Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация теплового состояния человека



Оптимальное – характеризуется отсутствием общих и/или локальных дискомфортных теплоощущений, минимальным напряжением механизмов терморегуляции и является предпосылкой длительного сохранения высокой работоспособности.

Допустимое– характеризуется незначительными общими и/или локальными дискомфортными теплоощущениями, сохранение термостабильности организма человека в течение всего рабочего дня при умеренном напряжении механизмов терморегуляции. При этом может иметь временное снижение работоспособности, но не нарушается здоровье.

Предельно допустимое – характеризуется выраженными общими и локальными дискомфортными теплоощущениями; оно не гарантирует сохранения термического гомеостаза и здоровья, ограничивает работоспособность.

Недопустимое – характеризуется чрезмерным напряжением механизмов терморегуляции, приводящим к нарушению здоровья.

Напряжение механизмов терморегулдяции – активация реакций различных систем организма, направленных на сохранение температурного гомеостаза, оцениваемых по степени их выраженности.

 

Для оценки теплового состояния человека могут быть использованы следующие показатели:

- температура тела;

- топография кожных температур;

- градиент температур кожи туловища и конечностей;

- величина влагопотерь;

- теплоощущения;

- частота сердечных сокращений.

В зависимости от задач исследования могут быть использованы и другие показатели, адекватные конкретной ситуации.

 

16. Естественное и искусственное освещение жилых и общественных зданий; значение для здоровья ребенка и взрослого человека; нормирование параметров.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ - освещение помещения светом неба (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих поверхностях.

Видимая часть солнечного спектра имеет большое биологическое значение. Дневной свет оказывает благоприятное влияние на психическое состояние человека, особенно больного. Под его воз действием усиливается обмен веществ в организме, осуществляется синтез некоторых витаминов, улучшаются процессы кроветворения, работа эндокринных желез и т.д. Режим освещенности играет существенную роль в регуляции биологических ритмов. В условиях интенсивной освещенности улучшается рост и развитие организма.

Интенсивность освещенности рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, особенно при работах, требующих зрительного напряжения. Нерациональное освещение способствует развитию близорукости. При плохом или неправильном освещении снижается умственная работоспособность, быстрее наступает утомление, ухудшается координация движений.

Вследствие большого физиологического значения видимой части солнечного спектра, влияния его на работоспособность, со стояние органа зрения и т.д. все помещения лечебно-профилактических учреждений, предназначенные для длительного пребывания больных, все основные помещения, здания детских дошкольных учреждений, все учебные помещения общеобразовательных зданий должны иметь естественное освещение.

Естественное освещение помещений зависит от светового климата, который складывается из общих климатических условий местности, степени прозрачности атмосферы, а также отражающих способностей окружающей среды. Важное значение имеет также ориентация окон по сторонам света, определяющая инсоляционный режим помещений. В зависимости от ориентации различают три типа инсоляционного режима (табл. 5).

Таблица 5

Типы инсоляционного режима помещений

Инсоляционный режим Ориентация по сторонам света Время инсоляции Процент инсолируемой площади пола Количество тепла за счет солнечной радиации, кДж/м
Максимальный ЮВ, ЮЗ 5-6 Свыше 3300
Умеренный Ю,В 3-5 40-50 2100-3300
Минимальный СВ, СЗ Менее 3 Менее 30 Менее 2100

При западной ориентации создается смешанный инсоляционный режим. По продолжительности он соответствует умеренному, по нагреванию воздуха - максимальному инсоляционному режиму. Инсоляционный режим помещений следует учитывать при распределении больных по палатам. В средних и южных широтах для больничных палат, комнат дневного пребывания наилучшей ориентацией обеспечивающей достаточную освещенность и инсоляцию помещений без перегрева, является южная и юго-восточная.

