Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система лицензирования как важнейший инструмент контроля качества медицинских услуг



 

Контроль качества является предпосылкой создания современной системы управления качеством. В этой области человечество накопило определенный опыт, пройдя путь от системы Тейлора (1905 г.) до универсальной системы управления качеством, реализованной наиболее полно в Японии. Особенно бурно эти проблемы решались в американском здравоохранении, когда туда «вторгся» целый ряд дисциплин, относящихся к науке управления, которые широко применяются в различных отраслях промышленности и сферы обслуживания и уже позволили там добиться беспрецедентного качества, уровня и надежности производимых товаров и услуг.

Возможно, с 2013-2016 гг. года система допуска на рынок лечебных учреждений и аптек станет иной. Вместо обязательного лицензирования медицинских услуг и фармацевтической деятельности правительство предлагает ввести декларирование, дополнив его "персональным" лицензированием врачей.

В то же время любые изменения в работе столь социально значимой сферы, как здравоохранение, вызывают повышенный общественный интерес. Это связано с большим количеством претензий к работе как государственных, так и частных клиник. И это при том, что действующая система лицензирования и регулярных проверок их работы должна обеспечить жесткий контроль за качеством медицинских услуг.

В Министерстве здравоохранения подтвердили, что такой переход действительно планируется, но произойдет это не ранее 2013 года. При этом «формальный» лицензионный контроль уступит место контролю «непосредственно процесса лечения».

«Декларация - это формализованная форма заявления, в которой указывается соответствие определенным стандартам. Например, соответствие персонала необходимым квалификационным требованиям, помещения - санитарно-эпидемиологическим нормам, оснащенности отделений клиники - порядкам оказания медицинской помощи. При этом декларация обязательно проходит процедуру регистрации» [97].

Получается, руководитель лечебного учреждения фактически дает письменные гарантии того, что его клиника будет работать так, как положено.

Качество проверок изменится: работу врачей будут оценивать в соответствии со стандартами. На сегодняшний день принято 24 порядка и разработано более 750 стандартов оказания медпомощи, и работа эта продолжается.

За рубежом лицензирование клиник в большинстве стран давно отменено. Там лицензируют непосредственно врачей - именно лицензия подтверждает их квалификацию и дает возможность работать, причем требования, например, к частнопрактикующим врачам намного более строгие, чем к медперсоналу больниц.

Создание оптимальной модели государственного управления, обеспечивающей эффективное исполнение государственных функций, является одной из важнейших задач становления демократического государства.

Одной из форм осуществления функций государства является контрольно-надзорная.

Необходимой предпосылкой государственного контроля и надзора является установление норм, соблюдение которых и является предметом контрольно-надзорной деятельности.

При этом меры государственного регулирования, связанные с осуществлением контрольно-надзорных функций могут быть оправданы, если они проводятся для реальной защиты общественных интересов в области защиты и охраны жизни и здоровья людей, обеспечения конституционных прав и свобод, обеспечения общественной и государственной безопасности.

Непосредственной целью контрольно-надзорной функции выступает предупреждение и пресечение нарушений установленных нормами права правил поведения субъектов общественных отношений, а также нормативно установленных требований (стандартов, эталонов) в различных сферах общественной жизни[98].

Контрольно-надзорная функция государства за организациями, оказывающими медицинские услуги, осуществляется в виде контроля качества медицинской помощи при соблюдении федеральных стандартов, санитарно-эпидемиологического контроля, лицензионного контроля.

Лицензирование медицинской деятельности проводится государством в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой деятельности[99].

Лицензионный контроль осуществляется во исполнение ст.19 Федерального закона №99-ФЗ в виде планового и внепланового контроля.

Контрольно-надзорная функция на территории Калининградской области осуществляется Службой по контролю качества медицинской помощи и лицензированию.

В рамках соблюдения Федерального закона РФ №99-ФЗ в соответствии с планом проверок, утвержденным руководителем (директором) Службы и согласованным с прокуратурой Калининградской области, проведены 32 плановые выездные проверки. В рамках осуществления лицензионного контроля также проведено 237 внеплановых проверок, из них 185 при рассмотрении обращений граждан и организаций. По результатам контрольных мероприятий выявлены нарушения лицензионных требований при проведении 28 плановых и 86 внеплановых проверок.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий выдано 105 предписаний, составлено 35 протоколов об административных правонарушениях. Сумма наложенных штрафов составила 482,0 тыс.рублей. В отношении 3 юридических лиц судом применена мера административного приостановления медицинской деятельности.

Наиболее распространенными причинами правонарушений в 2012 г. являются:

- отсутствие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;

- отсутствие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;

-несоблюдение порядка оказания медицинской помощи.

Анализ жалоб (заявлений, обращений) показывает, что большинство жалоб поступает на качество оказываемой медицинской помощи и отсутствие узких специалистов. Основные нарушения, выявленные при рассмотрении заявлений, обращений и жалоб, это нарушения оказания медицинской помощи.

Так, в ряде случаев результаты проверки соблюдения предпринимателем лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности выявлены грубые нарушения, касающиеся нарушение режима хранения лекарственных средств. В частности, Арбитражным судом Калининградской области рассмотрены дела о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Дроздовой Е.А. (дело №А21-9415/2012), общества с ограниченной ответственностью «ВИТАЛ» (дело №А21-9506/2012), общества с ограниченной ответственностью «Аптека 36,6» (дело № А21-9413/2012). Во всех трех случаях арбитражный суд решил заявление Службы по контролю качества Медицинской помощи и лицензированию удовлетворить, а также назначил наказание в виде административного штрафа (4000, 40000 и 40000 тыс. рублей соответственно).

