аутисты могут обладать такой же чувствительностью. Я считаю, и Могон разделяет это мнение, что когда врач осознает потенциал своего силового поля, он может изменять его мысленным проецированием.
После успешного наведения Точек Покоя за несколько сеансов, дети-аутисты, как правило, вступали в контакт и по собственному желанию ложились на спину на лечебный стол. После этого я аккуратно приступал к работе с головой ребенка. Здесь очень важно сконцентрироваться, поэтому во время сеанса я всегда сосредоточивался на любви к этому ребенку. Постепенно я вводил в терапевтический сеанс ассистентов. Каждый поддерживал верхнюю или нижнюю конечность. Так доходило до пяти человек, проводящих сеанс краниосакральной терапии с одним, позволяющим касаться себя ребенком-аутистом. Большинство сеансов длилось 20 минут. Сегодня я полагаю, что более длительные и частые краниосакральные сеансы позволили бы добиться более впечатляющих результатов, но в то время мы действовали в строгих временных рамках.
В работе мы столкнулись с тем, что после нескольких предварительных снятий напряжения с краниального свода наступало резкое мембранное передне-заднее сужение дна краниального свода. Это исправлялось за счет подъема передней кости и удерживанием подъема до тех пор, пока мы не ощущали вязкоупругое* изменение, которое показывало мембранное освобождение между передней и клиновидной костями. Далее мы уменьшали давление клиновидной кости от затылка. Именно тогда я более полно оценил ограничительный потенциал шовных сочленений между твердыми частями височных костей и клиновидной костью спереди, а затылком сзади. Сфенобазилярный синхондроз был лишь незначительной частью сужения дна краниального свода. Для достижения функциональной мобильности дна свода предстояло провести большое количество костных и мембранных освобождений. В большинстве случаев давление на дно краниального свода было успешно устранено спереди и сзади.
Практически незамедлительно у детей в значительной мере уменьшалось или совсем проходило само- разрушающее поведение. Я имею ввиду, что дети самостоятельно прекращали биться головой о стены, переставали кусать запястья или стучать по этой любимой части их тела. Казалось, что исчезла причина для такого самоистязания.
Можно найти несколько убедительных объяснений такому резкому изменению поведения. Мне ближе всего гипотеза, состоящая в том, что сдавленное и ограниченное внутренние основания черепа у таких детей вызывает сильную, неконтролируемую боль в голове. Удары головой и надавливание большим пальцем на небо, которое часто принимают за сосание пальца, могут быть инстинктивными попытками освободить внутреннее основание черепа. Жевание запястья или иное сдавливание тела возможно связано с попытками стимулировать повышенную выработку эндорфина, чтобы закрыть болевые ворота Мелзака-Уолла или заменить неконтролируемую боль контролируемой. Может быть, мы имеем дело с совокупностью этих факторов.
И только после успешной передне-задней декомпрессии дна краниального свода и уменьшения саморазрушительного поведения мы наблюдали следующее удивительное явление. После ослабления передне-заднего сжатия обнаруживалось сильное медиальное сжатие височных костей с обеих сторон.
Пытаясь освободить височные кости, сдвигая их в стороны, мы столкнулись с двумя важными проявлениями. Во-первых, для височной декомпрессии мы изобрели технику "оттягивания уха"4. Во-вторых, что более важно для возникновения концепции Телесно-Эмоционального Освобождения, тело ребенка начинало двигаться автономно, то есть рука или нога начинала двигаться так, словно она обладала собственным разумом. Мы решили не препятствовать этим движениям, а продолжать их. (Если вы помните, со мной обычно работало четыре ассистента, каждый из которых стоял у определенной руки или ноги ребенка). Во время таких спонтанных движений тела боковая декомпрессия височных костей была невозможна. Поэтому я начал мягко оттягивать уши. В этом был определенный смысл, поскольку ухо связано с височной костью через соединительную ткань между ушной раковиной и ушным каналом. Это соединение проходило от наружных областей в далекие области твердой височной кости, где открывается внутренний конец канала для приема лицевого и вестибулярно-слухового краниальных нервов (7-й и 8-й).
