Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №631
РАССМОТРЕНА
на заседании МО классных руководителей
Протокол № 1
от 26 августа 2015г.
Руководитель МО
Золотокрылина Т.А.
ПРИНЯТА
педагогическим советом
ГБОУ гимназия №631
Протокол №1
от 28 августа 2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
ГБОУ гимназия №631
____/Топунова М.К./
Приказ №52/д
от 31августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Планета детей»
классы 6 «А», 6 «Б»
количество часов по учебному плану 34
2015/2016 учебный год
Ф.И.О. учителей: Трофименко Е.А.
Пашкова М.М.
Санкт-Петербург
Год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от29.12.2014 №1643 и от 29.12.2014 №1644 «Об утверждении изменений федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования», в том числе по вопросам организации внеурочной деятельности, гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПин 2.4.2.1178-02), Уставом и локальными актами ГБОУ гимназии № 631.
Вид программы:
Направление программы:
Одна из аксиом воспитания – без настоящего коллектива классному руководителю сложно решать какие бы то ни было педагогические задачи в своём классе.
Каждый ребёнок интересен.
Детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребёнка взаимодействию с другими людьми. Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации учащимся личностных потенциалов, приобретения ими социального опыта.
Современная школа должна создавать все условия для становления интеллигентной конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях, успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, научной сферах.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, роль классного руководителя остаётся неизменной.
Наша задача– обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
В основу программы положена идея о необходимости закрепления у детей ценностей (норм) коллектива. Жизнь в коллективе и для коллектива способствует формированию и развитию навыков групповой работы, креативного стиля мышления, рефлексии.
На становление жизненных позиций школьника особое внимание имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление.
Класс – это семья. Семья, которая должна жить в доме, где ей будет хорошо и уютно, где ребёнка любят и ценят, будут о нём заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.
Перед тем, как приступить к строительству дома, мы должны определить, какими мы хотим видеть членов нашей семьи. Вместе с ними мы будем переживать все трудности и радости, каждый будет участником стройки.
В любой семье основное значение отводится воспитанию.
Ведущим замыслом школьной воспитательной системы является создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии,
организация и развитие ученического коллектива как среды, обеспечивающей развитие каждого ребёнка».
Цели программы:
Создание коллектива, в котором будут все условия для разностороннего развития личности на основе общечеловеских ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней;
Развитие ученического самоуправления как важного фактора формирования инициативной творческой личности, готовой к активным социальным действиям, стремящейся к постоянному совершенствованию.
Воспитание гражданских и патриотических качеств личности.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
· Организовать работу в группах, коллективе, парах и индивидуально
Помочь создать «Портфолио класса», в течение учебного года пополнять его содержание;
Организовать деятельность актива и секторов ученического самоуправления, помочь им в определении целей и плана действий;
Учить умению работать в группе, команде, коллективно решать поставленные задачи, вести спор;
Развивающие
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
· Развивать навыки ученического самоуправления, уважительного отношения к совместной работе
Через организацию КТД, через деятельность классного актива и секторов ученического самоуправления создать в классе атмосферу дружбы, взаимопомощи, общей заботы;
Воспитательные
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
· Воспитывать у учащихся качества будущих граждан общества посредством проведения классных часов, экскурсий, создания проектов, субботников.
Обратить внимание на ребят, имеющих проблемы в воспитании и обучении;
Реализация целей и задач обеспечивается, в первую очередь, обучающей и воспитательной деятельностью педагогов, учебной деятельностью и личностным самоопределением учеников. Полноценная же реализация возможна только при условии, что на неё ориентированы все виды деятельности школьного сообщества.
Научить детей самостоятельности – долгий и кропотливый труд. Необходимо создать такую атмосферу в классе, при которой у ребят появилось бы желание взяться за организацию своей жизни.
Как классному руководителю (архитектору) необходимо включить каждого учащегося (члена семьи) в организации по формированию и развитию коллектива (дома).
Данная воспитательная деятельность следует цепочке: коллективное целеполагание – коллективное планирование – коллективная подготовка – коллективное проведение – коллективный анализ и оценка (по методике И.П.Иванова).
Условия реализации программы
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов –1учебный час в неделю. За год (35 недель) -34 занятия(+1резерв).
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с литературой.
Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы :составление рейтинга успеваемости класса, экскурсии
Исследовательские методы: анкетирование
Наглядность:просмотр видео-, компьютерных презентаций
УУД, которыми овладеют участники:
· Личностные
· личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
· Познавательные
· умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания, умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения, умение сформулировать проблему и найти способ её решения
· На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации
· Коммуникативные
· умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей
· Регулятивные
целеполагание, планирование, корректировка плана
Содержание программы
№/ месяц
Разделы
Краткая характеристика
Количество занятий
Общее
В том числе теоретических
В том числе практических
1/IX
Природа под микроскопом.
Основы работы с увеличительными приборами, изготовление микропрепаратов. Изучение микромира.
2/X
Осенние явления в природе.
Изучение процессов изменения организмов под действием снижения температуры, влажности, освещённости
3/XI
Зеленый мир.
Расширение кругозора о растениях
4/XII
Мир животных.
Расширение кругозора о животных
5/I
Организм человека
Тайны и секреты строения и физиологии человеческого тела
6/II
Эволюция природы.
Подробнее об эволюционных учениях, эволюция своими глазами
7/III
Весна в природе
Процессы в живых организмах идущие при повышение температуры, освещённости на разных уровня х организации живой материи
ИТОГО
Календарно-тематическое планирование
Раздел 1. Природа под микроскопом.
№
Темы занятий
Содержание занятий
Кол-во часов
УУД, которыми овладевают обучающиеся
(по разделу)
Планируемые даты
Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.
Практическое знакомство с инструментами и приборами изучающими природу
Личностные
Навыки работы с микроскопом необходимые будущему микробиологу, врачу, учёному.
Регулятивные
Планирование исследовательской работы, формулировка вывода, самооценивание чистоты эксперимента
Познавательные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, смысловое чтение, работа с деталями
Коммуникативные
Совместное изготовление препаратов, обсуждение результатов
1 неделя сентября
Исследования природы с помощью микроскопа.
Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.
2 неделя
сентября
Самые маленькие организмы.
Особенности и разнообразие бактерий. Работа с микроскопом.
3 неделя сентября
Простейшие организмы.
Особенности и разнообразие простейших. Анализ проб воды. Исследование фауны водоёмов Санкт-Петербурга и Лен. Области.
4 неделя сентября
Клетки растений и животных.
Сравнение клеток растений и животных. Работа с микроскопом. Исследовательские работы.
5 неделя сентября
Раздел 2. Осенние явления в природе.
№
Темы занятий
Содержание занятий
Кол-во часов
УУД, которыми овладевают обучающиеся
(по разделу)
Планируемые даты
Введение. Сезонность в природе.
Фотопериодизм и другие примеры природных ритмов. Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.
Личностные
Навыки личных наблюдений живых явлений необходимые будущему биологу, врачу, учёному.
Регулятивные
Планирование исследовательской работы, формулировка вывода, самооценивание чистоты эксперимента
Познавательные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, смысловое чтение, работа с деталями
Коммуникативные
Работа в групповых исследованиях
1 неделя октября
2.
Осень в жизни растений и животных.
Анабиоз у разных видов. Адаптация растений к холодам. Наблюдения. Экскурсия.
Рассказ учителя. Беседа.
Практическая раб.
2 неделя октября
3.
Осенние пейзажи.
Экскурсия, фотосессия
3 неделя октября
4.
Грибное царство.
Экскурсия. Грибы и лищайники в школьном саду. Наблюдения.
Проектная деятельность
4 неделя октября
Раздел 3. Зеленый мир.
№
Темы занятий
Содержание занятий
Кол-во часов
УУД, которыми овладевают обучающиеся
(по разделу)
Планируемые даты
Мир растений. Особенности и многообразие растений.
Изучение готовых гербариев.
Вводная лекция с элементами беседы, экскурсия.
Личностные
Навыки личных наблюдений живых объектов необходимые будущему биологу, врачу, учёному.
Регулятивные
Сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (работа с определителем растений)
Познавательные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, смысловое чтение, работа с деталями
Коммуникативные
Работа в групповых исследованиях
2 неделя ноября
2.
Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.
Изучение плодов, семян и корней в школьной коллекции.
Рассказ учителя. Беседа.
Практическая раб.
3 неделя ноября
3.
Роль растений в природе и жизни человека.
Работы с иллюстрациями. Составление схем и циклов о жизни растений.
Беседа. Проектная деятельность.
4 неделя ноября
4.
Растения Красной книги Ленинградской области и меры по их охране.
Лекарственные растения.
