Реформа́ция — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Причины Реформации Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности и возникновение централизованных государств, появление национальной буржуазии, (третьего сословия) которая не желала тратить деньги на дорогую церковь, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви. Церковь в лице Римского папы и монастырей владела огромными богатствами, что вступало в противоречие с учением Христа и стало причиной требовать «дешевую» церковь. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением.В протестантской церкви ничего этого и не будет. Католическая церковь была порождена феодальным строем, который к 14 – 15 вв. начал распадаться. В протестантском движении были заинтересованы государства, находящиеся на достаточном расстоянии от Рима: Германия, Нидерланды, Англия, Швейцария, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия. Латинский язык был уже совсем непонятен массам населения этих стран, которые говорили на своих национальных диалектах. Ход Реформации Её начало - выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества. Без обращения к католической церкви не было спасения в будущей жизни. Церковь особенно преследовала те учения, в которых спасение признавалось делом самого человека. Именно поэтому Реформация в лице Мартина Лютера провозгласила спасение человека – делом только его самого и его Веры, то есть ответственности перед богом. Для этого требовалось дать каждому верующему Библию на родном языке, и Мартин Лютер перевел ее на немецкий, заложив основы немецкого литературного языка. 10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, где осуждались его взгляды. Император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютер ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Крестьянская война В Германии выступление Лютера на Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы. В 1523 году часть рыцарей, недовольных своим положением в империи, подняло восстание, провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремление Лютера осуществить Реформацию мирным путём уже не осуществится. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером. Крестьяне требовали вернуться к временам, когда не было богатых и бедных, к идеям раннего христианства, к уравниванию всех в имуществе. Теперь религиозное учение обрело явно социальный характер. Крестьяне были разбиты. В то же время часть немецких князей выступила в защиту учения Лютера, подписав протестный документ. Их стали называть протестантами. Протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся религией не только князей и купцов, но и крестьян и рудокопов. Основные черты протестантизма Догмат об оправдании верой, Священное писание - единственный источник веры. Богослужение на национальном языке. Отвергается учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей. Отсутствуют монастыри и монашество. Реформация в других странах Вскоре за этим Реформация победила в Дании и Норвегии. Швеции и Финляндии. Север Европы стал протестантским. Протестантство одержало победу и в Прибалтике, на землях Тевтонского ордена: в нынешней Латвии и Эстонии. Реформация в Швейцарии была проведена Ульрихом Цвингли и Жаном Кальвином. Стержневым положением учения Жана Кальвина являлось учение о «всеобщем предопределении», согласно которому Бог предначертал каждому человеку его участь: одним — вечное проклятие и скорбь, другим, избранным, — вечное спасение и блаженство. Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Признаком того, что ты спасешься, является твоя добропорядочная жизнь, хороший дом и семья. Это стало мощным стимулом для труда, добропорядочной жизни и внутренней дисциплины в кальвинистских странах: Швейцарии, Англии и Голландии. Именно кальвинизм стал идеологической основой разгоревшейся Нидерландской революции, которую помимо религиозного недовольства вызвала экономическая и национальная политика короля Испании Филиппа II, возглавившего Контрреформацию. В самой же Испании католицизм обрел настоящего защитника. Во Франции протестанты получили название гугеноты, и некоторое время пытались бороться за свои права. Но крепнувшая королевская власть – абсолютизм – видела свою поддержку в католицизме и нанесла гугенотам страшное поражение во время Варфоломеевской ночи, когда были убиты в Париже тысячи гугенотов. Франция осталась католической. Реформация в Англии была проведена в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII, который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом, а также укрепить свою абсолютную власть. Церковь в Англии получила название англиканской. Результаты Реформации Реформация расколола Европу на северные страны, ставшие в большинстве протестантскими, и католический юг. Реформация вызвала ответную реакционную политику со стороны Католической Церкви, которая получила название Контрреформации. В итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой (объединение Польши и Литвы), во Франции. В экономическом плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые, капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих богослужений способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические.
