Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА УЧИТЕЛЕЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ



1) Дюйшен Таштанбеков – герой повести Ч. Айтматова – настоящий учитель, человек, способный на титанический труд и беспримерное мужество. Обучая деревенских детей, он каждый день совершает настоящий подвиг. Не имея никаких бытовых условий и средств для обучения, непрерывно сталкиваясь со скептицизмом со стороны жителей деревни, Дюйшен ежедневно трудится ради великой идеи. Он не только обучает детей, он воспитывает в них настоящих патриотов и помогает им в трудные минуты. В повести представлен не только образ примерного учителя, но и человека с большой буквы.

2) В рассказе В. Распутина «Уроки французского»освещается тема русских учителей. О молодой учительнице французского языка мы узнаем со слов главного героя – ученика районной школы. Мальчик с теплотой и уважением вспоминает свою учительницу, которая совершает настоящий подвиг в глазах героя. Лидия Михайловна всячески (в том числе и игрой на деньги) помогала голодающему ученику, который с трудом сводил концы с концами. Возможно, с точки зрения школьного устава действия учителя являются неправомерными (именно поэтому директор школы увольняет молодого педагога), однако с точки зрения гуманизма, нравственности это единственное, что мог сделать настоящий человек, учитель c большой буквы.

3) А.И. Куприн «Тапер»

Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом

4) В. Распутин «Уроки французского»

Учительница Лидия Михай­ловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

5) В. Быков «Обелиск»

Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.

 

6) А. Лиханов «Драматическая педагогика»

«Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не су­мел».

 

7) А. Алексин «Третий в пятом ряду»

Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека... добро каждый должен творить по-своему ... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».

 

8) А. Алексин «Безумная Евдокия»

Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

9) А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Старый Лис научил Маленько­го принца постигать мудрость человеческих отношений. Что­бы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

10) Б. Васильев «Летят мои кони...»

Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоя­щими гражданами Отечества.

 

 

 

 

 

1) Л.Н. Толстой «Война и мир»

Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.

2) А,П. Чехов «Анна на шее»

Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а ос­тальных — рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.

3) Д. Лондон «В далеком краю»

Уэзерби и Катферт, отправившись на Север за золотом, принуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от обитаемых мест. И здесь с жестокой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конку­рентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очутились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придав­ленный телом Уэзерби, которого он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.

4) В драме «На дне» Максим Горький показывает, как абсолютно черствые, бездушные, бессердечные люди могут превратить жизнь отдельного, зависящего от них человека в ад. Василиса Костылева, будучи хозяйкой ночлежки, в которой обитают обиженные судьбой люди, всячески унижает, оскорбляет их, уничтожает то светлое, что осталось в их душах. Василиса проявляет бездушие не только по отношению к обитателям ночлежки, но и по отношению к родной сестре, счастье которой она загубила навсегда.

5) Во время недавней войны на Кавказе произошел случай, который вызвал справедливое негодование в обществе. В госпиталь привезли раненого солдата, но врачи отказались его принимать, сославших на то, что их учреждение принадлежит системе МВД, а солдат относится к ведомству Министерства обороны. Пока искали нужную медсанчасть, раненый погиб.

6) В. Распутин «Живи и помни»

Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настёны.

7) Л. Андреев «Иуда Искариот»

Иуда Искариот, предавая Христа, хочет проверить предан­ность его учеников и правоту гуманистического учения Иису­са. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.

8) Н.С. Лесков «Леди Мак­бет Мценского уезда»

Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Измайловой, совершил вместе с ней убийства её родственников, желая стать единственным наследником богатого состоя­ния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступле­ний. На каторжном этапе он изменил ей, издевался, как мог.

9) С. Львов «Друг моего детства»

Аркадий Басов, которого рассказчик Юрий считал своим настоящим другом и которому доверил тайну первой любви, предал это доверие, выставив Юру на всеобщее осмеяние. Ба­сов, впоследствии став писателем, так и остался подлым и бесчестным человеком.

10) А.П. Чехов «Ванька»

Ванька Жуков — сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень неслад­ко живется. Об этом можно узнать из письма, которое он от­правил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, не­приютным в жестоком и холодном мире.

11) А.П. Чехов «Тоска»

У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.

 

1) Л.Н. Толстой «Война и мир» Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.

2) В. Астафьев «Последний поклон» Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.

3) И. Полянская «Утюжок и мороженое» Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.

4) А. Фадеев «Молодая гвардия» В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.

5) К. Воробьев «Тетка Егориха» Сирота Санька в рассказе осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху.

6) В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому…» Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.