Ренессанс в Нидерландах представлен двумя поколениями художников
Северное Возрождение
Северное Возрождение подразумевает не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Италии, Нидерландов, Испании, Швейцарии, Франции. В странах Северной Европы не было такого количества античных памятников, как в Италии. В сущности, там нечего было возрождать. Поэтому под Северным Возрождением понимают искусство названных стран, зародившееся под влиянием Италии.
На становление культуры в Северной Европе большее влияние оказало христианство, чем античность. Мифологические сюжеты служили для северных художников скорее пищей для фантазии, чем источником вдохновения. Большое влияние на Северное Возрождение оказало то, что оно происходило в условиях Реформации.
В своих произведениях художники стремились хотя бы лишь указать на величие Бога, обозначить его присутствие, признавая, что он неизобразим. Считалось, что образ Бога запечатлен в окружающем мире, поэтому в картинах с благоговением изображались небеса и солнце, вода и камни, растения и животные. Порой какая-либо мелочь обозначала важное богословское понятие.
Да и сам человек в отличие от итальянского Возрождения воспринимался не как творец, а лишь как прекрасное, великое творение, живущее в гармонии с природой.
Самобытный характер Северного Возрождения проявился, в первую очередь, в культуре Нидерландов и Германии.
В Германии Возрождение стало завершением духовного (лютеранская реформация) и социального (изменение роли крестьянства) кризисов, связанных с Реформацией и последующими Крестьянскими войнами. Расцвет немецкой живописи связан с творчеством трех художников: Матиса Нитхарда (Грюнвальд), Альбрехта Дюрера ((1471-1528) и Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543). Немецкое Возрождение было недолгим и не имело логического продолжения.
Деятельность А.Дюрера стала воплощением «титанизма» Возрождения. Он был равно одарен как живописец, гравер, рисовальщик; ведущее место в его творчестве занимают рисунок и гравюра. Его наследие насчитывает около 900 листов рисунков, он владел всеми известными тогда графическими техниками: штифтом, пером, карандашом, углем, акварелью. Он стремился овладеть законами искусства, разрабатывал правила правильного построения пропорций перспективы. Величайший мастер гравюры, Дюрер прославился циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498). Пору расцвета искусства немецкого Возрождения нередко называют «эпохой Дюрера».
Портреты, картины на религиозные Гольбейна Младшего отличаются точностью, ясностью, реализмом, монументальной цельностью композиции («Мертвый Христос», «Портрет Э.Роттердамского»).
В творчестве Грюневальда чувства господствуют над разумом, картинам свойственны экспрессивность, сила, динамизм, мистические и гуманистические образы одновременно. Главным произведением художника является «Изенгеймский алтарь» (1512-1515), где наиболее полно воплотились все особенности его творчества.
Почетное место среди художников занимает ^ Лукас Кранах Старший, положивший начало школе пейзажа, известной под названием дунайской школы. Картина «Бегство в Египет» - характерный образец его живописи.
Яркая фигура немецкого Возрождения – ^ Ульрих фон Гуттен (1488-1523), писатель, просветитель и политический деятель. Он один из авторов широко известной сатиры «Письма темных людей», обличавшей моральное разложение, невежество духовенства, схоластическую науку. Ульрих фон Гуттен – автор язвительных «Диалогов» и памфлетов.
В XV в. крупным центром европейской культуры становятся Нидерланды. В то время в состав Нидерландов входила часть современной Франции, территории Бельгии, Люксембурга и Нидерландов.
Крупнейший нидерландский представитель культуры Возрождения ^ Эразм Роттердамский (1469-1536), в своих сатирических произведениях «Похвала глупости», «Домашние беседы» высмеивавший суеверия, сословную кичливость, схоластику, способствовал развитию свободомыслия, предприимчивости, стремлению к знаниям.
Ренессанс в Нидерландах представлен двумя поколениями художников.
Первое поколение относится к ^ Раннему Возрождению и представлено такими именами, как Ян Ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший. Второе поколение нидерландцев представляет искусство XVII в.: Франц Халс, Питер Пауль Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт Ван Рейн, Ян Вермер, Якоб Йорданс.
