Звук (пауза) распространяется по телу человека с непостоянной скоростью. Одни участки тела он преодолевает быстро, другие медленно. Суставы звук преодолевает медленно, межсуставные промежутки - быстро. Совокупность участка медленного проведения звука и участка быстрого проведения звука, расположенных рядом, представляет собой структурно-функциональную единицу, обозначаемую как звукопроводящий сегмент тела (рис. 27).
Тело человека разделено на двадцать восемь звукопроводящих сегментов. Отсчет сегментов ведут от гортани, в которой происходит звукоизвлечение. Первый сегмент тела расположен между гортанью и яремной вырезкой (впадиной) над грудиной (нижнешейный сегмент).
Второй сегмент включает в себя пространство туловища, ограниченное ключицей спереди и остью лопатки сзади, а также головкой плечевой кости снизу.
Трансовый голос 97
Третий сегмент простирается от ключицы до уровня сосков.
Четвертый сегмент - от уровня сосков до солнечного сплетения.
Пятый сегмент - от уровня солнечного сплетения до пупочной области.
Шестой сегмент - от уровня пупочной ямки до лобковой кости (точнее, до лонного сочленения и крестцово-копчикового сочленения). Этот сегмент завершает туловищную часть первого пакета сегментов звукопроведения.
Седьмой сегмент - от лонного сочленения до тазобедренного сустава. Сегмент соединяет туловищную и ножную части пакета в единый звукопроводящий комплекс. Прохождение звука через седьмой сегмент иногда бывает затруднено из-за неправильного положения шеи или ног. Звукопроведение через седьмой сегмент можно облегчить двумя способами. В первом случае слегка вытягивают шею вверх. В это время происходит легкий вдох, дополнительный забор воздуха, и голос снова обретает способность двигаться по телу. При втором способе преодоления седьмого сегмента необходимо равномерно распределить вес тела между обеими ногами и слегка согнуть ноги в коленях. Опора с преимуществом на правую или левую ногу блокирует проведение звука через лонное сочленение и тазобедренные суставы.
Восьмой сегмент - от тазобедренного сустава до середины бедра.
Девятый сегмент - от середины бедра до коленного сустава.
Десятый сегмент - от коленного сустава примерно до середины голени.
Одиннадцатый сегмент - от середины голени до голеностопного сустава.
Двенадцатый сегмент - от голеностопного сустава до нижней поверхности стопы - пятка и плюсна (исключая свод стопы и пальцы ног). Но звук держится на стопе и не переходит в землю или окружающее пространство.
Тринадцатый сегмент - от гортани до сочленения первого шейного позвонка с основанием черепа.
Четырнадцатый сегмент - от основания черепа до скуловой дуги (кости).
Пятнадцатый сегмент - от скуловой дуги (кости) до крыши черепа.
Шестнадцатый сегмент - от крыши черепа до височно-ниж-нечелюстного сустава.
Девятнадцатый сегмент - от середины плеча до локтевого сустава.
Двадцатый сегмент - от локтевого сустава до верхней трети предплечья.
Двадцать первый сегмент - от верхней трети предплечья до нижней трети предплечья.
Двадцать второй сегмент - от нижней трети предплечья до лучезапястного сустава.
Двадцать третий сегмент - от лучезапястного сустава до центра ладони.
Двадцать четвертый сегмент - от центра ладони до пястно-фаланговых суставов. Двадцать пятый сегмент - фаланги пальцев рук и ног.
Двадцать шестой сегмент - кончики пальцев рук и ног. Двадцать седьмой сегмент - копчик и кончик носа. Двадцать восьмой сегмент - зрачки глаз.
После заполнения звуком тела в звукопроведение вовлекается пространство ауры человека в радиусе 1,5-5,0 метров от поверхности тела.
Звукопроводящие сегменты объединены в стандартные пакеты: шейный, ручной, головной, туловищный и ножной. Каждый пакет сегментов звук преодолевает на одном дыхании (выдохе). Проведение звука по следующему пакету звукопроводящих сегментов тела требует физиологической голосовой паузы для добора воздуха. Во время вдоха проведение звука по телу не происходит.
Звуковые трансовые маршруты
Издаваемый гортанью звук может пойти по одному из нескольких направлений в теле человека: вверх к голове, вниз в туловище и ноги или в руки - или же распространяться по всем направлениям одновременно. Направление звука зависит от особенностей позы индуктора транса автоматического рисования. Общим для всех трансогенных поз является расслабленность мышц тела, положение ног и способ распространения нагрузки на них.
Трансовый голос 99
Расслабленность мышц тела обеспечивает благоприятные условия для проведения звука. Напряжения в мышцах препятствуют звукопроведению, от них желательно избавиться.
Расстояние между стопами должно быть таким, чтобы обеспечить беспрепятственное распространение звука по телу. Лучше всего звук распространяется, когда это расстояние примерно равно длине голени. Это немного больше, чем ширина плеч.
100 Глава 5
Вторая особенность позы звукоизвлечения - нагрузка на ноги должна распространяться равномерно. Следует избегать опоры на одну ногу. Третья особенность - ноги в коленях слегка согнуты. В равнонагруженной позе глаза автоматически оказываются в горизонтальной позиции и голос имеет естественные бархатистые тона. Естественный мягкий голос буквально «льется» и легко воспринимается слушателем. Бархатистый голос обладает значительной трансовой силой. Прямые и напряженные ноги превращают бархатистый естественный голос в неприятный скрежещущий или лающий, что вызывает в слушателе непроизвольное чувство протеста вместо транса автоматического рисования.
Рассмотрим наиболее часто применяемые позы трансогенно-го звукоизвлечения (рис. 28). Позиции ног в трансогенных позах практически неизменны. Вариабельная часть позы - позиции рук. Изменяя позицию рук, мы можем изменить направление, по которому звук распространяется по телу, а также немного варьировать высотой и тембром голоса.
При опущенных вдоль туловища руках звук от гортани распространяется по шее вниз к грудной клетке и животу, затем переходит в ноги до пяток и предплюсны. После достижения стоп звук вторым этапом распространяется от гортани к крыше черепа и затем к нижней челюсти. Третий этап - распространение звука по рукам до кистей. Четвертый этап - распространение звука по пальцам рук и ног, копчику, кончику носа и через глазные магистрали. Пятым этапом является проведение звука по пространству ауры вокруг тела.
Вторая поза звукоизвлечения предназначена для пропускания звука первоначально через руки и голову, а затем уже через туловище и ноги. Слегка согнутые в локтях и кистях руки расположены перед туловищем таким образом, что кисти находятся на уровне солнечного сплетения.
Третья поза звукоизвлечения предназначена для первоначального проведения звука в голову, а уже затем через руки, туловище и ноги. Приподнимите руки выше плеч, и голос изменит свой маршрут движения по телу. Описанные позы звукоизвлечения просты и помогают приспособиться к любым условиям проведения сеанса автоматического рисования.
Трансовый такт и его внешние проявления
Проведение звука по сегменту тела в психологическом отношении составляет особенную единицу трансового состояния, обозначенную как трансовый такт или трансовая ступенька.
Трансовый такт включает в себя совокупность физических, физиологических и психических явлений, которые происходят при распространении звука, голоса, внутреннего голоса или паузы в одном звукопроводящем сегменте тела человека. Для простоты терминологии обозначим и звук, пришедший к нам извне, и звук нашего голоса, и внутренний голос, и паузу между словами или фразами просто звуком.
Трансовый голос 101
Состояние транса автоматического рисования возникает при прохождении звука или паузы по телу человека. Преодоление одного сегмента тела звуком или паузой означает погружение человека в транс на одну ступеньку. Чем больше произошло трансовых тактов, тем больше трансовых ступенек пройдено и тем глубже транс автоматического рисования.
Рождение звука в обыденном состоянии сознания сопровождается колебанием или движениями тела, которые передаются на движения глаз при проведении звука по телу. Современные люди приучены гасить колебания тела и глаз, но у детей эти колебания отчетливо видны. Погашенные колебания тела во время звукоизв-лечения вызывают напряжения мышц и психики, к которым большинство из нас привыкло, и мы считаем состояние погашенных колебаний нормой. На самом деле это ошибочное мнение. Погашенные колебания тела и глаз во время и после звукоизвлечения порождают фоновое, ничем не спровоцированное психическое и физическое напряжение. Фоновое напряжение проявляется в виде тревожности, мнительности или немотивированной агрессивности.
Проведение звука по сегменту сопровождается колебанием глазных яблок и подрагиванием верхнего века (движением ресниц). При переходе звука с сегмента на сегмент заметны колебания пройденного звуком (освобожденного) сегмента тела. Трансо-вый такт укладывается в промежуток времени между двумя сериями затухающих колебаний тела.
102 Глава 5
Колебания глаз происходят в две фазы. Первая фаза - относительно медленные и высокоамплитудные колебания глаз, легко заметные и осознаваемые. Вторая фаза - быстрые и мелкие коле-
бания глаз, которые легко обнаруживает опытный в трансовых техниках наблюдатель. Малоопытный наблюдатель не обращает на них внимания.
Первая фаза колебаний глаз соответствует началу движения звука по медленнопроводящему участку тела. До тех пор, пока звук преодолевает медленнопроводящий участок тела, глаза совершают высокоамплитудные колебания. Вторая фаза колебаний начинается с момента преодоления звуком медленнопроводящего участка и во время движения звука по быстропроводящему участку (рис. 29).
Окончание трансового такта знаменуется особыми феноменами: «опустошением головы», расслаблением мускулатуры на том участке тела, где происходило проведение звука, и ритмическим покачиванием этого участка. Как только возникает покачивание на данном участке тела, звук начинает проходить по следующему участку маршрута в медленнопроводящей его части.
Трансовый такт достаточно индивидуален и зависит от высоты голоса, типа произносимых звуков, размеров человеческого тела, его состояния и многих других причин. В то же время он постоянно выявляется и, несмотря на индивидуальность, может служить объективным критерием изменения состояния человека.
В норме любой звук первоначально возникает как прообраз в каком-либо участке тела, затем он проецируется в область гортани, где происходит звукоизвлечение, и от гортани начинает распространяться по стандартному маршруту. Прообраз звука зарождается при дыхании, задержанном на выдохе, затем следует проекция звука в гортань (или уши) при кратковременной паузе в дыхании и внутреннем безмолвии. Потом появляется внутренний звук, который сопровождается низкоамплитудными движениями глаз и туловища, и, наконец, в гортани звук извлекается в сопровождении высокоамплитудных колебаний тела и глаз. Затем звук от гортани последовательно проводится во все участки тела посегментно.
Речевые трансы
На практике гипнотерапевт редко использует простые звуки для вызывания трансовых откликов. Одним из основных приемов является произнесение гипнотических формул или диалог с паци-
Трансовый голос 103
ентом. Проведение по телу фраз или словосочетаний похоже на проведение простых звуков, однако имеет свои особенности.
Первая особенность проведения речи по телу состоит в том, что сегменты тела, проводящие речь, гораздо больше, чем сегменты для проведения простых звуков. Речепроводящие сегменты тела заключены между крупными суставами.
Вторая особенность заключается в том, что проведению подлежат не просто слова, а группы слов, формирующие грамматические и синтаксические конструкции. Грамматические, синтаксические конструкции и паузы между ними образуют функциональную речевую и трансовую целостность.
Третья особенность: пауза - это всегда задержка дыхания или вдох, тогда как словесные конструкции произносятся на выдохе.
Для того чтобы речь проводилась по телу, необходимо совершить маленький вдох и «взять паузу». Первая пауза необходима для того, чтобы речь «вставилась» в звукопроводящий сегмент тела. В каждом крупном сегменте есть особый участок, или вход (тамбур), в который «входит» речь, и с него все начинается. Если перед речью не «взять паузу» на вдохе, то она не будет проводиться по телу, а станет беспаузной, малопонятной скороговоркой на повышенных или шипящих тонах.
104 Глава 5
С произнесения первого слова начинается движение речи по быстропроводящему участку сегмента (рис. 30). Группа слов, обо-
значающая подлежащее, преодолевает быстрый участок проведения сегмента, затем следует остановка и естественная пауза (скважина). Во время паузы дыхание замирает. В этот момент речь должна «войти» в медленнопроводящий участок тела. Для «входа» необходим маленький вдох. Вдох «входа» в медленнопроводящий участок речи бывает настолько легким, что его не замечают, но он всегда есть. После вдоха «входа» на выдохе обычно произносят группу слов сказуемого. Именно группа слов сказуемого или слов, эквивалентных сказуемому, преодолевает блок крупных суставов, обеспечивая проведение речи по телу.
Преодоление медленного участка проведения речи (блок -крупные суставы) возможно с помощью двух приемов - произнесения слов группы сказуемого или умолчания. Умолчание - это прием опускания (не произнесения) группы слов сказуемого или любой другой группы слов. Технически это осуществляется следующим образом. После вдоха «входа» в медленнопроводящий сегмент необходимо выполнить дополнительный небольшой вдох. После дополнительного вдоха развивается пауза умолчания, которая преодолевает медленнопроводящий участок тела.
Дополнительные члены предложения проводятся через сле дующий участок быстрого проведения речи по описанной техно логии. Проведение фразы продолжается до тех пор, пока не исчер паются смысловые группы слов или пока говорящий не «поставит точку». Пока дыхание задержано, проведение речи по телу проис ходит, несмотря на то, что слова уже произнесены. Пауза во вре мя задержки дыхания после окончания речи обеспечивает прове дение речи по телу не только у говорящего, но и у слушающего. Выдох обозначает окончание проведения речи по телу, то есть «постановку точки» в наведении транса.
РЕЧЕВАЯ ТРАНСОВАЯ ЛЕСТНИЦА
Звуки речи, издаваемые гортанью, преодолевают шесть главных препятствий при движении вниз: грудную клетку, тазовые кости и тазобедренные суставы, коленные суставы, голеностопные суставы, кости стопы и границу между подошвой стопы и землей или полом.
Движение звука вверх к голове начинается не с момента его произнесения, а только после того, как звук прошел через ноги в землю. Несмотря на то, что путь от гортани к голове очень коро-
Трансовый голос 105
ток, звук или пауза идут вверх только после прохождения через стопы в землю. Звуковая волна поднимается вверх к голове, преодолевая препятствия в суставе между первым позвонком и основанием черепа и затем сочленения костей, формирующих череп.
Трансовые состояния развиваются по мере проведения по телу словосочетания, или фразы, или паузы между двумя словосочетаниями или фразами. По ходу прохождения суставного препятствия преодолевается ступенька транса. Всего существует восемь препятствий для прохождения звуковой речи и, соответственно, восемь ступенек или глубин речевого транса. Между восемью препятствиями для звука заключено семь речевых (трансовых) тактов.
