На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. (Ин. 9:39)
Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
1. Первые, кто увидел прозревшего слепца – это люди, живущие по соседству, а также просто знавшие его. Их слова и реакция говорит нам о том, что зачастую люди не готовы видеть вас изменившимися. Если даже и происходят какие-либо изменения, окружающие часто относятся к этому с сомнением. Другими словами, людям свойственно навешивать друг на друга ярлыки, которые впоследствии им очень сложно убрать. В случае со слепцом это выразилось в вопросе «не тот ли это, который…?» Многим из вас наверняка знаком такой вопрос, потому что даже если вы как человек меняетесь, а с христианином это происходит каждый день, окружающие все равно будут видеть в вас того человека, которого они видели много дней назад, но никак не нынешнего измененного.
2. Что же сделали люди, столкнувшись с такими изменениями? Они отвели этого человека к фарисеям. Фарисеи имели авторитет в том обществе. И здесь мы видим еще один стереотип. Людям свойственно больше верить не в Божьи дела, а в чье-либо авторитетное мнение. Мнение ученых, религиозных лидеров, врачей, учителей и многих других. Когда перед нами встают по-настоящему серьезные вопросы, мы склонны обращаться именно к людям, которые, по нашему мнению, авторитетны, чтобы решить их. Но вот попытаться увидеть дела Божьи в своей жизни, позволить Ему управлять жизненными обстоятельствами мы не всегда готовы. Имея такой стереотип в своей голове очень легко не заметить то, как Бог действует в моей и вашей жизни.
3. У фарисеев случившееся вызвало целую распрю. Опять же, из-за сложившихся убеждений, они оказались скованы своими собственными стереотипами. По их мнению, человек, который совершил исцеление в субботний день, не может быть человеком от Бога, но в то же время чудеса, которые совершал Иисус были, как они считали подтверждением того, что Он от Бога. Как и в случае с учениками, которые задавали вопрос про слепорожденного, у фарисеев было только два варианта ответов. Бог же своими действиями показал третий, неожиданный для них вариант, который заключался в замечательной истине о том, что нет Божьей воли на то, чтобы Его творение страдало в субботний день.
Исцеление в субботу входило в перечень запрещенных дел. Именно этот стереотип, среди прочих других, не дал им возможности принять Иисуса как Сына Божьего. И хотя они считали себя Моисеевыми учениками, тем не менее, очень отличались от Моисея по духу. Опасаясь в чем-либо нарушить закон, данный Богом Моисею на Синае, они создали свое учение, которое по их представлениям, должно было помочь исполнить Декалог. Выражаясь более простым языком, в Израиле появилась традиция, которая была поставлена на один уровень с Законом Божьим.
Мы часто обвиняем фарисеев в фарисействе, но при этом и сами часто традицию возводим в ранг закона Божьего. К примеру, очень часто приходится слышать в церквах, как тому или иному брату запрещают выходить за кафедру, если у него не одет галстук. Да и саму кафедру часто возводят в разряд святых мест, сравнимых со вторым отделением Святилища. Или же можно стать свидетелем того, как сторонники здорового образа жизни разрушают свою нервную систему, доказывая своим оппонентам, что мясо есть - грех и Дух Божий не будет работать с мясоедами. И таких примеров масса. Даже опасаюсь упомянуть некоторые традиции, касающиеся женской одежды, о которой рассуждает чаще мужская половина Церкви.
Для того, чтобы избежать ошибок, очень важно понимать, что является просто традицией, пусть и хорошей, устоявшимся мнением или стереотипом, а что – волей Божьей, изложенной в Писании.
Продолжим чтение:
Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. (Ин. 9:17-22)
В этом отрывке мы видим, как сам прозревший и его родители сталкиваются с испытанием, в котором необходимо было засвидетельствовать о своем убеждении. И это убеждение могло привести к отлучению от синагоги, а значит и отвержению обществом. Как видно из ответа родителей, они побоялись этих испытаний.
Быть как все, где-то прямо или косвенно отстраниться от Бога, пусть даже и сделавшего что-либо великое для нас, и все это ради сохранения привычной жизни, сохранения привычного круга общения, боязни выглядеть белой вороной, боязни вызвать на себя недоуменный взгляд, стать непринятым обществом. Разве это не стереотип нашего времени, стереотип под названием «будь как все»? Как много даров и благословений дает нам Господь, и как часто мы отрекаемся от него, опасаясь, что нас не примут, что нас не поймут, что мы будем выглядеть не в лучшем свете.
Что же сам исцеленный сказал о произошедшем? Читаем:
Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. (Ин.9:24,25)
И наконец, последняя попытка общества повлиять на того, кто не таков как все. Стереотип здесь заключается в том, что общество, считает, что имеет право своим влиянием вмешиваться в убеждения любого человека, если эти убеждения не совпадают с общим мнением самого общества. Этот же принцип существует и в отношениях между конкретными людьми. Он выражается в том, что если человек не соответствует моим представлениям о том, каким должен быть христианин или просто нормальный человек, то, как правило, сначала предпринимаются попытки подогнать такого человека под некий «стандарт», а если это не удалось – отвергнуть его.
Здесь очень важно, чтобы вы меня правильно поняли. Речь идет именно об убеждениях касающихся веры в Бога. Каждый человек в своей вере поступает согласно открытому ему свету. И никто не вправе каким-либо образом навязывать свои личные убеждения другому человеку, пусть даже, если эти убеждения принадлежат большинству. Истина не измеряется количеством людей, принявших ее, истина измеряется Словом Божьим.
Исповедание веры, выраженное в словах «я был слеп, а теперь вижу, сделало бывшего слепца отверженным человеком. Но именно в тот момент, к нему Иисус и говорит:
Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.(Ин.9:35-37)
Каждый из нас хотел бы, чтобы Иисус говорил с нами лично. Но для этого необходимо признать себя слепым.
на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. (Ин. 9:39)
Как мы уже увидели, стереотипы в жизни человека приводят его к искаженной действительности, из-за них мы становимся несвободны, слепы. Опасность стереотипов заключена в том, что человек, будучи убежден в том, что он видит, на самом деле является слепым. Учитывая наше взаимное влияние как членов Тела Христова, наше личное искаженное понимание Бога, Его воли, обязательно становится причиной отсутствия взаимопонимания, духа поддержки, любви в нашей среде. В отношениях же с Богом все это выливается в то, что мы перестаем видеть Бога, перестаем Его слышать, начинаем сомневаться, роптать, исчезает благодарность, и как следствие, пропадает желание служить Ему.
Я хотел бы еще раз произнести слова Иисуса, где Он говорит о суде: