Почитание богинь-матерей восходит к древнейшему периоду
(протоиндийская цивилизация). Корни его, бесспорно неарийские и относятся к глубокой архаике.
Ведийской религии и мифологии идея активного женского начала была чужда. Женские персонажи вед, за редким исключением, схематичны и невыразительны. В индуистский пантеон богиня Дэви вошла как супруга Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. Махадэви (Великая богиня) пуран как бы вобрала в свой образ множество богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских культов. С тех пор ее значение возрастало. Она известна и в благожелательном, и в гневном, устрашающем обликах.
В раннем средневековье становится популярным представление о богине как о шакти - творческой энергии бога и подлинной основе его могущества.
До настоящего времени богини сохраняют большой диапазон своих
проявление - от активного творческого принципа до низовых сельских культов.
В период оформления пуран в них широким потоком вливались тантрийские представления, связанные с признанием верховным божеством женского начала и с использованием специальной магической и ритуальной техники.
Бхакти (причастность, преданность богу) - одно из центральных понятий
в индуизме. Оно означает особый путь богопочитания, состоящий в
безграничной и безраздельной преданности божеству, ежеминутной памяти о нем и внутреннем созерцании его.
ΙΙΙ. Философия индуизма.
Европейский термин "философия" в индуизме не имеет единого и
однозначного эквивалента. Ему соответствуют понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследование). Множество важных философем, изложенных интуитивным языком, находят уже в древних текстах. Но основной формой существования и развития теоретической мысли были даршаны. Они делятся на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные. Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы в индуизме - локаята и адживика. Становление даршан и их развитие происходило в ситуациях диспута, полемики друг с другом, а также с буддистами и джайнами. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли друг друга. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.
Санкхья (размышление, число, исчисление) разрабатывала систему
онтологического дуализма. В качестве двух вечных начал выделялась единая и изменчивая материя - природа (пракрити), которая является основой мира, и вечные неизменные духовные сущности (пуруши), воплощенные в живых существах. При нарушении равновесия трех сил (гун) пракрити разворачивается в целый ряд типов сущего (таттв), которых в санкхье насчитывается 25. Школа остается бездеятельным зрителем этих материальных процессов. Школа разрабатывала также пути духовного освобождения (отделенность духа от продуктов пракрити) и способы правильного познания. Санкхья явилась теоретическим фундаментом йоги.
Восьмиязвенная йога - одна из ортодоксальных даршан (вообще же слово йога имеет в санскрите до 20 значений). Как философская школа йога опирается на Йога-сутры Патанджали (II-III вв. до н. э.).Он суммирует
многовековой опыт практики развития йоги и дает его осмысление.
Йога-даршана разработала 8 стадий, ведущих к духовному освобождению:
1) отказ от пяти видов неправедного поведения;
2) соблюдение пятинепреложных правил;
3) правильная поза для сосредоточения;
4) управление дыханием;
5) отвлечение органов чувств от их объектов;
6) сосредоточение внимания;
7) созерцание объекта, удерживаемого вниманием;
8) просветление.
Все движение системы направлено от изначального разрыва между духовной сущностью человека и космической целостностью абсолюта к наиболее концентрированному воплощению человеческой природы. Йога достигла большой глубины в трактовке психологических категорий.
Основателем ньяи (способ, метод, рассуждение) считается автор Ньяя-
сутр Готама (III – II вв. до н. э.). Становление школы происходило в
острой полемике с будистами. В центре интересов школы – методология мышления, развившегося позже в логику. В теории познания ньяя признает четыре типа простых актов познания. Ложное знание понимается как принятие одного объекта за другой.
В системе традиционного образования ньяя считается одним из
фундаментальных предметов, наряду с грамматикой. Без ее освоения трудно понимать индийские философским тексты.
Новая ньяя (навья-ньяя) основана в XIII в. Логиком Гангешей. Школа
занимается исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.
Главным предметом рассмотрения школы вайшешика была реалистическая онтология. В учении о бытии выделялись два пласта (космологический и рефлексивный). У Прашастапады реально сущее имеет 6 видов, позже было добавлено 7-е - отсутствие (небытие). Детально разработана также атомистическая теория материи.