Речевой трансовый такт - более сложный феномен, чем звуковой трансовый такт. Во время звукового трансового такта происходит движение простого звука, например «о-о-о» по единичному сегменту. Речевой такт - это преодоление большого участка тела не просто звуком, а звукосмысловой конструкцией, состоящей из слов. В звукосмысловой конструкции или во фразе должно быть заключено действие и слово, его обозначающее (сказуемое). Без сказуемого или его аналогов звукосмысловая конструкция не движется по телу.
ПРОХОЖДЕНИЕ РЕЧИ ПО ТРАНСОВОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Прохождение трансовой ступеньки сопровождается покачиванием тела. По мере движения звуковой волны по телу и преодоления препятствия колебания обретают большую амплитуду. На каждом препятствии меняется характер покачиваний - например, раскачивания вправо-влево после прохождения препятствия могут смениться на покачивания вперед-назад, а те, в свою очередь, на круговые или торсионные движения туловища. Чем больше ступенек пройдено, тем сильнее раскачивание тела. Наблюдая за пациентом, можно точно определить глубину транса.
Перечислим крупные ступеньки трансовой лестницы.
Первая ступенька соответствует преодолению костей грудной клетки. Колебания грудной клетки обычно незаметны для глаза, но их можно зафиксировать, приложив в ней руку.
Вторая ступенька соответствует преодолению костей таза и тазобедренного сустава и характеризуется мелкими, почти незаметными покачиваниями тела.
106 Глава 5
Третья ступенька транса соответствует преодолению коленных суставов и вовлечению в движение бедер, что сопровождается усилением покачиваний тела.
Четвертая ступенька соответствует преодолению голеностопных суставов и вовлечению в колебания голеней. Колебания туловища хорошо видны, заметно вовлечение в колебания голеней.
Пятая ступенька соответствует преодолению звуком костей стопы: стопы начинают качаться, и человек становится неустойчивым. Колебания тела увеличивают амплитуду.
Шестая ступенька транса характеризуется прохождением звукового барьера между подошвой стоп и землей. Подошвы прилипают к земле, и колебания тела становятся заметно слабее. На шестой ступеньке транса больного трудно оторвать от пола, он «прилипает» к нему.
Седьмая ступенька транса наступает после преодоления ба-; рьера из семи шейных позвонков и сустава между первым шейным позвонком и основанием черепа. В колебания вовлекается шея, и больной колеблется всем телом - от пяток до головы. Голова может совершать круговые движения.
Восьмая ступенька транса наступает после прохождения голоса по всем костям головы. На этой ступеньке колебания тела резко ослабевают, голова откидывается назад, тело вытягивается в струнку. Пациент стоит вытянувшись и запрокинув голову назад. Он в глубоком трансе, но сознание не покидает его. Человек слышит, видит и даже оценивает все происходящее вокруг.
Время на прохождение речи по всем ступенькам трансовой лестницы составляет 13-15 секунд.
ТРАНСОГЕННАЯ ПАУЗА
Естественной единицей измерения длительности трансовой паузы является трансовый (речевой) такт. Какова должна быть пауза для достижения транса? Хороший трансовый отклик возникает уже при длительности паузы, равной длительности одно-го-двух речевых тактов. Паузы длительностью 3-4 речевых такта являются оптимальными для вызывания откликов автоматического письма и рисования. Паузы длительностью 5-7 трансовых тактов также вызывают трансы автоматического рисования и письма.
Трансовый голос 107
Некоторые пациенты при больших трансовых паузах склонны переходить из трансов автоматического рисования в гипнотический сон без всякого участия тренера. Трудно однозначно ответить на вопрос, как поступать в таких случаях. Безусловно, когда один из пациентов погрузился в гипнотический сон, а остальная группа рисует, тренеру необходимо отвлечь внимание от заснувшего. Опыт показал, что заснувшему нужно создать благоприятные условия для сна и продолжать занятие с остальными участниками. Ничего страшного и необычного в таком повороте событий нет. Обычно гипнотический сон недолог и пациент просыпается самостоятельно. Как правило, он переживает во сне видения. После выхода из сна он выглядит удовлетворенным. По-видимому, гипнотический сон является одним из эквивалентов автоматического рисования или письма. Иными словами, тренер (терапевт) обязан внимательно отслеживать ход событий на сеансе и быть готовым к тому, что кто-то из участников погрузится в гипнотический сон вместо транса автоматического рисования.
Запаситесь подушками!
РАСПОЛОЖЕНИЕ ПАУЗ ВО ФРАЗЕ
Паузы (скважины) расчленяют фразу на трансогенные фрагменты: подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения. Паузы бывают также соединительные (союзы «и», «или» -пауза после союза) и разъединительные (союзы «а», «но», «однако»). Соединительные паузы должны длиться не более одного-двух трансовых тактов. Разъединительные паузы всегда должны быть продолжительнее соединительных и могут достигать 3-5 трансовых тактов.
Рассмотрим эффективную трансогенную фразу: «Ой, туманы, туманы, обнимите меня». Бесскважная фраза типа «Ой туманы туманы обнимите меня» не произведет никакого впечатления на пациента. Иное построение фразы - с паузами «входа» и между словами, разделяющими группы слов подлежащего и сказуемого, - обязательно приведет к трансовому отклику. Обозначив паузу точками, произнесем ее следующим образом: «...Ой туманы-туманы... обнимите... меня...»
Как показал опыт, хороший трансогенный эффект достигается при произнесении фраз, состоящих из 2-7 слов, разделенных 2—4 паузами. Оптимальное число пауз — 2-3. Излишняя скваж-
108 Глава 5
ность речи с большим числом пауз приводит к эффекту ускользания пациента из транса, выходу в межтрансовое состояние и отвлечению.
ПОСЛЕФРАЗОВАЯ ТИШИНА
Длительность паузы в значительной степени определяет глубину погружения пациента в транс. Пауза влияет на глубину трансового отклика. Пациент чутко реагирует на паузу непроизвольными покачиваниями тела, движениями глаз и изменением глубины дыхания. Во время произнесения фразы терапевтом пациент замирает и останавливает дыхание. В начале фразы перед паузой он задерживает дыхание, концентрируя слуховое внимание, а в начале звучания слова он делает выдох чуть больше обычного. В состоянии углубленного выдоха пациент остается до наступления послефразовой тишины.
Во время транса для поддержания хорошего контакта с пациентом следует говорить тихим голосом и короткими фразами. Тишина во время транса обладает рядом замечательных свойств. Когда терапевт замолкает и держит послефразовую паузу до выдоха, пациенты находятся на стадии вслушивания. Вслушивание в наступившую тишину является стадией углубления транса.
Чем длиннее пауза, тем из большей глубины подсознания извлекается трансовый отклик. Однако трансовая пауза не может быть очень длинной. Максимальная ее длительность может составлять до семи трансовых тактов. Дальнейшее удлинение трансовой паузы приводит к феномену «выскальзывания» пациента из транса.
БЕСПАУЗНАЯ РЕЧЬ
Парадоксально, но непрерывная беспаузная или бесскважная речь также стимулирует развитие транса. Первое условие трансо-вости непрерывной беспаузной речи - ее длительность должна составлять не менее 10-12 речевых тактов.
Второе условие - необходимо «вставить» речь в звукопроводящий сегмент с помощью «взятия паузы».
Третье условие - прохождение блоков осуществляют с помощью повышения тембра голоса или замедления темпа произнесения отдельных слов.
Трансовый голос 109
Выделение слов голосом или изменением темпа речи эквивалентно употреблению сказуемого в речи с паузами. Бесскважность речи подразумевает, что паузы-скважины отсутствуют внутри текста, но две паузы обрамляют его - до и после фразы.
Бесскважное произнесение фраз достигается за счет использования ряда технических приемов.
