Ослабление влияния церкви в Англии и реформы Генриха VIII
Королевская реформация в Англии: консерватизм и новации
На пороге Нового времени произошел особый род перемен в области религиозной организации и отправления культа. Эти перемены известны под названием реформации, затронувшей организационную, обрядовую и догматическую стороны жизни католической церкви во многих странах Западной Европы. Главными идеями реформаторов церкви в Новое время помимо борьбы с торговлей индульгенциями и критикой догмата о папской непогрешимости стали идеи свободы индивида в отправлении религиозных обрядов и поддержка популярной в целом ряде европейских стран идеи верховенства власти народа. В Англии реформация имела свои отличительные черты. В XVI веке Англия была страной крепнувшего абсолютизма, вступившего в острый конфликт с папством, итогом которого стал акт 1534 года о супрематии (верховенстве), в силу которого король стал главой англиканской церкви. Джеймс Фроуд (James Froude) писал: «Я убежден, что Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англосаксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества» . Дэвид Гум (David Gume) утверждал, что английская реформация стала via media между папизмом и радикализмом. Главной целью Королевской реформации в Англии стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли. Английская буржуазия была заинтересована в «дешевой и простой» церкви. Весь этот комплекс причин положил начало английской реформации.
Ослабление влияния церкви в Англии и реформы Генриха VIII
Фактически у истоков английской королевской реформации лежала романтическая история любви короля Генриха VIII и фрейлины двора его первой жены Анны Болейн. Королю захотелось оформить свои отношения с фрейлиной браком, для чего нужен был развод с Екатериной Арагонской. К тому же выяснилось, что Екатерина не может дать наследника Генриху. В целом окончательный разрыв с папой и установление независимой и обособленной церковной организации в Англии произошли после того, как папа Климент VIII отказался одобрить расторжение брака Генриха с Екатериной Арагонской.
Предпосылки для осуществления реформации в Англии сложились, как и всюду в Европе, в начале XVI в. Среди них: экономические (за счет секуляризации церковных земель и имуществ монархия надеялась пополнить государственную казну, дворянство – поправить свое материальное положение, молодая буржуазия – приобрести дополнительные прибыли); политические (король стремился превратить церковь в часть государственного аппарата, подчинив ее монарху); идеологические (широко распространяются в стране сформулированные еще в конце XIV века идеи Д.Уиклифа по коренной реформе католицизма, с континента в Англию проникает гуманизм с его критикой безнравственности, невежества католического духовенства, роскошного образа жизни клира, богатств в церкви). Специфика процесса формирования английской протестантской церкви была в значительной степени обусловлена тем, что отделение от римской церкви шло не в результате широкого реформационного движения, как например в Германии, а как следствие проведения в жизнь принципов политики абсолютизма. Поэтому реформация началась с установления государственной церкви. Парламент, заседавший с 1529 по 1536 гг. (он получил название «Парламента Реформации»), принял по настоянию короля ряд статутов, общим смыслом которых стало создание в стране независимой от Рима национальной церкви. В 1529 г. парламент «запретил членам клира владеть несколькими бенефициями одновременно или жить не на месте своего служения». Все эти законодательные акты нанесли смертельный удар по папской власти в Англии. Папа теперь не был высшим судьей в стране. Он перестал быть господином английской церкви, каким был во всем католическом мире, так как английские прелаты – прежние вассалы папы – назначались без его согласия. Папская юрисдикция в стране была ликвидирована. Наряду с мерами, направленными на уничтожение юридических привилегий папства, парламентом были приняты статуты об освобождении Англии от финансовой зависимости от Рима: «Акт об ограничении выплаты аннатов» (1532 г.), «Акт об отмене папских диспенсаций и выплаты пенни Святого Петра» (1534 г.). Апогеем деятельности «Парламента Реформации», в котором заседали представители дворянства от 37 графств и бюргерства от 119 городов, стало издание в 1534 г. «Акта о супрематии» (верховенстве), объявившего короля верховным главой англиканской церкви (Ecleesia anglicana), как ее стали теперь называть. Этому событию предшествовало выступление английского архиепископа Т.Кранмера в марте 1534 г. в парламенте с утверждением, что в Англии «королевская власть стоит по божественному предписанию впереди и выше всякой другой власти». В это же время король назначил Комиссию для составления присяги верности новому закону о престолонаследии, который подтверждал королевские права Анны Болейн. Текст присяги и «Акт о супрематии» были утверждены парламентом в ноябре 1534 г. Акт в частности утверждал: «король (его наследники и преемники) должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой Англии…и должен владеть всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного Главы церкви». Власть английского короля объявлялась имперской – исключающей подчинение кому-либо, в том числе главе католической церкви.
Монастыри переходили во владение короля. В 1540 г. парламент принял статут, который закрепил за королем и его наследниками все церковные имения. В результате секуляризации было конфисковано 645 монастырей, в том числе 28 больших аббатств, 90 колледжей, 110 госпиталей, 2374 канторий и капелл. Ежегодный доход от них составлял приблизительно 150 тыс. фунтов стерлингов. Драгоценности конфисковывались в пользу короны. Церковные сосуды, украшения с икон, лампады, подсвечники и т.п. укладывались и отправлялись в особую палату при парламенте. Конфисковывалась одежда, мебель, посуда, из окон вынимали рамы, снимали двери, обдирали олово с крыши, иногда разбирали по частям постройки. Не имея возможности увезти это с собою, агенты короля на месте устраивали торги. На богатые монастырские библиотеки смотрели тоже как на товар. В книге ценился прежде всего переплет, особенно если он был украшен драгоценностями. Такой переплет отрывали от книги, а саму книгу выбрасывали. Создав национальную церковь во главе с самим собой, отобрав у церкви имущество, превратив таким образом церковь в часть государственного аппарата, Генрих VIII мог остановиться. Реформа догматики ему была не нужна и даже вредна. Но как ни хотелось королю порывать с католицизмом, приходилось отыскивать черты различий для оправдания шедшего отделения от папства. В мае 1536 г. по распоряжению короля был учрежден «Комитет Реформации» во главе с Т. Кранмером, сформулировавший первый англиканский символ веры - «Десять статей» . Затем появились еще три варианта вероисповедания: «Наставление доброму христианину», или «Епископская книга», «Шестистатейный статут», «Королевская книга».