С тех пор как появилась глобальная компьютерная сеть Интернет, она стала значить много в жизни современного общества. До глобализации Интернет использовалась в качестве среды передачи файлов, сообщений электронной почты, служила исследовательским и учебным интересам, однако сегодня с ее помощью решаются более сложные задачи распределенного доступа к Интернет-ресурсам.
Интернет развивается очень быстро, становится основной формой виртуального общения и приобретает большое значение, становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире.
Как известно в современном мире существует огромное количество способов, средств, форм общения, и большая часть из них связана с актуальными техническими возможностями, которые представлены использованием всемирной информационной компьютерной сети – Интернет.
Много лет существовали и другие средства передачи информации (почта, телефон, телеграф), но они доставляли неудобства поэтому многие стали пользоваться преимуществами нового мира цифровых технологий и Интернета.
Общение является способом взаимодействия людей друг с другом и с каждым годом информационные границы между странами постепенно стираются, представителям различных этнических групп и конфессий представляется возможность сотрудничать.
Таким образом, Интернет является наиболее удобным средством межкультурной коммуникации. Она охватывает почти все уголки нашей планеты способствует объединению народов и росту их как национального, так и межнационального самосознания.
Наиболее популярными способами общения в Интернете являются электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры, социальные сети. Электронной переписке свойственны некоторые особенности:
· общение межличностного или группового характера;
· общение всегда дистантно или с помощью посредников (посредниками могут быть компьютер и почтовая служба);
· общение по способу взаимодействия может быть монологом либо диалогом;
· общение по форме может быть письменным или устным (если общение идет с помощью видео трансляции);
· стиль речи может быть как официально-деловой, так и любой другой, до разговорной речи и использования ненормативной лексики.
Форум - пространство для сетевых дискуссий. Пользователи размещают в форуме сообщения (вопросы, просьбы, мнения), на каждое из которых можно отвечать. Все сообщения в форуме упорядочены по темам, реплики не в “тему” не приветствуются и обычно удаляются. Форум не предполагает мгновенной реакции участников: обычно пользователи заходят туда время от времени. [1]
Ещё одним способом общения в Интернете являются форумы. Форум - это организация обмена информацией и общения между большим количеством собеседников, которым интересуются одной темой обсуждения. На форумах могут участвовать любые пользователи, на контингент участников нет ограничений, также нет и временных рамок обсуждения темы.
Форумы бывают двух типов:
· первого типа обычно имеют научную или социально-политическую тематику. На таких форумах обсуждают и решают проблемы, связанные с этой тематикой. Здесь присутствуют официально-деловой, научный или научно-публицистический стиль речи.
· второго типа отличаются своей тематикой. На таких форумах обсуждаются различные бытовые сферы жизни, общественные события или же работы творцов в области искусства (в т.ч. музыки, живописи, поэзии и прозы и т.д.). Используется неофициальный стиль общения, преимущественно в разговорном стиле речи, но жестких рамок здесь нет, используются все средства языка. Участники стремятся получить различные знания опыт общения, а также, возможно, некую истину в спорах относительно некоторого явления или индивидуальных предпочтений.
У интернет форумов есть некоторые преимущества перед живым общением:
· отсутствие необходимости совершать переезды к месту проведения форума;
· экономия времени, сил и денег при участии в форуме;
· возможность принимать участие сразу в нескольких форумах;
· отсутствие физического контакта с оппонентами исключает возможность применения физической силы в спорных ситуациях;
· период проведения форума не имеет жестких временных рамок;
Существуют и другие способы виртуального общения в Интернете, такие как конференции, клубы (которые похожи на смесь конференции и чата), сетевые игры, виртуальный мир и др.
Все формы Интернет - общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают некоторыми особенностями: анонимностью; своеобразием протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации; добровольностью и желательностью контактов, затрудненностью эмоционального компонента общения и, в то же время стойким стремлением к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами; стремлением к нетипичному, ненормативному поведению.
Культура общения в Интернете, как и любое другое сообщество, обладает своим собственным набором ценностей, стандартов используемого языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи.
Основных причин общения в Интернете может быть несколько:
· внешние причины (недостаточное насыщение общением в реальных контактах; травматическая ситуация; стресс; социальная изоляция; общение со знакомыми, которые находятся на расстоянии; поиск необходимой информации)
· расстройства психики (депрессии; комплекс неполноценности; тревожность и прочие социальные страхи)
· качества личности (стеснительность; нерешительность; внешние недостатки; индивидуализм; эгоизм; интровертизм.)