Ян Ван Дейк – родоначальник искусства Раннего Возрождения в Голландии. Выдающимися его произведениями являются Гентский алтарь (1432), достигающий пяти метров в длину и поражающий многообразием цветов. С именем Ван Эйка связывают распространение масляной живописи. Именно у него портрет превратился в самостоятельный жанр. Тщательная передача внешних особенностей служит раскрытию внутреннего содержания, характера человека. «Портрет четы Арнольфини» считается первой жанровой картиной в живописи Нидерландов и первым жанровым портретом в Европе.
Обладающий энциклопедическими знаниями в теологии, медицине, литературе, науке, Босх в своем творчестве объединил средневековую фантастику, религиозные сюжеты, фольклорные, сатирические и нравоучительные тенденции. Основная тема: борьба добра и зла, божественных и адских сил как во всем мире, так и внутри каждого человека. «Корабль дураков», «Воз сена», «Семь смертных грехов» изобличают пороки, взывают к исправлению. Фигурам намеренно придается гротескный характер.
Творчество Босха во многом послужило прообразом сюрреализма XX в. Босху, как и многим другим художникам Нидерландов, был присущ мистический настрой, трагизм, ирония и скептицизм.
^ Питер Брейгель, прозванный Мужицким, в ранних работах («Пиршество тощих») продолжал линию Босха, переплетал фантастику, основанную на библейских сюжетах, фольклор и сцены из народной жизни, наполняя картины гротеском и вымыслом. В 60-е гг. мастер стремился к созданию более реальных и глубоких картин из народной жизни («Времена года», «Крестьянская свадьба»).
XVII в. стал золотым для нидерландской живописи. Профессия художника была одной из самых популярных, в творчество не вмешивались ни церковь, ни государство.
Рубенс, глава фламандской живописной школы барокко, проявил себя не только как художник. Он был философом, археологом, архитектором, коллекционером, дипломатом. Деятельность посла давала ему возможность писать портреты коронованных особ. Характерные для барокко экспрессивность, патетика, бурное движение, блеск колорита соединились в творчестве Рубенса с чувственными образами и реалистическими наблюдениями. Сдержанный фон контрастирует с обнаженными телами и яркими одеяниями.
Картины Рубенса охватывают религиозные («Снятие с креста»), мифологические («Персей и Андромеда»), исторические («История Марии Медичи») сюжеты и темы из жизни собственной семьи («Шубка»). Рубенс считался одним из самых плодовитых художников в истории живописи.
Ван Дейк, ученик Рубенса, стал одним из создателей парадного и аристократического портрета XVII в. Персонажи его портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью.
Еще один видный портретист – Франс Халс, живописец голландской буржуазии XVII в. Он прославился многообразием своих портретов – частных, интимных, больших, групповых. Халс впервые в групповом портрете передал нечто общее, сохранив индивидуальность каждого. Он умело передавал оттенки эмоций, его персонажи подчеркнуто материальны.
Рембрандт – величайший художник голландского барокко – начал свой путь с картин на исторические сюжеты, где проявилась его склонность к психологизму, виртуозность техники, экспрессивность и тяготение к реалистичности.
Излюбленным жанром стали автопортреты и портреты стариков с выразительными морщинистыми лицами. Получили известность его групповые портреты («Ночной дозор»), религиозные («Святое семейство») и мифологические («Даная»).
В его картинах отсутствуют помпезность и драматичность, он прославился как мастер светотени, с помощью которой раскрывал внутренний психологизм человека.
Вермер – непревзойденный мастер бытового жанра («Кружевница», «Девушка с письмом»). Тщательно воспроизводя детали быта и представляя предметы в естественном освещении, художник достигает органического единства.
Начало французского Ренессанса относится к середине XV в. Походы французских королей в Италию познакомили художников с достижениями итальянского искусства.
Самым крупным творцом Раннего Возрождения считается Жан Фуке (1420-1481), придворный живописей французских королей. Он первым во Франции последовательно воплотил эстетические принципы итальянского кватроченто, предполагавшего ясное, рациональное видение реального мира и постижение природы вещей через познание ее внутренних закономерностей. Он создает множество портретов Карла VII, пишет миниатюры для часословов и книг.
Центром культурной жизни XVI в. во Франции был королевский двор. Приглашенные сестрой Франциска I итальянские маньеристы Россо и Приматиччо основывают в 1530 г. школу Фонтебло. Этот термин относят как к направлению французской живописи XVI в., так и к сложным аллегорическим картинам на мифологические темы, созданным известными художниками того времени. Школа Фонтебло известна созданием величественных декоративных росписей ансамблей замка. Искусство школы Фонтебло является переходным в истории французской живописи.