Для обеспечения оптимальной ориентации в указанных помещениях главный фасад зданий больниц обращают на южную сторону. Небольшой поворот палатного фронта к востоку не ухудшает инсоляцию палат, тогда как поворот к западу влечет за собой продолжительное глубокое проникновение солнечных лучей, перегрев помещения, необходимость предусматривать солнцезащитные устройства.

На север, северо-запад, северо-восток ориентируют операционные, реанимационные, перевязочные, процедурные кабинеты, что обеспечивает равномерное естественное освещение этих помещений рассеянным светом и исключает перегревание помещений, слепящее действие солнечных лучей и возникновение блесткости от медицинских инструментов. Строительные нормы и правила (СНиП 2.08.02-89) рекомендуют принимать следующую ориентацию окон помещений больницы (табл. 6).

Таблица 6

Ориентация окон больничных помещений в зависимости от географической широты

Наименование помещения Географическая широта
Южнее 45 0 с.ш. 45-550 с.ш. Севернее 550 с.ш.
Палаты   Ю, ЮВ, В, С1, СВ1, СЗ1 Ю,ЮВ,В СВ1,СЗ1 Ю,ЮВ,ЮЗ СЗ1, СВ1
Операционные, реанимационные, секционные С,СЗ,СВ С,СВ,СЗ С,СВ,СЗ,В

1 Допускается для палат, общее количество коек в которых не более 10% общего количества коек отделения.

Состояние естественного освещения зависит от расстояния между зданиями, высоты их и близости зеленых насаждений. Для гигиенической оценки достаточности естественного освещения помещений служат геометрический и светотехнический методы исследований.

Существенным фактором, влияющим на интенсивность и продолжительность естественного освещения помещений, является величина, форма и расположение окон, что и учитывается в таких

геометрических показателях, как световой коэффициент и коэффициент заглубления.

Световой коэффициент (СК) - это отношение площади застекленной части окон к площади пола данного помещения. Вычисляется СК путем деления величины застекленной поверхности на площадь пола, при этом числитель дроби приводится к 1, для чего и числитель, и знаменатель делят на величину числителя. Для операционных, родовых палат, смотровых, перевязочных, лабораторий и ассистентских в аптеках этот коэффициент должен быть 1:4 - 1:5. В палатах (кроме родовых), кабинетах врачей, манипуляционных, стерилизационных, помещениях для дневного пребывания больных он составляет 1:5-1:6. СК в детских дошкольных учреждениях 1:5-1:6, в учебных помещениях 1:4-1:5.

Коэффициент заглубления (КЗ) - отношение расстояния от пола до верхнего края окна к глубине помещения, т.е. к расстоянию от светонесущей до противоположной стены. При вычислении КЗ и числитель, и знаменатель тоже делят на величину числителя. КЗ не должен превышать 2,5, что обеспечивается шириной притолоки (20-30 см) и глубиной помещения (6 м).

Однако ни СК, ни К3 не учитывают затемнение окон противостоящими зданиями, поэтому дополнительно определяют угол падения и угол отверстия.

Угол падения показывает, под каким углом лучи света падают на горизонтальную рабочую поверхность. Он должен быть равен не менее 270. Угол падения образуется исходящими из точки измерения (рабочее место) двумя линиями, одна из которых направлена к окну вдоль горизонтальной рабочей поверхности, другая - к верхнему краю окна.

Для определения угла падения измеряют расстояние от точки наблюдения до окна и высоту окна (т.е. два катета). По отношению противолежащего катета к прилежащему находят тангенс угла падения: tg а = ВС / АС

Затем по таблице определяют величину угла.

Пример: Расстояние от рабочего места до окна 3 м. Высота окна 1,6 м. Определите угол падения

Решение: tg а= 1,6/ 3,0

tg а = 0,53

а = 28°

Угол отверстия даёт представление о величине видимой части небосвода, освещающего рабочее место. Он должен быть равен не менее 50. Угол отверстия образуется исходящими из точки измерения двумя линиями, одна из которых направлена к верхнему краю окна, другая - к верхнему краю противостоящего здания.

