Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Водяные сообщения. Описание судоходных и сплавных рек, в отношении к удобствам судоходства и сплава



Ока

1848 год. [10]. "Судоходство по р. Оке начинается от г. Орла по всему протяжению до устья на расстоянии 1, 320 верст и производится весьма деятельно. Грузовые суда от Орла вниз до Нижнего-Новгорода идут сплавом или греблей от 4 до 5 недель; вверх же завозом на лошадях со скоростью неравномерной. С начала весны идут большие барки (гусянки) длиной от 25 до 30 саженей, шириной от 18 до 22 аршин, с грузом до 20, 000 пудов. Еще сплавляются по Оке, Мокшаны, Тихвинке, Коломенке и в небольшом количестве плоты. Средняя цена от Коломны до Нижнего-Новгорода: лоцману на хозяйских харчах от 150 до 200 рублей, а водоливу за все время навигации от 80 до 150 рублей. Рабочему на своих харчах от 40 до 60 рублей, коноводу на пару от Нижнего до Коломны от 50 до 100 рублей. За сплав берется с пуда от Нижнего до Коломны от 30 до 40 копеек ассигнациями. От Нижнего-Новгорода до Москвы от 40 до 50 копеек. Наем судорабочих в пределах Рязанской губернии производится в селениях прилежащих к Оке, наиболее в Касимовском уезде, где также строят суда близ с. Гускаго Погоста, на р. Гусе. Цена на месте плоскодонной барки 30-ти саженной с принадлежностями до 3, 000 рублей, 20-ти саженной до 2, 000 рублей. Лес для постройки покупается в окрестных дачах у помещиков. Пристани на Оке находятся: в Рязанском уезде в 1½ верстах от губернского города Рязани. В Касимовском уезде при г. Касимов и с. Копонове. В Зарайском уезде при с. Деднове. Все эти пристани по местным причинам не имеют значительных оборотов. Из них более других замечательные: Шиловская, Барковская и Рязанская. Шиловская в лето имеет в нагрузке от 40 до 50 судов, на сумму от 300, 000 до 400, 000 рублей серебром». "По слиянию с р. Москвой, Ока приобретает характер большой спокойной реки…ниже села Исады находятся староречья в виде озер: Чернотино, Велье, Сонь, Боровское, Негрод и две Юшты; все эти озера лежат на протяжении 17 верст. Извилистость и излучины особенно значительны между р. Середником и с. Рубецким, где на прямом расстоянии в 30 верст, длина реки доходит до 74 верст…. прямых участков весьма мало. Что касается до горизонта воды, то возвышение его над уровнем океана у с. Исады 41. 5 саж. ; озеро Лебяжье, при впадении Тырницы, возвышается на 40 саж., у села Рубецкого высота уровня воды 38 саж., у дер. Меленки 34 саж., и ниже Мурома, у впадении Теши 32 саж. При этом и нагорья берегов значительно понижаются, только между Касимовом и Елатьмой проходит узкая гряда, высотою по левому берегу до 80 саж. Таким образом, на пространстве Касимов - Елатьма высота… берегов достигает 41 сажень, а в остальных местах она колеблется между 16 и 26 саженями. Работы на Окских перекатах. …. работы начались здесь с 1888 года…. Улучшены перекаты Дубровский и Свинчуский, расположенные один за другим, и загражден рукав Ниверх; сооружения, устроенные на этих перекатах и на рукаве Ниверх, как бы составляют одну общую группу; ими достигнуто спрямление и углубление фарватера настолько, что в этом отношении названные перекаты сравнялись теперь с соседними. Работы начаты в 1896-97 годах и обошлись на Дубровском перекате 24. 900 р., на Свинчуском – 37. 600 р., и по загрождению рукава Ниверх - 15. 000 руб. До производства работ перекаты, особенно Свинчуский, представляли большое препятствие для судоходства. В 1900 г. начато регулирование Елатомского переката. Землечерпание. Эти работы начались в 1893 году. При помощи малой землечерпательницы, имеющей производительность до 3-х куб. саж. в 1 час работы. В 1897 году приобретены для Оки два снаряда, с производительностью по 10 куб. сажен в 1 час работы, а в 1902 году еще две землечерпательницы, такой же производительности…. на реке Оке на рубеже работают 5 зем/черпл., не считая перешедших от Москворецкого пароходства, с общей производительностью 43 куб. саж. в 1 час работы; Все они снабжены приспособлениями самопередвижения в виде гребных колес, . . одна из них, именно №2 имеет двигатель. Общая стоимость этих машин 307. 778 рублей. Землечерпание производилось на перекатах, случайно выдающихся малою глубиною среди остальных; а именно: в 1901 и 1902 годах углублялись этим способом перекаты: Дедновский, Любецкий, Песчаный Яр, Ловецкий, Алпатьевский, Ганкинский, Слемский, Вакинский, Пьяная Лука, Вышгородский, Полевский, Исадский, Тереховский, Дубровский, Свинчусский, Копановский, Шульгинский, Курманский, Поповский, Бетенский, Монашки, Катомка, Елатомский, Ванчинский, Ласинский, Ардабьевский, Казневский, Чудской, Монаковский, Овинский, Горбатовский, Жолнинский и Бабинский. На участке от Коломны до Н. Новгорода в это время было установлено 169 перекатов, при чем поставлено 144 сигнальных мачты, 228 перевальных вех, 496 плавучих бакенов; обстановка производилась 17 перекатными старшинами и 250 перекатными сторожами, под наблюдением 8 постовых старшин…

