Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Активация и стресс: типы состояний (ортогональная модель)

Основные «уроки» классической концепции стресса. Г. Селье

 

Стадии общего адаптационного синдрома: поведенческая аналогия

- стадия стресса

- стадия «резистентности» устойчивого сопротивления

- стадия остощения

1. гомеостатическое регулирование

2. реорганизация/деорганизация поведения

3. истощение и срыв функционирования

 

Субсиндромы стресса

 

1. активационно-вегетативный (нервная регуляция: симпатическая и парасимпатическая активация; биохимия) – синдром перестройки сложной ситуации функционирования организма (затрагивает строго первую фазу)

2. эмоционально-поведенческий – испуг, тревога, вызывающие эмоции (затрагивает первую фазу и затрагивает вторую фазу до середины)

3. когнитивный – память, внимание, принятия решения; из-за стресса забываем то, что знали (затрагивает вторую половину второй фазы)

4. социально-психологический (затрагивает конец второй и начало третий фазы)

 

Фазы стресса:

- реакция тревоги

- стадия сопротивления

- стадия истощения

 

Уровни проявления стрессовых реакция:

a) физиологический (нервная решуляция, биохимия, энергетическое обеспечение)

b) психологический – опрациональный (перцептивные и когнитивные процессы, психомоторика; - рефлексивный (субъективные переживания, эмоции, аффективный тон, мотивационно-волевая регуляция)

c) поведенческий (продуктивность/ результативность, качество поведения)

 

Методы диагностики стресса

 

Физиологические корреляты à психологические сдвиги: субъективные оценки; когнитивные процессы à изменение в поведение

 

Физиологические методы:

- биохимические

- оценка вегетативных реакций (пульс, давление, дыхание, тонус гладкой мускулатуры, потоотделение и др.)

- электрофизиологические (ЭЭГ, ЭКГ, ЭОГ, ЭМГ, КГР и др.)

- психофизиологические (КЧСМ, последовательные образы, психомоторные пробы и др.)

 

Психологические методы

 

Объективирующие психометрические тесты:

- когнитивные (тесты на память, внимание, мышление, перервботку потоков информации и др.)

- исполнительские (время реакции, слежение, миокинетические тест идр.)

Субъективные методы:

- опросники

- методики субъективного шкалирования

- стандартизированное интервью

Проективные методы:

Тест Люшера, «РНЖ», тест Сонди и др.

 

Поведенческие методы

 

Количественные анализ результативности: оценки производительности, хронометраж, анализ продуктов деятельности, анализ ошибок и неправильных действий

 

Качественный анализ поведения: стандартизированное наблюдение, анализ речевого поведения, анализ паттернов глазодвигательных реакций, анализ мимики и пантомимики, анализ группового поведения.

 

Современная методология диагностики стресса:

- использования комплексов методов/диагностических процедур (в соответствии с разными уровнями проявлений стресса)

- разработка интегральных показателей (связывающих в единое целое разноуровневые проявления стресса)

- качественные характеристики проявлений стресса в виде целостного синдрома

 

 

лекция 4 Первые психологические модели стресса с учетом анализа поведенческих проявлений

Психофизиологические модели стресса

Активация и стресс: типы состояний (ортогональная модель)

СТРЕСС

Недостаточная стимуляция (монотомия/утомление) Сверхстимуляция (мобилизация/тревожность)
Сон/Дремота Возбуждение (рабочее напряжение)

СТРЕСС

 

ОСЬ Х: СТРЕСС

ОСЬ У: АКТИВАЦИЯ

 

Первые поведенческие модели стресса: бихевиористский подход

 

Внешняя среда: Стрессор: нагрузка, регламентация, социальные факторы, повреждения, травмы à стресс = состояние

 

Стресс = состояние à

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАДИГМЫ АНАЛИЗА СТРЕССА

- «Экологическая» парадигма: взаимодействия в системе «личнсоть-среда»

- Трансактная парадигма: процессуальная развертка процесса развития стресса

- Регуляторная парадигма: изменение механизмов регуляции деятельности

 

 

Лекция 5. МОДЕЛЬ СООТВЕТСТВИЯ «ЧЕЛОВЕК-СРЕДА»

 

См. Тетрадь

 

ПРИЧИНЫ!!

НАИБОЛЕЕ СИЛЬНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СТРЕССОРЫ (рейтинги)

 

1. потеря работы – потеря супруга

2. смена работы – смерть в кругу из самых близких людей

3. повышение по службе – тяжелая болезнь/несчастный случай

4. тяжелые конфликты с начальством/коллегами – свадьба

5. профессиональная неудача – развод

6. провал проекта – прибавление семейства

7. переквалификация – переезд

8. крупные потери денег – серьезный конфликт в семье

9. реорганизация/инновация и в оргинизации – покупка/постройка жилья

10. финансовые трудности в организации – ссора с друзьями

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.