Возрождение в Германии
Отличительные черты немецкого искусства: интерес к сокровенной жизни духа, переживаниям и конфликтам. Меньше рациональности, богатое воображение при изображении драм и трагедий, ощущение неповторимости каждого явления, интерес к портрету, меньший отрыв от средневековья, отсутствие образа идеальной личности. Матиас Грюневальд (1470 –1528). Представитель позднеготического искусства. Наиболее прославленное произведение – <="" strong="">. Был заказан мастеру для церкви монастыря Св. Антония в Изенгейме, близ Страсбурга во времена свирепствования чумы. Изенгеймский алтарь по своей форме является створчатым, то есть алтарём-складнем, и состоит из основной части — короба и двух пар подвижных живописных створок, и таким образом возможны три варианта развёртки (конфигурации) алтаря. На первой (внешней) развёртке изображена сцена распятия Христа. Картина «Распятие Христа» Изенгеймского алтаря высотой 269 см и шириной 307 см является самым крупным произведением на этот сюжет в истории европейской живописи. Слегка смещённый от центра вправо, на ней доминирует крест. Дугообразная линия перекладины креста направлена к фигурам святых на створках. Тело распятого Христа, написанное мастером, изъязвлено, как у зачумленных, передано с ужасающей достоверностью. Терновый венец становится настоящим орудием пытки. Ноги Христа сведены судорогой, руки вывернуты – настоящая предсмертная агония. Деревянная перекладина креста сгибается под тяжестью тела Христа, усиливая мучительное напряжение сцены. Фон совершенно темный, по словам Евангелия: тьма тогда пала на землю. Справа - Иоанн Креститель, указывающий на Спасителя и предвещающий его славу. Слева – на коленях Мария Магдалина, дальше в белых одеждах – мать Христа, Мария, которую поддерживает Иоанн Богослов. Они охвачены невыразимой мукой. Здесь как в средневековом искусстве фигуры имеют еще величину, связанную с их значением в религиозной традиции, а не в реальном мире. Именно поэтому Изенгеймский алтарь – последнее великое произведение средневековья. Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) Немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса, величайший художник Германии, совершивший переворот в истории немецкого искусства. Он родился в Нюрнберге, в семье золотых дел мастера и был подмастерьем у отца в мастерской. В начале творчества он испытывал влияние готического стиля, но, побывав в Италии, он познакомился с новой живописной техникой, новыми стилями. Особенное влияние оказал на него Беллини. Его поразило, что общество в Италии так высоко ценит художников и, вернувшись на родину, решил добиться того же. Он стал тем каналом, по которому идеи итальянского Возрождения проникали в Германию. Особенно много работал Дюрер в технике гравюры. 16листов Апокалипсиса. Шел к концу 15 век. Люди с ужасом ждали прихода Антихриста. Чувства современников и отразил Дюрер на гравюрах на тему конца мира и страшного суда. «Четыре всадника» – наиболее яркое произведение. Мы видим Голод, Смерть, Войну и Несправедливость, скачущую по телам обезумевших от ужаса людей. Вся гравюра необыкновенно динамична. Мастер произвел переворот в технике гравюры, научившись вырезать на доске самые сложные фигуры. Все полно движения. С каждым новым взмахом копыт центрального всадника – выше взлетают весы, на которых судятся дела обреченного человечества. Резкие жесты, мрачные лица, ярость и гнев – все сплетается в единый узор. Мечутся облака, драпировки одежд, гривы коней. «Автопортрет» 1498 г. Дюрер постоянно рисовал свои портреты с юных лет, вглядываясь в свое лицо как в образ человека в целом. Особенно известен его автопортрет 1498 года. Художник запечатлел себя не простым ремесленником, а человеком знатным, полным самоуважения и достоинства. Этим он хотел подчеркнуть ту роль, какую должен был играть художник в немецком обществе. Автопортрет носит черты знакомства Дюрера с венецианским портретом. Поясное изображение, естественная поза, руки в перчатках лежат на подоконнике, голова чуть повернута – все достижения искусства той эпохи. За окном, как и у Леонардо –пейзаж. Дюрер несколько раз пересекал Альпы. Их он и изображал неоднократно на своих полотнах. Но сами черты лица – абсолютно портретное сходство, четкие линии, отсутствие сфумато говорят о том, что Дюрер оставался верен традициям Северной Европы. Дюрер на полотне одет по последней моде тогдашнего времени: на нем элегантный костюм, украшенный тонкой вышивкой, волосы завиты, на руках перчатки, голову украшает