Просмотр фильма о жизни растений
Определиние видов из красной книги.
Дополнительно: организация и проведение внеклассного мероприятия для учеников начальной школы «Что ты знаешь о растениях?».
1 неделя декабря
Раздел 4. Мир животных.
№
Темы занятий
Содержание занятий
Кол-во часов
УУД, которыми овладевают обучающиеся
(по разделу)
Планируемые даты
1.
Мир животных. Особенности и многообразие животных.
Особенности и многообразие животных.
Вводная лекция с элементами беседы. Работа с картинками.
Личностные
Навыки личных наблюдений живых объектов необходимые будущему биологу, врачу, учёному.
Регулятивные
Сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (работа с определителем животных)
Познавательные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, смысловое чтение, работа с деталями
Коммуникативные
Работа в групповых исследованиях
2 неделя декабря
2.
Мир беспозвоночных животных
Исследовательская работа с рисунками и справочниками
3 неделя декабря
3.
В мире позвоночных животных.
Холоднокровные животные.
Теплокровные животные.
Беседа. Проектная деятельность
4 неделя декабря
4.
Животные Красной книги РБ и меры по их охране.
Рассказ, проектная деятельность.
Подготовка командных докладов.
5 неделя декабря
Раздел 5. Организм человека.
№
Темы занятий
Содержание занятий
Кол-во часов
УУД, которыми овладевают обучающиеся
(по разделу)
Планируемые даты
1.
Особенности устройства и работы систем органов человека.
Работа со схемами и макетами.
Исследовательская работа с рисунками и справочниками
Личностные
Навыки личных наблюдений за организмом человека необходимые будущему биологу, врачу, учёному. Забота о собственном здоровье.
Регулятивные
Сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (здоровые/нездоровые органы)
Познавательные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, смысловое чтение, работа с деталями
Коммуникативные
Работа в групповых исследованиях
3 неделя января
2.
Функциональные пробы и исследования работы организма человека.
Практическая работа. Работа с микроскоп. Определение микропрепаратов.
4 неделя января
3.
Особенности ВНД человека.
Беседа. Проектная деятельность. Фильм о работе мозга.
5 неделя января
4.
Влияние вредных привычек на здоровье.
Рассказ. Проектная деятельность. Подготовка командных докладов. Обсуждения.
1 неделя февраля
Раздел 6. Эволюция природы.
№
Темы занятий
Содержание занятий
Кол-во часов
УУД, которыми овладевают обучающиеся
(по разделу)
Планируемые даты
1.
Теория эволюции.
От Дарвина до Опарина.
Вводная лекция с элементами беседы .
Личностные
нравственно-этическая ориентация, поиск ответов о собственном происхождение
Регулятивные
Планирование во временной оси событий древности
Познавательные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, смысловое чтение, работа с деталями
Коммуникативные
Работа в групповых исследованиях, командная игра.
2 неделя февраля
2.
Доказательства эволюции.
Рассказ учителя. Беседа.
Поисково-исследов. работа
3 неделя февраля
3.
Начало эволюции.
Рождение Земли.
Исследовательская работа с рисунками и справочниками
Вводная лекция с элементами беседы . Стихи. Загадки. Фенологические исследования
Личностные
нравственно-этическая ориентация, умение ценить живую природу. Понимание важности глубинной связи человека и живого мира
Регулятивные
Планирование опыта, получение результата
Познавательные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, смысловое чтение, работа с деталями
Коммуникативные
Работа в групповых исследованиях, командная игра.
2-3 неделя марта
2.
Весна в жизни растений.
Рассказ учителя. Беседа.
Проращивание семян (опыты)
4-5 неделя марта
3.
Первоцветы под охраной.
По страницам красной книги Ленинградской области.
Экскурсия по парку.
Рассказ учителя, проектная деятельность
1-2 неделя апреля
4.
Вырастить растение своими руками.
Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.
Рассказ. Практическая работа. Результаты опытов - презентации.
3-4 неделя апреля
Ожидаемые результаты реализации программы(на всех уровнях указываются конкретные результаты освоения данной программы)
· характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
1) первый уровень – приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
Положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях, повышение коммуникативности.
2) второй уровень – формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;
Ведение здорового образа жизни.
Сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведение викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
Появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
3) третий уровень – приобретение опыта самостоятельного социального действия;
Умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
Умение разбираться в явлениях живой природы и делиться опытом с окружающими.