Поэты ^ Жоажен Дю Белле и Пьер де Ронсар явились наиболее яркими представителями французской поэтической школы «Плеяды», видевшей свою цель в том, чтобы поднять французский язык на уровень античной культуры.
Сатирический роман ^ Франсуа Рабле (1494-1553) «Гаргантюа и Пантагрюэль» через гротескные образы героев передает гуманистические идеалы того времени.
Великий философ XVI в. Мишель де Монтень своей работой «Опыты» положил начало эссеистике. «Опыты», отмеченные вольнодумством и скептическим гуманизмом, описывала нравы и поведение человека в различных обстоятельствах.
Английский Ренессанс прославился прежде всего не столько живописью и архитектурой, сколько театром, прежде всего творчеством Уильяма Шекспира (1564-1616). Конец XVI в. – период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и превращения страны в мировую державу. Его еще именуют елизаветинской эпохой. Вырос престиж театров, актеров стали окружать всеобщим вниманием, они стали пользоваться покровительством меценатов-вельмож. В 1576 г. в Лондоне открылся первый общедоступный театр, к середине 80-х гг. таких театров было уже несколько. В 1588-1589 гг. для группы Шекспира был построен постоянный театр «Глобус». Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь той эпохи. Первые его комедии отмечены оптимизмом («Много шума из ничего»). Однако, впослндствии, в период народных волнений, экономического упадка, кризиса авторитета церкви, его мировоззрение изменилось. В трагедиях «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отелло» показан кризис общечеловеческих ценностей и морали. Им написаны также исторические драмы «Генрих VI», «Ричард Ш» комедии «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего», сонеты.
Средоточием гуманистических идей в Англии был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени – ^ Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество, в котором все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью (из него делают цепи для преступников).
Основоположник английской классической литературы – ^ Джефри Чосер (ок. 1340-1400). Наиболее известное его произведение – сборник стихов и прозаических новелл «Кентерберийские рассказы».
Возрождение в Испании носило более противоречивый характер. Многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские и плутовские романы. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина».
Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616). Главное его произведение – бессмертный роман «Дон-Кихот», в котором органически сочетаются реализм, героика и романтизм.
Основоположник испанской национальной драмы – великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1500 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев». Свои взгляды он изложил в форме важнейших принципов испанской ренессансной драмы в стихотворном трактате «Новое искусство сочинять комедии в наши дни» Его пьеса «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») была названа первой народной драмой. Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает Эль Греко (1541-1614). Его картины на религиозные сюжеты полны эмоционального напряжения, персонажи его полотен освещены мерцающим светом. («Похороны графа Оргаса»). РеформацияРеформация – широкое, религиозно-идеологическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Германии и направленное на преобразование католического вероисповедания.
Формальное начало Реформации связывают с выступлением ^ Мартина Лютера (1483-1546), провозгласившего 31 октября 1517 г. 95 тезисов против индульгенций. К тому времени торговля индульгенциями (грамотами церкви об отпущении грехов) достигла небывалых размеров и приняла самые грязные формы. Но М.Лютер выступал не против того, каким образом церковь отпускала грехи, а против самого ее права делать это. Он утверждал, что церковь духовенство не являются посредниками между людьми и Богом, а значит, церковь не может отпускать грехи.
Лютер отвергал папство, ложное деление общества на священство и мирян, большинство таинств – святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам.
Непререкаемым авторитетом в вопросах христианского учения Лютер считал Библию, поэтому сам перевел ее на немецкий язык, сделав доступной простым людям.
Но причины того, что Реформация не осталась лишь фактом в истории церкви, а создала новое мировоззрение, кроются глубже. Она была вызвана прежде всего серьезными изменениями, происходившими в недрах феодального общества. Все больше возрастала роль городов, а значит, и усиливалось влияние нарождавшейся буржуазии. Она уже не могла мириться с аскетизмом, ограниченностью, алчностью и нравственной растленностью слуг Ватикана. Ведь церковные должности стали предметом торговли, зачастую епископы даже не знали богословия, а проводили время в пирах и увеселениях.
