Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Достоинства и недостатки регулирования внешней торговли в Российской экономики



Членами Всемирной торговой организации являются уже 151 страна мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что любое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Вопрос о том, вступать или не вступать России в ВТО уже не стоит. Как известно, руководство нашей страны уже давно приняло решение о вступлении. Присоединяясь к этой организации Россия получает гарантированный доступ на рынки всех стран-членов ВТО, однако взамен необходимо сделать уступки в доступе на свои рынки. При этом важно обеспечить защиту национальному производителю, чтобы возросшая конкуренция не погубила его. Достичь этого можно только в результате переговоров. Но вместе с тем переговоры о присоединении к ВТО нежелательно затягивать: чем позднее присоединение, тем оно сложнее. Переговоры о присоединении России к ВТО - это, вне всякого сомнения, самые сложные переговоры по экономическим вопросам за всю постсоветскую историю России.
Россию в переговорах о присоединении представляет Министерство экономического развития и торговли, которое и сформулировало свое видение целей присоединения. В конечном итоге, как считают специалисты и эксперты министерства, должны быть достигнуты следующие конкретные цели:
• получение лучших в сравнении с существующими недискриминационных условий для доступа российской продукции на зарубежные рынки;
• доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
• создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной систем в соответствие с нормами ВТО;
• расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
• создание условий для повышения качества конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиции на российский рынок;
• участие в выработке правил международной торговли учетом своих национальных интересов; • улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении - добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, т.е. наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. По заявлению Министерства экономического развития и торговли, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не на оборот. Россия - в отличие от членов ВТО - не имела и до сих пор не имеет возможности добиваться от своих торговых партнеров устранения нетарифных барьеров в отношении перспективных товаров российского экспорта, компенсаций за ухудшение условий торговли в результате формирования или расширения таможенных союзов. Как следствие, российские поставщики несут существенные материальные потери.