Для определения угла отверстия проводят мысленно прямую линию от поверхности стола к высшей точке противолежащего дома и отмечают на окне точку, через которую она проходит. Измеряют расстояние от точки исследования до окна по горизонтали (СА) и высоту окна до точки пересечения с верхней линией, направленной к верхней точке затеняющего предмета (СD). Затем определяют величину угла DАС. Угол отверстия будет равен разности углов ВАС (а) и DАС.

Пример: Расстояние от рабочего места до окна 3 м. Высота окна до пресечения с линией, направленной к верхней точке затеняющего предмета (СD), равна 1,2 м. Угол падения 28 0. Определите угол отверстия.

Решение: tg DАС = 1,2/3,0

tg DАС=0,40

DАС=220

Угол отверстия ВАD равен: 280 -220 = 60

Оценка углов падения и отверстия должна проводиться по отношению к самым удаленным от окна рабочим местам.

При светотехническом методе оценки освещения определяют коэффициент естественной освещенности (КЕО). КЕО - это выраженное в процентах отношение величины естественной освещенности горизонтальной рабочей поверхности внутри помещения к определенной в тот же самый момент освещенности под открытым небосводом при рассеянном освещении. Освещенность определяется с помощью люксметра (люксметр Ю 116).

Таблица 8

Значение коэффициента естественной освещенности (е)

для лечебно-профилактических учреждений

Характеристика зрительной работы Наименьший размер объекта различения, мм Разряд зрительной работы1 е при боковом естественном освещении, % Помещения  
Очень высокой точности 0,15 -0,3 II 2,5 Операционные Операционный блок (кроме операционных)
Средней точности 0,5 – 1,0 IV 1,5 Процедурные, боксы
Малой точности 1,0 -5,0 V 1,0 Палаты, кабинеты врачей
Грубая Более 5,0 VI 0,5 Регистратура

1 Всего предусматривается 8 разрядов точности зрительной работы.

Таблица 9

Значение коэффициентов солнечности (С) и светового климата (m).

Пояс светового климата   С при световых проемах, ориентированных по странам света , при отсчете азимутов от севера в ْ   m
135-225 225-315 и 45-135 315-45
I 1,2
II 1,1
III
IV Севернее 500с.ш. Южнее 500с.ш.   0,95 0,9   0,9 0,85     0,9 0,9
V Севернее 400с.ш. Южнее 400с.ш.   0,85 0,75   0,8 0,7     0,8 0,8

В России в ряде пунктов ведутся систематические измерения наружной освещенности, и на основании многолетних наблюдений составлены таблицы светового климата для различных светоклиматических районов.

Расчет КЕО для различных точек помещения ведется в стадии проектирования. Нормированное значение КЕО (Ен) с учетом характера зрительной работы и светового климата следует определять по формуле:

Ен = е·m·С

где е - значение КЕО в процентах при рассеянном свете от небосвода, определяемое с учётом характера зрительной работы; m - коэффициент светового климата (без учета прямого солнечного света), определяемый в зависимости района расположения здания; С - коэффициент солнечного климата (с учетом прямого солнечного света), определяемый в зависимости от района расположения здания.

Пример: Расчет нормированного КЕО (Ен) для операционной в больнице города К., расположенного в 1 поясе светового климата. Операционная ориентирована на север.

Величину коэффициента е для операционной с учетом характера зрительной работы находим по табл. 8 (е-2,5). Коэффициенты m и С определяем с учетом светового климата по табл. 9. Для 1 пояса светового климата т – 1,2. Ориентацию выражаем в градусах (рис.15). При отсчете азимутов от севера она составит 315-45. Коэффициент С для 1 пояса светового климата с азимутом 315-45 равен 1 (табл.9).

