Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мы нерадивы, мы нечистоплотны

Невежественны и ущемлены…

Зато в нас есть бродило духа — совесть И наш великий покаянный дар, Оплавивший Толстых и Достоевских, И Иоанна Грозного. В нас нет Достоинства простого гражданина. Но каждый, кто перекипел в котле Российской государственности, — рядом С любым из европейцев — человек.

Наша опасность заключена в вековой привычке перекладывать чуждое бремя власти на другого, отступаться от него, уходить в ложную невинность безответственности. Наша надежда заключена в самой неразрешенности наших вопросов, как мы их ощущаем. Неразрешенность принуждает под страхом моральной и умственной гибели отыскивать какой-то иной, высший, доселе неведомый уровень (как у Ахматовой: «Никому, никому не известное, но от века желанное нам»). Неразрешенные вопросы обращены к будущему…

 

Приложение

 

К этой статье приложен перевод ветхозаветных псалмов, отобранных православной богослужебной традицией в так называемое Шестопсалмие. Целью переводчика было создать символ преемства между древнееврейской, эллинистической и русской культурами. Поэтому настоящий перевод (в отличие от других моих библейских переводов) намеренно держится греческого текста, хотя и с оглядкой на еврейский подлинник, и стремится удержать музыкальный ритм церковнославянских каденций.

 

ПСАЛОМ 3

Господи, как умножились теснящие меня! Многие восстают на меня, многие глаголют к душе моей: «Нет в Боге спасения для него».

Но Ты, Господи, — защита моя.

Ты — слава моя. Ты возносишь главу мою.

Гласом моим воззвал я ко Господу,

и услышал Он меня от святой горы Своей.

Я уснул, и спал, и восстал,

ибо Господь защищает меня.

Не устрашусь множеств людей,

отовсюду обступивших меня.

Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ты поражаешь всех супостатов моих, сокрушаешь зубы грешников.

От Господа — спасение,

и на людях Твоих — благословение Твое.

Я уснул, и спал, и восстал,

ибо Господь защищает меня.

 

 

ПСАЛОМ 37

Господи! не в ярости Твоей обличай меня,

и не во гневе Твоем наказывай меня; ибо стрелы Твои вошли в меня,

и отяготела на мне рука Твоя. Нет целого места в плоти моей по причине гнева Твоего, нет мира в костях моих

по причине грехов моих; ибо беззакония мои превысили главу мою,

как бремя тяжкое, гнетут меня; смердят и гноятся раны мои

по причине безумия моего. Согбен я и безмерно поник,

весь день, сетуя, хожу, ибо недугом полны чресла мои,

и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушен весьма,

вопию от стеснения сердца моего. Господи! пред Тобою все желание мое,

и воздыхание мое от Тебя не сокрыто. Сердце мое трепещет, оставила меня сила моя,

свет очей моих — и того нет со мною. Други мои, сотоварищи мои

отступили от беды моей, и ближние мои встали поодаль. Но ищущие души моей ставят сети,

желающие мне зла глаголют словеса убийства, готовят ковы целодневно. Я же, как глухой, не слышу,

как немой, не отверзаю уст моих; да, я был как тот, кто не слышит,

и не имеет отповеди во устах своих. Ибо на Тебя, Господи, уповаю;

Ты услышишь. Господи, Боже мой!

И сказал я: да не порадуются обо мне враги мои, да не похвалятся передо мною, когда оступится стопа моя! Ибо я на раны готов,

и скорбь моя всегда предо мною, я возвещаю беззаконие мое

и печалуюсь о грехе моем. Меж тем враги мои живут в силе великой,

и умножились ненавидящие меня безвинно, воздающие мне злом за добро,

враждующие на меня за то, что ищу добра. Не оставь меня, Господи, Боже мой!

Не отступи от меня! Поспеши на помощь мне,

Господи спасения моего!

Не оставь меня, Господи, Боже мой,

не отступи от меня, поспеши на помощь мне,

Господи спасения моего!

 

 

ПСАЛОМ 62

О Боже, Ты — Бог мой,

Тебя взыскую от ранней зари. Тебя возжаждала душа моя,

по Тебе томится плоть моя в земле пустынной, и сухой, и безводной. О, когда бы во святилище узреть Тебя, видеть силу Твою и славу Твою! Ибо милость Твоя лучше жизни, и восхвалят Тебя уста мои.