При вступлении в ВТО:
1. России предстоит "связать" импортные таможенные пошлины на промышленные товары - т. е. установить их максимальные пределы по каждой отдельной позиции с постепенным снижением в течение 5-7 лет до определенной величины. Задача на этих переговорах - выйти на разумный уровень связывания, предполагающий постепенное открытие рынка без ущерба для эффективного, конкурентного отечественного производства.
2. Обязательства по доступу на рынок услуг допускают сохранение ограничений в соответствующих секторах услуг, в частности, в отношении масштабов присутствия иностранного капитала, физических лиц - поставщиков услуг, а так же применение дополнительных требований к иностранным поставщикам услуг по сравнению с отечественными. Объем и характер этих обязательств также является предметом переговоров, в ходе которых необходимо решить непростую задач адекватной защиты "молодых" или находящихся на стадии реструктуризации секторов услуг и вместе с тем обеспечит интересы потребителей, так как без современных, конкурентных поставщиков банковских, страховых, аудиторских транспортных услуг нельзя говорить о создании конкурентно экономики в целом.
3. Обязательства в области сельского хозяйства. Россия должна будет установить максимально допустимый уровень импортных пошлин (аналогично промышленным товарам). Кроме того, должны быть приняты обязательства по уровню государственных субсидий сельскому хозяйству (на федеральном и региональном уровнях), в том числе в таких формах, как налоговые льготы, льготное кредитование, специальные транспортные тарифы, поставка сырья и материалов по сниженным ценам, также по размеру экспортных субсидий. В ходе переговоров по данной проблематике необходимо обеспечить уровни тарифной защиты и мер поддержки, которые позволят укрепить конкурентоспособность российского сельского хозяйства и вместе с тем не приведут к неоправданным дополнительным расходам государства и потребителей.
4. России предстоит внести определенные изменения в действующее законодательство с целью приведения его соответствие с нормами ВТО. В частности, речь пойдет об изменении некоторых положений российского внешнеторгового, таможенного законодательства, законодательства в области интеллектуальной собственности, стандартов и сертификации, капиталовложений.
Вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на её собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.
Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.
В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.
В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно большой капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.
В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.
По оценкам Российской Академии наук, Минэкономразвития, Минпромнауки РФ, отдельных экспертов, присоединение к ВТО в целом, не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям в большинстве секторов российской экономики.
Анализ с учетом различных сценариев привел к выводу о том, что принятие обязательств в области тарифных уступок не приведет к резким изменениям защитных функций тарифного барьера. Кроме того, ожидается, что изменения таможенного тарифа не окажут существенного влияния на развитие промышленности в целом. При всех вариантах развития событий оставляет чрезвычайно близкие величины, которые находятся в пределах статистической погрешности. С учетом изменения показателей производства выделяются пять отраслей, потенциально более чувствительных к изменению таможенных ставок: мясомолочная, химико-фармацевтическая, микробиологическая промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение. Однако и в этих случаях фактор присоединения не ведет к падению или стагнации производства. Различия проявляются только в колебаниях темпов роста, тенденция к которым сохраняется в любом случае. Более того, даже в случае гипотетического двукратного сокращения импортных пошлин, что не предусматривается никакими российскими предложениями, итоговое сокращение производства в экономике в целом составит не более 1 %. Гораздо более значительное влияние на производство оказывают колебания курса рубля, ведущие к фактическому многократному увеличению защиты от импорта в случае девальвации или ее сокращению в случае укрепления рубля (что не связано с присоединением к ВТО).
Эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.
Изменения импортного тарифа с разной степенью интенсивности влияют на динамику производства, занятость и доходы различных субъектов в зависимости от величины импортной составляющей на их рынке (иными словами, чем более импортозависим регион, тем болезненнее для него либерализация тарифа).
Большая часть проблем защиты экономических интересов отраслей и предприятий России в рамках инструментов и механизмов, предусмотренных правилами ВТО, связана с тем, что значительная их часть все еще не готова работать в конкурентной среде, опираясь в своей деятельности на традиционно сложившуюся систему государственной поддержки и дотаций. Серьезные проблемы могут возникнуть в регионах на предприятиях местной промышленности, которая традиционно недофинансировалась и в советский период. С точки зрения социальных аспектов, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что присоединение России к ВТО при любом из вариантов не оказывает какого-либо существенного воздействия на общий уровень занятости в промышленности. Относительно влияния интенсификации внешнеэкономических связей в случае присоединения России к ВТО на качественные характеристики рабочей силы делается вывод о том, что этот фактор будет способствовать повышению спроса на рабочую силу более высокой квалификации. Основными каналами, по которым внешняя торговля окажет влияние на качественный состав работников, станут повышение технической и технологической базы производства и модернизация предприятий, в том числе на основе импортного оборудования. Не менее важным является фактор повышения конкуренции с зарубежными товарами и производителями, который сам по себе способен вынудить отечественные компании серьезно заняться реструктуризацией производства, внедрением новых технологических схем, перейти к применению более эффективных методов управления производственным процессом и персоналом.
Изменение условий доступа на рынок в результате переговоров затронет только некоторое число секторов услуг и компонентов системы инструментов регулирования. В отношении большинства секторов услуг и инструментов регулирования заметного изменения практики применения мер и ограничений не произойдет, поскольку они не являются предметом обсуждения в ходе переговоров по доступу на рынок и не входят в сферу обязательств в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (Г АТС).
В области доступа на рынок услуг положительные последствия либерализации международной торговли проявляются в большей степени, чем в торговле товарами. Это связано прежде всего с тем, что сфера торговли услугами находится еще в стадии становления, а высокая подвижность ресурсов позволяет оперативно реагировать на изменения условий конкуренции и использовать преимущества либерализации внешней торговли. Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать положительное стимулирующее воздействие. Расширение иностранного присутствия на российском транспортном рынке потребует развития соответствующей инфраструктуры, что должно вызвать приток дополнительных иностранных инвестиций. Присоединение России к ВТО также позволит расширить возможности выхода отечественных конкурентоспособных поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки и получить гарантированную защиту от применения другими странами дискриминационных мер.
Кроме того, присоединение к ВТО может способствовать развитию транзитных перевозок. Можно также ожидать притока иностранных инвестиций в сектор вспомогательных услуг.
Так как рынок телекоммуникаций в России достаточно либерализован, присоединение к ВТО с точки зрения количественных параметров доступа на рынок иностранных поставщиков не повлечет за собой каких-либо значительных изменений по сравнению с ныне действующей практикой. Далее рассмотрим последствия принятия обязательств в области регулирования торгового режима. В отношении влияния принимаемых обязательств в области регулирования торгового режима в рамках исследования сделаны следующие выводы:
