1. Характеристика обороны как области государственного управления………………………………………………………………………..5
1.1. Оборона как область государственного управления……………5
1.2. Министерство обороны в области государственного управления………………………………………………………………………12
2. Характеристика органов государственной власти, осуществляющих управление в области обороны…………………………14
2.1. Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области обороны…………………………14
2.2. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной…………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………34
Введение
Оборонительная функция - одна из первейших и важнейших функций каждого государственного организма. По одной из теорий возникновения государства люди объединялись в политические сообщества для защиты от внешних нападений. Поэтому не должно вызывать удивление обилие нормативно-правовой базы в области обороны в российском административном праве. Этот блок норм права, в отличие от многих других, никогда не был предметом особого изучения ни одной из вновь формировавшихся на базе административного права отраслей или подотраслей права. В целом указанная тенденция свойственна в целом всему блоку норм, касающихся административно-политической сферы, за исключением норм процессуального характера, которые зачастую становятся источниками одной из процессуальных отраслей (уголовно-процессуального или гражданско-процессуального права).
Административно-правовые нормы, сформированные в области обороны, имеют своей целью обеспечение регулирование отношений по обеспечению обороноспособности страны, ее устойчивости к внешней агрессии.
Сейчас уже никто не ставит под сомнение главное – необходимость иметь современную оборону нашего государства, заявил, выступая 28 февраля 2012 года в Государственной Думе РФ, вице-премьер, председатель Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации Дмитрий Рогозин. Нам нужны сегодня Вооружённые силы, способные дать отпор любому агрессору или группе агрессоров, посягнувших на нашу безопасность[1]. Однако без общенациональной поддержки и должного руководства решить проблему обеспечения обороноспособности страны невозможно. Данный вопрос должен стать консолидирующим для всего нашего общества.
Сказанное определяет актуальность рассматриваемого исследования.
Объект данного исследования – общественные отношения, складывающиеся по поводу управления обороной Российской Федерацией.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и систему управления обороной Российской Федерации.
Цель данной работы – комплексно-правовой анализ управления обороной в Российской Федерации.
В связи с поставленной целью, задачами настоящего исследования являются:
- рассмотреть оборону как область государственного управления;
- проанализировать роль Министерства обороны в области государственного управления;
- выяснить особенности системы и компетенции органов государственной власти, осуществляющих управление в области обороны;
- выявить органы, осуществляющие управление гражданской обороной.
Нормативной правовой основой данной работы являются Конституция Российской Федерации[2], Федеральный закон «Об обороне»[3], Федеральный закон «О гражданской обороне» [4] и другие федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
Теоретическую основу данной работы составили научные труды, комментарии военного и административного права, монографии таких ученых-правоведов как Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Кузнецов Н.И. и др.
Структуру данной работы составляют введение, две главы, включающие четыре параграфа, заключение, последовательно раскрывающие тему исследования.
Характеристика обороны как области государственного управления
Оборона как область государственного управления
Основной источник управления в области обороны - Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне". В указанном федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
В целях обороны:
-устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств;
- создаются Вооруженные Силы РФ;
-привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Порядок исполнения воинской обязанности граждан РФ регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"[5]. Воинская обязанность граждан РФ предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан также предусматривает призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время, прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время, военное обучение в период военного положения и в военное время. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном федеральным законом. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.
В соответствии с Положением о военно-транспортной обязанности[6] военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время. Под транспортными средствами в данном случае понимаются железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транспорт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.
Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств. Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов.
Военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и граждан - владельцев транспортных средств. Военно-транспортная обязанность не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, иностранные и международные организации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами РФ оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Российской Федерации от вооруженного нападения. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.
Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Организация обороны включает:
- прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
-разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
- правовое регулирование в области обороны;
-строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
-разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
-создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
- планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
-оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;
-обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
-развитие науки в интересах обороны;
-финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
-международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
-другие мероприятия в области обороны.
Управление в области обороны предусматривает нормативно-правовое регулирование специальных правовых режимов и мероприятий, к которым, прежде всего, относятся состояние войны, военное положение, мобилизационная подготовка и мобилизация, гражданская оборона и территориальная оборона.
Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Военное положение является специальным административно-правовым режимом, основы которого регулируются федеральным конституционным законом.
Порядок мобилизационной подготовки и мобилизации определяется Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"[7] и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация может быть общей или частичной.
Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются: централизованное руководство; заблаговременность, плановость и контроль; комплексность и взаимосогласованность.
В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
подготовка Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;
проведение мобилизации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;
подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
повышение квалификации работников мобилизационных органов и т.д.