Буду благословлять Тебя, пока длится жизнь моя, о имени Твоем вознесу руки мои:

словно туком и елеем, насытится душа моя,

и гласом радости восхвалят Тебя уста мои, когда воспомню о Тебе на постели моей,

поутру помыслю о Тебе: ибо Ты — помощник мой,

и под сенью крыл Твоих я возрадуюсь. Прильнула к Тебе душа моя,

и держит меня десница Твоя. А те, кто уловляют душу мою,

сойдут в преисподнюю земли, преданы будут силе меча,

достанутся в добычу шакалам. Царь же возвеселится о Боге,

прославлен будет всякий, кто клянется Им, ибо заградятся уста

глаголющих неправду. Поутру помыслю о Тебе,

ибо Ты — помощник мой, и под сенью крыл Твоих я возрадуюсь. Прильнула к Тебе душа моя,

и держит меня десница Твоя.

 

 

ПСАЛОМ 87

Господи, Боже спасения моего!

Во дни и в ночи вопию пред Тобою. Да внидет пред лице Твое молитва моя,

приклони ухо Твое к молению моему: ибо насытилась бедами душа моя,

и жизнь моя подошла к преисподней. Я причислен к нисходящим в могилу, я стал как человек изнемогший, оставленный посреди мертвых,

подобный убитым во гробе, о которых Ты более не вспомнишь,

и которых рука Твоя отринула.

Ты низвел меня в ров преисподней, во тьму и в тень смерти;

на мне отяготела ярость Твоя,

и все волны Твои навел Ты на меня.

Ты удалил от меня ближних моих,

сделал меня мерзостию для них, заточил меня, мне не выйти на волю.

Очи мои истомились от горести;

я взывал к Тебе, Господи, весь день, простирал к Тебе руки мои.

Или над мертвыми Ты творишь чудеса?

Или умершие восстанут и восславят Тебя?

Или в гробнице возвещаема будет милость Твоя, и верность Твоя — в месте тления?

Или во мраке познают чудеса Твои,

и правду Твою — в земле забвения?

Но я к Тебе, Господи, взываю.

и поутру молитва моя — пред Тобою.

Зачем, Господи, отвергаешь Ты душу мою, отвращаешь лице Твое от меня?

Нищ я, и в скорбях от юности моей,

несу бремя ужасов Твоих и изнемогаю.

Надо мною прошла ярость Твоя,

устрашения Твои смутили меня,

всякий день окружают они меня, как вода, обступают меня все совокупно.

Ты удалил от меня друга и сотоварища,

и ближних моих не видно, как во тьме.

Господи, Боже спасения моего,

во дни и в ночи вопию пред Тобою.

Да внидет пред лице Твое молитва моя,

приклони ухо Твое к молению моему.

 

 

ПСАЛОМ 102

Благослови, душа моя, Господа,

и все, что во мне, — имя святое Его, благослови, душа моя, Господа,

и не забывай всех даяний Его. Он прощает все беззакония твои,

исцеляет все недуги твои, избавляет от истления жизнь твою,

венчает тебя милостью и щедротами, насыщает благами желание твое;

как у орла, обновится юность твоя. Милость творит Господь,

защищает право всех утесняемых. Он открыл пути Свои Моисею,

сынам Израилевым — деяния Свои. Щедр и милостив Господь,

долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается,

и не вовек враждует; не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Как высоки небеса над землей,

сильна милость Его к боящимся Его; как отстоит восток от запада,

отдалил Он от нас беззакония наши. Как милует отец сынов,

милует Господь боящихся Его. Ибо знает Он состав наш,

помнит, что мы — персть. Человек — дни его подобны траве,

как цвет полевой, отцветают; повеет над ним, и нет его,

и не узнает его место его. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его,

помнящих заповеди Его, чтобы творить их. Господь на небесах воздвиг престол Свой,

и царство Его все объемлет. Благословите Господа, все ангелы Его,

крепкие силою, творящие слово Его, внемля гласу слова Его. Благословите Господа, все воинства Его,

слуги Его, творящие волю Его. Благословите Господа, все дела Его! На всяком месте владычества Его

благослови, душа моя, Господа!

На всяком месте владычества Его

благослови, душа моя, Господа!