Ен =2,5 · 1,2 · 1 = 3,0%

Освещенность помещений зависит от окраски потолка, пола, стен, мебели в самом помещении. Темные цвета поглощают большое количество световых лучей, поэтому окраска помещений и мебели в школах, детских дошкольных и лечебно-профилак­тических учреждениях должна быть светлой. Белый цвет и светлые тона обеспечивают отражение световых лучей на 70-90%, желтый цвет - на 50%, цвет натурального дерева - на 40%, голубой - на 25%, светло-коричневый - на 15%, синий и фиолетовый - на 10-11%. На состояние естественного освещения влияют качество и чистота стекол, затенённость окон шторами, наличие высоких цветов на подоконниках.

Искусственное освещение. Недостаточное естественное освещение должно быть восполнено искусственным, поэтому основным требованием к нему является достаточная интенсивность и равномерность создаваемого освещения. Кроме того, используемые источники искусственного освещения не должны оказывать слепящего действия, не должны создавать резких теней, должны обеспечивать правильную цветопередачу, создаваемый ими спектр должен быть приближен к естественному солнечному спектру, свечение источников света должно быть постоянным во времени. Помимо этого, источники искусственного освещения во время работы не должны изменять физико-химические свойства воздуха помещений, должны быть взрыво- и пожаробезопасны.

Искусственное освещение осуществляется светильниками общего и местного освещения. Светильник состоит из источника искусственного освещения (лампы) и осветительной арматуры.

В качестве источников искусственного электрического освещения помещений в настоящее время применяются ламы накаливания и люминесцентные лампы.

Существует несколько типов люминесцентных ламп в зависимости от состава люминофора: лампы дневного света (ДС), белого света (БС), холодно-белого света (ХБС), тепло-белого света (ТБС), а также лампы с улучшенной цветопередачей (ЛДЦ, ЛТБЦ, ЛХБЦ).

В настоящее время для освещения помещений нашли широкое применение люминесцентные лампы. По сравнению с лампами накаливания люминесцентные лампы имеют ряд преимуществ: создают рассеянный свет, не дающий резких теней; характеризуются малой яркостью; не обладают слепящим действием. Вместе с тем люминесцентные лампы обладают рядом недостатков (нарушение цветопередачи, создание ощущения сумеречности при низкой освещенности, появление монотонного шума во время их работы), самым серьёзным из которых является периодичность светового потока (пульсация). Это приводит к появлению стробоскопического эффекта (по-гречески стробос - кручение, верчение, скопео - смотрю) - искажению зрительного восприятия направления и скорости вращающихся, движущихся или сменяющихся объектов.

При использовании ламп накаливания рекомендуется устанавливать их в светильники рассеивающего типа (молочный шар, люцетта цельного стекла и др.).

При освещении люминесцентными лампами используют обычно светильники общего освещения на 2 лампы по 40 Вт (ШОД – 2 х 40 или ШОД – 2 х 80), а также светильники типа ШЛП, ШЭП-1 (комбинированный с эритемными лампами).

Количество светильников и мощность ламп выбирают так, чтобы уровни освещенности на рабочих местах в помещении соответствовали установленным гигиеническим нормативам (табл. 10). Светильники обычно подвешивают на потолке равномерно по всему помещению.

Определение освещенности на рабочем месте. Оценку искусственного освещения производят по уровню освещенности горизонтальной поверхности на рабочем месте с помощью объективного люксметра. Воспринимающей частью прибора является фотоэлемент, преобразующий световую энергию в электрическую. Регистрирующей частью является чувствительный гальванометр, отградуированный непосредственно в люксах (рис. 16). Полученные результаты сравнивают с установленными нормами.

Нормы искусственной освещенности лечебно-профилактических учреждений.

