· совместно владеют землями в совместном владении только
пастбища, леса, озера и т.д.
· Начали выделяться вожди, складывается
сословная иерархия общества
(более полной данная схема сравнения соседской ии родовой общины дана в презентации, учащиеся могут сравнить результаты работы)
Можем совместно решать небольшие тесты со сложным заданием, чтобы выявить наиболее правильный вариант ответа, найти то ключевое слово, которое и поможет в решении. Пример …
Когда мы работаем над темой, мы не просто выбираем верный ответ, а подробно обсуждаем, почему именно этот ответ является единственно верным. Ученик должен обосновать выбор своего ответа, чтобы было ясно, было ли угадывание или у него неправильные знания. Пример..
Здесь же можно предложить ученику вспомнить тот факт, который связан с его ответом, оказавшимся неверным, повторить темы, связанные с перечисленными датами и событиями.
Предлагать учащемуся самому составлять тесты, но при этом уметь обосновывать выбор своих вариантов ответа. Т.е. он должен точно знать, например, почему эти варианты дат написаны, что в эти годы что-то произошло.
Важно правильно научить составлять опорные конспекты, чтобы ученик мог максимально плодотворно использовать свои записи при ответе.
Учащийся должен не столько механически запоминать, сколько мыслить, самостоятельно работать под руководством учителя. Отсюда и изменение характера изучения истории: проблемно-тематический способ с расширенной практикой решения познавательных задач. Этому способствует само разделение истории России на блоки, возможность лекционного изложения материала с постановкой конкретных задач и определением актуальности ее изучения, выделением основных проблем темы. А последующая система семинарских, практических, лабораторных занятий помогают учащемуся проработать выделенные вопросы, решить поставленные проблемы. В конце контрольное тестирование поможет проверить уровень знаний и умений учащегося.
Немаловажную роль играют различные нетрадиционные уроки, при подготовке к которым усваивается новый материал, изучаются дополнительные источники, литература: уроки-практикумы с проведением анализа исторических источников, уроки-конференции, «круглые столы», интервью, международная панорама, устный журнал и др.: защита самостоятельно подготовленных рефератов; ролевые или деловые игры, игра «Что? Где? Когда?» или брейн-ринги и др.; интегрированные уроки, основанные на использовании межпредметных связей: история и литература, история и ИЗО, история и МХК, история и обществознание, обществознание и экология, обществознание и ОБЖ и т.д. На такой основе наиболее эффективно осуществляется формирование не только предметных умений и навыков учащихся, но и развитие общеучебных умений, реализация компетентностного подхода в обучении истории.
Тщательный анализ каждой контрольной работы помогает учителю выявить недочеты и менять акценты при изучении следующей темы: что не удалось сделать? Над какой темой еще следует поработать? Какие вопросы остаются самыми сложными? И т.д.
К сожалению, сокращение часов очень мало оставляет нам времени для глубокого анализа и работы, но по возможности нам надо хотя бы на итоговых занятиях стараться углубить знания, обобщить конкретно-исторический материал, и правильно выбрать способ проверки, внося разнообразие в нее.
· При подготовке учащихся к ЕГЭ по истории особенно актуальным становится использование на уроках информационно-коммуникативных технологий. Современные педагоги все активнее внедряют разнообразные приемы использования цифровых образовательных ресурсов, которые являются важным средством развития наглядно-образного мышления. Методика их использования основывается на предоставлении учащимся опережающих заданий, в ходе выполнения которых они письменно фиксируют основные факты и явления в виде конспекта, тезисного плана и т.д. В связи с этим следует делать акцент на формирование у учащихся этих общеучебных умений и навыков. Использование ИКТ при подготовке к итоговой аттестации способствуют мобилизации полученных знаний и актуализации их применения в конкретной ситуации.