При проведении лицензионного контроля медицинских учреждений стоматологического профиля в 2012 году было проведено 12 плановых проверок медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность по стоматологии. По результатам направлено 7 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено 5 протоколов (выявлено отсутствие внутреннего контроля качества медицинской помощи, нарушение правил хранения и сроков годности лекарственных средств и стоматологических материалов).

В связи с обращениями на качество оказания стоматологической помощи проведено 28 внеплановых проверок (16,9% от всех проведенных проверок). По результатам направлено 10 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено 5 протоколов (выявлено некачественное оказание стоматологической помощи, в 3 случаях - выявлена безлицензионная деятельность), в 2 случаях информация направлена в прокуратуру.

Наиболее частым нарушением лицензирования стоматологических учреждений является отсутствие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Так, Арбитражным судом Калининградской области рассмотрены дела о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью общества «Прима-Дент» (дело № А21-8382/2012), с ограниченной ответственностью «Асдент» (дело № А21-8383/2012), общества с ограниченной ответственностью «Стоматологическая клиника «Лебеденко и партнеры» (дело № А21-8255/2012) по причине отсутствия у руководителей дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». В первом случае арбитражный суд ограничился устным предупреждением и освобождением от административной ответственности. В двух остальных случаях принято решение привлечь к административной ответственности данные организации и назначить наказание в виде предупреждения.

Однако за 20 лет существования в России системы лицензирования медицинской деятельности этот метод государственного регулирования в виде лицензирования стал основным административным барьером в деятельности медицинских организаций. Причин тому много.

Одна из них заключается в том, что на практике процедура лицензирования медицинской деятельности и проводимый при этом лицензионный контроль не имеют никакого отношения к самой медицинской деятельности.

Процесс оказания медицинской услуги пациентам включает в себя непосредственно медицинскую деятельность, осуществляемую медицинским персоналом и хозяйственную деятельность, направленную на обеспечение медицинской деятельности. Хозяйственная деятельность предусматривает создание условий для работы врачей и медсестёр и обеспечение их всем необходимым для осуществления медицинской деятельности. Это оборудование и содержание помещений в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, организация санитарно-эпидемиологического контроля. Оснащение помещений необходимым медицинским оборудованием и поддержание этого оборудования в работоспособном состоянии. Это обеспечение врачей и медсестёр расходным имуществом, необходимым при оказании медицинской помощи. Это организация последипломного обучения медицинского персонала, организация медицинского учёта и отчётности. Хозяйственная деятельность многогранна и единственное, что не входит в её компетенцию, это лечение пациентов, то есть непосредственно медицинская деятельность.

Изменить сложившуюся ситуацию можно только изменением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, при этом прекратить проверять и вмешиваться в хозяйственную деятельность медицинских организаций, а сосредоточить внимание именно на процессе оказания медицинской помощи. Лицензионный контроль в этом случае должен носить профилактическую, а не карательную направленность и орган лицензирования при этом должен нести солидарную ответственность с лицензиатом перед пациентом. Не штрафы, а ответственность органа лицензирования за результаты проверки помогут качественно изменить действенность и эффективность лицензионного контроля. При этом лицензионный контроль будет играть привентивную роль, не допуская возникновения судебных исков со стороны пациентов. Как государство, так и медицинская организация заинтересованы в том, чтобы пациенту оказывалась медицинская помощь надлежащего качества, следовательно, и усилия обеих сторон должны прилагаться в одном направлении, при этом каждый имеет свою ответственность перед пациентом.

Необходимо изменить лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности. При этом убрать все требования к хозяйственной деятельности, а в качестве приоритета поставить критерии обеспечения безопасности пациента. Именно обеспечение безопасности пациентов должно стать ключевым моментом при осуществлении медицинской деятельности. Если мы не можем оторваться от социалистической системы здравоохранения, то хотя бы в вопросе оказания медицинской помощи необходимо сделать первый шаг в направлении мирового опыта.

Соблюдение стандартов безопасности пациента должно стать первым лицензионным требованием и условием.

Внедрение стандартов оказания медицинской помощи при осуществлении медицинской деятельности ведёт в тупик по причине индивидуальности человеческого организма. Нельзя прописать одинаково для сотни пациентов то, что необходимо сделать в обязательном порядке при диагностике и лечении одно и того же заболевания, так как необходимо учитывать пол, возраст, сопутствующие заболевания, аллергологический анамнез и многое другое, что делает пациента индивидуальным. Но к ста пациентам можно применить принцип безопасности, заключающийся в том, что нельзя ни в коем случае делать в ходе диагностики и лечения. Стандарты безопасности основаны в первую очередь на учёте и анализе допущенных врачебных ошибок. Система безопасности пациентов, которая работает уже тридцать лет в мировой медицинской практике доказала свою эффективность и результативность. Стандарт безопасности соответствует основному врачебному принципу – не навреди и именно выполнение этого стандарта предотвращает причинение вреда, ущерба здоровью пациента.

Разработкой этих стандартов должно заняться профессиональное врачебное сообщество, которое на первом этапе в состоянии в достаточно короткое время представить основной набор стандартов безопасности, которые в дальнейшем можно совершенствовать в зависимости от организации работы по выявлению врачебных ошибок. Отсутствие в настоящее время достаточного количества стандартов медицинской помощи тем не менее не мешает государственным органам осуществлять контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения. Поэтому отсутствие на начальном этапе достаточного количества стандартов безопасности не является препятствием к началу данной деятельности.

Следующим лицензионным требованием и условием должно стать соблюдение безопасных технологий при осуществлении медицинской деятельности.

