Формально возникновение даосизма относят к 6 веку до нашей эры, а основоположником считается мудрец Лао Цзы, записавший даосское учение в трактате «Дао дэ цзин»
Однако даосы считают, что родоначальником их учения был легендарный император Хуан Ди (Желтый Император), которому боги открыли тайны жизни и смерти, высшую духовную истину и целостную систему совершенствования человека.
Полученные Хуан Ди сведения были записаны в текстах, дающих указания, каким образом развивать свое сознание, чтобы достичь совершенства. Указания описывали разные техники развития внутренних сил человека, и много внимания уделяли этике, что в китайском варианте имеет название, переводящееся как «правильное чувство и правильное действие»,— то есть чувство и действие, направленное к следованию путем Дао. В зависимости от того, к чему тот или иной человек был более склонен, он ориентировал себя либо на изучение техники, совершенствующей тело, либо на исследование глубин сознания, либо на усиление в себе жизненной энергии.
В основном был воспринят «внешний» покров учения, переданного Хуан Ди людям, — боевое искусство (техника кулачного боя) и магия со значительным к элементом шаманизма. Тайная часть учения (эзотерическая) практиковалась и практикуется очень немногими последователями даосизма, и нередко она называется даосской йогой. Это целый ряд дыхательных, гимнастических упражнений, медитаций и способов погружения в созерцание для полного слияния с Дао. Но эзотерических школ в Китае было немного, и чем старше становился даосизм — тем меньше, к тому же такие школы были очень закрытыми, адепты проходили сложное посвящение, от них требовалось полное владение своим телом и, как правило, соблюдение высокой секретности. Впрочем, все эти черты в эзотерических китайских школах остались и до сих пор. А открытые школы («внешнее» учение) были направлены на поддержание народных верований, поэтому они базируются на множестве магических операций, соблюдении культа предков, мифологии и шаманизме.
Между этими двумя областями даосизма есть некий водораздел: последователи «внешнего» учения оставались в миру и продолжали вести нормальную жизнь, последователи «тайного» учения чаще становились отшельниками, считая мир некоторой помехой на пути продвижения к Небу (Совершенному Божеству, Первооснове мира, Первопричине всякой вещи).
Каковы же основные идеи даосизма?
Что есть Дао?
Дао существует везде и во всём, оно вечно, то есть существовало всегда, оно неисчерпаемо и безгранично, оно не было сотворено, но само способно творить. При этом его нельзя ни увидеть, ни услышать, ни ощутить при помощи чувств, но оно существует, оно не имеет имени и формы, но всё, что мы способны воспринять, следует Дао.
То есть это некая несотворённая сила или субстанция, без которой мир распадается и умирает. «Без присутствия Дао нельзя говорить, но о чем говорить нельзя,— это Дао. Без присутствия Дао нельзя мыслить, но о чем помыслить нельзя — это Дао»,— говорится в «Дао дэ цзине».
Мудрый не различает между пребыванием в Дао и отстранением от него. В том, что Дао нет,— залог того, что Дао есть. В том, что мудрый не держится за Дао,— залог того, что он не потеряет Дао. Горшечник может создать десять тысяч горшков, но ни один горшок не сможет ни создать горшечника, ни уничтожить его. Дао может создать десять тысяч вещей, но ни одна вещь не сможет ни создать Дао, ни уничтожить его. Мудрый знает, что сознание едино, вещи едины, Дао едино, и все они объединяются в одно.
Другая очень важная составляющая даосизма — понятие Дэ. Обычно оно переводится как добро или благодать. Дэ:
- порождает и взращивает, но не владеет,
- совершает, но не притязает,
- возглавляет, но не возвышается.
Дэ — это Дао, отражённое через внутренний мир человека. Китайцы считали, что государь служит посредником, через которого небесное Дэ распространяется на всю Поднебесную и «распределяется по всем его подданным в зависимости от их добродетельности. Однако любой человек и даже правитель могут потерять своё Дэ по причине неправедного поведения. Утрата правителем Дэ влекла за собой падение династии и гибель государства.
Ещё одно важнейшее понятие –Увэй. Увэй — это отказ от действий, противоречащих Дао, изменяющих природу мира.
По учению Лао Цзы, людей надо оставить в покое и дать им возможность жить, прислушиваясь к самим себе и учителям, исповедующим Дао. Тогда без всяких усилий на земле воцарится мир, покой и справедливость. Недаром люди, наделенные «образцовыми добродетелями» даосизма, лишены социальных оценочных качеств. Их именовали «небесными людьми», «духовными людьми», «подлинными людьми». И чем дальше человек отходит от социальных оценок, тем ближе он соприкасается с Дао.
Учение об Инь и Ян
Инь и Ян – две составляющие единой энергии.
В совокупности эти силы составляют целое,
которое называется «знаком великого предела».
Весь мир наполнен потоками энергии. Эта
энергия циркулирует в природе, изменяясь от слабой до сильной и от сильной до слабой. Энергия, которая создаёт наш мир, называется «ци».
Ци, пребывающая в равновесии, самодостаточна,- такова суть Дао. Но эта самодостаточность собрана из двух половин – «женской» энергии Инь и «мужской» энергии Ян.
Энергия Ци всё время меняет свои качества от Инь к Ян и от Ян к Инь. Изгиб линии, разделяющей две половины круга, подчёркивает динамику взаимодействия сил Ян и Инь, готовность перехода одной в другую. Белая точка на чёрном фоне и чёрная точка на белом фоне означают, что Инь содержит в себе Ян, а Ян содержит в себе Инь.
