Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 5. Детский фольклор как часть народной педагогики. Характеристика традиционных и современных жанров



Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К.Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале "Учитель" появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений – П. Бессонова "Детские песни" – был издан в 1868 году и содержал 19 игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В. Шейна составившие фундамент последующих теоретических работ».

Если собирательская работа велась довольно интенсивно, то теоретическое осмысление детского фольклора началось значительно позднее.

«В 1921 году в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В 1920-х гг. появились первые исследователи детского фольклора. С 1960-х годов русский детский фольклор Сибири изучал М.Н. Мельников. В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе.

Детский фольклор является частью народной педагогики.

Народная педагогика — это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс.

Детский фольклор состоит из двух частей, которые взаимосвязаны друг с другом:

· Материнский фольклор

· Творчество самих детей

 

Материнский фольклор

Группа произведений, объединенных по художественным признакам, творчество взрослых для детей. В этот период ребенок находится в пассивном впитывании культуры:

· колыбельные

· пестушки

· потешки (приговоры)

· прибаутки

· докучные сказки

 

1. Колыбельные песни (байки). Название песен, которыми убаюкивают ребенка, – колыбельные – идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же – колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» – от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять)». Её назначение или цель – усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.

Старинное значение колыбельных – заговоры, против злых сил, но со временем они утратили своё обрядовое значение. С помощью заговоров зачастую просили для дитятко, здоровья, защиты от сглазу, богатой жизни.

Тематикой колыбельных песен становилось отражение все, чем жила мать, – её думы о младенце, мечты о его будущем, уберечь его и подготовить к жизни и труду. В свои песни мать включает то, что понятно ребенку. Это «серенький котик», «кранная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлики»…

Слов – понятий в песне обычно немного – лишь те, без которых первичное познание мира невозможно».

Частый персонаж в колыбельной песне – кот, фантастические персонажи – Сон да Дрёма. Животные наделены человеческими качествами – антропоморфизм.

Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, своё композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания, аллитерация – повторение одинаковых или созвучных согласных. Следует отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов.

 

Баю-баю, за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алёшиных ворот,

Зайки водят хоровод:

Зайки, заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам под осинку,

Алёше – на перинку.

Баю – баю, Лёшенька,

Засыпай скорёшенько. (Можно и любой другой пример)

 

2. Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) связаны с наиболее ранним периодам развития ребёнка. Распеленав ребенка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста»

Стишки просты. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: понимание значения этого приема и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребенка («А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закрепленные в поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери.

Ребенок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение.

Слово матери (пестуньи), отразившись в сознании ребенка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал дает команду органам движения, ребенок делает хватательные или иные движения руками. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребенка, так и для психологического».

Им присуще своеобразное построение, определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент. Пеструшки лаконичны, в них не всегда есть рифма, а если и есть то всегда парная, употребляются повторы, они, как правило, кратки, близки своеобразные шутливые заговоры, например: «С гуся вода, а с Ефима – худоба».

Например: при купании младенца:

2.10 Вода текучая, Дитя растучее,

С гуся вода – С тебя худоба.

Вода книзу, А дитя кверху.

 

3. Потешки. Потешками принято называть особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называется и песенки – приговоры, организующие эти забавы.

Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. Она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек матери вырабатывали у детей потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания.

В потешку вводят простейшие шутки, комические мотивы, для поддержания радостных эмоций, добавляются жестикуляция. В потешку вводится счет, ребёнка приучают к пересчёту без абстрактного цифрового обозначения счёта (пример – «Сорока-белобока»). И это же первые шаги к общению, абстракции. Потешки строятся так, что знания никогда почти не даётся в «чистом виде», прямо. Оно как бы скрыто, ум ребёнка должен потрудится, чтобы добыть его. В потешках показано обязательность труда для всех, даже маленьких.

Ладушки, ладушки!

Где были?

– У бабушки!

– Что ели?

– Кашку!

– Что пили?

– Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька

Бабушка добренька.

Попили поели

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

 

Большие ноги шли по дороге – Топ-топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке – топ-топ-топ-топ-топ

 

Прибаутки

 

Прибаутки — это коротенькие смешные рассказы для детей. Они напоминают сказки в стихах. Прибаутки для детей веселили и развлекали малышей, помогали утешить и успокоить ребенка. Однако их изначальная цель была несколько другой. С помощью прибауток дети знакомились с окружающим миром. Это знакомство проходило в идее игры, поэтому детям было нескучно, а наоборот интересно и увлекательно.

В прибаутках очень часто используются различные фольклорные персонажи.

 

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

 

Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

В прибаутках обязательно есть сюжет. Однако, учитывая, что маленький ребенок еще не способен надолго заострять на чем-то внимание, то действие обычно ограничивается одним эпизодом. Описываемая картинка очень яркая и изображает стремительное действие.

Дон, дон, дон!

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром —

Заливать кошкин дом.

Чтобы изображаемая картинка была еще более выразительной, в прибаутках часто используются особые ритмы. Например, в прибаутке передается грохот едущей телеги.

Трах, трах, тара-рах!

Едет баба на волах.

Или колокольный звон:

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом...

Благодаря этому прибаутка быстро запоминается и вырабатывает у ребенка чувство ритма. Детские прибаутки доставляют ребенку много радостных минут. Прибаутки дарят положительные эмоции не только самому малышу, но и его родителям. Именно хорошее настроение является залогом здоровья и гармоничного развития ребенка. Прибаутки подразумевают тесный контакт с мамой, что доставляет малышу дополнительное удовольствие и укрепляет связь между ними.

Докучные сказки

Сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказки не развивается:

 

У попа была собака,

Он ее любил,

Она съела кусок мяса – Он ее убил.

И в землю закопал, И на камне написал:

У попа была собака, Он ее любил... и т.д.

 

Рассказать тебе сказку про белого бычка?

-Да!

Ты говоришь «Да!», и я говорю «Да!», а рассказать тебе сказку про белого бычка? И т.д.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.