Требования обновленной церкви, выражавшей прежде всего нравственный протест против католицизма, привлекли под знамена лютеранства крестьян – самое многочисленное сословие. Крестьяне не разбирались в вероисповедальных различиях, но выступали против угнетения. Протестуя против угнетения церкви, они выступали и против давления феодалов, что выразилось в кровопролитной Крестьянской войне 1525 г. Внутренние противоречия, раздиравший лагерь реформатов, давление Рима, ослабление в ходе войны привели к закреплению раздробленности Германии. Страна разделилась на две части, одна из которых находилась под влиянием католицизма, другая – лютеранства.
Вслед за Германией реформационное движение достигло и других стран Европы. Наиболее известные сподвижники Лютера – ^ У.Цвингли, Ж.Кальвин.
Реформация повлияла на становление буржуазного общества, на культурное и социально-экономическое развитие целой части Европы.
Основное содержание лютеровской Реформации позднее было сформулировано его сподвижником Ф.Меланхтоном и заключалось в идее возможности спасения лишь благодаря вере, в утверждении равенства всех верующих перед Богом в вопросах веры и в значительном сокращении обрядности. Кроме того, Лютер создал учение о божественной предопределенности существующего и отсутствии свободы воли у человека. Он утверждал, что спасение не зависит от человека, а определяется желанием Бога.
Подобное положение освобождало человека от тщетных переживаний о ходе и результате мирских дел и оставляло ему лишь одно – надежду на Бога. Спасение не зависело от усилий человека, а если было бы иначе, то это могло бы склонить к гордыне и самодовольству. И если стойкий, упорный труд вопреки трудностям без надежды на успех, совершаемый лишь для укрепления веры, оказывался успешным, это рассматривалось как знак большего благоволения и возможности спасения. Лютер отрицал не необходимость усилий и труда, а неправильные мотивы работы – богатство, власть, славу. Качественный, добросовестный труд в рамках мирской профессии, независимо от ее престижа, рассматривался как нравственный подвиг.
Во многом эти взгляды поспособствовали складыванию общества с новым типом работника и новой, высокоэффективной культурой труда.
Радикальным продолжателем Реформации стал ^ Жан Кальвин, основавший одно из самых мощных течений протестантизма – кальвинизм. Кальвин родился во Франции, а в 1556 г. приехал в Женеву – новый центр реформационного движения. Кальвинизм наиболее последовательно защищал интересы буржуазии, протестуй как против католицизма, так и против народной Реформации. Он еще более упростил богослужение, придав церкви республиканский характер (священники назначались в выборном порядке).
В своей книге «Наставления в христианской вере» Ж.Кальвин пишет: «Мы рассматриваем предопределение как вечный план Бога, в котором он установил свое намерение в отношении каждого человека. Потому что он не создавал их всех в одном состоянии, а предопределяет одних к вечной жизни, других – к вечным мукам». Кальвин считал выбор Бога произвольным, даже непостижимым.
Человек не знает плана Бога относительно себя самого, вот почему он должен вести себя так, как если бы ему было предопределено спасение. Поэтому Кальвин проповедовал предельное ограничение жизненных потребностей, что доходило до суровой мелочной регламентации всей жизни верующего.
Хронологически Реформация совпадает с последним периодом эпохи Возрождения, как бы завершает этот прогрессивный переворот в европейской культуре. Обычно историческое значение эпохи Возрождения связывают с идеями гуманизма. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение человека. Они распространяли на человека присущие Богу созидательные, творческие возможности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, преображении его своим трудом.
И вот этому обожествлению человека гуманистами Реформации противопоставила идею полного ничтожества человека пред лицом Господа, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению – суровый дух добровольного самоограничения и дисциплины. Восхищению могуществом человеческого разума они противопоставили протестантское презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религиозной вере, доходящее даже до мракобесия. Да и сами деятели Реформации были выходами из народа, достигшими всего упорным трудом, фанатически твердыми в вере и являвшими собой полную противоположность изящным, утонченным образованным аристократам, разбиравшимся в искусстве.
Однако у гуманистической культуры и реформированного христианства, несмотря на их различия, была общая историческая основа – постепенное вызревание в недрах феодализма новых, более эффективных способов организации общественного производства. Постепенное возрастание роли городов и формирование нового типа личности – свободного, вольного горожанина – привело к созданию гуманистической культуры. Однако проблема была в том, что плоды этой культуры стали достоянием узкого круга состоятельных граждан. Тогда как идеи протестантских теологов были доступны массам простых людей, не разбиравшихся в тонкостях мировоззрений.