Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные задачи и методы государственного регулирования



ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

“Государственное регулирование экономики и балансы”

Конспект лекций

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методичес-

кого совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2003г.

 

 

г. Краматорск, 2003г.

 

Конспект лекций по дисциплине “Государственное регулирование экономики”

(для студентов специальностей 06.0502). Сост. Радченко А.Д.

- Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2003г.


Тема 1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования

План

Существо макроэкономического регулирования.

Основные задачи и методы государственного регулирования

 

1.1. Существо макроэкономического регулирования.

Для того, чтобы уяснить, почему необходимо управлять национальным хозяйством в целом и в чем состоит главная цель такого экономического управления, необходимо понять характер и сущность объектов управления.

Объектами управления являются три макроэкономические структуры, на которых держится вся макроэкономика.

Во-первых, это совокупное производство – т.е. общая совокупность предприятий, создающих все многообразие благ.

Во-вторых, объектом регулирования является совокупный общественный продукт – т.е. вся сумма товаров и услуг, изготовленных в стране за определенный период.

В-третьих, это совокупные потребности – т.е. общая сумма потребностей всех членов общества.

Между всеми этими объектами управления существуют прямая и обратная связь.

Прямая связь состоит в том, что общественное производство действует для того, чтобы создавался общественный продукт, позволяющий удовлетворить все потребности общества.

Обратная связь – проявляется в том, что возрастающие совокупные потребности влияют на изменение структуры совокупного общественного продукта, что требует осуществления структурных изменений в общественном производстве.

Выяснение этих прямых и обратных связей позволяет определить главную цель макроэкономического регулирования, которая состоит в постоянном поддержании народнохозяйственной пропорциональности двух взаимосвязанных соотношений.

Первое соотношение состоит в том, что для нормального снабжения общества материальными условиями его жизнедеятельности необходимо обеспечить равенство объемов:

- производства всех благ;

- совокупного общественного продукта;

- совокупных потребностей общества.

Второе соотношение состоит в том, что одновременно необходимо обеспечить соответствие друг другу структур:

- общественного производства (его отраслевого состава);

- совокупного общественного продукта (его разбивка на виды благ);

- общественных потребностей (их разбивки на разнообразные виды).

Если данные соотношения не соблюдаются, то возникают различные дисбалансы. Предположим, что производство в своем развитии оторвалось от учета объема всех потребностей и создало продуктов больше, чем это необходимо для общественного потребления. Тогда возникает общий кризис перепроизводства материальных благ. Если же производство доставило существенно меньше продуктов, чем нужно для общественного потребления, то налицо общий кризис недопроизводства.

Для постоянного поддержания общей сбалансированности народного хозяйства необходим какой-то регулятор всей макроэкономики, который называют хозяйственным механизмом.

Макроэкономический регулятор – это общественный способ организации и регулирования национального хозяйства, выполняющий следующие функции:

- объединяет все хозяйство нации в единую систему;

- направляет производственную деятельность всех низовых звеньев экономики;

- распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями;

- стимулирует высокоэффективное хозяйствование.

Первым таким регулятором стал рыночный механизм саморегулирования. Он в состоянии исправно выполнять свои функции при трех условиях.

Во-первых – при наличии на рынке массы мелких и независимых товаровладельцев.

Во-вторых – при условии развития свободной конкуренции.

В-третьих – в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.

Однако, в ХХ веке стало характерно господство в производстве и обращении крупного корпоративного финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополий. Опровергнутым оказался также тезис о том, что система рыночных цен способна автоматически обеспечивать обратное воздействие на производство товаров и тем самым выравнивать объемы макроспроса и макропредложения. Появилась острая необходимость в создании нового механизма выравнивания совокупных величин спроса и предложения. Стало очевидным, что национальная экономика не в состоянии успешно развиваться без вмешательства государства.

Таким образом, появился государственный регулятор макроэкономики.

 

1.2. Основные задачи и методы государственного регулирования

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.

В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными и даже трудовыми ресурсами, централизации и централизованного распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена присущей ей разновидностью форм собственности на средства производства — частной, акционерной, коллективной, включая право собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Отметим, что государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).

Государственное регулированиеэкономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Существуют, применяются разнообразные формы государственного регулирования экономики, из которых мы рассмотрим только самые важные и главные.

Непосредственное государственное управлениерядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная энергетика и объекты единой энергетической системы),

заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безопасность, выполняющие другие общегосударственные функции. Подобные объекты, предприятия, организации чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности.

Налоговое регулированиеосуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов.

Понятно, что, изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.

Денежно-кредитное регулированиесостоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Бюджетное регулированиезаключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим — меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета.

Ценовое регулированиев условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство вправе само назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.

Социальное регулированиесо стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека.

.Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся в содействии группам населения, страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий. Это одна из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности да и не призвано создать социально желаемые условия жизни для всех людей. Оно способно лишь посредством социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремиться не допускать острого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые лишены возможности обеспечить себя самостоятельно.

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных.

Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.

Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение, или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма.

Государственное внешнеэкономическое регулирование — это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышения эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности. Подробное описание методов и средств внешнеэкономического регулирования содержится в главе “Внешнеэкономические связи и мировая экономика”.

Как можно видеть из приведенного укрупненного перечня, государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы, экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

 

Тема 2 Основы балансового метода государственного регулирования экономики

План

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.