В наследство от советской власти нам достался принцип согласования и утверждения каждого документа вне зависимости соответствует это здравому смыслу или нет. Разница в вопросе применения медицинских технологий в мировой медицинской практике и у нас заключается в том, что наши врачебные технологии необходимо утверждать у чиновника, а в мировой практике медицинские технологии только оцениваются врачебным сообществом с точки зрения доказательной медицины и врач волен выбирать технологию или ту, которая наиболее применима с его точки зрения в данном конкретном случае или ту, на применение которой был заключён договор со страховой компанией.

Третьим лицензионным требованием и условием должно быть наличие у медицинских работников, осуществляющих медицинскую деятельность сертификата специалиста, соответствующего характеру оказываемых медицинских услуг[100].

Проблема последних лет, сложившая в постоянном изменении номенклатуры специальностей и квалификационных требований, привела к тому, что органы лицензирования стали запрещать медицинскую деятельность врачам, которые не в той последовательности проходили обучение. Претензии предъявляются не к тому, что они плохо работают, а к тому, что они неправильно учились. Поэтому предъявление одного только сертификата без дополнительных бумаг решила бы проблему последних лет. Ведь за допуск к экзамену и за выдачу сертификата специалиста несёт ответственность образовательное учреждение, к нему и нужно предъявлять претензии, а не к врачам.

Существующий сегодня подход к квалификации медицинских специалистов по количеству часов, проведённых в образовательном учреждении, не отражает реальной картины профессионализма врачей и средних медицинских работников.

Наличие сертификата специалиста в какой-то мере подтверждает, что данный специалист соответствует определённому уровню медицинской практики, но если бы образовательное учреждение несло солидарную ответственность с врачом за выданный сертификат специалиста, то этот документ действительно являлся бы подтверждением квалификации врача или медсестры. Пока этот документ только подтверждает, что был прослушан определённый курс по определённой тематике.

Главный врач, принимая медицинских специалистов на работу, вынужден доверять этим бумагам, за которые никто не несёт ответственности.

Предлагаемая новым законодательством об основах охраны здоровья аккредитация специалистов взамен сертификации специалистов вообще не имеет никакого отношения к квалификации врача, как специалиста медицинской практики. «Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи».

Оказывается, чтобы работать врачом, достаточно изучить порядок и стандарт медицинской помощи. Знание медицинской практики, наличие клинического мышления при этом необязательно. Мало того, врачу нужно каждые пять лет проходить опять аккредитацию на знание того же порядка и стандарта, по которому врач работает на практике. С 1 января 2016 года сертификат специалиста уже будет не нужен.

Такая безответственность в подходе к квалификации врачей будет сохраняться до того момента, пока не образуется Российская врачебная организация, способная не только организовать процесс обучения врачей, но и взять ответственность за качество профессиональной подготовки.

Лицензионных требований и условий должен быть минимум. Они должны быть выполнимы и проверяемы. Только в этом случае будет эффективность от лицензирования медицинской деятельности.

Лицензионный контроль в этом случае необходимо установить в виде документарной проверки, так как чиновник, не обладая достаточным профессионализмом в медицинской практике не в состоянии оценить действия врача при лечении того, или иного пациента. Такую оценку в состоянии давать только профессиональное сообщество врачей. А вот установить индикаторы, которые могли бы отражать выполнение лицензионных требований и условий, и осуществлять мониторинг медицинской деятельности лицензиата, это реальная деятельность по осуществлению лицензионного контроля, тем более что таким видом контроля можно охватить практически всех, имеющих лицензию на медицинскую деятельность.

Изменение направления лицензионного контроля от хозяйственной деятельности к профессиональной значительно ослабит давление государства на медицинские организации независимо от форм собственности.

Кроме того, учитывая возможность определения в будущем статуса врача как субъекта права, переход к лицензированию врачей будет безболезненным, так как фактическое осуществление лицензирования профессиональной деятельности уже будет организовано и к тому моменту будет наработана достаточная база как мониторинга лицензионных требований и условий, так и деятельности врача в условиях соблюдения стандартов безопасности пациента.

Проблема совершенствования государственного надзора при лицензировании медицинской деятельности подробно была рассмотрена на I Национальном Конгрессе частных медицинских организаций в январе 2012 года, где были предложены практические меры по реализации изменения лицензионных требований и условий и порядка проведения лицензионного контроля.

 

§ 3.3. Особенности лицензирования медицинских учреждений стоматологического профиля.

 

Оказание стоматологической помощи населению помимо вышеуказаннах базовых нормативно-правовых актов о лицензировании и лицензировании медицинской деятельности в частности, дополнительно регулируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации № 1496-н от 7 декабря 2011г. «Об утверждении порядка оказания помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях»[101].

В соответствии с этим приказом, на должность врача-стоматолога профильного отделения (кабинета) стоматологической поликлиники назначается специалист соответствующего стоматологического профиля, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н[102] (зарегистрирован Минюстом России 09.07.2009 № 14292), по специальностям «стоматология», «стоматология общей практики», «стоматология детская», «ортодонтия», «стоматология терапевтическая», «стоматология хирургическая», «стоматология ортопедическая», а также Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н (зарегистрирован Минюстом России 25.08.2010 № 18247)[103].

