Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 6. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ



 

6.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования

 

В Республике Беларусь проблема становления и развития антимонопольного регулирования возникла в начале 1990-х гг. в связи с провозглашением Беларуси суверенным государством, вставшим на путь формирования социально ориентированной рыночной экономики. Переход к рыночной экономике потребовал формирования условий для развития рыночных отношений, введения инструментов и механизмов их становления, среди которых ведущую роль должна играть конкуренция, а обеспечивать соблюдение «правил игры на рынке» ─ антимонопольное регулирование.

Для перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям необходимо было, прежде всего, сформировать полноценные конкурентные отношения, позволяющие исключить дефицит на внутреннем рынке республики, взвинчивание цен на жизненно важные товары и услуги, дискриминацию интересов экономических партнеров и населения. Конкуренция представляет собой соперничество, состязание между любыми субъектами, агентами экономической деятельности за рынки сбыта, за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров и услуг на рынках с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. В рыночном хозяйстве она обеспечивает эффективное, пропорциональное и динамичное функционирование рынка. Гибкий конкурентный механизм мгновенно реагирует на любые изменения ситуации на рынке, активизирует деятельность хозяйствующих субъектов.

На сегодняшний день в республике рыночной конкуренции уделяется большое внимание – ее рассматривают как движущую силу рынка, как борьбу хозяйствующих субъектов, выходящих на рынок, за безусловно ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей.

Рынок представляет собой общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи. В зависимости от того, какая из сторон (покупатель или продавец) является более сильной, различают «рынок покупателя» и «рынок продавца». В развитых странах рынок является «рынком покупателя», и продавцы борются между собой за покупателя.

Покупка товара определяется степенью его притягательности, или другими словами, конкурентоспособностью товара.

Максимальная цена, которую покупатель считает для себя выгодным заплатить за данный товар, определяет потребительскую ценность товара. Экономическая свобода дает право хозяйствующим субъектам в условиях рыночной экономики приобретать ресурсы и организовывать производство по своему усмотрению. Хозяйствующий субъект сам решает, что, сколько и как будет производить. Независим в условиях рынка и потребитель. Его поведение не ограничено нормами потребления, а определяется желанием и возможностями. Аналогичную продукцию продает и покупает множество частных лиц, фирм, предприятий и организаций. Существующий выбор ограничивает возможные злоупотребления.

По мере развития общества и производительных сил возрастало обобществление производства, что привело к появлению в индустриально развитых странах монополий. Монополия как экономическое явление означает, что хозяйствующий субъект обладает исключительными правами, позволяющими ему воздействовать на определенные сферы деятельности в собственных интересах и извлекать монопольную прибыль.Монопольное положение хозяйствующего субъекта обеспечивает ему возможность устанавливать свои правила поведения на рынке в ущерб интересам конкурентов и потребителей. Характерные признаки монополии:

· собственность на факторы производства и сферы обращения;

· неограниченная власть;

· возможность диктовать свои условия конкурентам и потребителям;

· возможность выгодным для «себя» образом влиять на рыночное

равновесие;

· манипулирование ценами, объемами производства, ассортиментом.

При всей нежелательности присутствия монополий в рыночной экономике, они, в определенной мере, неизбежны, естественны и даже присущи ей.

Выделяют несколько видов монополии: чистую, естественную, государственную, искусственную. Чистая монополияпредполагает на рынке деятельность одного хозяйствующего субъекта (производителя, продавца, покупателя), доля которого составляет, как правило, 100 %.

В любой экономике есть сферы производственно-экономической деятельности, где по определенным объективным причинам рыночная конкуренция исключается. Это касается естественных и государственных монополий.

Естественная монополияобразуется в сфере деятельности, где по природным, технологическим и иным условиям исключается или ограничивается существование конкурентных рынков. В Республике Беларусь естественные монополии образуют электроэнергетика, железнодорожный и трубопроводный транспорт, системы водоснабжения и водоотведения, центральное отопление, услуги телефонной и телеграфной связи, телекоммуникации, городской пассажирский транспорт (кроме такси). Для существования естественной монополии необходимы: отсутствие товаров-аналогов, возможностей импорта, нецелесообразность привлечения на данный товарный рынок новых производителей.

Государственная монополияохватывает сферы деятельности органов власти и управления, в функции которых входит обеспечение безопасности и других интересов государства. Государственная монополия обусловлена экономическими, социальными и иными причинами, делающими невозможной или нецелесообразной конкуренцию. К сфере государственной монополии относятся: производство оружия, наркотиков, ядохимикатов, алкогольных напитков, табачных изделий, добыча и обработка драгоценных металлов и камней, а также высокотехнологичные отрасли машиностроения, химической и нефтехимической промышленности.

Все другие виды монополий, созданных в процессе концентрации и специализации производства, являются искусственными монополиями.

Монополия имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительно то, что монополия концентрирует ресурсы и экономит на издержках за счет высоких объемов производства, а также участвует в инновационном процессе, требующем вложения крупных средств на научные разработки. Богатая фирма может позволить себе вывести на рынок новый товар по ценам, не покрывающим издержки.

Крупные предприятия, как правило, менее гибкие, но в современных условиях являются стержнем любой экономики. Они способны обеспечить массовый выпуск стандартных продуктов, экономить на масштабах производства, увеличивать специализацию производства, имеют преимущества в финансировании НИОКР, рекламы, сбыта, привлекают низкими ценами, улучшенными качеством и сервисом, полнотой ассортимента и наиболее популярными товарами. Именно крупные предприятия наводняют экономику массовыми, стандартными и качественными товарами по доступным ценам. Для получения сверхприбылей они больше расходуют на научно-технические исследования, рекламу и маркетинг, направляют средства на капитальные вложения.

Вместе с тем крупные предприятия, будучи недостаточно гибкими, медленно реагируют на изменяющийся спрос и медленно перепрофилируют производство или направления деятельности. Мелкие предприятия отличаются большей предприимчивостью и эффективностью. В странах с рыночной экономикой они занимают самый крупный сектор экономики. Например, в Японии половина всех трудящихся работает на мелких предприятиях (до 20 чел.), а 3/4 ─ на предприятиях численностью до 100 человек.

Однако принципиально важна роль предприятия или фирмы на рынке, а не их размер. Предприятия-монополисты способы самостоятельно, или совместно с другими хозяйствующими субъектами воздействовать на соответствующий рынок в своих интересах. В результате страдают, в первую очередь, малые и средние предприятия, не выдерживая конкурентной борьбы. В этом проявляется отрицательная сторона деятельности предприятий-монополистов.

Гocyдapcmво берет на себя ответственность заэффективное функционирование рынка, поддержание рыночной конкурентной среды, предотвращение злоупотреблений на рынке, что находит воплощение в системе антимонопольного регулирования.

Антимонопольное регулирование – это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции. Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направленияантимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:

· обеспечение и сохранение конкуренции;

· контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;

· контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения

и т. п.);

· защита интересов потребителя;

· защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Меры антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основойантимонопольного регулирования является законодательство государства.Законодательство, как правило, имеет территориальный характер, т. е. охватывает национальный рынок, но некоторые законы могут быть и экстерриториальными: например, в рамках ЕЭС, в зонах США, Канады.

Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой государства,направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических странах антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

Цельюантимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации излоупотреблениями монопольным положением, т. е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.