Изучение теории литературы помогает ориентироваться в художественном произведении, в творчестве писателя, в литературном процессе, понимать специфику, условность искусства, воспитывает серьезное отношение к духовным богатствам, вырабатывает принципы оценки литературных явлений и умение их анализировать, обостряет и развивает критическую мысль учащихся, способствует формированию эстетических вкусов. Новое в искусстве лучше поймет и оценит тот, кто знает законы искусства, представляет себе этапы его развития).
Включаясь в общий процесс формирования мировоззрения молодежи, теоретико-литературные знания становятся своеобразным стимулятором роста ее коммунистических убеждений.
Изучение теории литературы совершенствует приемы умственной деятельности, имеющие значение и для общего развития школьников и для усвоения других учебных предметов.
Есть еще одна чрезвычайно важная сторона вопроса. От того, как поставлено изучение теории литературы в школе, во многом зависит уровень восприятия юношами и девушками других искусств. Примитивно-натуралистический подход к кинокартинам, театральным постановкам, произведениям живописи (о чем с тревогой пишут авторы сборника «Художественное восприятие»1) объясняется неудовлетворительной теоретической подготовкой части, молодежи в области искусства. Очевидно, в курсе литературы необходимо усилить внимание к тем моментам, которые раскрывают и характеризуют общие черты литературы и других видов искусства, общие законы развития искусства, не ослабляя внимания к специфике литературы.
В IV-VI классах, усваивая конкретные сведения о различиях прозаической и стихотворной речи, о речи автора и речи действующих лиц, об изобразительно-выразительных средствах языка, о стихе, о строении литературного произведения, о литературном герое, о родах и некоторых жанрах литературы, знакомясь с фактами творческой истории отдельных произведений, с отношением писателя к изображаемым героям и событиям, сталкиваясь с художественным вымыслом в сказках, былинах, баснях, выясняя жизненную- основу таких произведений, как «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Детство» М. Горького, «Школа» А. Гайдара, учащиеся постепенно накапливают наблюдения над сущностью образного отражения жизни, а кое-что закрепляют в простейших определениях. В этой связи особое значение приобретает постановка теоретического вопроса об отличиях литературы от устного народного творчества, сказок литературных от сказок народных.
Более систематичное изучение теории литературы начинается с VII класса.
VII класс.Образность художественной литературы. Понятие художественного образа. Связанный с ним вопрос 6 роли творческого воображения. (Постановка проблемы образности литературы обусловлена интересами литературного развития учащихся и особым местом, которое занимает VII класс как класс, «пограничный» между двумя ступенями литературного образования - пропедевтической и основанной на историко-хронологическом принципе. Поскольку с образностью литературы в теоретическом плане учащиеся знакомятся при изучении отдельных произведений, они одновременно овладевают в связи с основным понятием понятиями темы, идеи, сюжета, композиции произведения.)
VIII класс. Типическое в литературе. Понятие о литературном типе (в его отношениях с понятием художественного образа).
Обращение к проблеме типического опирается на постановку проблемы «автор - действительность» и предполагает рассмотрение под определенным углом зрения вопроса о личностном характере, художественного творчества, о способах выражения авторского сознания. Благоприятные условия для привлечения внимания школьников к вопросам личностного характера художественного творчества создает и программа VIII класса (изучение биографий писателей, работа над несколькими произведениями одного автора), и характер изучаемых произведений (лирические и лиро-эпические произведения, форма повествования от первого лица), и направленность познавательных интересов учащихся.
IX класс.Классовость и народность литературы (и связанные с этим вопросы мировоззрениями индивидуального стиля писателя). Выдвижение проблемы классовости и народности литературы опирается на своеобразие курса IX класса (ожесточенная классовая борьба в русской литературе 60-х годов XIX века, решение многих коренных социальных проблем разными писателями с разных идейно-эстетических позиций) и на уровень подготовленности учащихся по литературе и истории.
X класс. Партийность литературы и связанные с нею вопросы социалистического реализма. К постижению понятий партийности литературы и социалистического реализма, «вершинных» понятий, исключительно важных для формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, школьники готовятся по существу на всем протяжении курса литературы. В процессе усвоения этих понятий учащиеся углубляют и совершенствуют свои знания и по общим проблемам художественной литературы, и по проблемам, связанным с изучением художественного произведения.
Таким образом, в каждом классе изучается как бы комплекс теоретических проблем (понятий), организуемый центральной для этого класса «общей» проблемой, а эта последняя постоянно ставится в связь с другими проблемами (понятиями).