Дополнительные перечень документов, регламентирующих деятельность стоматологической организации, достаточно широк. Среди них можно выделить следующие:

1) Приказ Минздрава СССР от 03.10.1990 № 394 «Об утверждении Положения о комплексном техническом обслуживании, ремонте, монтаже и наладке медицинской техники»[104]. Организация по обслуживанию медицинской техники должна иметь лицензию на такое обслуживание. Необходимо учитывать соответствие этой лицензии оборудованию стоматологической организации. Организация по обслуживанию медицинской техники выполняет следующие функции:

- заключает договоры с учреждениями здравоохранения и выполняет работу по комплексному техническому обслуживанию медицинской техники;

- осуществляет ремонт, монтаж и наладку медицинской техники по заявкам учреждений здравоохранения;

- обеспечивает работы по комплексному техническому обслуживанию, ремонту, монтажу и наладке медицинской техники запасными частями, материалами, технологическим оборудованием, контрольно-измерительными приборами, транспортом.

- осуществляет контроль и несет ответственность за своевременное и качественное выполнение работ, расходование запасных частей, комплектующих изделий и других материалов.

2) Методические рекомендации «Техническое обслуживание медицинской техники» (утв. Минздравом РФ и Минпромнауки РФ 24 сентября, 10 октября 2003г.)[105] определяют техническое обслуживание медицинской техники - как комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.

Виды работ по техническому обслуживанию медицинской техники:

- ввод в эксплуатацию;

- контроль технического состояния;

- периодическое и текущее техническое обслуживание;

- текущий ремонт.

Периодический контроль технического состояния рекомендуется проводить не реже 1 раза в 12 месяцев.

3) Приказ Госстандарта РФ от 18 июля 1994г. №125 «Об утверждении «Порядка проведения поверки средств измерений» (с изм. от 26 ноября 2001г.)[106] вводит понятие поверки средств измерений – совокупности операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям. Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений негодным к применению. Если средство измерения по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается «Свидетельство о поверке».

4) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 23 июля 2010 года № №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.

5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждения порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»[107] обязателен к исполнению для организаций независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

6) Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012г. № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»[108]. В соответствии с данным Постановлением при заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи. Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

При лицензировании медицинских учреждений стоматологического профиля предусмотрено разрешение на занятие только определенным видом деятельности. Например, «стоматология терапевтическая», «стоматология хирургическая», «стоматология детская» и другие.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации № 1496н в Приложении №11 предусматривает отдельные стандарты для комплектаций стоматологических кабинетов, включающие перечни материалов, инструментов и оборудования для проведения различных манипуляций. В связи с этим, медицинское учреждение, желающее заниматься одновременно несколькими видами стоматологической помощи, вынуждено выделять отдельные кабинеты, а также получать несколько отдельных лицензий. Санитарно-гигиенические нормы также диктуют особенные условий для кабинета той или иной направленности. Например, при оборудовании кабинета хирургической стоматологии необходимо облицовывание стен кабинета кафелем не менее 2 метров высоты, а при подготовке кабинета для оказания терапевтической стоматологической помощи такое требование отсутствует.

Однако, в условиях современного спектра предпринимательских услуг имеет целесообразность внести новый вид лицензии, который будет сочетать в себе два основных, самых востребованных вида стоматологической помощи. В таком случае необходимо разработать дополнительный стандарт оснащения в Приложение №11 Приказа Минздравсоцразвития РФ, который будет охватывать оказание как терапевтической стоматологической помощи населению, так и хирургической стоматологической помощи - Стандарт оснащения отделения (кабинета) хирургической и терапевтической стоматологии в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. При современных требованиях к лицензированию стоматологической помощи юридическое лицо, желающее вести прием по терапевтической и хирургической стоматологии, вынужден приобретать помещение на 2 раздельных кабинета, не менее 14м² каждый, две стоматологические установки, соответственно. Это не всегда представляется возможным, учитывая высокую стоимость недвижимости и стоматологического оборудования. Зачастую, частный предприниматель идет на нарушение закона и лицензирует только один вид услуги, чаще терапевтическую стоматологию, а хирургический прием ведет без лицензии, нарушая законодательство о лицензировании. Разумным в сложившейся ситуации может стать решение о введении новой лицензии на оказание терапевтической и хирургической помощи (см. Приложение 1). В связи с этим потребуется внесение изменений в подзаконные нормативно-правовые акты. Например, необходимо будет внести изменения в V раздел Приложения Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»[109], в Приложение №11 Приказа Минздравсоцразвития РФ.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование лицензионного регулирования предпринимательской деятельности в России позволяет сделать следующие выводы.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России безусловно имело в историческом аспекте элементы разрешительного типа. Стержнем разрешительного регулирования государством предпринимательской деятельности в дореволюционный период можно назвать фискальную обусловленность, не исключавшую, впрочем, установление в целях обеспечения защиты публичных интересов требований к субъектам предпринимательства. Концепция, идеология обоснования необходимости разрешительного регулирования как в дореволюционный, так и в советский период не получила развития и правового закрепления. За нарушения разрешительного (лицензионного) порядка осуществления предпринимательской деятельности отечественным законодательством предусматривались различные виды юридической ответственности (включая уголовно-правовую).

Базовым законодательным актом в рассматриваемой сфере в настоящее время является Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данным Федеральным Законом не только установлен перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с данным нормативным правовым актом, но и исчерпывающий перечень видов (сфер) деятельности, лицензирование которых осуществляется на основе особых актов. Таким образом, устранена возможность применения лицензионного механизма в рамках подзаконного регулирования и решен вопрос об объектах лицензирования в России.

В Российской Федерации лицензирование, с одной стороны, регулируется единым законом о лицензировании, а с другой, особенности лицензирования в отдельных отраслях учтены при разработке положений. Данный подход следует признать правильным.

Применение лицензирования в целях регулирования предотвращения ограничения конкуренции является, несомненно, необходимым, однако также следует отметить, что данная мера не должна создавать необоснованные ограничения, что недопустимо.