Наименование помещений   Наименьшая освещенность, лк
При люминес-центных лампах При лампах накаливания
Операционные -
Перевязочные, предоперационные, реанимационные, наркозные, противошоковые палаты   -  
Кабинеты хирургов, стоматологов, травматологов, педиатров, дерматовенерологов, инфекционистов, врачей-лаборантов    
Кабинеты терапевтов, гинекологов, других врачей, смотровые, фильтры    
Помещения для дневного пребывания больных, ожидальни, комнаты для кормления грудных детей    
Палаты для новорожденных, послеоперационные детского отделения, боксы, полубоксы, палаты интенсивной терапии   -  
Палаты, кроме указанных выше -

Если определение производится днем, то вначале следует определить освещенность, создаваемую смешанным освещением (естественным и искусственным), а затем - при выключенном искусственном освещении. Разность между полученными данными составит величину освещенности, создаваемую искусственным освещением.

Расчет необходимого количества светильников. Определение необходимого количества светильников для создания заданного уровня искусственной освещенности в помещении можно произвести расчетным путем, пользуясь таблицами удельной мощности (удельная мощность - отношение общей мощности ламп к единице площади пола, Вт/м 2).

При решении задач следует пользоваться таблицами удельной мощности, составленными для соответствующих светильников и соответствующих коэффициентов отражения потолка, пола и стен (Рп, Рс, Рр). Так, например, для окраски, принятой в школьных помещениях (потолок - белый, стены - светло-бежевые, пол - коричневый) коэффициенты отражения равны 70%,50% и 10%.

Величина удельной мощности зависит от высоты подвеса светильника, площади помещения и уровня освещенности, который необходимо создать в данном помещении.

Для определения необходимого количества светильников найденную величину удельной мощности (на пересечении горизонтальных и вертикальных строк в табл.11) нужно умножить на площадь помещения и разделить на мощность одной лампы (300 Вт- в светильнике СК-300, 160 Вт - в светильнике ШОД-2 х 80, 80 Вт - в светильнике ЩОД – 2 х 40).

Искусственное освещение может быть общим, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локальное освещение) и местным - с концентрацией светового потока непосредственно на рабочее место. В ряде случаев целесообразно устанавливать комбинированное освещение (например, школьные мастерские), при котором к общему освещению добавляется местное.

 

17. Физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды. Методы очистки и обеззараживания воды.

Физиологическое, гигиеническое, эпидемиологиче­ское значение воды.

Вода игрдет важнейшую роль в жизни человека, удовлетворяя его фи­зиологические, гигиенические и хозяйственные потребности.

Физиологическое значение воды.

Человек примерно на две трети состоит из воды, которая в основном распределяется между клеточным содержимым, межклеточной жидкостью, кровью, лимфой, различными секретами желез и др.

Вода играет исключительно важную роль в организме человека:

· Является средой, в которой протекают все физико-химические про­цессы.

· Участвует в процессах окисления, гидролиза и др.

· Необходима для растворения различных веществ в организме.

· Выполняет транспортную, выделительную функцию.

· Участвует в терморегуляции.

При обычной температуре и влажности воздуха суточный водный баланс здорового взрослого человека составляет примерно 2,2-2,8 л.

Эти потери воды компенсируются:

· человек в сутки выпивает примерно 1,5 л воды

· получает с пищей - 600-900 мл

· в результате окислительных процессов в организме в сутки обра­зуется 300-400 мл воды.

Естественно, что суточный объем потребления и выделения воды может достаточно широко варьировать в зависимости от температуры окружающей среды, от интенсивности физической работы, привычек конкретного человека и тд.

Потребность в воде субъективно выражается в чувстве жажды, кото­рое возникает при недостаточном поступлении воды в организм.

Гигиеническое значение воды.

Кроме удовлетворения физиологической потребности вода нужна че­ловеку для санитарно-гигиенических, бытовыхнужд. С этой точки зре­ния вода необходима для:

1) Личной гигиены человека (поддержания чистоты тела, одежды и тд).

· 2) Приготовления пищи.

· 3) Поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, осо­бенно в лечебных учреждениях.

· 4) Централизованного отопления.

· 5) Поливки улиц и зеленых насаждений.

· 6) Организации массовых оздоровительных мероприятий (плавательных бассейнов)

Кроме того необходимо отметить, что вода в большом количестве потребляется в промышленности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.