Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культ богинь-матерей. Тантризм



Почитание богинь-матерей восходит к древнейшему периоду

(протоиндийская цивилизация). Корни его, бесспорно неарийские и относятся к глубокой архаике.

Ведийской религии и мифологии идея активного женского начала была чужда. Женские персонажи вед, за редким исключением, схематичны и невыразительны. В индуистский пантеон богиня Дэви вошла как супруга Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. Махадэви (Великая богиня) пуран как бы вобрала в свой образ множество богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских культов. С тех пор ее значение возрастало. Она известна и в благожелательном, и в гневном, устрашающем обликах.

В раннем средневековье становится популярным представление о богине как о шакти - творческой энергии бога и подлинной основе его могущества.

До настоящего времени богини сохраняют большой диапазон своих

проявление - от активного творческого принципа до низовых сельских культов.

В период оформления пуран в них широким потоком вливались тантрийские представления, связанные с признанием верховным божеством женского начала и с использованием специальной магической и ритуальной техники.

Бхакти (причастность, преданность богу) - одно из центральных понятий

в индуизме. Оно означает особый путь богопочитания, состоящий в

безграничной и безраздельной преданности божеству, ежеминутной памяти о нем и внутреннем созерцании его.

ΙΙΙ. Философия индуизма.

Европейский термин "философия" в индуизме не имеет единого и

однозначного эквивалента. Ему соответствуют понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследование). Множество важных философем, изложенных интуитивным языком, находят уже в древних текстах. Но основной формой существования и развития теоретической мысли были даршаны. Они делятся на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные. Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы в индуизме - локаята и адживика. Становление даршан и их развитие происходило в ситуациях диспута, полемики друг с другом, а также с буддистами и джайнами. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли друг друга. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.

Санкхья (размышление, число, исчисление) разрабатывала систему

онтологического дуализма. В качестве двух вечных начал выделялась единая и изменчивая материя - природа (пракрити), которая является основой мира, и вечные неизменные духовные сущности (пуруши), воплощенные в живых существах. При нарушении равновесия трех сил (гун) пракрити разворачивается в целый ряд типов сущего (таттв), которых в санкхье насчитывается 25. Школа остается бездеятельным зрителем этих материальных процессов. Школа разрабатывала также пути духовного освобождения (отделенность духа от продуктов пракрити) и способы правильного познания. Санкхья явилась теоретическим фундаментом йоги.

Восьмиязвенная йога - одна из ортодоксальных даршан (вообще же слово йога имеет в санскрите до 20 значений). Как философская школа йога опирается на Йога-сутры Патанджали (II-III вв. до н. э.).Он суммирует

многовековой опыт практики развития йоги и дает его осмысление.

Йога-даршана разработала 8 стадий, ведущих к духовному освобождению:

1) отказ от пяти видов неправедного поведения;

2) соблюдение пятинепреложных правил;

3) правильная поза для сосредоточения;

4) управление дыханием;

5) отвлечение органов чувств от их объектов;

6) сосредоточение внимания;

7) созерцание объекта, удерживаемого вниманием;

8) просветление.

Все движение системы направлено от изначального разрыва между духовной сущностью человека и космической целостностью абсолюта к наиболее концентрированному воплощению человеческой природы. Йога достигла большой глубины в трактовке психологических категорий.

Основателем ньяи (способ, метод, рассуждение) считается автор Ньяя-

сутр Готама (III – II вв. до н. э.). Становление школы происходило в

острой полемике с будистами. В центре интересов школы – методология мышления, развившегося позже в логику. В теории познания ньяя признает четыре типа простых актов познания. Ложное знание понимается как принятие одного объекта за другой.

В системе традиционного образования ньяя считается одним из

фундаментальных предметов, наряду с грамматикой. Без ее освоения трудно понимать индийские философским тексты.

Новая ньяя (навья-ньяя) основана в XIII в. Логиком Гангешей. Школа

занимается исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.

Главным предметом рассмотрения школы вайшешика была реалистическая онтология. В учении о бытии выделялись два пласта (космологический и рефлексивный). У Прашастапады реально сущее имеет 6 видов, позже было добавлено 7-е - отсутствие (небытие). Детально разработана также атомистическая теория материи.

