Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование диалогической речи детей с нарушением слуха

В федеральном государственном образовательном стандарте приоритетным направлением речевого развития является владение речью как средством общения и культуры.

Основная цель обучения языку детей с нарушением слуха -это формирование речи как средства общения (Л.С. Выготский , С.А. Зыков , Л.П. Носкова).

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативных функций языка, так как именно в ней сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение.

Диалогическая речь (диалог) -это форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Чаще всего собеседники видят друг друга. Это позволяет использовать выразительные средства языка: мимику, жесты, интонацию.

Дети с нарушением слуха испытывают трудности при овладении диалогом, связанные с недостатками речевого развития. Среди них:

1. Ограниченный словарный запас.

2. Фонетические нарушения.

3. Аграмматизмы.

4. Нарушение связи слов в предложении.

Формирование у детей с нарушением слуха диалогической речи в первоначальный период обучения направлено на развитие слухозрительного восприятия речи (с помощью слухового аппарата) и произношения, обеспечивающего общение, прежде всего, с постоянными речевыми партнерами (педагогами, родителями, слышащими родственниками, знакомыми взрослыми и сверстниками). Дети учатся устанавливать контакт со взрослыми и детьми, пользуясь усвоенными речевыми образцами в знакомых и незнакомых ситуациях, адекватно действовать в соответствии с устными просьбами собеседника, отвечать на вопрос, сообщать о своем желании, действии, уточнять недостаточно хорошо воспринятое.

Формирование диалогической речи осуществляется как на непосредственно-образовательной деятельности, так и в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей. Задача педагога в том, чтобы развивать и закреплять у детей умение вызвать речевую реакцию собеседника, получить нужную информацию, реагировать на высказывания, давать утвердительный или отрицательный ответ, задавать вопросы и отвечать на них, быть инициатором разговора, поддерживать и доводить его до конца.

Анализ литературы по данной проблеме и опыт работы с данной категорией детей позволил выделить наиболее эффективные приёмы формирования диалогической речи:

1. «Маленький учитель».

2. Предметно-практическая деятельность.

3. Инсценировка.

4. Разыгрывание по ролям.

5. Составление диалога по картинкам и иллюстрациям.

6. Ведение диалога по заданию педагога на различные темы в связи с событиями личной и общественной жизни и с изучаемым программным материалом.

7. Составление диалога по ситуации (естественной, наглядной, воображаемой).

8. Смена позиций беседующих (например, диалог ведут «мама» и «дочка», затем они меняются ролями).

9. Вставка в диалог пропущенных реплик (из числа предложенных).

10. Самостоятельное составление диалога на заданную тему;

11. Продолжение диалога по его началу.

Выбор приёма зависит от возраста, уровня речевого развития, слуховых возможностей ребенка, целей и задач, реализуемых педагогом.

Наряду с традиционными приемами существуют авторские методические разработки по формированию диалогической речи детей с нарушением слуха.

Учитель-дефектолог Л. Б.Тараканова, в ходе своих исследований подтвердила положительное влияние сказкотерапии на формирование диалогической речи. В своей работе она подчёркивает, что благодаря сказкотерапии дети становятся более раскрепощёнными и на сцене и в среде социальной, общаются со своими сверстниками, используя диалогическую речь, их общение становится активным, эмоциональным.

Учитель-дефектолог Е. В. Сидорова предлагает следующие виды работ по формированию диалогической речи:

1. Чтение по ролям знакомых сказок и стихотворений, где есть диалог («Теремок», «Лиса и заяц», «Что у вас?» и др.).

2. Восприятие ответов на собственные вопросы (вначале на спонтанные, затем по заданию: «Спроси у папы, во сколько он придёт сегодня домой»; позже в ситуации вне дома: «Узнай, пожалуйста, в киоске, есть ли сегодняшние газеты», «Спроси у женщины, который час»).

3. Восприятие вопросов по рассмотренной и затем закрытой картинке, по серии картинок, по знакомому тексту и т. д. с последующими ответами на них.

4. Восприятие вопросов и ответов в организованных диалогах-беседах на различные темы (например, о прочитанной книге, о сегодняшнем дне, о кукле и т.д.).

Е.В. Сидорова подробно в своей работе описывает методический приём «Телефонный звонок». Она указывает на то, что этот приём рекомендуется использовать для детей с хорошей речью и высоким уровнем восприятия на слух речевого материала. В первое время, после ряда подготовительных упражнений, ведется беседа по телефону по запланированным вопросам, позже ведется свободная беседа.

Мой многолетний опыт работы даёт возможность утверждать, что без специального обучения, дети имеют значительные трудности в умении вести диалог. Они вполне успешно отвечают на вопросы, но сами сформулировать и задать вопрос не могут. Поэтому в работе по формированию диалогической речи, я особое место уделяю задаче –учить детей задавать вопросы.

Игры, которые я использую в своей работе:

1. «Спроси у соседа».

Цель: воспринимать и воспроизводить вопрос педагога.

Педагог задаёт вопрос. Ребенок отвечает и задаёт этот же вопрос своему соседу, обращаясь к нему по имени.

2. «Да -нет».

Данная игра решает ряд задач:

-активизировать слуховые возможности и развить слуховое внимание.

-продолжать учить отвечать на вопросы.

-продолжать учить задавать вопросы.

-активизировать речь.

-развивать словесно-логическое мышление.

Игра состоит из этапов:

1 этап. Педагог даёт утверждение (Сейчас осень. Тебя зовут Кирилл.). Если утверждение верно, ребёнок отвечает «Да», если неверно «Нет».

2 этап. Педагог даёт утверждение. Если утверждение верно, ребёнок отвечает «Да» и повторяет данное утверждение, если неверно ребенок отвечает «Нет» и даёт правильное утверждение.

3 этап. Ребенок сам составляет утверждение, среди которых сознательно даёт ложные.

Подобные словесные игры можно включать в индивидуальные занятия, в организационный момент или итоговую беседу.

Систематическая грамотная работа по формированию диалогической речи может значительно повысить уровень развития речи и помочь ребенку с нарушением слуха социально адаптироваться в обществе.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.

2. Зыков, С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения / С.А. Зыков. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 360 с.

3. Колтуненко, И.В. Обучение связному построению текста в системе занятий по развитию речи глухих школьников / И.В. Колтуненко // Вопросы сурдопедагогики. - М.: Изд-во МПГУ, 2001.

4. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. - М.:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004. С.139-144.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр. Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.