Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Народное поэтическое творчество (фольклор)

Русское народное творчество как средство народной педагогики

Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием

человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди

были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный

опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д.

Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал

знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со

взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков,

использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное.

Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.

Одновременно развивались и первые идей обучения и воспитания детей

как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности,

направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище,

одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти

отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и

совершенствовались в языке, живописи, символах.

С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и

воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-

разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они

оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание

нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для

сохранения и процветания народа.

Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм

и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила,

рекомендации и т.д. очень близки по смыслу, по формулировкам, что

доказывает наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в

частности тех их областей, которые относятся к обучению и воспитанию

подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам

и правилам организации воспитательных процессов.

Так постепенно, от века к веку шло становление народной педагогики,

традиционной культуры воспитания. Она включает:

совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;

совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;

средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных

культур (подробно о структуре народные культур, воспитательных возможностях

их отдельных компонентов мы расскажем в следующей главе).

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры,

создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических

особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого

народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания,

совершенствующаяся из поколения в поколение.

Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без

памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет

личности, без личности нет народа как исторической общности".

Человек — связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии

жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии

мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши

внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касается

педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение

их в роду в течение трех веков — это и есть народная педагогика в действии.

Народное поэтическое творчество (фольклор)

Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос,

пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная

принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-

конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается

вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и

отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и

современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию

и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе,

как и во времена наших прабабушек.

Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено

разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами

исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией,

интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание,

диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные

изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства

народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры.

Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных,

догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования

государственности сложился классический героический эпос, затем возникли

исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая

лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец,

рабочий фольклор.

Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений

разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.

1 Сказка .В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая

сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках

всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем

вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических

образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со

злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение

нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы,

нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое

побеждает не само по себе, а путем преодолевания трудностей и борьбы со

злом.

В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко

получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И

наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.

Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно. “Сказка —

ложь, да в ней – намек: добру молодцу – урок.”

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны

напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором

царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и

поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных

пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым

средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

2 Героический эпос. Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе

присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.).

В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Небольшое

путешествие в героический эпос познакомит детей с историческими событиями

давно минувших лет, с героями этих событий. Дети узнают, как относились к

этим событиям наши предки, ведь произведение всегда отражает душу автора.

3 Афоризмы, пословицы, поговорки. Афоризмы, пословицы, поговорки — родник народной мудрости. Они

отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная

тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений,

заповедей.

Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ

сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра.

Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения

настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в

какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям.

В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного

ума, утверждаются общечеловеческие ценности:

Где работа, там и благо.

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют

словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие

пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию,

как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только

тогда высказать свое суждение.

Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать

пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания,

а как жизненную норму.

4 Загадка.Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и

поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок

состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные,

красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на

окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность,

способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря

таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора,

метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами

происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней,

морковь — девицей с косой. Подчеркивая эту особенность загадок,

М.А.Рыбникова писала: "Загадка — ключ словесного образа, зерно поэзии,

метафора"[3].

Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в

других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме

занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально

направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.

Следовательно, сама художественная специфика загадки является той

ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию

поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.

Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития

народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые

представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц

и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных

предметов и явлений.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и

логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать

признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у

него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные

признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы

теоретического творческого мышления.

В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые

формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции:

скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки правильной,

фонетически чистой речи; считалки (элемент игры); зазывалки (тип песенок).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.