Мне не удалось декомпрессировать височные кости боковым движением, но продолжая работать в этом направлении, мы столкнулись с возрастающим числом пациентов, совершавших индуцированные движения конечностей и тела. Это были неосознаваемые, произвольные движения, которые казались автоматическими. На этой стадии терапевтического процесса ребенок-аутист находился в состоянии глубокой расслабленности, тело было обмякшим и расслабленным, за исключением описанных выше незначительных движений. Движения эти происходили только тогда, когда один из нас поддерживал соответствующую часть тела. Как правило, все начиналось с движения конечности, и медленно
3Вязкоупругое свойство ткани относится к той характерной реакции соединительной ткани, которую можно описать сначала как упругую, а потом как вязкую после прикладывания груза: Джон Е. Апледжер и Джон Д. Вредевугд, «Краниосакральная Терапия» (Палм Бич Гарденс: UI Паблишинг, 1983) стр. 128 - 30.
4Техника оттягивания уха относится к методу мобилизации височных костей, который использует мягкую задне-боковую тракцию,
примененную к ушной раковине наружного уха. См. стр. 127 - 128 и 180 - 182 «Краниосакральной терапии», где представлено подробное описание данной техники.
ТЕЛЕСНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ
распространялось на корпус, шею и голову. Мы повторяли эти движения и реагировали на малейшее колебание тела. Без такого повторения и физической поддержки, движение прекращалось. Складывалось впечатление, что прикосновение врача сообщало необходимую энергию для движения тела. Длительность процесса во многом зависела от нашей способности продолжить едва заметные движения, противодействия силам гравитации без оказывания давления на движение детского тела. По мере совершенствования полученных навыков движения тела детей-аутистов становились длительнее, пока тело не занимало положение, которое казалось финальной точкой, в которой движение прекращалось. Такое финальное положение могло быть нормальным с анатомической точки зрения, так и совершенно ненормальным.
Помню, как у одного ребенка правая ступня указывала строго назад. В финальном положении она оказалась повернутой на 180 градусов. Мальчик занял такое положение по своему желанию и утверждал, что ему так удобно. (Позже, по окончании сеанса краниосакральной терапии он не мог поставить ногу в это положение и не позволял другим проделать это с его ногой). Дойдя до финальной позиции, мы ждали - поскольку не знали, что делать дальше - и происходило осязаемое освобождение всего тела. Оно словно раскрывалось. Все мышцы размягчались, фасция и соединительные ткани удлинялись, жидкость и энергия протекали более свободно, ребенок плакал. Именно в финальных точках, во время нашего ожидания происходило полное освобождение тела. Ребенок тихо всхлипывал или плакал навзрыд. На детских лицах отражался страх, гнев и расстройство. Эти выражения, лицевые и постуральные, сохранялись в течение нескольких минут, пока шел процесс освобождения тела. Когда этот процесс приближался к концу, лицо принимало более мирное и спокойное выражение. Начавшись однажды, эти явления повторялись чаще во время каждого из нескольких сеансов с каждым ребенком. На последующих сеансах освобождение было менее интенсивным, и наконец, все «спонтанные» движения тела прекращались. Только тогда мне удалось декомпрессировать височные кости вбок. Я так и не смог найти убедительного объяснения связи между медиальным височным сдавливанием и наблюдаемым расслаблением тела и выходом эмоций.
Неспособность выражать любовь и сохранять привязанность к другим людям является отличительной особенностью аутизма. После освобождения тела и эмоционального выхода дети, страдающие аутизмом, как правило начинали выражать чувства по отношению к людям. Другим признаком аутизма считается замыкание в себе, социальная изолированность. Дети, участвовавшие в проекте, стали идти на контакт, играть с одноклассниками.
В то время мы еще не знали, но были свидетелями и участниками Телесно-Эмоционального Освобождения.