Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТЕРМИНА «РУСЬ»

Сложение восточно-славянской народности и языка было результатом интеграционного процесса, охватившего названные выше четыре культурно-племенные группы славян. В VII-IX вв. на основе племенного образования дулебов сложились известные по летописным свидетельствам племена волынян, древлян и полян.

В конце первого тысячелетия нашей эры на территории междуречья Днестра и Днепра обосновались выделившиеся из антской племенной группы тиверцы, уличи и хорваты. В VIII-IX вв. из их среды сформировались новые племена – вятичи, северяне, родимичи и дерговичи26.

«Повесть временных лет», составленная в начале XII века свидетельствует о том, что ко времени хазарского господства славяне прочно обосновались на Русской равнине. Она перечисляет несколько десятков названий славянских племен, отмечая, что: ильменские словене расположились по берегам озера Ильмень и реки Волхов, где основали города Новгород и Псков; кривичи – в верховьях Днепра (Смоленск и Полоцк); северяне жили на восточном берегу среднего Днепра и его притоков (Чернигов и Переяславец); поляне обосновались южнее, на западном берегу Днепра (Киев); древляне – к западу от полян. Вятичи, самое восточное из славянских племен, закрепились вдоль берегов Оки27.

Эти восточно-славянские племена постепенно образовывали новую этническую общность, называемую древнерусской народностью. Уже упоминавшиеся государственные образования Куява, Славия и Артания имели в своей основе не этнические, а территориально-политические объединения. Они включали в себя помимо славянского элемента большое количество иных племен, издавна обитавших бок о бок со славянами.

Мы не знаем точно, как велика была территория, получившая в источниках название «Русь», в те далекие времена, когда единое государство еще не существовало. Не знаем, откуда взялось само это название.

В современной историографии существует несколько точек зрения по вопросу о происхождении термина «Русь». Одни авторы настаивают на скандинавском его происхождении, утверждая, что легендарный Рюрик был из скандинавского племени «русь», и это название впоследствии перешло на его владения. Следует отметить все же, что ни один источник средневековой Европы не указывает на наличие скандинавского племени или народа, имевших сходное название. Кроме того, сам термин стал использоваться византийскими авторами задолго до утверждения в Новгороде варяжской династии Рюрика.

Другие исследователи считают термин «русь» именем этническим, поскольку византийские писатели называют его в своих трудах наряду с «антами», «венедами» и «склавенами»28. Византийский император Константин Багрянородный упоминал о «росах» и даже именовал их страну «Россией». Встречается это название и в арабо-персидских источниках.

Некоторые историки связывают термин «русь» с названием реки Рось, притока Днепра, в бассейне которой жили поляне, племенной центр русского этноса. Академик Б.А. Рыбаков напрямую связывает его с названием одного из славянских племен29.

В свою очередь, Л.Н. Гумилев противопоставляет «руссов» славянам, считая и тех и других представителями различных этносов30. Наиболее обоснованную версию предложил В.В. Мавродин, утверждая, что термин «русы» обозначал не этническую, а социальную общность31.

Как характеризуют «русов» арабские источники? Они отмечают, что те не имеют «ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен». Но у них много городов, они воинственны, храбры, постоянно воюют, нападают на славян, захватывая их в плен, и добывают все необходимое для жизни в земле славян.

«Русы» – воины и купцы. Они посещают с караванами Хазарию, Византию и Багдад. У них много рабов, драгоценностей, денег, украшений и дорогого оружия. Славяне платят дань и содержат «русов» в своей земле. Для арабских авторов «русами» были те, кто жили в городах, собирали дань с окрестного населения, «ополонялись челядью», воевали и торговали32.

Вероятно, в IX веке Русь включала в себя территорию среднего Приднепровья и земли к востоку от него. Именовали «русами» тех, кто служил князьям – каганам, правившим в этих землях. Дружины профессиональных воинов – «русов» имели пестрый этнический состав, включавший в себя славянский, финно-угорский, тюркский и варяжский элементы.

После объединения русских земель под властью Киева, Русью стала именоваться огромная территория от дунайских берегов до Оки и Белоозера и от Невы до днепровских плавней и Керченского пролива, где располагалось легендарное Тмутараканское княжество.

В древности же «Русской землей» именовались лишь области среднего Приднепровья. Подтверждение этому находим в текстах Новгородских летописей, где Новгород и его земли противопоставляются «Руси» – южным территориям, Киеву, а киевляне – «русины» – населению новгородских земель – словенам.

Русь Киевская (среднеднепровская) и стала тем стержнем, вокруг которого сплотились впоследствии все восточно-славянские земли.

В тексте русско-византийских договоров, приводимых в Повести временных лет, упоминается «Закон Русский» как право, господствующее на Руси.Вполне вероятно, что на ранних этапах образования Древнерусского государства термин «Русь» был обозначением особого, дружинного по форме своей организации, слоя воинов-профессионалов, живущих за счет военной добычи и торговли. Для арабских авторов «русами» были те, кто жили в городах, собирали дань с окрестного населения, «ополонялись челядью», воевали и торговали[1].

Конкретно-исторические реалии восточно-славянской истории VIII — начала X в., выразившиеся в сложных военно-политических процессах, связанных с образованием межплеменных союзов — протогосударств, привели к обособлению воинов-дружинников и их предводителей – князей в качестве первых носителей публичной власти. В этот период профессии воина и правителя в большинстве случаев совпадали.

Тесной связью первоначального значения названия «Русь» с понятием «войско, дружина» И.Н. Данилевскй объясняет и летописную формулу «пояша по собе всю русь». Историк пишет: «Речь идет о том, что согласившийся на роль служилого князя варяжский конунг (как и позднее делали князья, приглашавшиеся в Новгород) прибыл на службу, мобилизовав все доступные ему силы, куда входила и его личная дружина, и вооруженное ополчение для похода — «русь». Видимо, именно так понималось это место и в летописи»[2]. Отсюда следует, что до определенного времени термин «русь» употреблялся в социальном, а не этническом значении. Отчетливые следы этой надплеменной природы военно-дружинной «руси» можно найти в текстах договоров Руси с Византией X в.

 


[1] Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI¾IХ вв.// Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 387¾391.

[2] Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). М., 2001. С. 60.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.