Судоходство

До 1870 годов по реке Оке плавали плоты и непаровые суда первобытного типа…Они спускались вниз самосплавом на лотах или потесях, а подымались вверх против течения бечевою тягою на лямке или коноводами. В нижней части Оки плавали кабестаны, и только единственный пароход между Елатьмою и Н. Новгородом. Работы, произведенные в свое время для улучшения Оки и заключавшиеся в начале в устройстве водохранилищ для производства попусков, а затем в шлюзовании некоторых притоков и устройств обходных каналов, улучшили условия плавания и дали возможность судоходству постепенно развиваться. С 70-х годов на реке Оке начали создаваться пароходства. Типы плавающих судов на реке Оке очень разнообразны. Что касается до парового флота, то он состоит из буксирных мелкосидящих пароходов обыкновенного типа, имеющих длину от 6 до 29 сажен, а в ширину с кожухами от 2 до 3 ½ саж. Осадка их бывает от ¾ аршина до 1 ¼ аршина; товаро-пассажирские пароходы строятся по типу волжских, с каютами на палубе, но имеют несколько меньшие размеры. Весною в Оку заходят волжские пароходы, баржи и другие суда, с осадкою в 1 ½ аршина и более. По переписи 1895 года их было 99. В 1897 году – общее число всех пароходов было 159; По переписи 1900 года на реке Оке плавало 106 пароходов; из них 11 пассажирских, 17 товаро-пассажирских, 6 буксиро-пассажирских, 55 буксирных и 17 служебных. В те годы пароходы были однопалубными. Места более дешевого третьего класса находились на корме палубы. Сверху они прикрывались тентом, а с боку - парусиновыми шторками. Пассажиры первого и второго класса помещались в трюме. Первоначально котлы пароходов работали на дровах. Услуг было минимум - в холодное время года отапливались только помещения первых классов. Для освещения использовался керосин и минеральные масла».

1860 г. [11] "…Несмотря, однако, на мелководье, местами доходящее до трех футов, Ока судоходна на всем течении по губернии и служит главнейшим проводником к местам сбыта. На р. Оке существуют в губернии следующие переправы: На большом астраханском тракте, близ г. Коломны, при с. Щурове мост на плошкоутах длиной 250 саженей и шириной 4 сажени. Мост этот наводится по спаде весенних вод, в конце апреля и разводится в конце ноября. На остальном пространстве переправы производятся посредством паромов, именно:

1) На проселочном тракте у с. Пирочи один паром.

2) На почтовой дороге в Егорьевск у с. Деднова четыре парома.

3) На проселочном тракте у сс. Любичи, ловцы и Борки имеется в каждом по одному парому.

4) Близ Рязани на проселочной дороге к Владимиру, так называемые Полянский и шумошский перевозы, два парома.

5) На почтовой дороге из Рязани в Спасск, в 19 верстах от Рязани, перевоз называемый казарским, на нем два парома.

6) На проселочных трактах против сс. Вышгорода, Половского, Троицы и при устье р. Исьи перевозы, именуемые вышегородским, половским, троицким и остролуцким; на каждом по одному парому.

7) На почтовом тракте из Спасска в Сапожок, при с. Старой Рязани, перевоз на двух паромах, называемый старорязанским.

8) Против сс. Киструса, Константинова, Шилова, Терехова и Дубровки, на проселочных трактах, перевозы в один паром: киструсский, константиновский, шиловский, тереховский и дубровский.

9) На почтовом тракте из Спасска в Касимов перевоз на двух паромах близ с. Копаново, называемый копановским.

10) Против сс. Шульгина и Ибердуса паром не имеющий названия содержится жителями.

11) В г. Касимове перевоз на четырех паромах, называемый касимовским.

Перевозы находящиеся на почтовых трактах, а также Полянский содержатся от казны; на прочих же трактах самими жителями. На паромах этих может помещаться до 70 человек. В обыкновенную воду они ходят по канату, в полую же на веслах. Система Оки весьма значительна в Рязанской губернии, но притоки ее, за исключением Прони, вообще не велики и мелководны. Система рек, впадающих с правой стороны, гораздо важнее и обширнее системы левого берега. Первая орошает пространство вдвое больше, чем последняя и, притом, самую лучшую и населенную часть губернии. Из рек, впадающих в Оку с правой стороны, значительнее других: Осетр, Вожа, Исья и в особенности Проня и Пара; к важнейшим притокам левой стороны принадлежат Цна, Пра и Гусь. Каждый из притоков Оки имеет свои побочные реки, которые впрочем, за исключением некоторых притоков Прони, незначительны.

р. Ока у с. Муратова

…Речка Непложа вытекает из лесистых мест липецкой засеки; длинна ее не более 25 верст; на ней 3 мукомольные мельницы. Близ с. Успенского, при уничтоженном чугуноплавильном заводе, устроена на р. Непложе плотина, которая образовала обширную запруду; но в последнее время плотина эта сорвана.

Река Пара, после Прони, значительнейший из притоков Оки в Рязанской губернии. Она начинается в Моршанском уезде; но главное течение имеет по Сапожковскому и, только, за 25 верст до впадения входит в Спасский. Пара течет на протяжении 130 верст по широкой, местами низменной и закрытой лесами, долине; ширина и глубина ее незначительны; течение тихое и иловатый грунт. В 2 ½ верстах до впадения в Оку, от с. Борок Пара становится судоходной; но только в весеннее время, в продолжении одного месяца. Ширина разлива ее в судоходном пространстве до 80 саженей. На остальном протяжении Пара застроена мельницами. Из притоков значительны Верда и Пожива с левой и Унгар с правой стороны. Мельниц на Паре 11, Верде 6, Поживе 9, Песочинке 2, Михайке 1; всего следовательно 29 мельниц.

Река Тырница выходит из Шацкого уезда Тамбовской губернии и течет около 75 верст по Сапожковскому и Спасскому уездам и близ с. Тырновской слободы, пройдя через несколько озер, соединяется с Окой. Ширина и глубина Тырницы незначительны; а в летнее время она обращается в ручей; также, как и небольшие притоки ее. Долина реки широка, отлога и богата лугами. На Тырнице 4 мельницы, а на притоках ее: Вынце 3 и Шишь 1. Всего 8 мельниц. Река Середник текущая на протяжении 40 верст и пересыхающая в летнее время. Она течет в луговых берегах и приводит в движение две мельницы, а приток ее р. Мильчус одну. Против с. Акулова Середник вливается в Оку. Речка Увес длиной не более 25 верст, на протяженгии которых находится 5 мельниц, из них построенная в с. Салаур (при винокурном заводе) каменная. Берега реки местами болотисты. Устье близ с. Свинчуса. Речка Ташинка незначительный ручей, протекающий на протяжении 25 верст и приводящий в движение 3 мельницы. Берега ее, в последних частях течения круты, овражисты и каменисты. Речка Екса течет не более 15 верст близ границ Тамбовской губернии и на этом небольшом пространстве приводит в движение три мельницы.