Первый прием - заполнение пауз между словами протяжными неопределенными гласными звуками, похожими на «о», «а», «э», «и», «у». Лингвисты определяют подобные звуки как «закрытые». Неопределенные звуки выполняют две функции: (1) голосового заполнителя промежутков между словами (смысл фразы несколько затеняется, но ее трансовая сила возрастает); (2) выделения голосом или интонацией смысловой или паузной нагрузки. Неопределенный звук - это пауза наоборот. И пауза, и неопределенный звук способствуют проведению речи по телу.
Второй прием - произнесение фразы нараспев.
Третий прием - произнесение длинных фраз без пауз, особым сдавленным голосом, как это делают рок-певцы.
Кроме бесскважного произнесения фраз, силу трансовости речи можно увеличить и другими приемами, удлиняющими фразу. Первый прием - искусственное удлинение относительно коротких фраз за счет выделения как ударных, так и безударных гласных. Второй прием - произнесение согласных «л», «м», «н», «р», «ж», «с», «з», «ш» как коротких гласных. При использовании дополнительных приемов необходимо соблюдать меру и не злоупотреблять удлиненными звуками. Избыток удлиненных звуков в речи уменьшает ее трансовость, а также раздражает пациента.
ИНТРИГА
Интрига фразы или трансовой формулы - это особый компонент трансовости. Функция интриги состоит в том, чтобы построить трансовую перспективу и «впустить» подопечного в трансовое пространство. Трансовая перспектива фразы возникает при ее незавершенности, когда необходимо что-то домыслить или совершить выбор между примерно равноправными, но совершенно неприемлемыми завершениями фразы.
Интрига необходима для усиления трансового внимания, которое отличается от интеллектуального внимания. В трансовом
110 Глава 5
внимании отсутствует определенность, скорее всего, оно напоминает вопрос при плохой слышимости: «Что вы сказали?» или «Что?». Трансовое внимание предшествует интеллектуальному. Интеллектуальное внимание всегда направлено на конкретную цель. В нем заключен вопрос: «Что это такое?». Интрига фразы способствует переводу пациента в межтрансовый переход.
Она достигается несколькими способами. Первый наиболее простой - сжатие фразы или скороговорка. Это происходит за счет укорачивания гласных в словах и пауз между словами. В результате речь становится быстрой и малопонятной, пациенту необходимо вслушаться и слегка напрячься. Скороговорка - это простая и эффективная интрига.
Силу скороговорки можно увеличить за счет следующего приема. Фразу разделяют на две части. Первую часть произносят скороговоркой, затем делают интригующую паузу - и вторую часть фразы произносят нараспев, постепенно повышая голос. Завершить фразу необходимо паузой на выдохе. Этот прием создает хорошую трансовую перспективу.
Скороговорку иногда применяют перед завершением фразы. Это способствует перемещению из одного транса в межтрансовый переход и затем в следующий транс.
Интригу создает и включение во фразу бессмысленного набора звуков или слов из неизвестного пациенту иностранного языка. Бессмыслица порождает недоумение и растерянность, которые помогают плавно переместить пациента в транс. Однако бессмыслица не должна выглядеть как грамматическая, орфографическая или иная ошибка. Это вызывает недоверие к терапевту и упрек в косноязычии.
Бессмыслица только тогда сможет выполнить свою задачу, когда она музыкальна и не нарушает мелодический или ритмический рисунок речи. Пациент не должен обнаружить бессмыслицу, ее необходимо скрыть в мелодии речи. Бессмыслица, вставленная в обычную фразу, подобна чудесной лодке, на которой пациент пересекает реку между миром логики и миром иллюзорности.
Бессмысленные слова легко конструируют дети, и к их языку стоит прислушиваться. Трансовое словотворчество детей - вечный и чудесный источник. Слова из детского лексикона следует коллекционировать и включать в трансогенные фразы. Детские слова-интриги совершенны, музыкальны, поэтичны и великолепно встраиваются во фразы, придавая им «полетность» и трансовость.
Трансовый голос 111
Другим источником бессмысленных интригующих слов служат произведения писателей и поэтов-абсурдистов, которые целенаправленно создают слова-интриги. Эффективен также прием включения во фразы научных и технических терминов, особенно из учебника по органической химии. Практически любое устрашающее название органического вещества, вставленное во фразу и пропетое или произнесенное скороговоркой, вызывает быстрый трансовый отклик. (Например, термин «циклопентанпергидрофе-нантрен» почему-то бывает хорошим ключом для вызывания трансовых откликов.) Неплохие слова-интриги можно обнаружить в текстах песен рок- и поп-певцов, обработанных мелодически и ритмически так совершенно, что не заметить их невозможно. Слова-интриги из лексикона популярных певцов приносят неизменный успех.
Прекрасно создают интригу термины из мистической литературы. Вставленные во фразу, казалось бы, не к месту, они полностью исполняют свое предназначение, способствуя развитию трансового отклика. Большое трансовое впечатление производят астрологические термины. Однако, используя термины в трансо-генных фразах, легко совершить одну ошибку - предъявить их специалисту и вместо транса вызвать критику в свой адрес.
Голос индуктора транса
и техники голосового подсоединения
Успех сеанса автоматического рисования во многом зависит от особенностей голоса терапевта. Чем шире голосовые возможности терапевта, тем больше у него шансов на успех. Вызвать трансовый отклик у пациента лучше всего удается с помощью особого «трансового» голоса. Это весьма специфический инструмент. Терапевт ведет пациента по дорогам трансформации прежде всего с помощью своего голоса. Голос помогает «присоединиться» к пациенту и войти в состояние, которое обозначают как раппорт, или психологическое подсоединение для вызывания транса. Голос проникает в пациента и начинает трансформацию, он поддерживает транс и выводит пациента из транса. Поэтому овладение голосом является первостепенной задачей обучения автоматическому рисованию.
112 Глава 5
Техник голосового подсоединения известно много. Для эффективной практики начинающему терапевту вполне достаточно освоить две базовые техники. Они противоположны по исполнению, однако их можно видоизменять применительно к ситуации, а также использовать к комплексе, что предоставляет широкие возможности подстройки к самым разным пациентам.
Первую техникуназывают глазоголосовой, поскольку ее особенность состоит в использовании глаз. Она заключается в следующем. Рассеянным взглядом медленно скользите по телу пациента и слушайте свое тело, свой внутренний голос. Вначале внутренний голос не проявляет себя. Но при взгляде на некоторые участки тела ваш внутренний голос воспроизведет звук. Остановите взгляд и прислушайтесь к внутреннему звуку. Начните вводную часть сеанса своим обычным голосом, который вы попытаетесь наложить на внутренний голос. Обычный голос будет «соскальзывать» с внутреннего голоса. Необходимо поварьировать внешним голосом. Задача заключается в том, чтобы ваш обычный голос сре-зонировал с внутренним голосом. Как только внутренний и внешний голоса срезонировали, появляется внутренне-внешний голос, который звучит совсем по-иному. Резонансный внутренне-внешний голос присоединяет вас к пациенту, «проваливается» в него и куда-то устремляется. В этот момент ваше тело качнется по направлению к пациенту, а пациент передернет телом или поежится.
Первый этап подсоединения закончен. На этом этапе ваш голос сковывает тело и психику пациента. Если не выполнить второй этап, то пациент будет напоминать застывшую глыбу цемента. Это негодный транс.
