Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ского понимания теории можно выделить две точки зрения, пред-



ставляющие структуру научной теории как централизованную

и как иерархическую.Первая из них принадлежит И. Лакатосу

324 Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС. Т. 18. С. 131.

325 Кузнецов И. В. Структура научной теории и структура объекта // Вопросы филосо-

фии. 1968. №5. С. 77.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

и развита в его книге «Фальсификация и методология научно-

исследовательских программ»326. Он предложил рассматривать

структуру научной теории как имеющую «твердое ядро» и «за-

щитный пояс гипотез». Такой подход позволяет объяснить ме-

ханизм защиты теории от фальсификации. Если находится ут-

верждение, которое противоречит набору законов, находящихся

в «твердом ядре», то «защитный пояс» изменяется таким обра-

зом, чтобы сохранить неизменным центр теории – ее ядро.

Отметим, что в центр помещается небольшая группа относи-

тельно независимых и равноправных законов. Это ядро играет

важную роль как в определении картины мира, так и в коорди-

нации дальнейших исследований. Однако, твердое ядро само

создается в процессе деятельности ученого, что подчеркивал

Ярошевский: «Категориальное ядро конкретной программы не

заложено заранее в проблемной ситуации в виде уже готовой

структуры, прозреваемой отдельным ученым благодаря его обо-

стренной чувствительности к запросам науки. Оно складывается

в деятельности этого ученого и становится центром кристалли-

зации его замыслов, экспериментальных проектов, возможных

вариантов решений и т. д. только под давлением научного со-

циума, компонентом которого является он сам»327. И. Д. Анд-

реев считает, что эти законы, тем не менее, подчинены некото-

рому принципу – «основополагающему началу». Принцип тео-

рии «составляет ее коренную основу, вокруг которой синтези-

руются все ее понятия, суждения, законы и т. п., раскрывая,

обосновывая и развивая этот принцип»328.

Дальше от центра отстоят законы, зависящие от первой

группы, но самостоятельные по отношению друг к другу. И так

вплоть до следствий из законов, которые характеризуют кон-

кретные явления, охватываемые данной теорией, и связи между

ними. На периферии находятся другие элементы теории: сужде-

ния о свойствах и отношениях; понятия, фиксирующие наибо-

326 Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.

М.: Медиум, 1995. С. 54.

327 ЯрошевскийМ. Г. Структура научной деятельности // Вопросы философии. 1974.

№11. С. 107.

328 Андреев И. Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979.

С. 10.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

лее общие, существенные свойства предметов и явлений дейст-

вительности, а также их связи и отношения329; факты и явления.

Из современных авторов аналогичного взгляда на структуру

теории придерживается ван Фраассен, выделяющий централь-

ную логическую часть теории, которая взаимодействует с изу-

чаемыми объектами посредством моделей330.

Концентрическая структура предполагает наличие выделенного

центра, наделенного особой важностью, и подчиненных центру или

ядру теории уровней. Альтернативное представление о структуре

теории как об иерархии предложений является по сути очень близ-

ким. В иерархическом представлении утверждения теории подраз-

деляются на уровни по степени общности. Самый нижний обычно

занимают предложения о фактах, а самый верхний – наиболее об-

щие научные утверждения. При этом иерархическая модель струк-

туры теории не выделяет защищенного от фальсификации центра.

Рассмотрим эту модель подробнее.

Иерархическое представление структуры научной теории по-

зволяет выявить логические отношения между элементами тео-

рии, а также судить об их универсальности или степени общно-

сти. Наиболее __________подробно данная модель разработана в книге

А. Л. Симанова331, выделяющего два основных уровня научного

познания – эмпирический и теоретический – и несколько более

мелких подуровней. Наглядно его схему можно представить

следующим образом.

Эмпирический уровень

(эмпирические термины, эмпирические законы).

Переходный уровень

(полуэмпирические законы, эмпирические и теоретические

термины).

Теоретические понятия и законы.

329 Там же. С. 17.

330 См.: Fraassen B. van The Scientific Image. Oxford: Oxford Univ. Press, 1980. Сh. 2, 3.

331 Симанов А. Л. Методологическая функция философии и научная теория. Новоси-

бирск: Наука, 1986.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Общенаучные принципы и законы.

Теории определенных классов явлений, системы теоретических

принципов, законов и их математические выражения.

Поясним подробнее содержание каждого уровня. На эмпири-

ческом уровне изучаются явления и связи между ними, «резуль-

тат формулируется в виде эмпирического закона (например, за-

кон падения Галилея, газовые законы, закон Ома и др.)»332.

А. Л. Симанов считает, что «совокупность эмпирических тер-

минов, эмпирических законов и соответствующий математиче-

ский аппарат составляют эмпирическую теорию»333. Теории

в процессе формирования опираются на полуэмпирические за-

коны, которые позднее заменяются согласованными с ними ана-

литическими. «Например, механическая картина мира форми-

ровалась на основе механики Ньютона, в которой полуэмпири-

ческий закон движения имеет фундаментальное значение. Но

уже в развитой механической картине мира механика Ньютона

была заменена механикой аналитической, имеющей более об-

щий и абстрактный характер»334. При формировании теории со-

вершается переход к более абстрактным уровням, но этот пере-

ход осуществляется как обобщение, которое сохраняет исход-

ное содержание эмпирических теорий. К общенаучным теориям

Симанов относит теории, которые объединяют несколько разде-

лов физики, например, теория относительности включает в себя

оптику, электродинамику и кинематику. Теории общетеорети-

ческого уровня могут объединять несколько эмпирических тео-

рий, предназначенных для разных классов явлений, устанавли-

вать взаимосвязи между ними, описывая их при помощи теоре-

тических законов, «которые формулируются в теоретических

понятиях, относящихся к широкому классу явлений (например,

в понятиях массы, энергии и т. п.)»335.

