Народное поэтическое творчество (фольклор)
Русское народное творчество как средство народной педагогики
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием
человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди
были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный
опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д.
Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал
знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со
взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков,
использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное.
Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.
Одновременно развивались и первые идей обучения и воспитания детей
как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности,
направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище,
одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти
отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и
совершенствовались в языке, живописи, символах.
С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и
воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-
разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они
оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание
нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для
сохранения и процветания народа.
Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм
и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила,
рекомендации и т.д. очень близки по смыслу, по формулировкам, что
доказывает наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в
частности тех их областей, которые относятся к обучению и воспитанию
подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам
и правилам организации воспитательных процессов.
Так постепенно, от века к веку шло становление народной педагогики,
традиционной культуры воспитания. Она включает:
совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;
совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;
средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных
культур (подробно о структуре народные культур, воспитательных возможностях
их отдельных компонентов мы расскажем в следующей главе).
Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры,
создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических
особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого
народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания,
совершенствующаяся из поколения в поколение.
Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без
памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет
личности, без личности нет народа как исторической общности".
Человек — связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии
жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии
мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши
внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касается
педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение
их в роду в течение трех веков — это и есть народная педагогика в действии.
Народное поэтическое творчество (фольклор)
Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос,
пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная
принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-
конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается
вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и
отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и
современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию
и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе,
как и во времена наших прабабушек.
Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено
разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами
исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией,
интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание,
диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные
изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства
народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры.
Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных,
догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования
государственности сложился классический героический эпос, затем возникли
исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая
лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец,
рабочий фольклор.
Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений
разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.
1 Сказка .В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая
сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках
всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем
вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических
образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со
злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение
нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы,
нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое
побеждает не само по себе, а путем преодолевания трудностей и борьбы со
злом.
В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко
получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И
наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.
Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно. “Сказка —
ложь, да в ней – намек: добру молодцу – урок.”
Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны
напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором
царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и
поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных
пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым
средством воспитания и обучения детей разных возрастов.
2 Героический эпос. Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе
присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.).
В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Небольшое
путешествие в героический эпос познакомит детей с историческими событиями
давно минувших лет, с героями этих событий. Дети узнают, как относились к
этим событиям наши предки, ведь произведение всегда отражает душу автора.
3 Афоризмы, пословицы, поговорки. Афоризмы, пословицы, поговорки — родник народной мудрости. Они
отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная
тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений,
заповедей.
Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ
сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра.
Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения
настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в
какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям.
В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного
ума, утверждаются общечеловеческие ценности:
Где работа, там и благо.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют
словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие
пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию,
как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только
тогда высказать свое суждение.
Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать
пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания,
а как жизненную норму.
4 Загадка.Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и
поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок
состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные,
красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на
окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность,
способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря
таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора,
метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами
происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней,
морковь — девицей с косой. Подчеркивая эту особенность загадок,
М.А.Рыбникова писала: "Загадка — ключ словесного образа, зерно поэзии,
метафора"[3].
Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в
других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме
занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально
направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.
Следовательно, сама художественная специфика загадки является той
ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию
поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.
Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития
народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые
представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц
и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных
предметов и явлений.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и
логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать
признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у
него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные
признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы
теоретического творческого мышления.
В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые
формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции:
скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки правильной,
фонетически чистой речи; считалки (элемент игры); зазывалки (тип песенок).
Поиск по сайту:
|