Второй этап начинается с того, что вы отводите взгляд с точки, на которой появился внутренний звук. Точнее, взгляд сам сползает с нее. С этого момента начинается ваше собственное терапевтическое погружение в транс и вы «видите» свой голос в форме образов в теле пациента. Образы могут быть самыми невероятными. Воображение придаст им форму известного вам предмета или явления: дерева, скорпиона, осьминога, факела, шляпы, первой жены и еще бог знает чего или кого. Не обращайте на это внимание. Этот феномен есть не что иное, как игры иллюзии, сопровождающей транс. Но он свидетельствует о том, что вы подошли к очень важному моменту - возможности присоединения к некоей иррациональной сущности пациента, которая в ладах с его бессознательным.
Трансовый голос 113
В это время появляется новый голос. Он приходит извне. Голос расковывает пациента, он оживает в другом измерении. Самое любопытное, что это вы говорите новым голосом, а не кто-нибудь иной. С этого момента между вами и пациентом натянут прочный канат вашего «трансового» голоса, который открыл шлюз для трансовых откликов. Можете начинать собственно трансформацию. Гипнотизеры называют это состояние «раппорт».
Восприятие «трансового» голоса терапевтом и окружающими людьми неодинаково. Вам он кажется необычным и очень красивым, но окружающие могут сказать, что вы начали скрипеть, говорить нараспев, скандировать, нести чушь или что-то в этом роде. Пациент может не слышать вашего голоса или слышать только первые слова, но он в его власти. Вы замолкаете, и он реагирует на это трансовым откликом: рисует, пишет, погружается в оцепенение, принимает вычурную позу или танцует. При этом вы контролируете себя и пациента изнутри, но плохо оцениваете ситуацию вне себя и пациента, попавшего под влияние вашего «трансового» голоса.
Вторую техникуназывают слухоголосовой, поскольку ее особенность состоит в использовании терапевтом собственного слуха. В отличие от первой техники терапевт не смотрит на пациента. Он может даже стоять к нему спиной. Взгляд отдыхает и ни к чему не привязан. Можно даже закрыть глаза, это позволит лучше слышать пациента.
Терапевт прислушивается к многочисленным звукам, исходящим от пациента. Тот дышит, сопит, шуршит одеждой, кряхтит, слегка стонет, чмокает и вообще издает так много нечленораздельных звуков, что можно составлять целый каталог. Мы их не замечаем, потому что смотрим на пациента. Глаза делают нас глухими. Пациент также не замечает их, потому что они не связаны с сознанием. Однако именно эти нечленораздельные звуки причмокиваний и стонов являются отражением той жизни, которая скрыта за броней сознания. Задача терапевта - через щели и неплотности брони сознания по звукам проникнуть туда, где царствует иррациональное.
Голос терапевта - подходящий инструмент для такого проникновения. Идея способа заключается в том, что аппарат звуко-извлечения у человека один, а «управляющих» двое - иррациональное и рациональное. Но рациональное чаще выигрывает конкурентный спор за обладание гортанью, и мы нередко осознаем то, что говорим.
114 Глава 5
Кто из читателей скажет, что он осознает, когда кряхтит, чмокает или высовывает язык? Окружающие этого тоже могут не заметить, потому что у них открыты глаза и они не осознают, что слышат кряхтение, сопение и чмокание. Кроме того, они сами кряхтят, чмокают, высовывают язык и не осознают и не видят происходящего. Так мы общаемся друг с другом в перерывах между сознательными сообщениями. Бессознательное, иррациональное общение на то и бессознательное, чтобы не засорять сознательное.
Для проверки моих слов попросите родственников или друзей записать на видеокамеру ваше спонтанное поведение. Потом сядьте перед телевизором с карандашом и листком бумаги и посчитайте, сколько раз вы скорчили гримасу и при этом издали нечленораздельный звук. Даже если вы телезвезда, то 10-15% времени звучания вашего голоса приходится на нечленораздельные и не контролируемые сознанием звуки. У людей обычных профессий уровень неконтролируемых звуков еще выше.
Рациональное издает звуки, которые складываются в осмысленную речь или язык коммуникации. Если иррациональное издает звуки, то они являются частью языка иррационального. Освоив язык иррационального или хотя бы имитируя его, мы получаем доступ в иррациональное. Иными словами, с иррациональным нужно говорить на его языке: чмокая, хрюкая, мыча или сопя. А кому такая затея не нравится, пусть бросается на броню сознания. Может быть, что-нибудь получится. Когда он устанет, то или откажется от предприятия, или будет осваивать язык иррационального, или его родственники найдут дорогу к психиатрам.
Техническое исполнение метода состоит в распознавании моментов времени, когда пациент выдает сообщения иррационального, отсечении сообщений рационального, настройке на нечленораздельные звуки, подражании им до феномена резонанса, вхождении в транс и трансового «отзеркаливания» своим, уже «трансо-вым» голосом нечленораздельных сообщений и как кульминации -нечленораздельном диалоге. Диалог кратковременен, за ним следует трансовый отклик в виде рисунка, или письма, или душераздирающего стона, или мелодичного крика, или бессознательного танца, или плача.
Способ настройки на нечленораздельные звуки похож на присоединение к внутреннему голосу. Отличие состоит в том, что вы можете не «видеть» свой голос, но ощущать его как некую
Трансовый голос 115
связку между собой и пациентом. Связка вспыхивает на мгновенье и освещает два пятна контуров - ваш и пациента. Настройтесь на кряхтение, причмокивание, стон.
Для начала годится любой нечленораздельный звук. Эффективность присоединения увеличивается, если к тому же подстраиваться под ритм дыхания. Через некоторое время вы обнаружите, что чмокание пациента происходит всего лишь на мгновение раньше вашего чмокания. Попрактиковавшись, вы сможете устраивать целый диалог из нечленораздельных звуков. Звуки сами исходят из вас. Удивительнее всего то, что и в этом состоянии вы можете спонтанно произнести целый монолог, который никто не понимает. Один лишь пациент внимает вам и рисует или пишет в ответ.
Трансовый отклик может быть любым. Если это стон или плач, то вы как терапевт должны взять пациента за запястье или обнять его и удерживать от порывов эмоций, пока он не успокоится. Пациент в это время переживает страх и сильное волнение, и один на один со страхом или сильным волнением он не может справиться. Мелодичный крик, наоборот, требует предоставления полной свободы пациенту. Терапевту лучше всего отстраниться от пациента и стать как можно незаметнее. Если появился приступ чихания или кашля, то его не прекращают, а дают возможность разрешиться полностью.
Вспышки агрессии и неконтролируемых движений гасят плотным объятием и прижиманием пациента к себе. Агрессия быстро переходит во всхлипывание и не причиняет вреда ни пациенту, ни терапевту. Если пациента вовремя не обнять, то вспышка агрессии усилится и понадобится посторонняя помощь для сдерживания пациента. Заканчивается такая вспышка рыданиями и прострацией.
В качестве тренировочной практики вслушивайтесь в звуки, которые издают знакомые, сослуживцы, члены семьи и просто встречные. Дополнительной и важной практикой является вслушивание в звуки, которые издают животные и птицы, и подражание им до резонанса и подсоединения. Через некоторое время вы обнаружите, что легко присоединяетесь к самым трудным пациентам. Ваш «трансовый» голос обретет особую силу, выразительность и мелодичность.
Глава 6
Голосовые трансовые стили
Трансовый стиль
Трансовый стиль - это манера проведения сеанса и способ преимущественного использования одного из вариантов «трансового» голоса. «Трансовый» голос может быть и громким, и негромким, и тихим, и обычным. В зависимости от того, какую задачу при рисовании ставит терапевт, необходимо выбирать ту или иную высоту голоса и соответствующую ему технику вызывания трансового отклика.