Поскольку последнее из рассмотренных представлений

о структуре научной теории дает наиболее отчетливое понима-

332 Симанов А. Л. Методологическая функция философии и научная теория. С. 100.

333 Там же.

334 Там же. С. 101.

335 Там же.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

ние логических связей предложений в теории, примем его за

основу при решении вопроса об области определения теории.

Напомним, что нам следует установить возможность примене-

ния критерия научности к теориям разной степени общности.

Согласно схеме Симанова в основе теории лежат эмпириче-

ские законы. Однако простая совокупность эмпирических зако-

нов не образует эмпирической теории, хотя бы уже потому, что

не является системой. Системность обеспечивается введением

модельных представлений, играющих роль организующего

принципа. Однако любая модель вводит некоторую онтологию,

а следовательно, и теоретические термины. В самом деле, рас-

смотрев закон Ома, мы обнаруживаем, что в нем используются

следующие теоретизированные представления: напряжение

(вводится представление о потенциалах – теоретический тер-

мин); сила тока (наглядно уподобляется течению заряженных

частиц; сила, заряд, частица – теоретические термины). Поэто-

му мы будем считать, что любая частная теория содержит не

только термины наблюдения, но и теоретические термины, за-

дача которых – дать представление о внутренних механизмах

протекания явления. В терминах Симанова такая теория отно-

сится к полуэмпирическому уровню.

Допустим, что для полуэмпирических теорий выполняются

те признаки, которые существенны для подтверждения научно-

го статуса. Установим, сохранятся ли данные признаки при пе-

реходе на следующие – теоретический и общетеоретический –

уровни. Для теорий полуэмпирического уровня важна не только

возможность вывести проверяемые следствия, но и эмпириче-

ская подтверждаемость, т. е. отсутствие терминов, не имеющих

денотата. Полуэмпирические теории обладают предсказатель-

ной силой благодаря включению эмпирических законов. Зало-

женные в полуэмпирические теории модельные представления

обеспечивают системность теории и объяснительную силу.

Рассмотрим__________, сохраняются ли существенные характеристики

в том случае, когда полуэмпирические теории объединяются

в более общие теории, а сами объединяют уже установленные

эмпирические законы. Требования выводимости проверяемых

следствий и соответствия фактам обеспечиваются объединяе-

мыми теориями более низкого уровня, которые охватываются

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

более общей. Более общая теория, включающая в себя полуэм-

пирические теории, должна быть согласована со своими эмпи-

рическими законами, которые описывают явления реального

мира. Поэтому для теорий высокого уровня общности по-

прежнему важным остается требование согласованности с экс-

периментом.

Общенаучные теории описывают механизмы явлений, по-

этому такие теории должны иметь объяснительную и предсказа-

тельную силу. Требования непротиворечивости по отношению

к существующим теориям и системности являются необходи-

мым условием возможного объединения теорий. Эйнштейн счи-

тал, что нельзя создать общенаучную теорию, не опираясь на

теории узких классов явлений. Если полуэмпирические теории

не разработаны, то из общей теории невозможно вывести про-

веряемые следствия, а именно они обеспечивают возможность

эмпирической проверки общей теории. В противном случае об-

щая теория останется непроверяемой и будет представлять со-

бой научную гипотезу или метафизическую систему.

Таким образом, для теорий любой степени общности требо-

вания выводимости проверяемых следствий, согласованности

теории и эксперимента, наличия объяснительной и предсказа-

тельной силы, системности и согласования с уже существую-

щими теориями являются одинаково важными. В заключение

подчеркнем, что данный критерий не может применяться для

выбора одной из двух конкурирующих теорий. Теории, которые

к настоящему времени отброшены, – теории теплорода, флоги-

стона, – были научными. Наш критерий может быть применен

только для ответа на вопрос: научна данная теория или нет?

Общий вывод об области приложения критерия таков: крите-

рий должен применяться только к теориям из той области нау-

ки, на теориях которой была проведена калибровка. В заключе-

ние этой главы укажем, на что еще нужно обращать внимание

при работе с критерием.

1) Требуется f3_uc2о€пределение факторов, оказывающих сущест-

венное влияние на стабильность характеристик критерия. Чаще

всего таким факторы является время, в течение которого эво-

люцией изучаемого объекта можно пренебречь. В нашем случае

речь идет об изменении стандартов научного исследования.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

2) Так как критерий предназначен для работы с изменяю-

щимися объектами, требуется отслеживать эволюцию послед-

них, чтобы вовремя можно было изменить состав характеристик

и приписанные им веса, если используется вариант критерия,

в котором тестируемые характеристики отличаются по значи-

мости.

3) Калибровка критерия с целью нахождения значения кон-

стант налагает определенные требования на объем выборки: она

должна быть достаточно представительной и содержать про-

блемные случаи.

4) Объект, классифицированный в соответствии с критери-

ем, может изменить свои характеристики, поэтому результат

тестирования не является окончательным, а имеет силу только

для достаточно близкого промежутка времени.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.