Миманса (или пурва миманса - первое или раннее исследование) изучала и обосновывала ритуал, восходящий к ведийской традиции. Миманса сложилась на гребне брахманизма как религии жертвоприношения и составила его саморефлексию и философское осмысление. Миманса - единственная даршана, которая не интересовалась освобождением от сансары.

Главная тема веданты и ее направлений - соотнесение абсолютного и мира, абсолютного и человека, пути освобождения от сансары и т.п. Направления школы различались решением вопроса об отношении атмана и брахмана.

ΙΥ. Реформация индуизма в новое время.

Термином реформации (ренессанс индуизма, нео-индуизм) обозначается комплекс перестроечных процессов, происходивших в индуизме в XIX - первой половине ХХ вв. Индия была тогда английской колонией, и в ее жизни происходили социальные, экономические и идеологические сдвиги. Как и другие переломные эпохи в истории страны, индуизм "ответил" на новые изменения очередной трансформацией.

Реформаторы I этапа пересматривали содержание религии, пытаясь

очистить древнее вероучение предков от позднейших наслоений и переосмыслить его. Одновременно индуизм все больше утверждался как основа национальной традиции в условиях колониальной зависимости.

II этап реформации заключался в изменении роли и функции религии в

обществе, точнее в ее политизации. Вивекананда, А. Гхош, Ганди и др. именно в индуизме находили религиозное оправдание и освящение национальной борьбы и расценивали ее как религиозный долг.

Индуизм вновь "втянул" в себя нововведения реформаторов, вписав их в

контекст традиционных взглядов.

 

 

Заключение

Важнейшей задачей изучения философии индуизма является глубокое проникновение в культуру страны, подробное рассмотрение авторитетных текстов и систематизация полученной информации. В результате этого оформляются научные знания о философской мысли Индии, а также отдельных аспектах этой культуры.

В данной работе были подробно рассмотрены главные особенности индуизма как специфической религиозной системы, а также процесс его становления. Можно сделать вывод о том, что философская мысль Индии находится в процессе непрерывной эволюции, тем самым усложняя предмет ее изучения, но также сохраняя интерес к освоению этой культуры. Углубляясь в ключевые моменты данной философии, современные исследователи постепенно открывают для себя ранее неизвестные факты и теории индуизма.

В настоящее время произошел всплеск интереса к философии индуизма и, в частности, к йоге. Появилось множество школ, которые представляют различные направления йоги. Это дает возможность современному человеку проникнуть в культуру Индии, познать теоретические основы этой древней религиозной системы.

Философия индуизма и йогической системы - это область научного знания, которая в своем изучении имеет большие перспективы. Литература по данной тематике, постепенно появляющаяся в разных странах, а также обращение к древним источникам, обеспечивают возможность дальнейшего изучения и раскрытия философии Индии.

 

Литература

 

1. Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.

 

2. Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994.

 

3. Атхарваведа. Избранное. Пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. М., 1997.

 

4. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.

 

5. Бонгард–Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.

 

6. Бонгард–Левин Г.М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М., 1985.

 

7. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

 

8. Гусева, Н. Р. (1977), «Индуизм: История формирования. Культовая практика.», Москва, «Наука»

 

9. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.

 

10. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 343. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9

 

 

11. Исаева Н. В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.

 

12. Кейпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986.

 

13. Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968.

 

14. Лысенко В. Г. "Философия природы в Индии": атомизм школы вайшешика. М., 1986.

 

15. Махабхарата. Кн. I, II, IV, V. Пер. с санскр. В.И. Кальянова. Л., 1950, 1962, 1967, 1976.

 

16. Махабхарата. Вып. 1–8. Пер. с санскр. Б. Л. Смирнова. Ащхабад, 1056 – 1972.

 

17. Мифы древней Индии. Лит. изложение В. Г. Эрамана и Э. Н. Темкина. М., 1975.

 

18. Нарайан Р. К. Боги, демоны и другие. М., 1974.

 

19. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряд. М., 1982.

 

20. Пятигорский А. М. Материалы по истории индийской философии. М., 1962.

 

21. Ригведа. Избр. гимны. Пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. М., 1989.

 

22. Семенцов В. С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М., 1981.

 

23. Семенцов В. С. Бхагавадгита в традиции и современной научной критике. М., 1985.

 

24. Ткачева А. А. Индуистис кие мистические организации и диалог культур. М., 1989.

 

25. Шохин В. К. Брахманистская философия. М., 1994.

 

26. Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.