· изучить приемы построения элементов твердотельных моделей;
· освоить приемы построения ассоциативных чертежей деталей с основными, местными видами и выносными элементами.
Особенности построения твердотельных моделей деталей
Любую деталь можно представить как совокупность различных геометрических тел, приемы построения твердотельных моделей рассмотрены в уроке №3.
Рис.84 Твердотельная модель детали «Опора»
В качестве примера рассмотрим последовательность построения модели детали «Опора», изображенной на рис.84. Построение твердотельной модели детали начинают с построения основания, к которому затем последовательно приклеивают или вырезают из него различные элементы.
1. Выберем плоскость проекций, на которой будет вычерчен эскиз основания детали.
Для детали «Опора» выберем горизонтальную плоскость ZX и ориентацию Сверху.
На горизонтальной плоскости вычертим эскиз основания – прямоугольник по центру с высотой 60 мм и шириной 100 мм (рис.85), который выдавим на 30мм (рис.86). Любая операция (выдавливания, приклеивания, вырезания и т.д.) завершается нажатием на кнопку Создать объект.
Рис.85 Эскиз основания детали "Опора"
Рис.86 Модель основания
2. Для построения верхнего элемента детали - прямоугольной четырехгранной призмы на верхней плоскости основания вычертим эскиз - квадрат со сторонами 40 мм (рис.87) и приклеим призму выдавливанием на 50мм (рис.88).
Рис.87 Эскиз призмы
Рис.88 Операция приклеивания элемента
3. Для создания цилиндрического отверстия на верхней грани призмы вычертим эскиз отверстия – окружность радиусом 15 мм (рис.89) и вырежем отверстие выдавливанием на глубину 40 мм (рис.90).
Рис.89 Эскиз отверстия
Рис.90 Операция вырезания отверстия
4. Для построения ребер жесткости на фронтальной плоскости проекций построим эскиз (рис.91), для которого предварительно сделаем вспомогательными прямыми разметку. Эскиз обязательно следует вычерчивать отрезком (тип линии – основная), вспомогательные прямые служат только для предварительных построений.
Рис.91 Построение эскиза ребра жесткости
Рис.92 Выбор толщины ребра
5. Для построения ребер жесткости служит кнопка Ребро жесткости. На панели свойств команды (рис.92) закладка Толщина позволяет выбрать Толщину ребра жесткости. Закладка Параметры позволяет определить:
· Положение ребра жесткости относительно плоскости эскиза (рис.93);
- переключатель В плоскости эскиза используется если необходимо построить ребро жесткости, средняя плоскость или одна из боковых граней которого должна располагаться в той же плоскости, что и его эскиз. Выберем этот переключатель.
- переключатель Ортогонально плоскости эскиза означает, что ребро будет расположено перпендикулярно плоскости его эскиза.
Рис.93 Построение ребра жесткости
Направление построения ребра жесткости определяется с помощью переключателя
Направление (Прямое/Обратное). Выбираем Обратное направление.
На экране направление показывается фантомной стрелкой в окне модели. Для построения второго ребра жесткости все построения повторяем (рис.94).
Рис.94 Деталь с построенными ребрами жесткости
6. Для того чтобы скруглить вертикальные углы основания детали, используем кнопку Скругление (рис.95), на панели свойств задаем радиус скругления 10 мм и указываем курсором ребро основания. Затем нажимаем кнопку Создать объект.
Рис.95 Построение скругления ребер
7. Для поочередного вырезания выдавливанием на глубину 15 мм двух отверстий, расположенных на ребрах жесткости, построим эскизы – окружности радиусом R3 мм. Указав наклонную плоскость, на которой будет вычерчиваться эскиз, выберем ориентацию – Нормально к … (рис.96).
Рис.96 Эскиз отверстия
Построенная модель детали представлена на рис.84.
СОЗДАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТАЛИ
Активный вид
Приемы построения основных ассоциативных видов (спереди, сверху, слева и изометрии) изложены в лабораторной работе №3. Построим перечисленные ассоциативные виды детали «Опора». Следует отметить, что активным, т.е. доступным для редактирования (изменения) может быть только один из видов чертежа. Чтобы сделать вид активным следует два раза щелкнуть левой кнопкой мыши по габаритной рамке вида. В поле Текущий вид отображается номер или имя (это зависит от настройки, сделанной в диалоге параметров видов) текущего вида. Чтобы сделать текущим другой вид, введите или выберите из списка нужный номер (имя).
Рассмотрим приемы редактирования построенных видов. Перемещение видов с разрушением проекционных связей рассмотрено в уроке №3.
Удаление и разрушение видов
Для того чтобы удалить или разрушить вид следует выполнить следующие действия:
1. Выделить вид, для чего следует щелкнуть по габаритной рамке вокруг вида. Признаком выделения вида является наличие вокруг него подсвеченной зеленой габаритной рамки.
2. Щелкнуть правой клавишей мыши внутри габаритной рамки для вызова контекстного меню (рис.97).
Рис. 97 Контекстное меню редактирования вида
Переключатель контекстного меню Удалить вид позволяет стереть выделенный вид.
Переключатель Разрушить вид позволяет ранее существовавший как единый объект вид разрушить на отдельные примитивы (отрезки, окружности и т.д.). Только у разрушенного вида можно стереть, изменить или переместить отдельные элементы.
Построение дополнительных видов по стрелке
Элементы деталей, расположенные на наклонных плоскостях, при построении основных видов искажаются. Например, цилиндрические отверстия на ребрах жесткости у детали «Опора» на виде сверху и слева искажаются – вместо окружностей мы видим эллипсы. Задать диаметры этих отверстий на таких видах затруднительно. Для того чтобы избежать искажений, строят дополнительный вид по перпендикулярному к наклонной плоскости направлению взгляда, показанного на чертеже стрелкой.
Для построения дополнительного вида следует выполнить следующие действия:
1. Сделаем активным вид спереди.
2. Изобразим стрелку взгляда с помощью кнопки Стрелка взгляда расположенной на странице Обозначения Компактной панели (рис.98).
Рис.98 Страница Обозначения
Вначале указывается начальная точка (острие) стрелки, затем – вторая точка, определяющая направление стрелки. Третья точка определяет положение надписи. Надпись создается автоматически, в поле Текст на Панели свойств внизу экрана отображается предлагаемая системой буква для обозначения стрелки взгляда, можно выбрать другую букву из контекстного меню этого поля.
Чтобы зафиксировать изображение, нажмите кнопку Создать объект на Панели специального управления.
3. Построим ассоциативный вид по стрелке с помощью кнопки Вид по стрелке, расположенной на странице Ассоциативные виды (рис.99).
Рис.99 Кнопки панели Ассоциативные виды
После указания стрелки взгляда на экране появится фантом вида в виде габаритного прямоугольника. Вид по стрелке располагается в проекционной связи со своим опорным видом, что ограничивает возможность его перемещения (рис.100). Связь отключается кнопкой Проекционная связь на вкладке Параметры.