модный головной убор. «Автопортрет» 1500 г. В творчестве Дюрера создан величавый и мужественный, подлинно гуманистический образ человека сложной эпохи. «Автопортрет» (1500. Старая пинакотека. Мюнхен) занимает особое место не только в немецком, но и во всём европейском искусстве, отразив глубину и противоречивость творческого сознания, стоявшего на грани двух эпох. Изобразив себя в строго фронтальной позе, Дюрер использовал композиционную схему, которую средневековые художники применяли для образа Христа. Для него это имело особый смысл: человек, по мысли автора, должен напоминать Спасителя не только внешним обликом, но и в переносном, высшем смысле — готовностью брать на себя и нести «крест», возлагаемый на него в земной жизни. Не горделивая спесь, но глубоко религиозное сознание проступает в этом «уравнивании» себя с Христом: свой несравненный художнический дар Дюрер (почти достигший порога тридцатилетия) воспринимает как милость Бога и свою ответную обязанность перед Творцом, наделившим его высочайшей способностью «творить мир» заново — кистью и резцом. Подобно Леонардо, он воплотил в себе характерный для Ренессанса тип художника-учёного, соединив рациональное, научное познание реального мира с его глубоким философским осмыслением и преображающей, динамичной, страстной фантазией художника. «Мастерские гравюры» В 1513—1514 гг. Дюрер создал три графических листа, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». В 10 годы 16 века художник вновь обратился к трагическим темам. Близилось время величайших потрясений Реформации. На гравюре «Рыцарь, смерть и дьявол» мы видим закованного в броню рыцаря, который продолжает свой путь, несмотря на то, что ему мешают злые силы. На гравюре «Меланхолия» – воплощение гения, у которого есть все достижения человеческой мысли, но он не может приступить к труду, так как одержим сомнениями и разочарованием. В 20 годы создан замечательный «Портрет молодого человека в черном берете» (Дрезденская галерея). Мы видим типичного горожанина с письмом в руке, одетого по моде того времени. Замечательна цветовая гамма полотна. Насыщенный красный вносит ноту тревоги и смятения, огромного напряжения в портрет. Точное портретное сходство – черта Северного Возрождения. Белый цвет сорочки оттеняет гамму, которой написано лицо. Поражает чувство внутреннего достоинства и какой-то удивительной духовной силы на этом портрете. Вершиной творчества Дюрера стало произведение «Четыре апостола», на которых представлены ученики Христа. Образы остро индивидуализированы. Перед нами поборники правды, силы, ума и воли. Фигуры изображены в рост, в них есть монументальность. Творчество Альбрехта Дюрера стало высшим проявлением немецкого Возрождения. Ганс Гольбейн Младший (1497 – 1543) Манеру этого немецкого художника отличают трезвое изображение предмета, ясность образов, острая наблюдательность, некоторое спокойствие. Художник родился в Аугсбурге и учился мастерству у своего отца. Став протестантом, он переселился в Англию и стал художником английского королевского двора. Наиболее значительны его достижения в портрете. На портрете друга художника великого гуманиста Эразма Роттердамского герой изображен на светлом фоне, погруженный в свои ученые труды. «Портрет Моретта» Перед нами французский посланник при дворе английского короля Генриха Восьмого. На лице этого необыкновенно сильного и властного человека – затаенная игра страстей. Моретт – натура умная и проницательная, есть в нем и что-то от авантюриста. Характерен жест, которым он сжимает рукоять кинжала. Великолепна прорисовка деталей одежды, цветовая гамма, работа маслом, передающая фактуру тканей. Перед нами точный образ человека и вместе с тем – характер героя суровой эпохи. «Послы» 1533 г. Прибывшие в Англию из Франции послы должны были предотвратить разрыв Англии с Римской церковью. Слева – Жан де Дентвиль, на его шее цепь со знаком ордена Святого Михаила, правая рука покоится на кинжале. Глобус повернут так, чтобы были видны страны, связанные с целью посольства Дентвиля. Вверху слева – за занавесом скрытое распятие, напоминающее, что Христос – вершитель судеб мира и защитник послов католического государя. Слева – будущий епископ Жорж де Сельв. Узоры пола точно воспроизводят наборные полы Вестминстерского аббатства. На столе приборы мореплавания, лютня – все это напоминает о том, что перед нами люди Возрождения. Начавшаяся в 16 веке Реформация потрясла все основы Германии, изменила ее историю и привела к длительным конфликтам в Европе.