Водяные сообщения. Описание судоходных и сплавных рек, в отношении к удобствам судоходства и сплава.

Важнейший путь, по которому ежегодно вывозится за пределы губернии главный избыток ее произведений, - Ока. Несмотря на мелководье, доходящее местами до 3 и менее футов, она судоходна на всем течении своем по Рязанской губернии (478 верст); и успеху судоходства препятствуют, более или менее, только противные ветры и внезапная убыль воды. Боковые ветры, образуя мели в тех местах, где река становится мелководной, тоже вредят судоходству; но мели эти, как было уже сказано, открываются в конце июля и бывают не каждый год; а только в большую убыль меженных вод. Препятствия представляемые ими устраняются, отчасти тем, что суда имеют обыкновенно при себе в запасе паузки, на которые, приблизясь к мели, складывают часть груза и приводят, таким образом, осадку свою в глубину, соответствующую глубине воды по фарватеру на мелях. Чаще других открываются и потому вреднее прочих две дедновские, ловецкая, селецкая и исадская мели, на коих мелководье реки доходит иногда до 2 футов. Но так, как первые четыре находятся в одном месте, на протяжении 35 верст, то суда делают перегрузку только по приближении к первой из них; и потом беспрепятственно прочие. Гораздо более неудобств представляет судоходству то обстоятельство, что направление течения реки противно направлению главного торгового пути; и потому, почти все суда, с своим тяжелым грузом, должны быть ведены вверх по реке; а возвращаются обратно, если и нагруженные, то несравненно легче, по течению. Кроме Оки, из рек Рязанской губернии судоходны еще Трубеж, Проня …. и Пара; но не на большом протяжении, в особенности Пара; только за 2 ½ версты до впадения в Оку, именно от с. Борок, эта последняя становится судоходной; даже и на этом незначительном пространстве нормальный горизонт ее не судоходен, и только по вскрытии река, в продолжении одного месяца, пара содержит в себе воды глубиной до 9 футов; так, что в это время, производится по ней, весенними водами, сплавное караванное судоходство. Проня становится судоходной от с. Жерновиц, т. е. за 29 верст до впадения в Оку. Но от Жерновиц до Перевлеса, на расстоянии 6-ти верст, судоходство производится также, как и на Паре, во время весенних вод, в продолжении одного месяца; от Перевлеса же оно продолжается беспрепятственно во все время навигации. Песчаное свойство дна Прони причиной, что направление фарватера иногда в ней изменяется, но нечувствительно, так, что это обстоятельство особенных препятствий судоходству не представляет. Что же касается до Трубежа, рукава р. Оки, то он судоходен на всем протяжении, те. 9 с небольшим верст, но только весной. В это время грузится в нем небольшое количество судов, скупленными в зимнее время в Рязани товарами. В меженное стояние вод судоходство по Трубежу прекращается; а в зимнее время он представляет удобное место для зимовки судов. К сплавным речкам, которые все текут по лесистым местам Мещерской стороны и впадают в Оку с левой стороны принадлежат: Щелинка на 10 верст, Цна от с. Купли-Ям на 20 верст, Шья на 15 верст и Пра. По ним, весенними водами, производится сплав леса и дров. Таким образом, собственно судоходная линия в пределах губернии заключает в себе 518 ½ верст общего протяжения; но только от устья Москвы реки и до устья Синтула, т. е. на расстоянии 427 верст, Ока со своими притоками входит в состав V отделения и 7 дистанции, IV округа путей сообщения, управление которой находится в Рязани. Судоходство натуральное и никаких гидравлических сооружений для улучшения его не существует; для покрытия же необходимых расходов производится с выходящим из пристаней судов, пошлинный сбор по ½ к. с. с каждого рубля клади.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.