Терапевт решает четыре основные задачи: введение пациента в межтрансовое состояние, переход из межтрансового состояния в транс, поддержание транса во время диалога с пациентом, выведение пациента из транса.
Введение пациента в межтрансовое состояние лучше удается при использовании громкого и тихого голоса. Для вызывания транса применяют и громкий, и негромкий, и тихий голоса. Поддержание транса и диалог с пациентом во время транса требуют негромкого и тихого голосов. Выведение пациента из транса чаще производят громким обычным (нетрансовым) голосом, но можно использовать негромкий и тихий трансовые голоса.
Негромкий и тихий голоса
Негромкий и тихий голоса обладают выраженным трансоген-ным эффектом, именно они наиболее часто используются в тех-
Голосовые трансовые стили 117
нологиях автоматического рисования и письма. Негромкий голос звучит тише спокойного ненапряженного голоса. Тихий голос звучит почти как шепот. Негромкий и тихий голоса - это две расположенные рядом голосовые ступеньки, и технологии пользования ими ничем не отличаются.
Относительным противопоказанием к применению негромких стилей вызывания у пациента трансового отклика является сочетание трех признаков: возбуждение, блеск глаз и пена в уголках рта. Таких пациентов необходимо готовить к трансу автоматического рисования, выводя их из состояния возбуждения.
Внешне негромкий и тихий стили наведения транса выглядят очень просто и даже странно. Мягкий и улыбчивый терапевт не виден среди рисующих пациентов. Очень часто он сам рисует вместе с пациентами, а иногда и спит, пока длится транс. В меж-трансовый период он бросает короткую фразу и снова погружается в гипнотический сон, а пациенты в это время рисуют. Чем глубже погружение терапевта, тем эффективнее трансформации у рисующих пациентов. По окончании сеанса терапевт просыпается и говорит, что очень устал и ему было трудно. Пациенты, напротив, оживлены и веселы.
Негромкий и тихий стили в технологическом отношении сложнее громких. Они требуют длительной работы над собой. По моим подсчетам, на двадцать (!) «громкоговорящих» гелиотерапевтов приходится один (!) «тихоговорящий». Иными словами, среди гипнотизеров всего лишь пять процентов говорящих тихо.
В то же время негромкий и тихий стили наведения транса могут быть очень простыми и эффективными. При определенном усилии и терпении простые виды трансов автоматического рисования и письма доступны очень широкому кругу людей. Главное условие успеха - естественность, простота и лаконичность.
Тихий и негромкий голоса и соответствующие им стили наведения и поддержания транса используют в четырех главных вариантах: напряжения, покоя, расслабления и мяукания. Между основными вариантами существует много промежуточных и комбинированных стилей. Строго говоря, любой голос тише спокойного среднего звучания несет в себе элемент напряжения. Каждый стиль, характеризующийся негромким голосом, либо подчеркивает оттенок напряжения, либо специфическим образом избавляется от него.
118 Глава 6
Напряженный голос «паутинка»
Напряженный вариант трансового голоса характеризуется легким дрожанием. В нем угадывается «паутинка» напряжения, и эффект трансовости голоса достигается именно за счет ее легкого дрожания. Варьирование дрожанием голоса открывает широкие возможности для трансовой терапии. Терапевт должен войти в особое энергетико-психологическое состояние, которое называется состоянием «паутинки».
Состояние «паутинки» - это реальность, в которой имеются энергетические, психологические и анатомические аспекты. Различают две разные в энергетическом и анатомическом отношении «паутинки». Первая образована энергетическими нитями, исходящими из кончиков пальцев рук, точек на голове и межпальцевых промежутков на ногах. Нити формируют в теле энергетическую «паутинку», которая управляет голосом. Контрольное ощущение - тепло в кончиках пальцев при напряжении «паутинки».
Вторая энергетическая «паутинка» соединяет межпальцевые промежутки рук, верхушки пальцев ног и точек на голове. Контрольное ощущение - холодок в межпальцевых промежутках при натяжении сети.
Овладеть состоянием «паутинки» помогает следующая энер-гетико-голосовая практика. Состояние «паутинки» реализуется в определенной позе.
Встаньте прямо, ноги примерно на ширине плеч, при этом стопы развернуты наружу и образуют угол примерно девяносто градусов. Ноги расслаблены и слегка согнуты в коленях. Точное положение рук определяется с помощью следующего приема. Медленно опускайте руки сверху вниз и одновременно произносите какой-либо гласный звук, например, «а-а-а». В какой-то позиции голос станет прерывистым, дрожащим. Бывает и другая ситуация. Отсутствие голоса сменяется прерывистым голосом. В позициях прерывистого голоса ощущается сначала холодок в межпальцевых промежутках - система «прерывистый голос - афония» (отсутствие голоса) или тепло в кончиках пальцев - система «непрерывный голос - прерывистый».
Расстояние между крайними позициями рук, в которых голос приобретает прерывистость, занимает примерно 5-7 сантиметров. В рамках этого пространства всегда можно найти такие характе-
Голосовые трансовые стили 119
ристики голоса, которые терапевт считает лучшими. Продолжайте произносить звуки дрожащим голосом. В области солнечного сплетения появляется пульсация (вибрация) с ощущением расширения и сжатия тела. Через некоторое время аналогичная пульсация возникает в других областях тела: в верхней части груди под ключицами, в области губ и передних зубов, в нижних частях затылочной области, в области темени, нижних частях живота, коленях, пятках, локтевых суставах. Вибрирует и звучит вся «паутинка» с вкрапленными в нее центрами вибрации (пульсации). Когда вибрации овладевают всем телом, голос приобретает тонкость «паутинного» напряжения, и его прерывистость становится практически незаметной. Такой голос имеет выраженную трансо-вость, осязаемую легкость и особое качество - полетность. Голос проникает в глубины сознания и подсознания пациента и может быть нагружен лечебной формулой.
Как овладеть «паутинкой» в голосе? Этому помогут специальные упражнения, которые описаны ниже.
120 Глава 6
Встаньте прямо, руки расположены на уровне нижней части грудной клетки, пальцы расставлены, кисти рук - в одной плоскости со стопами (рис. 31). Сначала найдите нити «паутинки» -
сконцентрируйте внимание на межпальцевых промежутках (кончиках пальцев) и слегка подвигайте руками вперед-назад. При правильно выбранной позиции рук и ног в межпальцевых промежутках появится ощущение холодка и шевеления. Теперь короткими рывковыми движениями слегка напрягайте «паутинку». В теле появляется ощущение нитей, идущих от кончиков пальцев к нижней части живота ниже пупка. От межпальцевых промежутков нити тянутся к области выше пупка.
Эффект «паутинного» дрожания применим при любой громкости голоса. Вопрос состоит лишь в том, насколько хорошо терапевт владеет голосом как инструментом наведения транса.
СПОКОЙНЫЙ ГОЛОС
Спокойный голос не имеет черт напряжения и расслабления, главные его характеристики - покой и безмятежность. Говорить ненапряженным голосом нелегко. Гораздо легче разговаривать напряженным голосом громче или тише спокойного.
В этой голосовой технике трансогенный эффект достигается за счет двух факторов - глубочайшего покоя и акцентирования пауз (скважин) между словами. Каждый из этих факторов сам по себе является трансогенным. Пациент, попадающий в общество такого терапевта, невольно подчиняется его безмятежности и оказывается в состоянии межтрансового перехода. Паузы между словами переводят пациента из состояния межтрансового перехода в транс автоматического рисования.
