Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.
Этапы развития воображения у детей
Первый этап в развитии воображения у детей возникает к 2,5 годам. Уже в этом возрасте воображение разделяется на аффективное и познавательное. Двойственность воображения связана с двумя психологическими особенностями раннего детства.
1. С выделением личностного «Я» , в связи с этим, переживанием ребенком своей отдельности от окружающего мира
2. С возникновением наглядно-действенного мышления.
Первое из указанных особенностей представляет основу для развития аффективного воображения, а второе - познавательного. Чем слабее «Я» ребенка, его сознание, чем менее адекватно он воспринимает окружающую действительность, тем острее чувствуется это противоречие между воображаемым миром ребёнка и окружающей действительностью. Если посмотреть с другой стороны, чем хуже развито предметное мышление у ребенка, тем труднее ему воспринимать и достраивать реальную картину окружающего мира.
Второй этап в развитии воображения у детей начинается в 4-5 лет. Идет активное усвоение норм, правил и образцов поведения, что естественно укрепляет «Я» ребенка, делает его поведение более осознанным в сравнении с предыдущим периодом. В этом возрасте снижается частота возникновения устойчивых страхов (поскольку с развитием сознания уменьшаются эффекты искаженного восприятия окружающей действительности). Обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием реальной травмы. Например, ребенок пяти лет после перенесенной операции в течение месяца оперировал своего друга – зайчонка. Устойчивые внутренние конфликты проявляются в построении замещающих ситуаций: например, ребенок придумывает историю про плохого мальчика, который вместо него совершает шалости и тому подобные вещи. Познавательное воображение в этом возрасте тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности-рисования, лепки, конструирования.
Третий этап в развитии воображения у детей начинается в 6-7 лет. В этом возрасте ребенок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.
Виды воображения у детей
ВООБРАЖЕНИЕ – создание нового в форме образа представления или идеи.
Виды:
1. Активное воображение направленно на преобразование окружающей действительности:
а) воссоздающее. В основе создания образов соответствующих описанию
б) творческое. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в ординальных и целостных действиях. Происходит всегда большая эмоциональная разрядка.
2 Пассивное. Образы, которые не воплощаются в жизни делятся на:
а) непреднамеренные (при ослаблении роли, контролирующей сознание – сон-сновидения, галлюцинация, состояние аффекта)
б) преднамеренные, но не грезы, с волевым усилием.
Приемы воображения
1. Агллютинация - склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств частей.
2. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (мальчик с пальчик, великан). Изменение количества частей предмета и их смещение (дракон с тремя головами, циклоп)
3. Акцентрирование или заобострение. Подчеркивание каких либо признаков (карикатура)
5. Схематизация. Отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступаю четко. (используется художниками при создании орнамента, элементы которых взяты из растительного мира)
Методики
Цель:оценка особенностей творческого воображения.
Материал и оборудование:бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
Описание.Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.
Инструкция.Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Закандиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»
Интерпретация результатов.Показателями творчества в данном исследовании являются:
• величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
• сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.
Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.