Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы риска развития выгорания (по Л.В. Новиковой)



Проблема выгорания педагога

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Н.И. Комиссарова отмечает, что основными показателями этих деформаций считается безапеляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера, поучающая манера речи, излишняя властность и категоричность, навязывание своего образа “Я” воспитанникам и окружающим, стремление к власти над детьми и людьми вообще. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются. Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают учителя:

– ощущение тупика, одиночество;
– периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи;
– ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации;
– понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока;
– резкость и несдержанность в общении с коллегами;
– не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен;
– начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);
– непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;
– ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;
– желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;
– ощущение бесправия и принесения себя в жертву;
– желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;
– комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;
– начинаешь хуже выглядеть.

Почему это происходит: этому способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют, в основном, женщины, которые усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, которая почти исключительно связана со словесными (вербальными) формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью и т.п.). Использование мужского языка и образцов поведения приводит к тому, что педагоги-женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на них самих, так и на половую самоидентификацию детей. Выгорание также провоцируется чувством несвободы, тотального контроля, бессмысленных требований. В числе других причин учителя чаще всего называют:

– большое количество детей в классе, поточную работу;
– неумение снять напряжение, слить негативные эмоции;
– маленькую зарплату;
– недостаточность профессиональной поддержки;
– слишком большую ответственность за воспитание и обучение детей, нехватку помощи и контакта с родителями.

Сущность выгорания

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – “сгорание”, “выгорание”, “затухание горения”. Впервые этот термин предложил Фроуденбергер (1974) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми. Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов “помогающих” профессий, к которым относятся учителя. Рассмотрим некоторые определения, прямо или косвенно связанные с феноменом выгорания:

Профессиональная деструкция это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда.

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обострённому переживанию одиночества. У “сгоревших” на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.

Синдром эмоционального выгорания - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, что время от времени испытывает каждый из нас, а от хронических стрессов нервной системы. Если у Вас появилось непонятное ощущение вялости и упадка сил на протяжении последних двух или более недель; если ощущение усталости сопровождается ломотой в мышцах, болями, тошнотой, повышением температуры, депрессией или колебаниями настроения, - это проявления синдрома хронической усталости.

Стресс (давление, нажим, напряжение) - состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Понятие “стресс” было введено канадским эндокринологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое повреждение (механическое, инфекцию и т.д.) В последнее время на первое место вышла проблема психоэмоционального стресса. Часто путают понятия стресса и дистресса. Селье говорит, что стресса невозможно избежать. Жизнь - это постоянный стресс (т.е. необходимость приспосабливаться). А приспособляемость, по его мнению, - это главная отличительная черта живого существа. Мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. Этот уровень низок в минуты равнодушия или сна, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть).

Дистресс (горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) - это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации. Некоторые эмоциональные факторы превращают стресс в дистресс, а физические усилия в большинстве случаев обладают противоположным действием.

После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление. Однако, если стрессор оказался слишком сильным или врожденным, приспособляемость организма недостаточна, наступает истощение, могущее привести к болезни или даже летальному исходу. Селье считает, что каждому человеку присущ определенный уровень некоей адаптационной энергии и поэтому к одной и той же ситуации одному человеку приспособиться легко, а другому подчас невозможно, т.е. у каждого свои стрессоры.

Деперсонализация – изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе и пр.

Факторы риска развития выгорания (по Л.В. Новиковой)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.