· удовлетворение потребности в общении, одобрении, поддержке, безопасности
· возможность создания собственного образа, персоны. Этот образ будет собственным, индивидуальным.
Коммуникации при помощи компьютерных сетей обладают рядом характерных особенностей: одновременно может общаться большое количество людей, находящихся в разных странах, живущих в разных культурах, относящихся к различным конфессиям; невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации; обеднение эмоционального компонента общения; анонимность. Данные характеристики вырабатывают новые формы и стили взаимодействия и возникновения своеобразного Интернет-этикета. Не следует забывать, что написанное вами могут читать разные люди, в том числе дети.
«Так Интернет-этикет содержит в себе негласные правила общения, так называемые заповеди, основные из которых такие:
1. Помните о человеке! Не забывайте, что даже через посредство мертвой Сети и напичканного электроникой компьютера вы общаетесь с живым человеком, а часто - со многими людьми одновременно. Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности - помните, что на другом конце провода такой же человек, как и вы. Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо - и старайтесь, чтобы при этом вам не было стыдно за свои слова.
2. Следуйте в Сети тем же правилам, которым вы следуете в реальной жизни. Нарушение законов человеческого общения, моральных правил или норм общественной жизни Сети, возможно, и пройдет для вас относительно безнаказанным, но будет ли при этом чиста ваша совесть?
3. Помните, что вы находитесь в киберпространстве! Его границы куда шире, чем границы привычного нам человеческого общества, и в разных его частях могут действовать свои законы. Поэтому, сталкиваясь с новым для вас видом общения в Сети, изучайте его законы и признавайте их приоритет. Скажем, в любой группе новостей, форуме или даже канале существуют собственные, локальные правила - ознакомьтесь с ними, прежде, чем отправлять свое первое сообщение! А главное - помните о неписаных правилах.
4. Бережно относитесь ко времени и мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо - и в этом случае вы всегда можете рассчитывать на помощь и поддержку ваших коллег. Однако не дергайте других пользователей по пустяками – иначе, в конце концов, с вами просто перестанут общаться. Помните, что сетевое время не только ограничено, но и для многих весьма дорого! И, помимо ваших проблем, у ваших собеседников могут быть еще и собственные.
5. Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на "условностях" типа правил хорошего тона или, скажем, правил грамматики и орфографии. Даже искренние комплименты теряют в весе и убедительности, будучи воплощенными в грамматически и орфографические неправильной и ошибочной форме.
6. Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь своими знаниями с другими! Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно вам не казалось.
7. Сдерживайте страсти. Вступать в дискуссии никакой этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств - пусть даже ваш визави сознательно провоцирует вас на это.
8. Относитесь с уважением не только к своей, но и к чужой приватности! Если вы по каким-то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашим собеседником. Более того - он имеет право на анонимность и приватность, даже если вы выступаете "с открытым забралом". Побочное следствие из этого правила: не публикуйте информацию из ваших приватных писем без согласия их отправителей, не копайтесь в чужих почтовых ящиках и, в конечном итоге, в чужих компьютерах!
9. Не злоупотребляйте своей властью и влиянием в Сети! Завоевать доверие трудно, а потерять - так легко!
10. Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей! Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами» [2].
Таким образом, рекомендации этикета, в основном, делят на три категории:
· Эмоциональные, психологические (обращаться к собеседнику на «ты» или же на «вы», использовать ли смайлики и в каком количестве, поддерживать новичков или же игнорировать их вопросы)
· Технические, оформительские (какой длины использовать строки, можно ли использовать транслит, допустимо ли расширенное форматирование, допустимо ли в сообщении написание заглавных букв)
· Административные — правила именования (заголовки) тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость флейма, собственно необходимость придерживаться тематики сообщества и т.д.
Этикет предполагает, что любые письма должны быть подписаны. В подпись обычно входит имя-фамилия сетевые адреса - адрес e-mail, адрес домашней веб-странички (при ее наличии).
Если все пользователи Интернета будут придерживаться таких правил поведения при общении в Интернете, то такое общение станет проще, дружелюбнее, приятнее, результативнее.
Cписок литературы
1. Смирнов, Фёдор Олегович // Искусство общения в Интернет. Краткое руководство // Вильямс, 2006. — 240 с.
2. Anthes C.H. Интернет: история будущего // Computer World. – 1999. – № 45.