• применение принципа режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима, обеспечивающих реализацию принципа недискриминации, имеет в основном положительное значение, в том числе и с точки зрения формирования системы регулирования внутреннего рынка. Эти принципы позволяют улучшить условия доступа на внешние рынки, с одной стороны, а с другой - поощряют развитие конкуренции на внутреннем рынке;
• транспарентность предполагает доступность информации о мерах государственного регулирования и применения любых мер регулирования только после опубликования; единообразное применение мер регулирования; возможности обжалования действий властей. Таким образом, обеспечение транспарентности будет способствовать улучшению условий предпринимательской деятельности, повышению авторитета властей и росту деловой и инвестиционной привлекательности экономики;
• совершенствование законодательства на основе принципов ВТО приведет к росту инвестиционных потоков, снижению административного давления на предпринимателей на внутреннем рынке. Поскольку объем производства и реализации местных товаров существенно превышает импорт, это приведет к определенному росту конкурентоспособности российских предприятий, которые смогут снизить затраты на выполнение обязательных требований.
Проблемы влияния фактора ВТО на участие в региональных интеграционных группировках связаны прежде всего с различными условиями при соединения государств-участников СНГ и Евразийского экономического сообщества к системе многосторонних соглашений ВТО. Данный аспект создает дополнительные препятствия для интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Кроме того, ряд обязательств, принятых Россией в рамках взаимодействия с государствами-участниками СНГ и ЕврАзЭС, необходимо привести в соответствие с требованиями ВТО.
Для решения указанных проблем необходима координация позиций на переговорах по присоединению к ВТО и корректировка договорных и правовых характеристик интеграционных группировок. Необходимо отметить, что главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий либерализации доступа на рынок и принятия иных обязательств является проведение сбалансированной и рациональной политики прежде всего в отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членства в ВТО.
Продолжительный процесс вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию близок к завершению. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов доказали, что присоединение к этой организации сулит России существенные выгоды и стимулы для расширения и улучшения структуры экспорта и импорта. Как представляется, ведущая роль в этом процессе принадлежит государству, которое должно эффективно содействовать обеспечению интересов национальных производителей и экспортеров. Отметим, что при присоединении к ВТО странам-кандидатам принимает на себя обязательства в двух основных сферах. Во-первых, это приведение национального законодательства практики его применения в соответствии с нормами и правилам ВТО. Во-вторых, согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств - условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг.
Последствия принятия обязательств будут носить как качественный характер, например, изменение законодательства, так и количественный, например, динамика и соотношение
производства и импорта, которые могут быть оценены статистически. Исследования специалистов привели к достаточно противоречивым результатам. Все они могут быть сведены к двум сценариям.
Катастрофический сценарий основывается на том, что Россия в силу сложившихся исторических, социокультурных, географических и других особенностей на данном этапе развития не обладает необходимыми конкурентными преимуществами для завоевания и поддержания технологического лидерства, т.е. является глобально неконкурентоспособной. Вступление в ВТО не может сделать российскую экономику инвестиционно более привлекательной, чем, например, экономики стран Латинской Америки и быстро растущие азиатские рынки. Сырьевая специализация России в международном разделении труда не только не снизится, но будет возрастать, усиливая зависимость страны от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Дальнейшее развитие экспорт-ориентированных отраслей будет происходить за счет сокращения перерабатывающих производств, что усилит уже проявляющиеся симптомы "голландской болезни". Массированный рост импорта и повышение тарифов на энергоносители приведет к закрытию предприятий многих отраслей, окончательному подрыву сельского хозяйства, масштабной безработице. Потеря социальной стабильности ослабит государственность и усилит тенденции к экономической и политической дезинтеграции страны. Большинство сторонников оптимистического сценария считает, что если применение принципов национального режима (НР) и режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и приведет к некоторому обострению иностранной конкуренции па внутреннем рынке, то компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший уровень предсказуемости действий властей и устранение неоправданных ограничений на рынке. Изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет устранения излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности, а также повышение транспарентности законодательства и мер регулирования.
Становой хребет нашей экономики - нефть и газ - от членства в ВТО никак не зависит. А вот потребитель выиграет, потому что он всегда выигрывает от конкуренции производителей. Что касается экономики, то там есть сектора, которые могут конкурировать с западными экономическими субъектами, но жизнь у них, конечно, осложнится. В первую очередь это пищевая промышленность, банковский сектор, который на самом деле может конкурировать на мировом рынке. Да и сельское хозяйство, о котором так много говорят, может стать конкурентоспособным.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий – конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде где необходимо.
Основными целями государственного регулирования внешней торговли являются:
Использование внешнеэкономических связей для ускорения созда­ния в России рыночной экономики; содействие повышению производительности труда и качества на­циональной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую кон­куренцию; создание условий доступа российских предпринимателей на миро­вые рынки посредством оказания государственного, организаци­онного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международ­ными организациями
Принятие России в мировую экономику в качестве полноправного участника - это средство разрешения многочисленных экономических и политических проблем. Кроме того, отношения между Россией и ЕС станут более предсказуемыми и гармоничными.
Экономисты сходятся во мнении, что вступление России в ВТО изменит прежде всего международный статус РФ как державы, ее имидж как участника международного обмена, предоставит ей равные условия и возможности в торговле с более чем 90% стран, участвующих в международном товарообмене как независимые государства.
В целом в экономике ожидается улучшение инвестиционного климата и "прозрачности", повышение уровня доверия к нашей стране, рост занятости и другие позитивные последствия развития экономики.
В заключение необходимо отметить, что главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий либерализации доступа на рынок и принятия иных обязательств является проведение сбалансированной и рациональной политики прежде всего в отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членства в ВТО.

Список использованной литературы

1. Международные экономические отношения: Учебник под ред. В.Е. Рыбалкина. М:Юнити 2008

 

2. Горбунова О.А., Минченкова И.В. ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008

 

3. Внешняя торговля, Российская экономика: прогнозы и тенденции. — 2009. — № 3.

4.О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в I квартале 2010 года. — М.: Минэкономразвития России, 2010. — С. 116.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности

 

 


 

 

Содержание:

Введение

1.Характеристика закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

2.Достоинства и недостатки регулирования внешней торговли в Российской экономике

Заключение

Литература

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.