Принципиальным в настоящее время, помимо единства лицензирования, является и его законодательное закрепление на федеральном уровне (установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; установление федеральными законами единого порядка лицензирования). Такой подход, думается, не только вполне оправдан, но и обладает серьезным антикоррупционным потенциалом, обеспечивая соблюде­ние конституционных положений. Кроме того, обеспечение единства экономического пространства на всей территории государства, собственно, и предполагает единство перечня лицензируемых видов деятельности и порядка лицензирования (отступление от этих положений, как было показано в историческом контексте, приводило к усугублению регионального сепаратизма).

Как показывает практика, лицензирование предпринимательской деятельности – это довольно хлопотная и сложная процедура. Это обусловлено тем, что необходимо собрать большое количество документов, правильно и грамотно их оформить, соблюсти установленные сроки их подачи в соответствующие инстанции. Этот вопрос можно решить, прибегнув к услугам профессиональных специалистов.

В регионах РФ для проведения лицензионной деятельности создаются специальные территориальные органы, которые рассматривают заявления соискателей и принимают по ним решения. В данный момент на территории РФ законодательно введен уведомительный принцип начала предпринимательства, но, следует заметить, что он не отменил лицензирование как правовую процедуру, просто требует от соискателя проведения процедур регистрации и лицензирования одновременно.

Медицинская организация в соответствии с законодательством осуществляет медицинскую деятельность, но право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

В процессе работы был сделан вывод о том, что, выдавая лицензию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, государство на практике лицензирует хозяйственную деятельность медицинских организаций, не принимая во внимание медицинскую. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, являясь хозяйствующими субъектами, только обеспечивают и создают условия для осуществления медицинской деятельности врачами и средним медицинским персоналом.

Поэтому и лицензионный контроль, проводимый органами лицензирования, направлен на проверку именно хозяйственной деятельности и не затрагивает вопросы оказания медицинской помощи.

Исходя из результатов проверок Службы по контролю качества медицинской помощи и лицензированию можно сделать вывод, что большинство жалоб поступает на качество оказываемой медицинской помощи и отсутствие узких специалистов. Основные нарушения, выявленные при рассмотрении заявлений, обращений и жалоб, это нарушения оказания медицинской помощи.

Исправить сложившуюся ситуацию можно изменением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, при этом прекратить проверять и вмешиваться в хозяйственную деятельность медицинских организаций, а сосредоточить внимание именно на процессе оказания медицинской помощи. Лицензионный контроль в этом случае должен носить профилактическую, а не карательную направленность и орган лицензирования при этом должен нести солидарную ответственность с лицензиатом перед пациентом. Соблюдение стандартов безопасности пациента должно стать первым лицензионным требованием и условием. Разработкой этих стандартов должно заняться профессиональное врачебное сообщество. В частности, в стоматологии данную роль могла бы принять на себя Стоматологическая Ассоциация России.

Лицензионных требований и условий должен быть минимум. Они должны быть выполнимы и проверяемы. Только в этом случае будет эффективность от лицензирования медицинской деятельности.

Изменение направления лицензионного контроля от хозяйственной деятельности к профессиональной значительно ослабит давление государства на медицинские организации независимо от форм собственности.

В условиях современного спектра предпринимательских услуг имеет целесообразность внести новый вид лицензии, который будет сочетать в себе два основных, самых востребованных вида стоматологической помощи. В таком случае необходимо разработать дополнительный стандарт оснащения, который будет охватывать оказание как терапевтической стоматологической помощи населению, так и хирургической стоматологической помощи - Стандарт оснащения отделения (кабинета) хирургической и терапевтической стоматологии в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.

Выводы:

1. В Российской Федерации лицензирование, с одной стороны, регулируется единым законом о лицензировании, а с другой, особенности лицензирования в отдельных отраслях учтены при разработке положений. Данный подход следует признать правильным.

2. Анализ подходов к оценке качества медицинской помощи (в целом и стоматологической в частности) на современном этапе выявил отсутствие единых, четко сформулированных, систематизированных и стандартизированных критериев оценки качества стоматологической помощи. Существующие в настоящий момент апробированные методики оценки качества разрознены и в условиях отсутствия единой стройной системы стандартов не могут обеспечить контроль качества медицинской помощи на надлежащем уровне. Это требует создания единой комплексной системы контроля и обеспечения качества стоматологической помощи простой в использовании, информативной, интегрирующей все существующие подходы к оценке качества, которая может быть использована как в работе специализированных экспертных служб, так и являться основным ориентиром для улучшения качества медицинской помощи в повседневной деятельности руководителей ЛПУ.

3. Существующий контроль со стороны лицензионных организаций носит формальный характер и в основном, в целом по стране, осуществляется членами данных комиссий, которые не имеют специальной подготовки в области стоматологии, а мнения врачей-стоматологов, привлекаемых к экспертизе, в большинстве случаев руководством лицензионных комиссий игнорируются.

4. Потребителю-пациенту в платной медицине предоствляются разрешительные права. Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

5. Необходимо ввести новую лицензию на оказание терапевтической и хирургической помощи (см. Приложение 1).

6. Необходимо внести изменения в V раздел Приложения Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»[110], в Приложение №11 Приказа Минздравсоцразвития РФ.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

I. Нормативно-правовые и иные акты

 

1. Конституция Российской Федерации. // СПС «Консультант-Плюс».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.02.2013)// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.03.2013) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.

6. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3430.

7. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 12.11.2012) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»// Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249.

8. Федеральный закон от 02.07.2005 № 80-ФЗ (ред. от 04.05.2011) «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ, 04.07.2005, № 27, ст. 2719.

9. Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в ред. Федеральных законов от 08.12.2010 № 344-ФЗ, от 07.02.2011 № 4-ФЗ, от 08.12.2011 № 424-ФЗ, от 08.06.2012 № 65-ФЗ)//СПС «Консультант Плюс».