Спокойный голос подобен голосу певчих птиц, он естественен, как дыхание. Самый короткий путь к освоению спокойного естественного голоса основан на регулировании поаиции взора. Направление взора должно совпадать с линиями, исходящими из глаз и лежащими в плоскости горизонта. Естественно, что у каждого человека своя плоскость горизонта в зависимости от роста.
При совмещении плоскости взора с плоскостью горизонта мышцы шеи и глаз расслаблены, голова занимает естественное положение. Глаза смотрят вперед и находятся в равновесном положении. Нет необходимости наклонять голову вперед или отклонять ее назад (см. рис. 32 А, Б, В). Когда плоскость взора совпадает с плоскостью горизонта, правый луч зрения по длине равен левому лучу. Голос индуктора транса естественен, «льется» без малейшего психологического напряжения и не таит в себе вялости.
Голосовые трансовые стили 121
122 Глава 6
Голос окрашен в приятные для слуха бархатистые трансогенные тона. Слушатель подпадает под трансогенное влияние индуктора транса.
Основные ошибки, которые совершают люди при попытках освоить спокойный голос, связаны с неправильным положением шеи и головы. Первый тип ошибок - подъем взора выше линии горизонта или опускание его ниже линии горизонта, то есть голова слегка запрокинута назад или чуть-чуть опущена вниз (рис. 32).
При наклонах головы плоскость взора пересекает плоскость горизонта.
Когда голова наклонена вправо, голос неестественен и имеет вялые или чрезмерно расслабленные оттенки. Слушатель переходит в состояние немотивированного раздражения и склонен к истерическим реакциям (рис. 32Г).
При наклоне головы влево голос неестественен и напряжен. Он неприятен слушателю и таит скрытые угрозы. Слушатель переходит в состояние оппозиции и контр-агрессии (рис. 32Д).
Если голова наклонена вперед, то человек смотрит исподлобья. В его голосе появляются оттенки скрытой или явной угрозы (рис. 32Е).
При наклоне головы назад, напряжены мышцы шеи. Чтобы привести плоскость взора к линии горизонта, глаза необходимо опустить вниз - получается взгляд свысока. В этом случае голос имеет трансовую силу, но слушатель улавливает в нем скрытое лукавство и высокомерие. У него возникает неосознанное противостояние индуктору транса и желание делать все наоборот (рис. 32Ё).
Если голова повернута вправо, при этом голос имеет оттал кивающие «рычащие» оттенки (рис. 32Ж).
Наконец, если голова повернута влево, голос сдавлен и не имеет трансогенной силы. При ротациях головы правый и левый лучи зрения не равны между собой. Неправильные позиции головы и шеи не позволяют использовать естественный ненапряженный трансовый голос (рис. 323).
Второй тип ошибок связан с наклонами головы вправо или влево. При этом один глаз находится выше другого и оба глаза никак не могут располагаться на горизонтальной плоскости.
Третий вид ошибок - голова находится в горизонтальном положении, но повернута по или против часовой стрелки. При ошибках третьего вида правый и левый глаз устремлены на линию
Голосовые трансовые стили 123
горизонта, но возникает напряжение мышц глаз и шеи, что вызывает напряжение голоса.
Расслабленный голос
Расслабленный вариант голоса реализуется в специфичном состоянии терапевта - в состоянии внутренней улыбки. Именно внутренняя улыбка терапевта обладает мощным трансогенным эффектом. В состоянии внутренней улыбки нет необходимости думать о паузах и мелодике речи. Паузы и мелодика сами автоматически становятся на свои места, формула обретает законченность и трансовую силу. Большинство тихо говорящих гипноте-рапевтов во время сеанса пребывают в состоянии внутренней улыбки.
Описать состояние внутренней улыбки невозможно. Каждый народ кропотливо отбирал лучшие способы выражения трепетности и приязни. Эти состояния названы внутренней улыбкой. Внутренняя улыбка - это безбрежный океан удивительных состояний духа. Это тайна, чудесный свет изнутри. Это лабиринт, это транс. Увидеть внутреннюю улыбку можно, в нее можно войти, но описать словами нельзя.
Техник помогающих достичь состояния внутренней улыбки, известно много, есть способы простые и сложные. Каждая подчеркивает тот или иной вход в нее. В самой внутренней улыбке скрыто множество ступеней, коридоров и лабиринтов. Практикующий терапевт бродит по лабиринтам этого состояния, открывая для себя глубину и тонкость человеческих отношений. Мир из состояния внутренней улыбки выглядит иным, контрасты утрачивают свою значимость, на первый план выходят глубины человеческого ума и духа, богатство оттенков цвета и игры эмоций.
Как достичь состояния внутренней улыбки? Для этого необходимо выполнять четыре простых, но жестких правила.
Правило 1.Не позволяйте себе ругаться ни вслух, ни мысленно. Победите в себе желание поносить и оскорблять кого бы то ни было: людей, животных, растения, пищу, погоду и т.д. Склонность ругать все и вся - дурная привычка, признак бескультурья и душевной грубости. Автоматическое рисование и письмо - дело людей тонких и деликатных.
124 Глава 6
Правило 2.Научитесь не комментировать события, свидетелем которых вы были. Вы можете принять или не принимать произошедшие события или людей, которые в них участвовали. Но не сплетничайте об этом с друзьями или подругами.
Правило 3.Не задерживайте в себе чувства и слова благодарности. Благодарите искренне и немедленно. Когда вы искренне выражаете чувство благодарности, вы улыбаетесь. Такова природа человека.
Правило 4.Здоровайтесь первым, не ждите момента, когда при встрече начнете испытывать неловкость от затянувшейся паузы. Тот, кто поздоровался первым, уже искренне улыбнулся. Тот, кто здоровается вторым, искренен далеко не всегда. Он может ответить искренней улыбкой, но может и процедить приветствие сквозь зубы только потому, что пропустил момент для искренней улыбки, а выдержать паузу неловкости далеко не просто. Задерживая приветствие, вы разрушаете и себя, и добрые отношения с людьми.
Начинающим гипнотерапевтам полезно освоить два простых и эффективных входа в состояние внутренней улыбки.
Вход 1.Практика уходит корнями в ритуальные знания юж ных славян. Идея состоит в том, что внутри каждого из нас живут два энергетических человека: внутренний психический и внешний материальный. Жить они могут совместной и слаженной жизнью или порознь, независимо друг от друга. Внутренний энергетичес кий человек живет тонкой эмоциональной и интеллектуальной жизнью. По-украински внутренний энергетический человек назы вается «прозора людина» (транскрипция - «прозора людына»), что означает «прозрачный человек». Внешний энергетический че ловек живет движением тела.
Если эти два энергетических человека слиты воедино, тогда каждое движение мыслей или эмоций проявляется в движении. Движения тела приобретают выразительность. По движениям человека можно читать его мысли и эмоции, и это состояние называют непосредственностью. В состоянии непосредственности внутренняя улыбка появляется естественно и спонтанно.
Если внешняя и внутренняя энергетические составляющие человека разъединены, то по движениям невозможно судить о переживаемых эмоциях и мыслях. Такое состояние называют замкнутостью и непроницаемостью. В состоянии непроницаемости внутренняя улыбка недостижима. Если мы улыбаемся губами
Голосовые трансовые стили 125
внешнего человека, а внутренний человек молчит или занят своими мыслями, то нас принимают за лжецов.
ТЕХНИКА ОВЛАДЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ УЛЫБКОЙ
Найдите в себе внутреннего эмоционального человека. Найдите его губы и зафиксируйте внимание на их уголках. Улыбнитесь и убедитесь, что внутренний эмоциональный человек может жить отдельно от тела, уголки губ физического тела неподвижны. «Вденьте» губы внутреннего человека в губы внешнего человека и соедините кончики губ их обоих. Кончики губ инициируют «вдевание» внутреннего человека во внешнего. Внешний и внутренний сливаются в единое целое. Теперь психическая жизнь человека и его движения соединены в одну цепочку.