 

 

ПСАЛОМ 142

Господи, услыши молитву мою,

вонми молению моему во истине Твоей, услыши меня в правде Твоей, и не входи в суд с рабом Твоим,

ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо теснит враг душу мою,

втоптал в землю жизнь мою, вверг меня во тьму,

как умерших в давние дни. И уныл во мне дух мой,

смятенно во мне сердце мое. Вспоминаю дни древние,

размышляю о всех деяниях Твоих, о делах руки Твоей рассуждаю, простираю к Тебе руки мои;

душа моя — земля безводная и жаждет Тебя.

Скоро услышь меня, Господи!

изнемогает дух мой. Не отврати лица Твоего от меня,

да не уподоблюсь сходящим во гроб Открой мне поутру милость Твою,

ибо на Тебя уповаю; укажи мне путь, которым мне идти,

ибо к Тебе возношу душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи!

к Тебе прибегаю. Научи меня творить волю Твою,

ибо Ты — Бог мой. Дух Твой благий да ведет меня

на землю правды. Ради имени Твоего, Господи,

оживотвори меня; ради правды Твоей

выведи из печали душу мою; и по милости Твоей

истреби врагов моих, и погуби всех утесняющих душу мою, ибо я — раб Твой.

Услышь меня, Господи, в правде Твоей, и не входи в суд с рабом Твоим. Услышь меня, Господи, в правде Твоей, и не входи в суд с рабом Твоим. Дух Твой благий да ведет меня на землю правды.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Новый мир. 1988. № 7, 9.

 

[2]Этот мотив ежевоскресных пиров Владимира удержан, как известно, поэзией русских былин:

…А Владимир князь вышел со Божьей церквы, От той от обеденки Христосския. Садился он за столики дубовые, Ести ествушек сахарныих, Пити питьецов медвянныих…

 

[3]То есть, разумеется, на этот праздник равные права у всех трех наций, вышедших из единого лона Киевской Руси: русских, украинцев и белорусов. Вещи самоочевидные как-то странно оговаривать, но, наверное, надо.

 

[4]Так, архитектура Дворцовой капеллы в Аахене знаменательно повторяет формы римско-византийского искусства Равенны, ставшие символом имперского величия как такового.

 

[5]Строго говоря, Армения стала христианским государством на годы ранее Медиоланского эдикта Константина. Но это частная оговорка, оттеняющая общую картину

 

[6]Византии — как раз не византийское, не средневековое, но античное название города на Босфоре, который на заре византийской эпохи перестал быть Византием и стал Константинополем, или Новым Римом

 

[7]Самоназвание греков от древности до наших дней — эллины. Однако в христианском обиходе слово это приобрело одиозный смысл, как обозначение язычников в противоположность христианам.

 

[8]Через позднеантичные романы о Трое (Диктис Критский в латинской версии) троянские сюжеты вошли в репертуар рыцарской литературы западного Средневековья. На Руси не позднее начала XVI века распространяется легенда о происхождении русских великих князей через Пруса от Августа (послание Спиридона-Саввы, «Сказание о князьях Владимирских»). «А и римская печать нам не дико: мы от Августа кесаря родством ведемся», — писал Иван Грозный шведскому королю в 1573 году.

 

[9]Приучая себя к мысли об османском владычестве, публицисты поздней Византии производили турок от троянцев (тевкров).

 

[10]Ср. заглавие историософского сочинения немецкого романтика Новалиса, где эти слова соединены приравнивающим союзом «или»: «Die Christenheit oder Europe» (1799 г.).

 

[11]В этом отношении показателен культ родичей Иисуса Христа, в особенности Анны и супруга ее Иоакима, но и других, показательно стремление увидеть в апостолах и мироносицах лиц, связанных с Девой Марией узами родства, вообще вся иконография и сама идея того, что по-немецки называется Heilige Sippe, — Святого Семейства, расширенного за счет родни и свойственников. Через это Богочеловек вводился в уютный и понятный мир человеческой домашности и семейственности, где у каждого от рождения есть бабушки, тетушки, двоюродные и троюродные братья и т. д. Посетить паломником одно из многочисленных на Западе святых мест праведной Анны, матери Девы Марии, — все равно что нанести визит вежливости важному лицу: бабушке короля над королями. Как отмечает современный английский историк христианства, «чтобы в XV веке показать реальность человеческой природы Христа, не было надобности апеллировать к биологии, но недостаточно было указать на Марию и Иосифа; было необходимо знать, что у него была родня». Русскому благочестию это совершенно чуждо.

