Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОТРАЖАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЯ 21 страница



Небольшой пример может пояснить как само понятие пережива­ния, так и его отношение к эмпатии.

Один участник психотерапевтической группы довольно негативно высказался в адрес своего отца. Ведущий говорит: «Создается впечатление, что ты сердит на своего отца». Тот отвечает: «Нет, я не думаю»,—«Может быть, ты не удовлетворен им?»— «Ну, может быть» (с сомнением).—«Может быть, ты разочаро­вался в нем?». Следует быстрый ответ: «Да, я разочаровался тем, что он слабый человек. Я думаю, я давно разочаровался в нем, еще в детстве».

С чем этот человек сверялся, устанавливая правильность разных предлагавшихся слов? Гендлин считает, и я согласен с ним, что это было некое наличное психофизиологическое состояние. Обычно оно субъективно достаточно определенно, и человек может хорошо пользоваться им для сравнения с подбираемыми обозначениями. В нашем случае «сердит» не подходит, «неудовлетворен» — оказы­вается ближе, и слово «разочарован» — вполне точно. Будучи найдено, оно, как это часто бывает, побуждает .к дальнейшему течению переживаний.

На основе изложенного позвольте мне попробовать описать эмпатию более удовлетворительным для меня сейчас образом. Я больше не говорю «состояние эмпатии», потому что думаю, что это скорее процесс, чем состояние. Попытаюсь описать его суть.

Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколь­ко граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пре­бывание в нем «как дома». Он включает постоянную чувствитель­ность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознавае­мые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помт.чете ему переживать более

чолно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает ia некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, п-обы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете в стороне свое «я». Это могут ? осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернутьс^ в свой мир, когда захотят.

Может быть это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным, и в то же время — тонким и чутким.

ЛИТЕРАТУРА

Gendlin Е. Т Experiensing and the creation of meaning. N. Y , 1962. Rogers C. R. A theory of therapy, personality "and interpersonal relationships as

developed in the clientcentered framework In: Koch S (ed ) Psychology

A study of a science, (...) V 3. N. Y., 1959.


Юнг (Jung)Карл Густав (26 июля 1875 — 6 июня 1961) — швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений в психоанализе — «ана­литической психологии». Ближайший сотрудника. Фрейда (1906—1913), пер­вый председатель Международного психоаналитического общества (1911— 1914). Профессор психологии Цюрих­ского (1933—1941) и Базельского уни­верситетов.

Работая под руководством 3. Фрейда, К. Юнг внес существенный вклад в становление и развитие психоанализа, его методов и приемов (например, тех­ники свободных ассоциаций). Однако расхождения по основным теоретиче­ским вопросам (в частности, отрицание сексуальной этиологии психических рас­стройств) привели его к разрыву с 3. Фрейдом. На основании анализа сим­волики сновидений К. Юнг предполо­жил, что в психическом развитии чело­века помимо индивидуального бессозна­тельного существенная роль принадле­жит «коллективному бессознательно­му». Его содержание составляют «архи­типы» — своего рода формальные схе­мы, прообразы развития, отражающие в символической форме (в мифах, снах, художественном творчестве) общечело­веческий опыт. В освоении содержа-ний.коллективного бессознательного со­стоит, по К- Юнгу, процесс становле­ния личности человека Юнговское учение о коллективном бес­сознательном представляет собой при­чудливое сочетание рафинированных мифопоэтических и символологических построений с крайне натуралистически­ми и даже механистическими представ­лениями, глубоких постижений с уста­новкой на принципиальную двусмыслен­ность основных понятий и несистематич­ность изложения.

Сочинения: The collected works, v. 1—20. London, 1953—1964; Gesam-melte Werke, Bd., 1—18. Z., 1958—1968. Analytical Psychology; Its Theory and Practice. N. Y., 1968. В рус. пер.: Психоз и его содержание. Спб., 1909; Психо­логические типы. М., 192.4, Избранные труды по аналитической психологии. Т. 1—4. Цюрих, 1929—1939. Литература: Аверинцев С. С. Аналитическая психология К. Г. Юн­га и закономерности творческой фан­тазии. — В кн.: О современной буржуазной эстетике. М., 1972; M.—L. Franz (ed.). Man and his Symbols. N. Y., 1964.

К. Г. Юнг

[ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ']

В моей практической врачебной работе с нервнобольными я уже давно заметил, что помимо многих индивидуальных различий челове­ческой психики существует также типическое различие и прежде всего два резко различных типа, названные мной типом интроверсии и типом экстраверсии.

Каждый человек обладает обоими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого опре-

' Юнг К Г. Психологические типы. М., 1924, с. 5—21, 34—41, 55—62, 69—74.

деляет тип. Нужно поэтому наложить сильную ретушь, чтобы при­дать, картине необходимую рельефность, что уже ведет к более или мене>е невинному подлогу. (...)

Интровертированную точку зрения можно было бы обозна­чить к^к такую, которая при всех обстоятельствах старается лич­ность ^ субъективное психологическое явление поставить выше объекта\и объективного явления или по крайней мере утвердить их по отношению к объекту. (...) Экстравертированная точка зре­ния, наоборот, ставит субъект ниже объекта, причем объекту при­надлежит ^.преобладающая ценность. Субъект пользуется всегда второстепенным значением, субъективное явление кажется иногда только мешающим и ненужным придатком к объективно проис­ходящему. (.',.)

Мой опыт доказал мне, что индивидуумов можно различать самым общим образов не только по универсальному различию экстравер­сии и интроверсии, но и по отдельным основным психическим функ­циям. А именно в такой же мере, как внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение вызывают господство экстраверсии или интроверсии, они благоприятствуют также господству в индиви­дууме определенной основной функции. Основными функциями, т. е. функциями, которые существенно отличаются от других функций, являются, по моему опыту, мышление, эмоции, ощущение и интуиция. Если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, эмо-" циональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертированным или экстравертирован-ным, смотря по своему поведению по отношению к объекту, так как это было описано выше. (...)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.