Даосский круг нельзя разъять, разложить на два, т.к. он внутри себя содержит идеал. Всё происходит в пределах одного круга, который одновременно и светлый и тёмный, и нет нужды выходить их него, выпадать из естественного мира.
Учение о пяти элементах.
Из превращения двух энергий был образован весь тварный мир. Соединения Инь и Ян образовали пять начальных элементов. Это - Огонь, Вода, Земля, Дерево и Металл.
Ветер, тепло, влажность, сухость и холод — вот начала Пяти элементов. Восток, юг, центр, запад и север — вот направления, породившие каждый из элементов. Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода — это сами первоэлементы, породившие жизнь.
Каждому из пяти элементов присущи характерные для них качества, цвета, звуки. Все предметы тоже можно отнести к одному из первоэлементов.
Учение о бессмертии
Даосы, следуя примеру своих бессмертных, стремятся к вечной жизни. Для этого нужно совершить так называемое «претворение тела», то есть сделать тело способным существовать вечно. Этот процесс превращения элементов происходит через особые методики по регуляции психических и физических качеств тела. Эликсир бессмертия творится в самом теле человека из его соков, благодаря усилению и гармонизации в теле потоков энергии ци. Ключевая формула бессмертия: «выплавлять эссенцию-цзин, превращая ее в энергию-ци, выплавлять энергию-ци, превращая ее в дух-шэнь».
Учение о бессмертии, или сянь сюэ, говорит, что даос, ведущий праведную жизнь и познавший тайну Дао, может при помощи знаний медицины, гимнастики, медитаций и правильной сексуальной жизни перестроить физику своего тела. Эти практики дают человеку не только умственное совершенство и физическое бессмертие, но и наделяют его огромной силой и необычными способностями. Для этого тело нужно систематически тренировать упражнениями (физическими и дыхательными) и возвышать свою душу, развивая способности к созерцанию.
Считается, что адепты, исповедующие бессмертие, могут летать по воздуху, ходить по воде, они не погибают от ран, кожа их тут же заживает и остаётся без отметин. Они обладают невероятной силой.
Для достижения бессмертия нужно овладеть особым способом дыхания и так называемым управлением тремя «киноварными полями». Одно из этих полей помещается в голове, второе чуть ниже пупка и третье — в солнечном сплетении.
Как же следует работать с энергетикой, чтобы подготовить тело для жизни вечной?
Одним из способов является практика вращения света. В неё входит упорядочение дыхания и обретение умения направлять потоки энергии в область солнечного сплетения, находясь в состоянии медитации. Для входа в медитацию ученик должен уподобить тело сухому дереву, а сердце — угасшему пеплу.
«Пусть он,— поясняет трактат „Золотой цветок",— опустит веки обоих глаз; затем посмотрит внутрь и очистит сердце, промоет мысли, остановит желания. Пусть ежедневно садится медитировать, скрестив ноги. Пусть остановит Свет в глазах, пусть сила слуха кристаллизуется, а чувство различения вкуса в языке ослабится; язык должен находиться около нёба; дыхание должно проходить через нос и быть ритмичным. Мысли должны быть сконцентрированными на темной двери. Если дыхание с самого начала не ритмично, то возникает опасность, что будут затруднения в дыхании из-за остановок. При закрывании глаз в качестве меры следует выбрать точку на гребне носа, которая лежит примерно на 1,5 см ниже точки пересечения с линией видения, что соответствует маленькому бугорку на гребне носа. Вслед за этим необходимо начать собирать мысли; с помощью слуха дыхание делается ритмичным; тело и сердце при этом должны быть спокойны и в согласии. Свет глаз светить спокойно, и при этом в течение длительного времени не должно быть сонливости или рассеянности. Глаза не смотрят перед собой; веки опущены и дают возможность осветить то, что внутри. Рот не говорит и не смеется. Губы сжаты, дыхание внутреннее. Нос не ощущает никаких запахов. Ощущение запахов на своем месте. Ухо не прислушивается к посторонним звукам. Слух на своем месте. Сердце всецело направлено на созерцание того, что внутри. Его совершенствует свет мысли. Мысли не блуждают вовне; истинные мысли живут сами по себе.
Если мысль сохраняется, то сохраняется и семя; если сохраняется семя, то сохраняется энергия; если сохраняется энергия, то сохраняется дух. Дух — это мысль; мысль — это сердце; сердце — это огонь; огонь — это эликсир. Если ученик смотрит на происходящее внутри таким образом, то чудеса открывания и закрывания нёба разворачиваются перед ним, не поддаются описанию и являются нескончаемыми. Следует, однако, отметить, что более глубокие тайны не могут быть достигнуты без достижения ритмичности дыхания.
Если ученик начинает практику и не может удержать мысли на участке между глазами, если он закрывает глаза, но энергия сердца оказывается недостаточной, чтобы он увидел пространство энергии, то самой вероятной причиной является то, что его дыхание слишком шумное и поспешное; отсюда могут возникать и другие трудности, так как тело и сердце оказываются занятыми в их попытках насильно подавить напор энергии и учащенное дыхание.
Если мысли удерживаются только у глаз, а дух не кристаллизуется в солнечном сплетении (центре среди условий), то это соответствует тому, как если бы кто-либо зашел в прихожую, но не вошел во внутренние комнаты. В этом случае дух-огонь не возникает, энергия остается холодной и настоящий плод вряд ли проявит себя».