10. Федеральный закон от 8.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст.4850.

11. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» // Собрание законодательства РФ, 14.07.2003, № 28, ст. 2895.

12. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 52 (ч.1). Ст. 5140.

13. Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. федеральных законов от 06.12.2011 № 409-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.

14. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 № 93-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

15. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (в ред. федеральных законов от 02.04.2012 № 31-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3805.

16. Федеральный закон от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в ред. федеральных законов от 21.11.2011 №327-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст.1463.

17. Федеральный закон от 08.011998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст.219.

18. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями от 04.03. 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

19. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 10.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

20. Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Российская газета. №9. 19.01.1999.

21. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Российская газета. № 27. 10.02.1996.

22. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» // Собрание законодательства РФ, 23.04.2012, № 17, ст. 1965.

23. Постановление Правительства РФ от 04.04.2012г. № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. 08.10.2012. № 41. ст. 5628.

24. Постановление Правительства РФ от 26.01.2012 № 25 (ред. от 04.05.2012) «О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.02.2012, № 6, ст. 670.

25. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6931.

26. Постановление Правительства РФ от 06.10.2011 г. №826 «Об утверждении типовой формы лицензии» // Собрание законодательства РФ, 17.10.2011, № 42, ст. 5924.

27. Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // Российская Газета. № 63. 25.03.2011.

28. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ, 26.03.2001, № 13, ст. 1252.

29. Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» // Российская газета. 05.05.1995.

30. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012г. № 502н «Об утверждения порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»// Российская Газета. №5814. 22.06.2012.

31. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации № 1496н от 7 декабря 2011г. «Об утверждении порядка оказания помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях»// Российская Газета. №5734. 21.03.2012.

32. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010 № 18247)// Российская газета, № 217, 27.09.2010.

33. Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н (ред. от 26.12.2011) «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2009 № 14292)// Российская газета. № 158. 26.08.2009.

34. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 мая 2007г. №323 «Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи» // Российская газета. № 4392. 20.06.2007г.

35. Приказ Минздрава СССР от 03.10.1990 № 394 «Об утверждении Положения о комплексном техническом обслуживании, ремонте, монтаже и наладке медицинской техники» // Справка СПС «Консультант Плюс» - документ опубликован не был.

36. Письмо Минздрава РФ от 27.10.2003 № 293-22/233 «О введении в действие Методических рекомендаций «Техническое обслуживание медицинской техники» (вместе с «Методическими рекомендациями...», утв. Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003) // Здравоохранение. № 5. 2004.

37. Приказ Госстандарта РФ от 18 июля 1994г. №125 «Об утверждении «Порядка проведения поверки средств измерений» // Российские вести. № 154. 18.08.1994.

38. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 06.09. 2010 г. № 36.

39. Федеральный закон от 25.09.1998 года № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 39, ст. 4857. (утратил силу).

40. Горное положение Союза ССР, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 09.11.1927 г. // Собрание Законов СССР. 1927. № 68. Ст. 688. (утратил силу).

41. Закон РСФСР от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс»(утратил силу).

42. Закон СССР «О кооперации в СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1998. № 22. Ст. 355.(утратил силу).

43. Инструкция о порядке ввоза кинокартин из-за границы и вывоза их за пределы РСФСР, утв. Постановлением Народного комиссариата просвещения РСФСР, Народного комиссариата внешней торговли РСФСР, Народного комиссариата внутренних дел РСФСР от 05.05.1923 г. //Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 40. Ст. 434. (утратила силу).

44. Приказ Минздрава СССР от 31.12.1971 г. № 943 «О дополнительных мерах по контролю за производством и потреблением наркотических и психотропных веществ».// СПС «КонсультантПлюс» (утратил силу).

45. Приказ Минздрава СССР от 21.09.1976 г. № 928 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с наркоманией» // Наставления и нормативные материалы по аптечно­му делу. 1982. Вып. 3.(утратил силу).

46. Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях, утв. По­становлением ЦИК и СНК СССР от 09.04.1931 г. № 3/256 // СЗ СССР. 1931. № 21. Ст. 181 (утратил силу).

47. Постановление СНК СССР от 12.10.1923 г. «О порядке приобретения за границей легковых автомобилей и мотоциклов» // Систематическое собрание действующих законов СССР. Книга вторая. М., 1926 (утратил силу).

48. Сводный закон о реквизиции и конфискации имущества, утв. Постановлением ВЦИКи СНК от 28.03.1927 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1927. № 38. Ст. 248 (утратил силу).

49. Уголовный кодекс РСФСР 1922г.// Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153 (утратил силу).

 

II. Специальная литература

50. Адыев А.А. Контрольно-надзорная функция современного Российского государства (политико-правовое исследование): диссертация... кандидата юридических наук. Казань, 2007.

51. Вилнер A.M. О нормативно-правовых аспектах лицензирования отдельных видов деятельности в США и в штате Мэриленд // Лицензионное обозрение. 2000. № 1. С. 9-11.

52. Власенко Т.Я., Житников Ю.М. Лицензирование и аккредитация в здравоохранении. М, 2008. С. 59 – 66.

53. Вознесенская И., Кормош Ю. Правовой статус лицензии на право пользования недрами // Хозяйство и право. 1998. № 12. С. 39.

54. Гандилов Т.М. Законодательство о лицензировании и проблемы малого бизнеса // Государство и право на рубеже веков. М., 2001.

55. Егоршин А.П. Лицензирование медицинской деятельности/ Учебник для Вузов: 3-е издание. Н.Новгород, 2011.