 

[12]Параллель этим строкам у Гумилева: «Сердце будет пламенем палимо вплоть до дня, когда взойдут, ясны, стены нового Иерусалима на полях моей родной страны».

 

[13]Отметим, что она хорошо согласуется с мотивом, неоднократно встречающимся в христианской Священной Истории; избранничество Давида оттенено отверженностью ранее воцарившегося Саула, избранничество христиан — отверженностью ранее избранного народа Ветхого Завета. Первое место отдано не тому, кто был первым по времени. (В пользу русских, «работников одиннадцатого часа», этот мотив использован уже в XI веке у митрополита Илариона — в «Слове о законе и благодати».) Но как раз эта логика предполагает, что первое место не какое-то иное, но то самое, которое было изначально предназначено погубившему свое первородство. Христиане — новый Израиль; потому же Константинополь — новый Рим, а Тырново или Москва — новый Константинополь.

Заодно вспомним еще один мотив, хорошо известный из сказок, но встречающийся отнюдь не только в сказках: попытка должна быть повторена до трех раз — и тогда либо за двумя неудачами следует удача, либо удача последовательно возрастает и на третьей попытке достигает совершенства. Укажем на варианты этого мотива в истории римской идеи. В перспективе «Энеиды» Вергилия Рим есть наследник погибшей Трои и возвышенной лишь на время Альба Лонги, так сказать, третья Троя. Для ранних византийцев, веривших, что Константин хотел возвратить столицу империи из Рима в Трою, но был научен оракулом перенести ее на Босфор, третьей Троей оказывается Константинополь.

 

[14]И каждому из этих этапов соответствовало все более сознательное отчуждение Руси от католического Запада (в XIII веке — отказ Александра Невского посланцу папы, в XV веке — низложение великим князем Василием II митрополита-латинофила Исидора Московского, при Иоанне IV — провал миссии Антонио Поссевино). Теперь уже русские не просто следуют за своими греческими наставниками, а, напротив, видят причипу отвержения Византии и своего избрания в компромиссе греков с латинством.

 

[15]Далеко не случайно, впрочем, что даже так поначалу расширяются королевства Пиренейского полуострова, только что, как и Русь, сбросившие иго Востока и заразившиеся его безмерностью.

 

[16]Термин поры Второго ватиканского собора (1962); приспособление внешних форм католической религии к нуждам текущего дня.

 

[17]Имеются уходящие в схоластическую традицию корни у попыток западных теологов новейшего времени подвести богословский фундамент под эгалитарно-демократические принципы, аргументируя не от невинности человека, как Руссо, а, напротив, от его греховности. В своей сущности, говорят они, жизнь иерархична, однако эта нагая сущность, подобно наготе плоти после грехопадения прародителей, нуждается в принципе равноправия как аналоге покрова стыдливости. Во всех глубинных межличностных отношениях — подлинном ученичестве, подлинной любви, — пока райский миг длится, никто не спрашивает о равенстве прав; однако последнее необходимо, потому что в падшем мире подлинное сейчас же грозит выродиться в неподлинное. Поэтому человеку нельзя давать неограниченную власть над человеком; из христианской любви к носителю власти не нужно вводить его во искушение. Никто из людей недостаточно чист, чтобы за него не надо было бояться.

 

[18]Здесь не место обсуждать различия в установках восточной и западной аскетики. Различия эти очень резко акцентированы в «Аскетических опытах» Игнатия Брянчанинова. Если бы, однако, не было существенной общности, афонский монах, составитель «Добротолюбия» Никодим Святогорец, не смог бы при помощи совсем немногих изменений приспособить для православного читателя аскетическое руководство католика Скуполи, монаха-театинца XVI века, «Невидимая брань» (книга была переведена на русский язык с греческого и получила широкое хождение среди стремящихся к духовной жизни монахов и мирян). Вообще же соотношение православной и католической мистики — зона острых споров. Характерно, что влиятельнейшее в католицизме «Подражание Христу» (XV век) вызвало со стороны двух русских духовных авторитетов — Димитрия Ростовского и того же Игнатия Брянчанинова — диаметрально противоположные оценки

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.