Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Адаптация мигрантов и процесс аккультурации

Стресс аккультурации – стресс как психологический, так и физиологический от помещения в иную культурную среду.

Процесс миграции в другую культуру сопровождается процессом адаптации.

Аккультурация – смена культуры, происходящая в процессе контакта между двумя (или больше) различными культурными группами.

На современном этапе этот феномен рассматривается на индивидуальном уровне и называется психологической аккультурацией. Рассматриваются психологические изменения индивида при адаптации.

Разделяется разделение воздействия аккультурации на доминирующую и не доминирующую группу.

Изменения, в связи с аккультурацией, происходящие на групповом уровне в не доминирующей группе:

1. Физические изменения (новое место проживания, другой тип ведения хозяйства, урбанизация)

2. Биологические изменения (новые продукты, новая диета, новые заболевания)

3. Политические изменения (властные или социальные изменения, когда не доминирующие группы попадают под контроль и они теряют часть своей автономии)

4. Экономические изменения (сменяются традиционные занятия)

5. Культурные изменения (язык, религия, образование).

Результаты аккультурации на личностном уровне:

1. Большое количество психологических изменений (ценности, установки, мотивы, поведенческие тэги, идентификации – сдвигаются личностная и этническая идентификации).

2. Ряд психологических проблем – аккультурационный стресс (поведенческие сдвиги и проблемы).

3. Адаптация – некий процесс и результат приспособления индивида в процессе аккультурации. Адаптация также рассматривается в терминах стратегий аккультурации.

Берри говорит о стратегиях окультурации и предлагает модель:

Параметры:

1. Поддержание и развитие своего этнического своеобразия в обществе (ценность ли это и нужно ли её сохранять).

2. Желание индивида контактировать с представителями культурного и этнического большинства (является ли это ценностью и надо ли налаживать культурные коммуникации).

На пересечении этих двух параметров Берри выделяет 4 стратегии аккультурации:

1) Ассимиляция – ответ «нет» на вопрос о ценности своего самосознания и своей идентичности и ответ «да» на вопрос ценности контакта с другим этносом. Индивид вливается в другую культуру.

2) Сепарация или отделение – ценности контакта «нет», ценность своего «да». Сохраняют свой традиционный стиль жизни, не зависимо от большинства. Создают свою собственную культуру, разговаривают на своем языке.

3) Маргинализация – ответ «нет» по обоим параметрам. Это некое замешательство и личностное и коллективное, поэтому сложно давать этому определение. То есть это некое отделение и потеря идентичности. Люди не нашли себя и находятся в стрессе и замешательстве.

4) Интеграция – ответ «да» на оба вопроса. Входишь в большинство, но не полностью «переплавляешься», а поддерживаешь и своё и ценности большинства.

На личностном уровне:

1. Поведенческие сдвиги. Чем дольше контакт, тем больше проблем. Это будет зависеть от личной мотивации (мотивы и сам процесс аккультурации, к примеру стратегии, которые выбирает индивид). Человек должен изучить модели новой культуры и отбросить поведенческие черты собственной культуры. Самый большой объем отбрасывания своей культуры и изучения нового – в процессе ассимиляции, а наименьший объем изучаемого из новой культуры – при сепарации. Значительное познание новой культуры и незначительное отбрасывание своей – при интеграции, а при маргинализации – наоборот, обильное отбрасывание своего и очень малое изучение нового. Наиболее низкий уровень конфликта при интеграции и ассимиляции. Самая стрессовая стратегия – стратегия маргинализации

2. Проблема и аккультурационынй стресс. Стрессогенные факторы появляются в процессе аккультурации и соответственно появляются проблемы. Стрессовые явления (физиология и психосоматические заболевания). Аккультурационный стресс лежит в основе именно процесса адаптации, отчасти и в результате, но в основном в процессе.

Индивиды испытывают аккультурацию в разной степени: кто-то имеет большой аккультурационный опыт, кто-то совсем маленький. Важно то, какой опыт до этого был у человека при общении с разными культурными группами. Люди с небольшим опытом аккультурации могут воспринимать конфликты как проблемы, а с большим опытом – как новые возможности, новый опыт. Факторы, обуславливающие является ли это источником стресса или нет – образование, предыдущий опыт и т.д. Симптом – уровень тревожности и депрессия.

Факторы, влияющие на появление аккультурационного стресса (индивидуальные):

1) Демографические.

· Возраст – чем меньше возраст, тем проще адаптация. Школьникам сложнее, чем маленьким детям, адаптироваться к новой культуре. Самое тяжелое испытание адаптация вызывает у пожилых людей, так как у них нет потребностей и необходимости осваивать чужую культуру, их язык.

· Пол – у женщин больше проблем в процессе адаптации. (Женщины из традиционных культур, которые приехали в другую культуру без образования – объекты таких исследований; исключение – женщины американки быстрее адаптируются, чем мужчины).

· Образование – чем выше образование, тем меньше синдромов культурного шока.

2) Личностные различия (характеристики).

· Когнитивная сложность. Чем выше такая сложность, тем короче дистанция и соответственно – проще адаптация. Дробность предполагает ориентацию на различия, а крупные категории ориентированы на сходства.

· Авторитарность и ригидность препятствуют успешной адаптации.

Идеально адаптирующийся – открытый, экстраверт, стратегия сотрудничества в конфликтах. Но такая характеристика сложна, так как человек должен подходить к культуре, а все культуры разные.

3) Готовность к переменам, наличие до контактного опыта, установление дружеских отношений с местными жителями. Наличие до контактного опыта – знаком ли был человек с этой культурой до этого контакта.

Групповые факторы:

1) Степень сходства или различия между культурами. Чем больше культурная дистанция, тем сильнее культурный шок или стресс и больше проблем. Чем меньше культура похожа на родную, тем более травмирующим оказывается процесс адаптации.

Бабикер предложил индекс, измеряющий культурную дистанцию между культурами, включающий в себя климат, одежда, пища, язык, религия, уровень образования, материальный комфорт (доля ВВП на душу населения обычно), структура семьи (полигамные, моногамные, экстенсивные семьи, нуклеарные), обычаи ухаживания и сватовства, ценности в целом.

Чем больше культурная дистанция, тем выше тревожность. Степень трудности прямо пропорциональна различиям, дистанции.

2) Особенности той культуры, откуда приезжают мигранты. Японцам и корейцам очень трудно в Европе, они очень теряются. Представители великих держав адаптируются плохо, так как они высокомерны и считают, что адаптироваться должны те, к кому они приезжают.

3) Особенности страны, в которую приезжают. Толерантность, открытость и закрытость общества.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.