56. Жданова Н.Н. Нормативные документы здравоохранения // Медицинский вестник. № 6. 2012. С. 14 – 17.

57. Зиганшин Р.Ф. Правовое регулирование лицензирования деятельности по капитальному ремонту в строительном подряде; анализ и характеристика современного законодательства в области лицензирования в строительной отрасли // Бюллетень нотариальной практики. 2008. № 2. С. 23.

58. Ионова Ж. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. 2011. № 1. С. 55 – 59.

59. История государственного управления в России: Учебник / Общ. ред. Р.Г. Пихоя. М.,2002. С. 179.

60. Калинина А. Правовые основы лицензирования в сфере связи в зарубежных странах//Право и экономика. 2008. № 9. С. 9-10.

61. Козлова Н.В. Государственная власть и частный капитал в XVIII в.: характер взаимоотношений // Отечественная история. 1998. № 6. С. 16—17.

62. Лапач В.А. Субъективные гражданские права и основания их возникновения // Журнал российского права. 2001. № 10. С.10.

63. Малахов С.А. Лицензирование деятельности в механизме государственного регулирования: социально-экономический аспект. Дисс. ... канд. экон. наук. М, 2008г.

64. Мельгунов В.Д. Административно – правовое регулирование и административно – правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности. М., 2008.

65. Мизес Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М., 1993. С. 45-52.

66. Налетов К.И. Юридическая взаимосвязь лицензий и разрешений на пользование недрами // Российская юстиция. 2008. № 2. С. 7.

67. Наумов А.В. История российского уголовного законодательства об ответ­ственности за предпринимательскую деятельность. Концепция модернизации уго­ловного законодательства в экономической сфере. М., 2010. С. 125-126.

68. Невинная И. Что доктору прописали. Государство не намерено ослаблять контроль за предоставлением медицинских услуг//Российская газета от 11.07.2010.

69. Приложение к уставу об акцизных сборах // Свод законов Российской империи. В XVI т. СПб., 1893. Т. V. С. 256-260.

70. Российское законодательство X—XX веков. В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1984. Т. 1. С. 234-236.

71. Российское законодательство X—XX веков. В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1984. Т. 2. С. 151-152.

72. Российское законодательство X—XX веков. В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1984.Т.8.

73. Рындзюнский П.Г. Утверждение капитализма в России 1850—1880 гг. О развитии винокуренного производства и его государственном регулировании в период реформ. М., 1978. С. 186-190.

74. Рыночная экономика. В 3 т. В 6 ч. / Под ред. Ю.Б. Рубина. М., 1992. Т. 2.4. 1.С. 20-21.

75. Свод законов Российской империи. В XVI т. СПб., 1893. Т. V. С. 35-38.

76. Свод законов Российской империи. Книга вторая. Т. 5 / Под ред. И.Д. Мордухай-Болтовского. СПб., 1885. С. 44—57.

77. Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 года). М., 1974. С.115, 144.

78. Спектор Е.И. Соотношение понятий «лицензия» и «специальное разрешение» в контексте статьи 171 УК РФ и статьи 14.1 КоАП РФ // Адвокат. 2012. №11. С. 17 – 19.

79. Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Журнал российского права. 2004. №10. С.12-14.

80. Тарановский Ф.В. История русского права / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М., 2004. С. 49-50.

81. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2011.

82. Уголовное уложение 1903. г. // Российское законодательство Х-ХХ веков / Под общ. ред. О.И. Чистякова. В 9 т. М., 1994. Т. 9. С. 240-271.

83. Хозяйственная реформа, управление и право/ Под ред. Ю.М. Козлова. М.,1973.

84. Худяков А.В. Алкогольная политика Российского государства за последние пятьсот лет // Преподавание истории в школе. 2002. № 1. С. 45—50.

85. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. В IVт. Т. I. М., 2003. С. 72.

86. Шубников Ю.Б. Особенности становления российского предпринимательского права до начала XX века // История государства и права. 2001. № 5. С. 20.

87. Яровинский М.Я. Медицинский работник и пациент // Медицинская помощь. 2012. №3. С. 47.

88. Administrative Law Review (Административное право зарубежных стран). 2000. С. 34-41.

 

III. Справочная и другая литература

 

89. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов. / Под ред. Н.З. Котеловой. М., 1984.

90. Словарь русского языка. Т. 2. М., 1982.

91. Справочник по регулированию электросвязи / Под ред. Хэнка Интвена, 2000. С.18-22.

92. Юридический словарь / Под гл. ред. С.Н. Братуся, Н.Д. Казанцевой, С.Ф. Кечекьяна и др. М., 1953.

IV. Судебная практика

 

93. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа» // Российская Газета. 14.03.2006.

94. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 1.

95. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская Газета. 13.08.1996.

96. Постановление Президиума ВАС РФ от 31 августа 1999г. № 422/99 // Вестник ВАС РФ. 1999. №12.

97. Постановление Президиума ВАС РФ от 18 апреля 2000 г. № 7553/99 // Вестник ВАС РФ. 2000. №7.

98. Постановление Федерального Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 22.07.2009 г. по делу № А43-30991/2008-1-458 // СПС «КонсультантПлюс».

99. Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 15 мая 2007г. по делу № КА-А40/3840-07 // СПС «КонсультантПлюс».

100. Информационное письмо от 28 октября 1998 г. № СЗ-7/УЗ-819 «О Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Вестник ВАС РФ. 1999. № 1.

101. Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11 марта 2012 года. Дело № А21-388/2012.

102. Решение Арбитражного суда Калининградской области от 31 октября 2012 года. Дело № А21-8255/2012.

103. Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06 ноября 2012 года. Дело № А21-8382/2012.

104. Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08 ноября 2012 года. Дело № А21-9413/2012.

105. Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08 ноября 2012 года. Дело № А21-9506/2012.

106. Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09 ноября 2012 года. Дело № А21-8383/2012.

 

V. Эмпирический материал

 

107. Отчет Службы по контролю качества медицинской помощи и лицензированию за 2012г.

 


[1] Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. / Под общ. ред. О. И. Чистякова. М., 1984. Т. 2. С. 151-152.

[2] Тарановский Ф.В. История русского права / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М., 2004. С. 49-50.

[3] Российское законодательство X—XX веков. В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1984. Т. 1. С. 234-236.

[4] Шубников Ю.Б. Особенности становления российского предпринимательского права до начала XX века // История государства и права. 2001. № 5. С. 20.

[5] Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 года). М., 1974. С. 115, 144.

[6] Козлова Н.В. Государственная власть и частный капитал в XVIII в.: характер взаимоотношений // Отечественная история. 1998. № 6. С. 16—17.

[7] Рындзюнский П.Г. Утверждение капитализма в России 1850—1880 гг. О развитии винокуренного производства и его государственном регулировании в период реформ. М., 1978. С. 186-190.

[8] Свод законов Российской империи. В XVI т. СПб., 1893. Т. V. С. 35-38.

[9] Приложение к уставу об акцизных сборах // Свод законов Российской империи. В XVI т. СПб., 1893. Т. V. С. 256-260.

[10] Худяков А.В. Алкогольная политика Российского государства за последние пятьсот лет // Преподавание истории в школе. 2002. № 1. С. 45—50.

[11] История государственного управления в России: Учебник / Общ. ред. Р.Г. Пихоя. М., 2002. С. 179.

[12] Свод законов Российской империи. Книга вторая. Т. 5 / Под ред. И.Д. Мордухай-Болтовского. СПб., 1885. С. 44—57.

[13] Свод законов Российской империи. В XVI т. СПб., 1893. Т. VII. Устав горный. С. 84.

[14] Свод законов Российской империи. Кн. 5. Т. 15 / Под ред. И.Д. Мордухай-Болтовского. СПб., 1885. С. 86—125.

[15] Российское законодательство X—XX веков. В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1984.Т.8. С. 184.

[16] Уголовное уложение 1903. г. // Российское законодательство Х-ХХ веков / Под общ. ред. О.И. Чистякова. В 9 т. М., 1994. Т. 9. С. 240-271.

[17] Рыночная экономика. В 3 т. В 6 ч. / Под ред. Ю.Б. Рубина. М., 1992. Т. 2.4. 1.С. 20-21.

[18] Горное положение Союза ССР, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 09.11.1927 г. // Собрание Законов СССР. 1927. № 68. Ст. 688. (утратил силу).

[19] Вознесенская И., Кормош Ю. Правовой статус лицензии на право пользования недрами // Хозяйство и право. 1998. № 12. С. 39.

[20] Инструкция о порядке ввоза кинокартин из-за границы и вывоза их за пределы РСФСР, утв. Постановлением Народного комиссариата просвещения РСФСР, Народного комиссариата внешней торговли РСФСР, Народного комиссариата внутренних дел РСФСР от 05.05.1923 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 40. Ст. 434.

[21] Постановление СНК СССР от 12.10.1923 г. «О порядке приобретения за границей легковых автомобилей и мотоциклов» // Систематическое собрание действующих законов СССР. Книга вторая. М., 1926 (утратил силу).

[22] Уголовный кодекс РСФСР 1922г.// Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.

[23] Сводный закон о реквизиции и конфискации имущества, утв. Постановлением ВЦИКи СНК от 28.03.1927 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1927. № 38. Ст. 248.

[24] Юридический словарь / Под гл. ред. С.Н. Братуся, Н.Д. Казанцевой, С.Ф. Кечекьяна и др. М., 1953. С. 305.

[25] Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 09.04.1931 г. № 3/256 // СЗ СССР. 1931. № 21. Ст. 181 (утратил силу).

[26] Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов. / Под ред. Н.З. Котеловой. М., 1984. С. 327.

[27] Словарь русского языка. Т. 2. М., 1982. С. 191.

[28] Хозяйственная реформа, управление и право / Под ред. Ю.М. Козлова. М.,1973. С. 74.

[29] Приказ Минздрава СССР от 31.12.1971 г. № 943 «О дополнительных мерах по контролю за производством и потреблением наркотических и психотропных веществ» // СПС «КонсультантПлюс» (утратил силу).

[30] Приказ Минздрава СССР от 21.09.1976 г. № 928 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с наркоманией» // Наставления и нормативные материалы по аптечному делу. 1982. Вып. 3.(утратил силу).

[31] Закон СССР «О кооперации в СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1998. № 22. Ст. 355.(утратил силу).

[32] Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»//Российская Газета. № 27. 10.02.1996.

[33] Закон РСФСР от 25.12.1990 г. // СПС «КонсультантПлюс». (утратил силу).

[34] Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 г. № 492. // СПС КонсультантПлюс.

[35] Федеральный закон от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 39, ст. 4857. Далее - Федеральный закон № 158-ФЗ (утратил силу).

[36] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.03.2013) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301. Далее – ГК РФ.

[37] Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33. Ст. 3430. Далее - Федеральный закон № 99-ФЗ.

[38] Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ // Российская газета. №9. 19.01.1999.

[39] Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // Российская газета. № 63. 25.03.2011.

[40] Постановление Правительства РФ от 26.01.2012 № 25 (ред. от 04.05.2012) «О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.02.2012. № 6. Ст. 670.

[41] Лапач В.А. Субъективны

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.