Рис. 1. Славянская подвеска. Слева – фото. В центре – образцы славянских свастических символов. Справа – воспроизведение символизма подвески из образцов.
Символизм подвески – сложный. Общий символический смысл составлен из нескольких отдельных известных символов: «Звезда креста», «Алатырь», «Новая жизнь», «Макошь» [1 и см. список литературы].
«Звезда креста» – символ обереговый, ориентирующий направленность действия оберега на четыре стороны света – верх, низ и две стороны. Центральное место всегда занимает человек. Он как бы помещается в центр этой звезды.
«Новая жизнь» – символ, указывающий у женщины на беременность, в земледелии на засеянность поля. Точка в ромбе, по Б.А. Рыбакову, – росток новой жизни. Отсюда и название символа.
«Алатырь» – символ, в данном случае, призывающий силу вселенскую, силу великую на помощь тому, кому служит оберег. По краям «Алатыря» расположены два месяца – молодой и старый, – символизирующие лунное воздействие, а также протяжение во времени – полный месяц (то есть всё время).
Символ «Макошь» представлен четырёкратным мультиплицированием личной монограммы богини судьбы Макоши [2 и см. список литературы]. Символ направлен тылами букв «К» к тем же четырём сторонам – верху, низу и двум бокам. Это означает призыв к Макоши-судьбе оградить от негативных воздействий с четырёх сторон [3 и см. список литературы; 4].
Весь символизм подвески означает:
«женщина беременна и обращается к судьбе-Макоше с просьбой охранить её от злых воздействий со всех четырёх сторон, и пусть эта сила будет алатырского уровня – вселенской мощи».
Соль
Соль ж., означает не просто приправу к пище в современном понимании, но издревле является символом жизненной энергии. Отвращает несчастья; считалось, что соль обладает магическими свойствами, способными не допустить болезни и всего, что негативно влияет на жизнь человека.
Соль – символ единства воды и огня, поскольку добывают её посредством выпаривания. Однако, растворяясь в воде, т.е. возвращаясь в свою родную стихию, соль неподвластна воздействию солнечной стихии – огню, и с этой точки зрения по-своему универсальна [1].
Соль – как понятие, это слово используется в переносном и риторическом значении в русском языке. Насмешливость, остроумие (устар.). «Крупной солью светской злости стал оживляться разговор», Пушкин. «Сколько тут злости, смеха и соли», Гоголь. Соль земли (ритор.) – основная творческая сила какого-нибудь народа. «Доказали бы, что они ядро России, соль земли русской», Писемский (о русской интеллигенции) [2].
В обрядовом употреблением хлеба у разных народов соль также имела своё значение. Первые сведения о добыче и потреблении соли относятся к ранней поре человечества. Об этом, например, говорят находки орудий каменного века (100 – 200 тысяч лет до нашей эры) в древних соляных рудниках Прикарпатья.
По одной из версий, на Руси были развиты только солеваренные промыслы. Кривичи добывали соль в местных незначительных источниках. Северным угро-финским племенам доставляли соль-«морянку» с берегов Белого моря. Старорусские источники поражают своей мощностью и постоянством состава. Из них добывалась лучшая в Европе соль. Солью Новгород торговал с Ганзой. Считается, что минеральные и соляные озёра Старой Руссы питаются соляными источниками, которые соприкасаются с нижнекембрийскими отложениями каменной соли [3].
Тех, кто в западных областях в древности водил обозы с солью, прозывали варягами – по версии научных работников краеведческого музея Старой Руссы, самого древнего центра солеварения.
По данным археологических исследований, в районе Приильменья получали пищевую, «поваренную» соль. Это доказано для 10-го века, но может быть отнесено и к более далекому времени. Соль ещё в глубокой древности ценилась очень высоко и как консервант, и как необходимая добавка к пище.