Миманса (или пурва миманса - первое или раннее исследование) изучала и обосновывала ритуал, восходящий к ведийской традиции. Миманса сложилась на гребне брахманизма как религии жертвоприношения и составила его саморефлексию и философское осмысление. Миманса - единственная даршана, которая не интересовалась освобождением от сансары.
Главная тема веданты и ее направлений - соотнесение абсолютного и мира, абсолютного и человека, пути освобождения от сансары и т.п. Направления школы различались решением вопроса об отношении атмана и брахмана.
ΙΥ. Реформация индуизма в новое время.
Термином реформации (ренессанс индуизма, нео-индуизм) обозначается комплекс перестроечных процессов, происходивших в индуизме в XIX - первой половине ХХ вв. Индия была тогда английской колонией, и в ее жизни происходили социальные, экономические и идеологические сдвиги. Как и другие переломные эпохи в истории страны, индуизм "ответил" на новые изменения очередной трансформацией.
Реформаторы I этапа пересматривали содержание религии, пытаясь
очистить древнее вероучение предков от позднейших наслоений и переосмыслить его. Одновременно индуизм все больше утверждался как основа национальной традиции в условиях колониальной зависимости.
II этап реформации заключался в изменении роли и функции религии в
обществе, точнее в ее политизации. Вивекананда, А. Гхош, Ганди и др. именно в индуизме находили религиозное оправдание и освящение национальной борьбы и расценивали ее как религиозный долг.
Индуизм вновь "втянул" в себя нововведения реформаторов, вписав их в
контекст традиционных взглядов.
Заключение
Важнейшей задачей изучения философии индуизма является глубокое проникновение в культуру страны, подробное рассмотрение авторитетных текстов и систематизация полученной информации. В результате этого оформляются научные знания о философской мысли Индии, а также отдельных аспектах этой культуры.
В данной работе были подробно рассмотрены главные особенности индуизма как специфической религиозной системы, а также процесс его становления. Можно сделать вывод о том, что философская мысль Индии находится в процессе непрерывной эволюции, тем самым усложняя предмет ее изучения, но также сохраняя интерес к освоению этой культуры. Углубляясь в ключевые моменты данной философии, современные исследователи постепенно открывают для себя ранее неизвестные факты и теории индуизма.
В настоящее время произошел всплеск интереса к философии индуизма и, в частности, к йоге. Появилось множество школ, которые представляют различные направления йоги. Это дает возможность современному человеку проникнуть в культуру Индии, познать теоретические основы этой древней религиозной системы.
Философия индуизма и йогической системы - это область научного знания, которая в своем изучении имеет большие перспективы. Литература по данной тематике, постепенно появляющаяся в разных странах, а также обращение к древним источникам, обеспечивают возможность дальнейшего изучения и раскрытия философии Индии.
Литература
1. Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.
2. Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994.
3. Атхарваведа. Избранное. Пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. М., 1997.
4. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.
5. Бонгард–Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.
6. Бонгард–Левин Г.М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М., 1985.
7. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
8. Гусева, Н. Р. (1977), «Индуизм: История формирования. Культовая практика.», Москва, «Наука»
9. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.
10. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 343. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9
11. Исаева Н. В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.
12. Кейпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986.
13. Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968.
14. Лысенко В. Г. "Философия природы в Индии": атомизм школы вайшешика. М., 1986.
15. Махабхарата. Кн. I, II, IV, V. Пер. с санскр. В.И. Кальянова. Л., 1950, 1962, 1967, 1976.
16. Махабхарата. Вып. 1–8. Пер. с санскр. Б. Л. Смирнова. Ащхабад, 1056 – 1972.
17. Мифы древней Индии. Лит. изложение В. Г. Эрамана и Э. Н. Темкина. М., 1975.
18. Нарайан Р. К. Боги, демоны и другие. М., 1974.
19. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряд. М., 1982.
20. Пятигорский А. М. Материалы по истории индийской философии. М., 1962.
21. Ригведа. Избр. гимны. Пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. М., 1989.
22. Семенцов В. С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М., 1981.
23. Семенцов В. С. Бхагавадгита в традиции и современной научной критике. М., 1985.
24. Ткачева А. А. Индуистис кие мистические организации и диалог культур. М., 1989.
25. Шохин В. К. Брахманистская философия. М., 1994.
26. Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.