Улыбка «сборного» человека обладает одним уникальным свойством. Уголки губ при еле намеченной улыбке «цепляются» за энергетические центры, находящиеся в области сустава между плечевой костью, ключицей и акромиальным отростком лопатки. В состоянии «зацепления» улыбка «включает» энергетические центры всего тела человека и оно обретает приятный взгляду вид.
Если улыбнуться шире положения «зацепления», энергетическая связь между уголками губ и центрами в суставах прерывается и тело «гаснет». Внутренняя улыбка рождает состояние психологической и энергетической открытости, ровного и радостного психологического состояния. С улыбкой следует не только познакомиться, в ней надо чаще бывать - и тогда она станет привычным состоянием.
Вход 2.Второй вход в состояние внутренней улыбки значительно отличается от первого и восходит к китайским традициям. Аналоги метода внутренней улыбки известны и в европейской гипнотической традиции. Идея метода состоит в «зажигании» улыбкой «точки сознания внутреннего Я». «Внутреннее Я» -энергетико-психологическая реальность в рамках многих систем знаний о внутреннем мире человека. «Точка сознания внутреннего Я» является средоточием осознания внутреннего мира и одновременно пунктом приложения психической энергии. При внутреннем видении «точка сознания внутреннего Я» идентифицируется в виде светящейся точки или капли голубоватого цвета.
В норме у европейцев «точка сознания внутреннего Я» находится в грудной клетке в области сердца. Она проецируется при-
126 Глава 6
близительно на середину линии, соединяющую соски молочных желез. Эта точка может мигрировать по системам энергетических магистралей тела и пространства ауры вокруг тела. Многие энергетические практики состоят в волевом перемещении «точки сознания внутреннего Я» в заданную позицию для выполнения специальных задач. После выполнения задачи «точка сознания внутреннего Я» должна автоматически вернуться на место. Люди, практикующие эту технологию, обладают уравновешенностью, живостью ума и хорошей координацией движений.
У людей с неразвитым осознанием «внутреннего Я» «точка сознания внутреннего Я» может находиться в любом месте общей энергетической системы тела и ауры. У таких людей данная точка идентифицируется либо как светящаяся, либо как темная с очень тонким светлым ободком вокруг нее и темным ореолом вокруг ободка. Обнаружить эту точку можно чаще за пределами тела, в пространстве собственной ауры - впереди тела, за спиной, над головой, внизу у земли или в боковых позициях. Такие люди отличаются крайней неустойчивостью психики, мышления и координации движений.
Техника внутренней улыбки в этом варианте довольно проста. Встаньте прямо, чуть ослабив колени. Если вы спокойны, ваше тело начинает слегка покачиваться. Закройте глаза и поднимите взор в самую крайнюю верхнюю позицию. Осторожно выдвигайте нижнюю челюсть вперед, и в какой-то момент ваше тело расслабится, а покачивания резко усилятся и затем ослабеют.
Внутренним взором оглядите пространство своего тела и пространство вокруг себя. Обычно пространство вокруг себя выглядит темным или темно-серым. Довольно быстро вы обнаружите или светящуюся точку, или темное пятнышко.
Если это «точка сознания внутреннего Я», вы отчетливо это осознаете. Как только вы осознаете ее, она начнет движение к телу или к грудной клетке. Улыбнитесь «точке сознания внутреннего Я», и она молниеносно станет на свое место. На своем месте точка всегда светлая. Затем свет от точки начинает распространяться вниз по туловищу и по ногам. После осветления нижней части тела свет начинает подниматься от груди к голове и охватывает все тело. В момент осветления всего тела вы осознаете, что улыбаетесь всем своим существом. Следующим этапом улыбнитесь земле, на которой стоите. Вы ощутите новое состояние - парение. Это и есть внутренняя улыбка. Не выходите из этого состояния, привыкайте к нему.
Голосовые трансовые стили 127
Следующий шаг - передача или дарение внутренней улыбки. Передачу внутренней улыбки выполняют одним и тем же способом, вне зависимости от использованного входа. В состоянии внутренней улыбки прикоснитесь к уголкам губ кончиками третьего и четвертого пальцев рук. Вы почувствуете внутреннюю улыбку у себя на пальцах. Отнимите пальцы от уголков губ и плавным движением вперед и в стороны передайте улыбку окружающему пространству и людям в нем.
Передача внутренней улыбки - одна из вершин человеческого совершенства, ее можно по праву считать королевой улыбок. Каждому из нас жест передачи внутренней улыбки знаком, им часто пользуются артисты, спортсмены, политики в моменты триумфа и единения с людьми. Простые люди также владеют этим приемом, но делают это редко. Чем счастливей человек, тем чаще он одаривает окружающих внутренней улыбкой. Внутренняя улыбка предназначена всем, всему миру.
На внутреннюю улыбку очень похож воздушный поцелуй, но это не одно и то же. Воздушный поцелуй передается от середины губ, губы вытягиваются в трубочку, и человек устремляется к другому человеку. Во время передачи воздушного поцелуя люди смотрят глаза в глаза. Воздушный поцелуй предназначен конкретному человеку и является одной из вершин любви.
Если терапевт хранит в себе внутреннюю улыбку, успех на сеансах трансового рисования и письма ему обеспечен. Ваш негромкий голос будет творить чудеса, как волшебная палочка. Внутренняя улыбка - это не только тренинговая практика гипно-терапевта. Освоив эту практику, ее можно перенести на сеансы психотерапии для коррекции депрессивных состояний.
Мяукающий и журчащий голоса
Четвертый вариант негромкого трансового голоса называют мяукающим за характерное произношение слов и фраз, очень напоминающее кошачье мяуканье и мурлыкание. Мяукающий голос и соответствующий ему стиль речи автоматически используют хитрые женщины. В этом голосе чудесным образом соединены и вкрадчивость, и просьба, и устремление к тебе. Умом понимаешь, что просьба абсурдна, но ни кошке, ни женщине отказать невозможно.
128 Глава 6
Мяукающий голос выполняет специфическую задачу - он переводит пациента из обыденного состояния сознания в меж-трансовый переход, а сам пациент уже без влияния терапевта легко соскальзывает из состояния межтрансового перехода в нужный транс и выполняет любое задание. В мяукающем стиле терапевт может предлагать очень сложные формулы, и пациент с легкостью и блеском их воплотит в рисунок или стих. Такова сила негромкого мяукающего голоса.
Опыт использования мяукающего голоса показал его эффективность при воспроизведении формул, состоящих из 7-15 слов. Небольшое количество слов трудно «промяукать», а слишком большие формулы, высказанные в мяукающем стиле, вызывают у пациента агрессию против терапевта.
Технически мяукающий стиль воспроизводить очень трудно, существует множество его вариантов. Единственный способ его освоить - это слушать и проникать в голоса кошек и женщин. При достаточной внимательности и тренировке мужчины осваивают его и успешно используют в гипнотической практике. Любопытно отметить, что женщины непринужденно пользуются мяукающим голосом в быту, но избегают его в гипнотической практике, тяготея к вариантам громкого голоса.
Очень близок к мяукающему журчащий стиль. Голос напоминает журчание ручейка, но более всего разговор кошек между собой или с человеком. Вспомните, как кошка просит вас приласкать и почесать за ухом. Она сначала потянется к вам и затем произнесет что-то вроде «жмру». Кошачьи фразы тихие, о