По рекам – наиболее удобному в древней Руси пути – можно было попасть и на Балтику, и на Каспий, и на Чёрное море. Таким образом, схема развития Приильменья такова: приход славян, развитие солевого промысла и других разнообразных форм трудовой деятельности. Важное значение для жизни людей имели добыча, охрана и сбыт соли. Вокруг соли возникает сообщество предприимчивых людей различной этнической принадлежности, но в которой ведущую роль играли славяне.
Многообразие форм хозяйственной деятельности вызвало к жизни быстрый «научно-технический прогресс» и специфическую систему управления с элементами демократии – народное вече. Добыча соли способствовала первоначальному накоплению капитала путем продажи и обмена соли на пушнину, воск и другие товары, находящие спрос «за морем» [3].
Ознакомившись с солью, ей стали очень дорожить. В славянстве по богатству соли важное место заняла Галиция, откуда соль шла в Киев.
В древнейшем своем виде обрядовое употребление соли совершалось при жертвоприношении животных; последних посыпали солью, чтобы они пришлись богам по вкусу.
Как предмет жертвоприношения соль получила значение предохранительного средства от чародейства. Однако народная примета о просыпанной нечаянно соли не имеет никакого отношения к нечистой силе – слишком дорогим и редким продуктом являлась соль, потому и могла возникнуть ссора из-за неаккуратного обращения с солью.
Соль, в дальнейшем развитии значения её обрядового употребления, неразрывно соединилась с хлебом во всех тех случаях его употребления, когда хлеб выражает богатство. Так, молодых благословляют хлебом и солью; на новоселье присылают хлеб и соль; отправляющемуся в далёкий путь дают хлеб и соль. В Великой и Малой России гость, застающий хозяев дома за обедом, говорит: «хлеб-соль вам», «хлиб та силь», что служит пожеланием богатства [4].
В России имеется много соляных (хлоридных) озер. Самые известные Эльтон и Баскунчак. Наиболее крупные месторождения каменной соли расположены в Европейской части России.
На севере Европейской части России имеется сравнительно большое число соляных источников, многие из которых использовались в солеварении, в том числе и знаменитые источники Старой Руссы. Теперь эксплуатируется только источник в Серегове, расположенный на реке Выми, притоке Вычегды. С середины 16-го века славится солеварением район Соликамска – Усолье. В настоящее время подземные рассолы используют для получения пищевой соли на Усть-Боровском заводе и солеварнях в Ленве и Дедюхине. В Лено-Ангарском районе на протяжении 250 – 300 лет работают Усть-Кутский и другие солеваренные заводы, обслуживающие Восточную Сибирь [3].
Велесова книга - это книга новгородских жрецов девятого века, посвященная богу богатства и мудрости древних славян Велесу.
В книге отражена история многих европейских и азиатских народов (примерно от второго тысячелетия до нашей эры до девятого века нашей эры).
Загадочна и трагична история обретения её.
Во время гражданской войны офицер белой армии Изенбек нашел в имении князей Куракиных дощечки с древнеславянскими записями. Он увез их за границу, решив спасти.
Затем в Брюсселе писатель Миролюбов 15 лет переписывал и расшифровывал эти записи. Он переписал 75 процентов текста. Во время второй мировой войны после смерти Изенбека весь его архив пропал, вероятно, сгорел. Остались лишь записи Миролюбова и фотография одной дощечки.
Велесова книга - сложный и объемный источник древних знаний. Это послание из глубины тысячелетий нам, кто называет предков пренебрежительно - язычниками.
Но Велесова книга язычниками именует враждебные славянам племена, верившие в иных богов.
Древние славяне были людьми ведической культуры, родственной культуре и верованиям древней Индии.
Прародина славян - Семиречье, т.е. долина Кулу в Индии, окруженная вершинами Гималаев.
Нужно отметить, что даты, факты Велесовой книги совпадают с данными исторической науки, что подтверждает подлинность книги новгородских жрецов.
Более полную информацию о «Велесовой Книге» и последнюю редакцию перевода можно получить на сайте автора перевода Александра Асова.